Файл: Е. В. Шарохина О. О. Петрова О. В. Долганова Педагогика конспект лекций.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 835
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
Е. В. Шарохина О. О. Петрова О. В. Долганова
ЛЕКЦИЯ № 1. Педагогика как наука
ЛЕКЦИЯ № 2. Объект и предмет педагогики
ЛЕКЦИЯ № 3. Задачи и функции педагогики
ЛЕКЦИЯ № 5. Связь педагогики с другими гуманитарными науками
ЛЕКЦИЯ № 6. Понятие «методология педагогической науки»
ЛЕКЦИЯ № 7. Зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества
ЛЕКЦИЯ № 8. Воспитание и школа в античном мире
ЛЕКЦИЯ № 9. Зарубежная педагогика
ЛЕКЦИЯ № 10. Развитие школы и педагогики в России
ЛЕКЦИЯ № 11. Образование в России после Второй мировой войны
ЛЕКЦИЯ № 12. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса
ЛЕКЦИЯ № 13. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение
ЛЕКЦИЯ № 14. Педагогическая деятельность
ЛЕКЦИЯ № 15. Педагогическое взаимодействие
ЛЕКЦИЯ № 16. Педагогическая система
ЛЕКЦИЯ № 17. Педагогическая технология
ЛЕКЦИЯ № 18. Педагогическая задача
ЛЕКЦИЯ № 19. Образовательный процесс
ЛЕКЦИЯ № 20. Цели и содержание образования
ЛЕКЦИЯ № 21. Структура непрерывного образования
ЛЕКЦИЯ № 22. Образование как общественное явление и педагогический процесс
ЛЕКЦИЯ № 23. Сущность, противоречия и логика образовательного процесса
ЛЕКЦИЯ № 24. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности
ЛЕКЦИЯ № 25. Государственный образовательный стандарт
ЛЕКЦИЯ № 26. Содержание начального образования
ЛЕКЦИЯ № 27. Учебные планы и программы
ЛЕКЦИЯ № 30. Функции процесса обучения
ЛЕКЦИЯ № 31. Структурные элементы процесса обучения
ЛЕКЦИЯ № 32. Законы и закономерности процесса обучения
ЛЕКЦИЯ № 33. Совершенствование процесса обучения
ЛЕКЦИЯ № 34. Принципы обучения
ЛЕКЦИЯ № 37. Методы устного изложения
ЛЕКЦИЯ № 38. Наглядные и практические методы обучения
ЛЕКЦИЯ № 39. Развивающее обучение
ЛЕКЦИЯ № 40. Сущность проблемного обучения
ЛЕКЦИЯ № 41. Современные модели организации обучения
ЛЕКЦИЯ № 42. Блочно-модульное обучение
ЛЕКЦИЯ № 43. Программированное и компьютерное обучение
ЛЕКЦИЯ № 44. Компенсирующее обучение
ЛЕКЦИЯ № 45. Обучение «трудных» детей
ЛЕКЦИЯ № 46. Обучение одаренных детей
ЛЕКЦИЯ № 47. Типология и многообразие образовательных учреждений
ЛЕКЦИЯ № 50. Классно-урочная система
ЛЕКЦИЯ № 51. Урок как основная форма работы в школе
ЛЕКЦИЯ № 52. Структура уроков разных типов
ЛЕКЦИЯ № 53. Внеклассная работа педагога
ЛЕКЦИЯ № 54. Лекция как форма обучения
ЛЕКЦИЯ № 55. Семинары, тренинги и диспуты как одна из форм работы педагога
ЛЕКЦИЯ № 57. Экзамен и тест как методы контроля в школе
ЛЕКЦИЯ № 58. Понятие о средствах обучения
ЛЕКЦИЯ № 59. Классификация средств обучения и их виды
ЛЕКЦИЯ № 60. Технические средства обучения
ЛЕКЦИЯ № 61. Дидактика. Предмет и задачи дидактики
ЛЕКЦИЯ № 62. Понятие о дидактических принципах и дидактических правилах
ЛЕКЦИЯ № 63. Понятие технологии обучения
ЛЕКЦИЯ № 64. Технологии обучения педагогов-новаторов
ЛЕКЦИЯ № 65. Сущность контроля усвоения знаний и его функции
ЛЕКЦИЯ № 66. Педагогическая диагностика
ЛЕКЦИЯ № 70. Тестовый контроль
ЛЕКЦИЯ № 71. Рейтинговый контроль
ЛЕКЦИЯ № 72. Оценки и отметки в учебном процессе
ЛЕКЦИЯ № 73. Безотметочное обучение в начальной школе
ЛЕКЦИЯ № 74. Формы организации познавательной деятельности на уроке
ЛЕКЦИЯ № 75. Основные формы организации внеклассной работы
ЛЕКЦИЯ № 76. Методы и формы воспитания
ЛЕКЦИЯ № 77. Проблемы воспитания в школе
ЛЕКЦИЯ № 78. Нравственное воспитание
ЛЕКЦИЯ № 79. Трудовое воспитание
ЛЕКЦИЯ № 80. Умственное воспитание
ЛЕКЦИЯ № 81. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса
ЛЕКЦИЯ № 82. Физическое воспитание
ЛЕКЦИЯ № 83. Общественное воспитание
ЛЕКЦИЯ № 84. Эстетическое воспитание
ЛЕКЦИЯ № 86. Коллективное воспитание
ЛЕКЦИЯ № 87. Коллектив как объект и субъект воспитания
ЛЕКЦИЯ № 88. Дистанционное обучение
ЛЕКЦИЯ № 89. Функции и основные направления деятельности классного руководителя
ЛЕКЦИЯ № 87. Коллектив как объект и субъект воспитания
Коллектив (от латинского «colligo» – «объединяю») – объединение людей на основе существования между ними связующих отношений. В этом смысле в каждом людском объединении можно выделить следующие типы отношений:
1) деловые – основываются на совместной деятельности по решению социальных задач;
2) личные – основываются на личных привязанностях, симпатиях и антипатиях.
Главными признаками коллектива являются:
1) наличие прочных и действенных деловых отношений;
2) наличие зависимостей между членами коллектива.
Воспитательный коллектив – объединение учащихся, функционирующее при помощи здоровых социальных отношений, высокой организации самоуправления и межличностных отношений, стремления к общему успеху и т. д.
Выделяют три стадии в развитии коллектива:
1) первая стадия характеризуется наличием сплачивающего средства – требования педагога к учащимся;
2) вторая стадия характеризуется развитием этого требования, созданием группы учащихся, которые сознательно хотят поддерживать дисциплину;
3) третья стадия характеризуется достижением определенного результата, при этом работа воспитателя становится более точной и организованной.
Функции воспитательного коллектива:
1) стимулирующая – коллектив выступает как возбудитель активности всех членов в повышении целенаправленности своей жизни;
2) организаторская – коллектив становится субъектом воспитания и управления своей деятельностью;
3) нравственная – коллектив способствует формированию правильных взаимоотношений, культуры поведения учащихся.
В школе все учащиеся объединяются в единый общешкольный коллектив . Организация и действенное функционирование общешкольного ученического коллектива имеет весьма важное педагогическое значение.
В общешкольный коллектив входят:
1) первичные коллективы (классы);
2) временные коллективы (различные кружки, коллективы художественной самодеятельности);
3) формальные коллективы (органы ученического самоуправления, ученический комитет);
4) неформальные коллективы (неформальный лидер).
Важнейшие средства воспитания ученического коллектива:
1) учебная работа;
2) внеклассная работа;
3) трудовая деятельность;
4) общественная деятельность;
5) культурно-массовая деятельность учащихся.
Для создания и воспитания ученического коллектива необходимо соблюдать следующие принципы:
1) воспитание ученического актива – позволит создать систему, при которой педагогические требования поддерживаются всеми учащимися;
2) правильное предъявление педагогических требований – позволит организовать успешную воспитательную работу со школьниками, закладывает основы для дальнейшего развития и воспитания коллектива;
3) организация перспективной учебной, трудовой, художественно-эстетической и спортивно-оздоровительной деятельности – оказывает большое влияние на развитие и личностное формирование всех членов коллектива;
4) формирование здорового общественного мнения – при наличии здоровых отношений между учащимися любое воздействие на коллектив является воспитательным для каждого ученика и для всего коллектива в целом;
5) создание и поддержание положительных коллективных традиций – позволяет повысить содержательность коллективной жизни, расширяет границы деятельности учащихся, укрепляет сплоченность коллектива.
ЛЕКЦИЯ № 88. Дистанционное обучение
Дистанционное обучение – это обучение, в ходе которого отсутствует непосредственный личный контакт между преподавателем и обучаемым.
Дистанционное обучение позволяет учиться жителям регионов, где нет иных возможностей для получения качественного высшего образования. Данную форму обучения можно использовать для повышения квалификации, переподготовки специалистов, для обучения инвалидов: незрячих, глухих и страдающих заболеваниями опорно-двигательного аппарата.
Дистанционное обучение в виде заочного обучения зародилось в начале ХХ в. С середины 70-х гг. ХХ в. во многих странах стали появляться учебные заведения нового типа: «дистанционный», «виртуальный» университет, «электронный» колледж и т. д.
Основные типы структур университетского дистанционного образования включают в себя:
1) подразделения дистанционного образования в традиционных университетах;
2) консорциум университетов – специальная организация, объединяющая и координирующая деятельность нескольких университетов;
3) национальные открытые университеты – предполагают свободу зачисления в число обучаемых, составление индивидуального учебного плана, свободу места, времени и темпов обучения;
4) виртуальные университеты – электронные открытые университеты, в которых используются различные формы обучения: виртуальные лекции, виртуальные средства для проектирования, моделирования спроектированного устройства и т. д.
Организационные модели дистанционного обучения:
1) обучение по типу экстерната – предназначено для учащихся и студентов, которые по каким-то причинам не могут посещать традиционные учебные заведения;
2) обучение на базе одного университета – представляет собой целую систему заочного или дистанционного обучения на основе новых информационных технологий;
3) сотрудничество нескольких учебных заведений – позволяет любому гражданину стран содружества, не покидая своей страны, получить любое образование на базе функционирующих в странах содружества колледжей и университетов;
4) автономные обучающие системы – представляют собой обучение посредством ТВ или радиопрограмм, а также дополнительных печатных пособий;
5) интегрированное дистанционное обучение на основе мультимедийных программ – ориентировано на обучение взрослой аудитории, тех людей, которые по каким-то причинам не смогли завершить школьное образование.
Выделяют три категории средств дистанционного обучения:
1) неинтерактивные (печатные материалы, аудио-, видеоучебные материалы);
2) средства компьютерного обучения (электронные учебные издания, компьютерное тестирование и контроль знаний, средства мультимедиа);
3) видеоконференции (средства телекоммуникации по аудио-каналам, видеоканалам и компьютерным сетям).
Технологические модели, используемые при дистанционном обучении:
1) единичная медиа – использование какого-либо одного средства обучения и канала передачи информации (обучение через переписку, учебные радио– или телепередачи);
2) мультимедиа – использование различных средств обучения (аудио– и видеозаписи, печатные учебные пособия, компьютерные программы на различных носителях);
3) гипермедиа – использование новых информационных технологий при ведущем значении компьютерных телекоммуникаций (электронная почта, телеконференции).
ЛЕКЦИЯ № 89. Функции и основные направления деятельности классного руководителя
Классный руководитель – уполномоченный коллектива учителей, преподающих в данном классе, главный воспитатель учащихся.
Классный руководитель выполняет следующие функции :
1) знакомится с семьями учащихся для того, чтобы знать, какое влияние оказывается на них дома, и для того, чтобы своевременно помочь им, если это влияние оказывается неблагоприятным;
2) знакомит родителей с требованиями школы к учащимся по режиму дня, приготовлению уроков, привлечению учащихся к домашнему труду и др.;
3) стремится обеспечить единство требований школы и семьи;
4) для родителей регулярно устраивает лекции по отдельным вопросам, где говорится о средствах и методах, которыми семья может помочь школе в решении задач обучения, нравственного, трудового, эстетического воспитания, укрепления здоровья детей;
5) дополняет лекции и доклады индивидуальными беседами с родителями учащихся, в ходе которых дает советы родителям по воспитанию конкретных качеств в их детях, указывает на черты их характера, требующие к себе более пристального внимания;
6) зная о материальных затруднениях в отдельных семьях, классный руководитель может через родительский комитет школы просить об оказании им материальной помощи за счет средств, выделяемых на эти цели государством;
7) привлекает родительскую общественность для помощи школе (работа школьного и классного родительских комитетов);
8) привлекает родителей и к руководству школьными кружками, к организации и проведению экскурсий и коллективных внеклассных мероприятий, а также к ознакомлению учащихся с различными профессиями.
Основными организационными формами работы классного руководителя с родителями учащихся являются:
1) посещение семей учащихся и проведение бесед дома;
2) приглашение родителей в школу для проведения индивидуальных бесед;
3) регулярный созыв классных собраний;
4) проведение открытых родительских дней, когда классный руководитель беседует с родителями, пришедшими в школу получить педагогическую консультацию;
5) работа с родительским активом (проведение заседаний классного родительского комитета, распределение поручений между родителями и т. п.).
Следует отметить, что и посещение семей учащихся, и приглашение родителей в школу практикуется не только в случаях плохого поведения или снижения успеваемости учащихся.
Особые трудности для начинающего классного руководителя представляет проведение родительских собраний:
1) при проведении их допускаются педагогические и методические ошибки:
а) собрание начинается прямо с разбора успеваемости и поведения отдельных учащихся;
б) не затрагиваются проблемы эмоционального состояния класса (излишняя возбудимость, подавленное состояние, общее недовольство учителями и т. д.)
в) не говорится о «средних учениках», обсуждаются только неуспевающие или успешные ученики.
2) не всегда соблюдается должный такт по отношению к родителям провинившихся учащихся. Часто после таких собраний родители трудных учеников, которых при всех отчитывал классный руководитель, вообще перестают посещать собрания.
Правильные действия классного руководителя:
1) начиная беседу с родителями, надо их ознакомить с общими задачами, трудностями и особенностями учебной работы отдельных учащихся, либо по группам, выделяя как тех учащихся, которые заслуживают поощрения, и тех, которые вызывают тревогу и опасения учителей;
2) необходимо говорить о том положительном, что есть в каждом ребенке. Такой подход помогает расположить родителей к более откровенной беседе и совместной работе со школой для преодоления отрицательных моментов в поведении ребенка;
3) полезно приглашать на такие собрания всех учителей, работающих в данном классе.
ЛЕКЦИЯ № 90. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития ребенка
Семья является начальной структурной единицей общества, закладывающей основы личности. Она связана кровными и родственными отношениями и объединяет супругов, детей и родителей, включающих одновременно несколько поколений.
Концепции семейной педагогики , т. е. научные теории и основные направления, включают:
1) формирование общечеловеческих ценностей и таких качеств, как честность и честь, достоинство и благородство, любовь к людям и трудолюбие;
2) бережное отношение к личности ребенка в семье, ответственность за него.
Целями семейного воспитания