Файл: Насильникова Татьяна Вячеславовна, учитель начальных классов.odt
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 29
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Насильникова Татьяна Вячеславовна,
учитель начальных классов
МАОУ «Гимназия №73»,
г. Владимир
Здоровьесберегающие технологии - неотъемлемая часть работы с детьми с ОВЗ в начальной школе.
Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, пусть он находится в постоянном движении!
Жан-Жак Руссо
Один из самых важных показателей благополучия общества и государства — это состояние здоровья подрастающего поколения. Именно этот фактор не только отражает настоящую ситуацию, но и даёт точный прогноз на будущее. В последние годы наблюдается значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей. Это стало важнейшей общегосударственной проблемой. Во многих документах Министерств образования РФ отмечается, что необходимым условием достижения нового, современного качества общего образования является создание в общеобразовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников, а особенно детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье представляет собой «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Исходя из этого,процесс организации здоровье-сберегающего обучения должен носить комплексный характер. Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют нарушения центральной нервной системы различной степени, отклонения в психоэмоциональной сфере, характеризуются повышенной утомляемостью. Нарушения различных психических функций головного мозга затрудняет восприятие, замедляет процессы анализа и синтеза, ослабляет познавательную деятельность, снижает работоспособность, ориентацию в практической деятельности. Такие дети особенно нуждаются в охранительном щадящем режиме и таком же отношении к ним. Поэтому для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих целостного здоровья человека в деятельность нашего образовательного учреждения, в частности, в начальную школу, внедряются здоровье-сберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи - сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни. Учителя начальных классов, преподаватели дополнительного образования продолжают поиски педагогических технологий, которые позволяют достичь высокой продуктивности учебного процесса и сохранить, а в некоторых случаях и укрепить уровень имеющегося здоровья.
В ряду здоровьесберегающих мероприятий, используемых на уроках для детей с ОВЗ, можно выделить несколько направлений.
Прежде всего, очень важно создать благоприятную психологическую атмосферу в процессе обучения, построить отношения взаимного доверия и уважения между педагогом и учениками. Важная задача любого педагога - это создание позитивного психологического настроя в начале занятия и поддержание положительного эмоционального состояния ученика в ходе всего урока. Положительные эмоции активизируют деятельность головного мозга, улучшают память и работоспособность детей. Положительные эмоции в процессе деятельности – необходимое условие психического здоровья. Напротив, отсутствие интереса к занятиям, скука являются сильным фактором утомляемости.
Повышению физической и умственной работоспособности способствует динамизация рабочей позы воспитанников в процессе занятия. Конечно, основную часть урока ученики,, как правило, проводят сидя за партой, в условиях обездвиженности и статического напряжения. В то же время установлено, что даже кратковременное воздействие статически напряженных состояний является фактором, угнетающим нейродинамику и регуляцию вегетативных функций организма. Поэтому особую актуальность приобретает расширение на уроке двигательной активности школьников. Урок необходимо спроектировать таким образом, чтобы ребенок несколько раз переходил из положения “сидя” в положение “стоя”. Ученикам нужно менять рабочую позу 2-3 раза за урок с учетом сезона года, характера предшествующего урока, состояния здоровья ребенка в настоящий момент, индивидуальных особенностей. Важна не столько продолжительность пребывания в положении “стоя”, сколько сам факт смены поз.
Периодическая смена поз воспитанников занимает важное место и в профилактике близорукости. У детей с нарушениями слуха наблюдается снижение устойчивости зрительного внимания. Восприятие информации происходит, в основном, благодаря двум сенсорным системам: слуховой и зрительной. Отсутствие или недостаток слуха способствуют более напряженной работе зрительной системы и являются отягчающим фактором для ее функционирования, что приводит к снижению зрительной работоспособности и устойчивости внимания. Необходим специальный постоянный контроль за дозированием зрительных нагрузок и состоянием учеников, имеющих проблемы со слухом.
Поэтому очень важным направлением физиологической коррекции и здоровьесберегающих мероприятий является обучение в режиме зрительных горизонтов (изменение расположения дидактического материала соответственно остроте зрения).Наиболее оптимальной нагрузкой для детского глаза (в начальной школе) является рассматривание удаленных в пространстве объектов. В то же время основная часть уроков проводится на близких от глаз дистанциях (деятельность с учебником, тетрадью). Отсюда часто у учеников возникают зрительные расстройства. Они могут усугубить уже имеющиеся у ребенка нарушения слуха. Во время урока необходимо чередовать занятия в режиме зрительных горизонтов с занятиями на близких дистанциях. В процессе занятий учитель может выполнять с обучающимся упражнений со зрительными метками. В различных участках кабинета фиксируются или подвешиваются привлекающие внимание объекты – яркие зрительные метки. Ими могут быть небольшие предметы, игрушки или яркие картинки. Располагать их рекомендуется в разноудаленных участках комнаты: например, две подвесить к потолку в центре кабинета, две – зафиксировать по углам у фронтальной стены. Игрушки или картинки целесообразно подобрать с таким расчетом, чтобы вместе они составили единый зрительно-игровой сюжет, например, из известных сказок, басен и т.д. Один раз в две недели сюжеты рекомендуется менять. Упражнение необходимо выполнять в положении “стоя”. Для этого учитель периодически дает соответствующие команды и под счет “один, два, три, четыре” ребенок быстро фиксирует взгляд на указанных зрительных участках комнаты.
Большое значение в предупреждении утомления у воспитанников на занятиях принадлежит физкультминуткам. Время проведения физкультминуток, можно варьировать, но в любом случае их следует проводить при первых признаках утомления воспитанников. Мы считаем, что длительная чрезмерная учебная нагрузка может травмировать неокрепший организм ребенка и привести к негативным реакциям в состоянии здоровья детей. Отсюда одной из основных задач в работе с детьми с ОВЗ является такая организация и методика проведения всех оздоровительных и воспитательно-образовательных мероприятий, при которой не только сохраняется хороший уровень умственной работоспособности, но и происходит ее дальнейшее развитие без ущерба для здоровья ребенка.
Педагогам, работающим с детьми с ОВЗ, необходимо учитывать, что увеличению утомляемости, особенно на занятиях с повышенным умственным содержанием, способствуют недостатки организации малых форм активного отдыха:
-
Нередко физкультминутки проводятся слишком поздно, когда у детей уже наступило утомление, и они не дают нужного эффекта. -
Не всегда соблюдается их разумная длительность: или 50-60 секунд, или, наоборот 4-4,5 минуты. -
Не уделяется должного внимания правильному подбору содержания физкультминуток. -
Часто сокращается время перерывов между занятиями в силу различных причин.
Необходимо отметить, ребенок с ОВЗ не может долго сохранять заданную позу, 4-6 минут. Поэтому в учебном процессе придаем большое значение рациональному использованию двигательных и эмоционально-психологических разгрузок в режиме дня и занятий:
-
Физкультурные минутки: их длительность составляет 1,5-2 минуты; они проводятся в форме разнообразных комплексов физических упражнений (6-8 упражнений) с выходом из-за парт. -
Минутки здоровья: длительность 1,5-2 минуты; проводятся по мере необходимости в виде:
-
комплексов упражнений для снятия напряжения мышц спины, шеи, глаз, сидя или стоя за столами; -
массажа рук; -
пальчиковой гимнастики; -
дыхательной гимнастики;
-
Двигательные разрядки:
-
между уроками длительностью до 5 минут в виде подвижных игр средней интенсивности, танцевальных движений, физических упражнений в соответствии с возможностями и интересами детей, элементов релаксации.
-
Эмоционально-психологические разгрузки предполагают использование:
- музыки в процессе занятий и между ними, в свободное от уроков время, что способствует снятию психоэмоционального напряжения, коррекции настроения и отдельных черт характера ребенка.
- элементов релаксации;
Релаксация имеет своей целью научить ребенка правильно расслаблять мышцы, эмоционально успокаиваться, чтобы настроиться на предстоящую работу, а также снимать эмоциональное напряжение после стрессовых ситуаций. Большинству детей свойственно нарушение равновесия между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации перегружают их нервную систему. Мышечная и эмоциональная раскованность - важное условие для становления естественной речи и правильных телодвижений. Детям нужно дать почувствовать, что мышечное напряжение по их воле может смениться приятным расслаблением и спокойствием. Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим - сконцентрировать внимание, снять возбуждение, скованность. Важно научить ребенка управлять своим телом, своим поведением. Мы используем на уроках мышечную релаксацию по контрасту с напряжение,например, упражнение на расслабление мышц рук "Лимон»: «Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить "лимон" и расслабить руку».
Я возьму в ладонь лимон.
Чувствую, что круглый он.
Я его слегка сжимаю-
Сок лимонный выжимаю,
Я лимон бросаю, руку расслабляю.
Таким образом, на своём опыте мы ещё раз убедились в том, что используемые в работе с детьми с ОВЗ здоровьесберегающие технологии позволяют одновременно решать задачи охраны здоровья, как в психологическом, так и в физиологических аспектах.
Литература.
1.Горбовская Ирина Михайловна http: // nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/01/12/statya-zdorovesberegayushchie-tekhnologii-obyazatelnyy
2. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. – 1–4 классы. – М.: «ВАКО», 2004. – 296 с.
3. Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников / Н.Н. Куинджи: методическое пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 139 с.
4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М.:АРКТИ, 2005.- 143 с.
5. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003. – 272 с.
6. Чупаха, И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. – М.: Илекса, Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервис школа, 2013.-87 с.