Файл: Учебнометодическое пособие Издво Омск Омгу 2005 2 удк 800 ббк 81. 1я73 м 748.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 156

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

25
Слово ticket.
А. 1) объект действия «купил»;
2) входит в состав логического предиката вместе со словом
bought.
Б. 3) стоит сразу после глагола-сказуемого;
4) зависит от глагола, соединяется с ним синтаксически подчинительной связью;
5) при глаголе buy – объект обязателен.
В. 6) относится к классу существительного;
7) имеет при себе артикль.
Определяющими и в этом случае являются содержательный признак (1) – тип отношения и (4) – признак синтаксической зави- симости. Данный элемент называется прямым дополнением. Обо- значим его через О
1
Слова at Milan.
A. 1) обозначают условия, обстоятельства совершения действия;
2) конкретно обозначают место, где свершилось действие.
Б. 3) стоят после прямого дополнения;
4) синтаксически зависят от глагола, подчиняются ему;
5) их можно переставить в начало предложения;
6) можно убрать, и при этом предложение останется грам- матически правильным.
В. 7) at – предлог, Milan – имя существительное собственное.
Этот член предложения называется обстоятельством и обычно обозначается Adv.
Таким образом, структура анализируемого предложения со- стоит из элементов S, Pr, O
1
и Adv. Выше указывалось, что модель
– это не просто набор элементов, а система определенным образом связанных элементов. Для всех членов предложения были отмече- ны два признака – тип отношения: содержательный (1) и синтак- сической зависимости (4), с указанием элемента, с которым каж- дый член предложения связан. Следовательно, можно говорить, что полученное описание есть модель предложения, отражающая его основные (содержательные, синтаксические и морфологиче- ские) свойства.
26
Следует иметь в виду, что в практике синтаксических иссле- дований понятие «модель» используется по крайней мере в трех
значениях.
I. Моделью называется линейная символическая запись дан-
ного конкретного предложения. Для анализируемого предложе- ния такая запись будет иметь вид:
I have bought a ticket at Milan.
(1) S Pr O
1
Adv
Стрелки обозначают отношение зависимости. Соблюден по- рядок следования элементов. Здесь получается, что данный при- знак, входящий в систему признаков, определяющих член пред- ложения, как бы экстрагируется из него и затем приписывается вновь элементу, лишенному своего основного признака. Это сво- его рода порочный логический круг, когда два понятия определя- ются друг через друга, что довольно часто встречается в лингвис- тических исследованиях.
Если взять достаточно длинный текст, то в нем можно обна- ружить не одно, а несколько предложений, для которых линейная символическая запись будет иметь один и тот же вид. Например:
The girl saw the handkerchief in the bag.
(1а) S Pr
O
1
Adv
II. Таким образом, данная символическая запись является
типовой схемой, описывающей синтаксическую структуру боль- шого числа предложений. Это второе значение термина «модель»
(модель «типовая схема, образец» (англ. pattern)), по которому строятся предложения указанной структуры.
Типовая схема и модель I могут быть представлены не обя- зательно в символическом виде, их можно записать словами: под- лежащее – сказуемое – прямое дополнение – обстоятельство. Это два разных метаязыка – специальных, предназначенных для опи- сания другого, в нашем случае – естественного языка.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


27
Если взять пример The girl in the dock put her handkerchief to
her eyes, то можно сделать заключение, что типовая схема (мо- дель), по которой он построен, имеет вид:
(2) S Attr Pr Attr
O
1
Attr Adv/ O
3
Известно, что в английском языке (не в эмфатическом пред- ложении) обстоятельство может стоять в начале предложения. В этом случае говорят, что модель (I и II) имеет позиционные (ли- нейные) варианты, или иной линейный способ реализации (при условии, заданном выше, а именно: основным свойством элемен- тов исследуемой модели являются синтаксические, не линейные отношения). Для 1 и 1а такой вариант будет иметь следующий вид:
(3) Adv S Pr
O
1
О реализации модели говорят также в тех случаях, когда тот или иной член предложения может быть выражен элементами разных морфологических классов. Модель I реализуется в нашем примере двумя способами, так как в приведенных двух предложе- ниях (1 и la) S выражено местоимением и существительным.
III. Третий смысл термина «модель». Допустим, что в анг- лийском языке существуют только три указанные выше типовые схемы структуры предложения. По таким образцам-моделям (и их вариантам), как легко догадаться, строится все неограниченно большое число реальных предложений с различным лексическим наполнением (лексические реализации). Суммируем, какие же элементы и какие отношения имеются в нашем распоряжении. Во всех трех моделях имеются S, Pr, O
1
; в примерах (1) и (2) – Adv; в примере (2) – Attr. Таким образом, совокупность элементов будет
S, Pr, O
1
, Adv, Attr. Между ними существуют отношения синтакси- ческой зависимости и линейной последовательности. В граммати- ках традиционно они называются правилами. Совокупность син- таксических отношений можно задать следующим образом: S ↔
28
Pr (подлежащее взаимосвязано со сказуемым), O
1
→ Pr (прямое дополнение зависит от сказуемого), Adv → Pr, Attr → S (модель
2), Attr → O
1
, Attr → Adv. Правила линейного следования для двух типовых схем (не учитывая вариантов) можно записать так: S предшествует Pr; O
1
следует за Pr; Adv следует за О
1
; Attr следует за S; Attr предшествует О
1
, Adv. В результате получаем набор элементов и набор правил, по которым эти элементы связаны друг с другом. А это соответствует определению модели. Но это мо- дель не отдельного предложения и не отдельный образец, а мо- дель всей грамматики нашего гипотетического английского языка.
Такая модель грамматики – это то, с чем мы обычно имеем дело в практике изучения и исследования языка.
Если посмотреть внимательно на систему элементов и пра- вил, то можно увидеть, что из них строятся не только приведен- ные схемы, но и, например, такая:
S Attr Pr O
1
, соответствующая предложению The man behind the counter took a
glass. В таких случаях говорят об описательной силе модели. Полу- ченная модель описывает как бы потенциально возможные (мы знаем, что реально возможные) структуры предложений, т. е. боль- ше, чем есть в оригинале. На практике же описания обычно быва- ют беднее, чем оригинал, т. е. модель отражает оригинал с боль- шей или меньшей степенью адекватности.
Отметим также, что подобная модель грамматики называет- ся порождающей, поскольку из ее элементов по ее правилам мож- но построить (породить) синтаксические структуры реально суще- ствующих в языке предложений.
Описанные три вида моделей, как видим, отличаются друг от друга по объекту, который они описывают (структура конкрет- ного предложения, структура ряда предложений и структура грамматики языка). Поскольку они не отличаются по элементам
(это является главным в классификации лингвистических моде- лей), то это различие может показаться не очень ярким. Однако о
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


29
нем не следует забывать в практической работе, следует знать, с чем лингвист имеет дело в каждом конкретном случае.
На наш взгляд, все три модели принадлежат одному уровню абстракции (к другому уровню абстракции относятся математиче- ские модели), различаются лишь по степени обобщенности, в том смысле, что все три связаны с оригиналом прямо, являются ре- зультатом непосредственного наблюдения и приложимы только к исследованию объектов данного типа, т. е. синтаксической струк- туры языка. Даже при описании структуры конкретного предло- жения (модель – линейная схема) используются понятия члена предложения, полученные в результате теоретического описания, обобщения грамматики в целом, только в конкретном случае по- нятие как бы лишается некоторых характеристик, например, по- тенциальной возможности разного морфологического заполнения синтаксических позиций. В конкретном предложении дан один на- бор морфологических классов, один способ выражения и один по- рядок линейного следования. Ниже показаны модели, отличающие- ся своими элементами от модели членов предложения.
3.1.2. Модель классов слов.
Структурное дерево зависимостей
Синтаксическая структура предложения может быть описа- на не только в терминах членов предложения, т. е. можно постро- ить такие модели синтаксической структуры, элементы которых будут отличаться от членов предложения. Так, элементами модели могут служить классы слов. С этой целью можно использовать
дистрибуционные или субституционные классы слов, а также
классы Ч. Фриза, или традиционные части речи. Чтобы смоде- лировать синтаксическую структуру предложения, для каждого слова предложения необходимо установить, к какому классу в вы- бранной системе оно принадлежит: глаголу, существительному, прилагательному и т. п., затем каждому слову приписать имя это- го класса или символ, обозначающий этот класс. Так, линейная структурная схема анализируемого нами предложения I have
bought a ticket at Milan for Stresa будет: местоимение – вспомога- тельный глагол – причастие II – артикль – существительное – предлог – существительное. Символическая линейная схема будет
30
иметь вид: Prn V
aux
V
ed
D N F N F N, где все слова, в том числе и такие, как артикль, предлог, вспомогательные глаголы, обозначе- ны самостоятельно, символами классов, к которым они относятся.
Но такое представление структуры предложения не отражает ос- новного свойства элементов синтаксической структуры, а именно их связи друг с другом.
Поскольку предлагаемое ниже представление структуры предложения является модификацией вариантов, принятых в грамматике зависимостей (ГЗ), изложим некоторые из принципов
ГЗ. Возьмем основные моменты, не давая детального описания и строгих формулировок. ГЗ разрабатывалась наиболее интенсивно в прикладной лингвистике, в частности для целей машинного пе- ревода, поэтому она предъявляет ряд чисто формальных требова- ний к анализу структуры предложения.
Грамматика зависимостей – грамматика классов слов, вер- нее, классов словоформ. Она выдвигает следующие требования.
¾ Для каждого слова независимо от того, является ли оно знаменательным или служебным, устанавливается принадлеж- ность его к определенному классу, и каждое cлово самостоятельно представляется в структуре предложения (обычно символом сво- его класса).
¾ Для каждого слова задается его зависимость от другого слова, при этом только от одного слова, т. е. устанавливаются лишь бинарные зависимости.
¾ Зависимость имеет направленный характер: одно слово – главное, другое – зависимое. Таким образом, имеет место анти- симметричность синтаксической зависимости.
¾ Глагол-сказуемое считается структурным центром пред- ложения и не зависимым от других слов. Слово-подлежащее зави- сит от глагола. Для остальных знаменательных слов отношение зависимости определяется на основе их подчинительных связей в предложении.
Поскольку вспомогательные глаголы, а также служебные слова (союзы, предлоги) имеют двустороннюю связь (так в нашем предложении глагол have связан с подлежащим I и причастием II
bought, предлог at – с причастием II bought и существительным
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»

31
Milan), то чисто формально, по принципу «договоренности», одна из связей вспомогательных и служебных слов разрывается.
¾ Главным словом по договоренности может считаться или вспомогательный глагол, или соответствующая форма знамена- тельного глагола.
¾ Предлог может подчиняться глаголу, и тогда от него бу- дет зависеть существительное, или он считается зависимым от существительного.
Таким образом, учитывая бинарные зависимости, структуру нашего предложения можно записать в виде следующей линейной символической схемы, где V
aux и F – главные элементы, V
ed
, Prn и
N – зависимые. (Стрелки указывают направление зависимости от зависимого к главному слову.)
Prn V
aux
V
ed
D N F N F N
Достоинством ГЗ является то, что кроме отношения зависи- мости она учитывает также тип, или характер связи между слова- ми. Это один из ее главных принципов. Чтобы не усложнять опи- сание ненужными техническими подробностями, будем считать, что для знаменательных слов типы связей соответствуют их син- таксическим функциям при анализе в терминах членов предложе- ния, а вспомогательные и служебные слова выполняют свои вспо- могательные и служебные функции.
В ГЗ структура предложения обычно представляется не как линейная схема, а в виде структурного дерева, дерева зависимо- стей, или дерева подчинения. Структурное дерево строится по оп- ределенным правилам. Оно должно иметь вершину. За вершину дерева принимается глагол. Он не зависит ни от каких других элементов. Вершиной может быть полнозначный глагол в личной форме и, по договоренности, вспомогательный глагол, или соот- ветствующая форма полнозначного глагола. Остальные элементы считаются узлами дерева. Каждый узел соединяется дугой с одним другим узлом. Дуга обозначает отношение зависимости между ними.
32
Структурное дерево для анализируемого нами предложения в зависимости от того, какой элемент принимается за вершину – вспомогательный глагол или причастие II, будет иметь вид:
V
aux
(have) V
ed
/Pr
Prn/S (I) N/O
1
(ticket) V
ed
/Pr (bought) V
aux
N/O
1
F
D (a) F (for) N/Attr F (at) N/Adv Pr/S D F N/Adv
N/Attr F N/Adv F N/Attr
(Stresa) (Milan)
Типы связей знаменательных слов в соответствии с симво- ликой, принятой ранее, обозначаются символами членов предло- жения. Двойной символ, например Prn/S, значит «личное место- имение – подлежащее». (В принципе типы связей можно обозна- чить иначе, например цифрами.) Пунктирными стрелками обозна- чен возможный вариант связей для предложного определения и обстоятельства.
При построении дерева следует соблюдать еще одно прави- ло: узлы, зависимые от одного узла, должны находиться на одном и том же уровне, так, чтобы фиксировались уровни подчинения.
На схеме дерева узлы, зависящие от вершины, находятся на одном уровне подчинения; узлы, зависящие от них, также находятся на одном, но следующем уровне подчинения. Таким образом, в структурном дереве наглядное представление получает иерархи- ческая организация синтаксических связей. Отметим, что из двух приведенных деревьев более естественным, вероятно, выглядит первое – с более высоким уровнем подчинения для подлежащего.
Следует сказать, что в работах по синтаксису подобные гра- фические схемы, часто без строгого соблюдения правил, исполь- зуются довольно широко как наглядный способ представления синтаксических связей между словами в предложении и их иерар-
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


33
хической организации. Нередко лингвисты пользуются двойной нотацией: в одном дереве узлы помечаются и символами классов слов, и символами членов предложения, когда исследователю нужно или удобно показать только тип отношения элементов, за- висимых от какого-нибудь класса слов, чаще всего глагола.
Для установления самого факта зависимости используются:
1. Критерий грамматической связности: например, в пред- ложении Лицо Долохова, как всегда, имело на себе подобие улыбки слова лицо Долохова, подобие улыбки грамматически связаны, так как по правилам русского языка родительный падеж оформляет определение к существительному, выраженное существительным, и следует за определяемым существительным.
2. Критерий линейного порядка: если линейная позиция одного слова определяется по позиции другого слова, между ними имеет место синтаксическая зависимость. Этот критерий особенно удобен для языков со строгим порядком слов. Например, в анг- лийском предложении She has brown eyes позиции слов she и has
взаимосвязаны: в утвердительном предложении подлежащее предшествует сказуемому; eyes – прямое дополнение и должно следовать за has; позиция прилагательного brown выбирается по отношению к слову eyes, а позиции слов has и brown никак не свя- заны друг с другом, несмотря на то, что эти слова расположены рядом. Поэтому первые три пары слов связаны, а последняя пара слов – нет.
3. Критерий фонетической слитности: две словоформы синтаксически связаны, если они образуют единый фонетический комплекс (этот критерий часто неприменим к клитикам: ср., на- пример, We’ll consider it, где клитика ’ll фонетически примыкает к подлежащему, а грамматически – ближе к глаголу).
Для разграничения вершины и зависимого используются следующие критерии:
1. Критерий эндоцентричности: про один член словосоче- тания можно сказать, что он подчиняет второй, если первый ха- рактеризуется теми же признаками, которые характерны для всего словосочетания. Например, если сопоставить фразовые категории а) beautiful Mary, б) beautiful и в) Mary, то а) больше похоже на в), чем на б), и поэтому Mary – вершина.
34
2. Критерий морфосинтаксического локуса. Морфосин- таксический локус – это такой элемент сочетания, в котором мор- фологически выражается связь сочетания с внешним контекстом.
Например, в соответствии с этим критерием можно установить вер- шину в оппозитивных конструкциях: Печка-нагреватель стоила
(а не стоил) 40 рублей.
3. Семантический критерий: при удалении зависимого на- блюдается редукция, или «умаление» значения целого, а при уда- лении вершины – изменение значения. Например, к английскому словосочетанию stone wall критерии 1 и 2 неприменимы, т. к. оба слова относятся к одному дистрибутивному классу и ввиду бедно- сти английской морфологии. Однако сравним предложения а) He
climbed the stone wall, б) He climbed the wall, в) He climbed the
stone, где б) «уменьшает» значение а), но не противоречит ему, а в) вступает в противоречие с а), следовательно, wall – вершина,
stone – зависимое.
Благодаря использованию структур зависимостей было от- крыто важное свойство большинства предложений естественного языка – их проективность.
Предложение называется проективным, если, при том, что все стрелки зависимостей проведены по одну сторону от прямой, на которой записано предложение, а) ни одна стрелка не пересека- ет никакую другую стрелку; б) никакая стрелка не накрывает кор- невой узел.
Все мечтают выиграть кубок (проективное).
Кубок все выиграть мечтают (непроективное).
Кубок все мечтают выиграть (непроективное).
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»