Файл: Внеклассное чтение в первом классе 1 Особенности организации внеклассного чтения.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Примерные вопросы после чтения:


  • О чем рассказано в сказке?

  • Кто ее раньше знал? (Откуда?)


  • Каким вы представляете себе Карандаш из сказки?


  • А как бы вы нарисовали сказочного мышонка?


  • Кто вам понравился больше: Мышонок или Карандаш?

  • Почему вам нравится Карандаш? Вы говорите, что Карандаш умный и хитрый. Этим он нравится вам. Но ведь хитрость совсем не всегда хороша. А что, если Карандаш просто обманщик; взял и обманул бедного мышонка?..

Ну-ка вспомните сказку и попробуйте доказать, можно ли считать, что Карандаш – обманщик или нельзя…


  • А как начинается сказка про Мышонка и Карандаш, с каких слов?


  • Как можно озаглавить сказку?

Выслушав ответы учащихся, одобрив или отклонив их, учитель сообщает детям истинное заглавие сказки, а также фамилию автора, затем вместе с учителем первоклассники рассматривают книгу В. Сутеева, из которой прочитанная сказка взята. Попутно учитель спрашивает, нет ли у кого-нибудь такой же книги в личной библиотечке, и просит владельца принести книгу в класс, чтобы все ее со временем прочитали.

В заключение урока детям дается задание на дом: рассказать сказку родителям, товарищам или младшим братьям и сестрам. В течение недели нарисовать на отдельном листе бумаги то, что особенно понравилось и запомнилось. Рисунок принести в класс. Поикать и принести в классную библиотеку книгу В. Сутеева или другие интересные и смешные сказки.
1.3 Особенности уроков внеклассного чтения во втором полугодии
Во втором полугодии на первый план выдвигается более сложная задача: а) вооружать учащихся запасом знаний и умений, необходимых для самостоятельной ориентировки в доступных книгах; б) приучать первоклассников к самостоятельному чтению этих книг.

Решение этой задачи обеспечивается, прежде всего, правильной организацией уроков внеклассного чтения, которые, начиная с 10-15 января, выделяются из числа уроков классного чтения и проводятся систематически в течение 40 минут один раз в неделю.

Организационные и методические принципы построения занятий внеклассного чтения, наметившиеся в первом полугодии, сохраняются и во втором полугодии, однако к ним добавляются некоторые новые общеобязательные моменты.


В целях создания психолого-педагогических условий, особенно благоприятствующих пробуждению у младших школьников интереса к книге, на уроках внеклассного чтения во втором полугодии учащиеся каждый раз знакомятся не с одним, а с двумя небольшими художественными произведениями, одно из которых, как и в первом полугодии, читает детям учитель, а другое первоклассники самостоятельно читают про себя в новой для них детской книге. Оба произведения должны быть сопоставимы или по сходству, или по контрасту идейно-тематического содержания, или по жанру, или по авторской принадлежности.

Прежде чем предлагать первокласснику новую книгу для самостоятельного чтения, надо подготовить детей к выполнению предстоящей работы, создать условия, при которых пробудившийся познавательный интерес поможет учащимся преодолеть трудности, связанные с несовершенством техники чтения. Сильным и действенным средством во втором полугодии продолжает оставаться выразительное чтение учителем небольшого художественного произведения на тему урока. Оно должно увлечь первоклассников темой и вызвать у них желание «читать еще».

Самостоятельное чтение незнакомой книги является для первоклассников занятием столь трудным, что без своевременной и тактичной помощи со стороны учителя не все учащиеся способны с ним справится. Общеизвестно, что в начальных классах нет детей, которые не любили бы слушать чтение художественных произведений. Зато в каждом классе найдутся ученики, которые, делая вид, что не любят читать, на самом деле просто боятся читать, как трудности самостоятельного чтения с каждым днем кажутся им все непреодолимее. Научить детей преодолевать эти трудности, организовать работу так, чтобы дети испытывали радость от самостоятельной встречи с книгой, - важнейшая задача урока внеклассного чтения в течение всего первого года обучения. И решаться эта задача должна под непосредственным наблюдением учителя.

Во втором полугодии предусматривается 16 уроков внеклассного чтения. На каждом уроке первоклассники обязательно должны приучиться выбирать и читать новые детские книги без посторонней помощи. На эту работу отводится обычно 10-15 минут.

Пока ученики самостоятельно рассматривают незнакомую книгу, а затем отыскивают и читают про себя найденное в этой книге нужное художественное произведение, учитель внимательно следит за тем, какие трудности возникают перед ними в процессе работы, какие ошибки допускают учащиеся в организации работы, кто и почему прекращает чтение раньше времени. Все замеченные недочеты исправляются в дальнейшем обучении.



Индивидуальный подход к первоклассникам проявляется в это время в том, что слабые учащиеся получают облегченные задания, а сильные – сверх общих заданий – дополнительные. Например, в то время как основная масса первоклассников читает нужный текст целиком, ученику, который только-только овладевает техникой чтения, можно предложить прочитать лишь заглавие, о чем повествуется в рассказе, сказке. Группе первоклассников, более подготовленных к самостоятельному чтению, дается задание прочитать часть произведения (1-2 абзаца). А дети, читающие очень хорошо, могут получить от учителя дополнительное задание, например, не просто прочитать про себя, а подготовится читать произведение вслух (целиком или частично), продумать ответ на какой-то важный вопрос в связи с чтением, помочь кому-то из товарищей дочитать сказку, рассказ, стихотворение и т.п.

Когда самостоятельное чтение окончено, целесообразно сначала выслушать слабых учащихся, определявших примерное содержание произведения по заглавию и иллюстрациям. Надо похвалить тех, кто старался и дал мотивированный связный ответ. Затем, в процессе беседы по прочитанному, рекомендуется отмечать всех, кто работал внимательно, добросовестно. Вообще следует помнить, что положительные эмоции при самостоятельной работе с книгой в начале обучения играют решающую роль и их надо использовать как можно полнее.

Самостоятельный выбор и чтение незнакомой книги предполагает умение обращаться с любой доступной книгой, т.е. ориентироваться в ней, отыскивая нужное художественное произведение. Все это необходимо начинающему читателю и должно систематически отрабатываться на уроках внеклассного чтения во втором полугодии.

Например, в начале третьей четверти учащимся для самостоятельной работы может быть предложена книга В. Осеевой «Три сына». Уже в то время, когда учитель раздает книгу, первоклассники прошедшие подготовительный этап обучения, стазу же начинают ее рассматривать.

Одну-две минуты учащиеся рассматривают новую книгу. Затем учитель спрашивает:


  • Кто автор этой книги?


  • Как она называется?


  • О чем рассказывается в этой книге?


  • Как об этом можно догадаться?

Далее детям указывается, какое произведение из книги надо прочитать, и о ней, найдя его в книге, сразу же приступают к чтению.


Как следует из примера, в первый раз подобная работа проводится под руководством учителя. В дальнейшем учащиеся знакомятся с новой книгой, которую будут читать на уроке, все более и более самостоятельно выбирают ее среди других книг, а учитель лишь наблюдает за ходом работы и вносит в него необходимые коррективы.

В четвертой четверти беседу, завершающую самостоятельное рассматривание книги, можно совмещать с беседой, завершающей ее самостоятельное чтение.

Из урока в урок учащиеся овладевают умением сначала читать с доски, а потом самостоятельно находить и записывать название книги, с которой работают по той форме, как это принято на простейшей каталожной карточке.

Когда учащиеся овладеют простейшими понятиями и умениями, учитель может предлагать им и более трудные задачи. Например, у доски до уроков выставляются 4 книги: «Телефон» К. Чуковского; « Сказки в картинках» В. Сутеева; « Детки в клетке» С. Маршака; « Как я отличился» К. Киршиной. Дети на перемене просматривают эти книги. На уроке перед первоклассниками ставится задача – выбрать книгу для чтения вслух. Условия задачи: а) книга повествует о людях и их делах; б) в книге помещены отдельные рассказы; в) фамилия автора книги на уроках внеклассного не упоминалась. Какая эта книга?

Чтобы решить задачу, первоклассники должны применить на практике все полученные ранее знания и умения: найти и прочесть названия книг; вспомнить, книги каких авторов им уже знакомы; определить по внешним приметам примерное содержание и даже жанр произведений в каждой книге и выбрать одну, нужную. Учителю важен не столько правильный ответ, сколько мотивировка его, ход рассуждений, логика выбора.

Такого рода практические задачи, направленные на формирование у учащихся опыта читательской самостоятельности, решаются на уроках внеклассного чтения во втором полугодии постоянно, занимая, однако не более 3-5 минут.

Все отмеченные выше особенности, органически включаясь в структуру урока внеклассного чтения, придают обучению ту целенаправленность и специфику, которая обеспечивает успех.

План урока

  1. Чтение рассказа учителем.

В начале урока учитель предупреждает детей, что сейчас будет читать вслух рассказ, название которого написано на доске. Дети читают запись, анализируют, что, где и как записано, после чего учитель читает им избранный рассказ без предварительной беседы.

  1. Вопросы по прочитанному:


  • О чем этот рассказ?


  • Какой вы представляете себе кошку Маруську?


  • Что вы о ней можете сказать?


  • А каков ее хозяин Никита Иванович? Что вы думаете о нем?


  • Веселый это рассказ или грустный?


  • Отчего же все смеялись?


  1. Самостоятельная работа первоклассников с незнакомой книгой.

Учащимся раздается книга В. Осеевой « Три сына». Под наблюдением учителя дети рассматривают обложку книги, находят и читают заглавие, фамилию автора, перелистывают книгу, высказывают предположения о ее возможном содержании; кто-то из сильных учащихся читает вслух обращение Валентины Александровны к начинающим читателям (учитель говорит, что так надо знакомится с любой новой книгой).

Затем дети самостоятельно находят в книге сказку « Кто всех глупее» и про себя читают ее. Сильным учащимся, когда они прочитают сказку, для самостоятельного чтения предлагается дополнительно стихотворение А. Барто «Уехали» и задание: приготовится читать стихотворение выразительно, подумать, о чем оно.

  1. Вопросы по прочитанному:


  • О чем сказка?


  • Кто в сказке лучше всех? Почему?


  • Отчего глупее всех Ваня?


  • А про кого в сказке вы так ничего и не узнали? Почему?

  • Нет ли в этой книге других знакомых вам рассказов и сказок? А какие еще произведения В. Осеевой вы знаете? В каких книгах вы с ними встречались?

  1. Сопоставительная беседа по прочитанному.

О дин из сильных учащихся выразительно читает стихотворение А. Барто « Уехали». Класс слушает. Затем учитель вывешивает на доску иллюстрированные карточки прочитанных на уроке художественных произведений и начинает заключительную беседу:

  • Сегодня мы прочитали рассказ, сказку и стихотворение. Они написаны разными писателями. И называются по-разному. И все-таки подумайте и ответьте:


  • Чем они похожи?


  • Чем отличаются?


  • Какое из них вам особенно понравилось? Почему?

  1. Задание на дом: расскажите родителям о том, что прочитали в классе. К тому, что особенно понравилось, нарисуйте картинки; поищите и принесите в класс новые рассказы, стихи, сказки о животных и людях.

Итак, в целом на уроке внеклассного чтения во втором полугодии предусматриваются следующие виды работы: чтение учителем вслух небольшого художественного произведения; практическая работа учащихся с незнакомой книгой; беседа, позволяющая учителю выявить и сопоставить качество восприятия первоклассниками художественного произведения на слух и путем самостоятельного чтения; привлечение прежнего читательского опыта и знаний, которые накоплены первоклассниками к данному уроку; организация индивидуальной и массовой внеурочной работы учащихся с книгой на очередной неделе.