Файл: Внеклассное чтение в первом классе 1 Особенности организации внеклассного чтения.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.4 Планирование уроков внеклассного чтения
Всю учебно-воспитательную работу по внеклассному чтению – сразу на полугодие или на четверть – планирует учитель. Изучив фактический книжный фонд, которым класс будет располагать к моменту занятий, учитель, прежде всего, намечает тематику уроков внеклассного чтения и отбирает художественные произведения для чтения вслух, а также детские книги, с которыми учащиеся будут работать самостоятельно. Если учитель пользуется примерным типовым планированием, опубликованным в журналах, в пособиях, он должен иметь в виду возможность замены одних рекомендуемых книг другими. Исходя из реальных условий работы, учитель может заменять и темы уроков внеклассного чтения.

Однако, планируя темы уроков, следует позаботиться о том, чтобы круг произведений и книг, с которыми учитель предполагает знакомить первоклассников, как можно полнее отразил разнообразие доступных детям семи лет книжных богатств в соответствии с психолого-педагогическими особенностями и возможностями младших школьников и требованиями программы. Намеченная учителем система уроков внеклассного чтения составит тот стержень, вокруг которого сформируется индивидуальная, групповая и массовая деятельность учащихся в связи с чтением.

Наиболее эффективными формами массовой внеурочной работы с книгой являются: 1) коллективное составление книжной выставки по теме урока; 2) групповое инсценирование прочитанного, постановка живых картин; 3) игры по материалам самостоятельно подобранных детьми загадок, стихов; 4) разучивание литературных игр; 5) просмотр и обсуждение после урока кинофильма по сюжету одноименного литературного произведения; 6) коллективное изготовление игрушек, экскурсии в библиотеку, утренники в связи с самостоятельным чтением, завершающие работу в конце четверти и учебного года.
Глава 2. Внеклассное чтение во втором классе
На уроках внеклассного чтения во втором классе все три ступени читательской деятельности каждый ученик приучается проходить сам, без непосредственной помощи учителя, опираясь главным образом на знание книг, умения в них ориентироваться, и, разумеется, на знания, умения и навыки, полученные на уроках классного чтения и родного языка.
2.1 Организационно-методическая структура урока внеклассного чтения во втором классе


  1. Решение задач по ориентировке в книгах.

  2. Чтение учителем художественного произведения вслух.

  3. Беседа-рассуждение о прочитанном.

  4. Самостоятельное знакомство учащихся с новой книгой, которую предстоит читать.

  5. Чтение учащимися названного учителем произведения про себя.

  6. Выявление и оценка качества самостоятельного чтения-рассматривания книги.

  7. Рекомендации ко внеурочной деятельности с книгой на текущую неделю.


Основная закономерность, преследуемая учителем в течение года – это чтение учителем художественного произведения из книги, в которой дети уже самостоятельно сориентировались методом чтения-рассматривания до начала урока.

Части урока можно менять местами, но последовательность и сущность учебной работы в пределах каждой части нарушать нельзя.

Учебный материал к урокам внеклассного чтения в первой четверти в целом как бы повторяет весь доступный учащимся круг чтения, с которым дети познакомились в первом классе или подготовительной группе детского сада. Но теперь учащиеся приступают к освоению этого учебного материала как полноценные читатели. Самостоятельно они читают сначала в основном стихи (их технически легче читать), а за тем короткие сказки и рассказы. Задача учителя – всемерно облегчить учащимся первые шаги в самостоятельном чтении детских книг. Именно по этому для самостоятельного чтения второклассникам предлагаются на выбор произведения разного объема.

Организуя самостоятельное чтение детских книг учащимися, учитель руководствуется следующими правилами.

  1. Индивидуальная встреча каждого ребенка с книжкой на уроке внеклассного чтения всякий раз должна воссоздавать ситуацию непроизвольного интереса, т.е. ребенок не должен знать заранее какую книгу он получит от учителя на уроке. Тогда книга будет вызывать у него вопросы: « Знаю я тебя или нет?», « О чем ты?..» И он, естественно, будет осуществлять первую ступень самостоятельной читательской деятельности думать над книгой до чтения, с помощью книги самостоятельно настраиваться на полноценное восприятие ее содержания.

  2. Чтобы непроизвольный интерес, с которым связано появление новой книжки на уроке, в ходе учебно-воспитательной работы с ней не угасал, а усиливался, учитель, раздавая книги детям должен действовать быстро и четко:

- до урока разложить книжки-малышки в стопки по количеству рядов в классе, причем в каждой стопке должно быть столько книг, сколько учащихся сидит в том ряду, для которого стопка предназначена;

  • на уроке вызвать к столу по одному ученику с последней парты каждого ряда, вручить им стопки книг и поручить, возвращаясь на свое место, раздавать книги детям из своего ряда, а последнюю взять себе и сесть за парту работать;

  • всем остальным детям объяснить, что, как только книга получена, надо сразу же приступить к ее чтению-рассматриванию, не ожидая никаких дополнительных указаний.


  1. Каждый ребенок должен знать, что во время самостоятельной работы с детской книгой нельзя мешать соседям. Надо учиться самостоятельно заниматься с книгой (рассматривать ее, читать или перечитывать указанное учителем произведение или даже какое-то новое по собственному выбору, если в книге их несколько и осталось свободное время и т. д.) до того момента, пока учитель не предложит всем перейти к коллективной работе.

  2. Порядок проведения коллективной работы (беседы-дискуссии, завершающей индивидуальное чтение-рассматривание новой книги каждым ребенком) также должен способствовать выработать у учащихся привычки самостоятельно выделять те моменты, которые помогают читателю проверить правильность своего восприятия содержания книги в процессе ее чтения и тогда, когда самостоятельное чтение закончено. Эти моменты определяются следующими вопросами:


  • Какую книгу я читал?


  • Как она называется? Что я о ней могу сказать?


  • Как называется произведение?


  • О ком шла речь в произведении? Всех ли я помню?


  • Кого из них можно увидеть в книге? Где? Что он тут делает?

  • Когда, в какое время года и (или) суток происходит действие? Где? Откуда я это узнал? (Из текста или иллюстраций).

  • Кто мне здесь нравится? Кто не нравится? Или: что запомнилось, показалось необычным, забавным? Почему? Как я объясню свое отношение? Что прочитаю, что покажу?

Перечисленные выше вопросы учитель не в коем случае не сообщает детям для заучивания и воспроизведения. Он сам руководствуется этими вопросами при построении коллективной беседы-дискуссии. Повторяя эти вопросы в строго определенном порядке из урока в урок, он постепенно дисциплинирует мышление учащихся-читателей.

Дети, действуя с прочитанной книгой по заданному учителем образцу, непроизвольно привыкают, завершив самостоятельное чтение, обдумывать прочитанное, руководствуясь определенной практически освоенной системой вопросов.

  1. Упражнения по ориентировке в книге и в группе книг для второклассников в первой четверти преследуют две цели:

  • отработка умения определять примерное содержание книги до чтения по трем ее основным внешним показателям (фамилия автора, заглавие и иллюстрации на обложке и в тексте). Эти показатели каждый ученик должен уметь самостоятельно выделять и сопоставлять;

  • формирование умения определять тему чтения на уроке путем сопоставления книги, которую читали и рассматривали с учителем, и книги, которую читали и рассматривали самостоятельно.


Определение темы чтения путем сопоставления книг, с которыми дети познакомились на уроке, как и предопределение содержания любой незнакомой книги во втором классе проводится детьми индивидуально, а результаты учебной деятельности проверяются в процессе коллективной работы под руководством учителя.
2.2 Планирование учебных материалов и особенности обучения во второй четверти
Итак, учебный материал к урокам внеклассного чтения во второй четверти снова нацелен на усвоение детьми доступного круга чтения, систематизированного по темам: о Родине, о подвигах, о детях, о животных (о природе), о приключениях и волшебстве; особо выделены сказки и стихи. Но в отличие от первой четверти, когда осознание учебного материала шло на уровне связи «книга-тема», сейчас, во второй четверти, второклассники изучают доступный круг чтения, выделяя связи более высокого уровня: «книги-тема»; «тема-книги»; «автор-книги» и даже «автор-тема».

  1. Упорядочение учебного материала по той или иной из указанных видов связи составляет сущность всех упражнений по ориентировке в группах книг, с них будет начинаться каждый урок внеклассного чтения. Однако следует иметь в виду, что никакое обобщение невозможно, если каждый раз, помогая детям решать конкретную задачу, поставленную в упражнении, учитель не будет самым тщательным образом отрабатывать с ними простейшую связь «книга-тема» в опоре на три основных внешних показателя содержания. Другими словами, предлагая детям намеченное уроком упражнение по ориентировке в группе книг, учитель непременно должен добиваться, чтобы каждая книга, включенная в упражнение, рассматривалась детьми внимательно по всем правилам, чтобы выводы о возможном содержании каждой книги обязательно подтверждалась ссылками на все три внешних показателя содержания и чтобы только после этого все книги, включенные в упражнение, сопоставлялись. Лишь в этом случае класс от урока к уроку будет продвигаться в читательском развитии, и обобщения, к которым придут учащиеся, окажутся не результатом интуиции наиболее подготовленных к чтению второклассников, а осознанным для каждого ребенка выводом из привычного типа индивидуальной читательской деятельности.

  2. Сравнительно небольшой объем произведений, которые рекомендует учитель детям для самостоятельного чтения, и стабильность этого объема (0.5 – 1 страница) объясняются следующим: во второй четверти 12 –15 минут, отведенных на уроке внеклассного чтения для самостоятельного чтения-рассматривания новой книги, слабо читающие дети должны привыкнуть справляться с заданием в полном объеме, а хорошо читающие должны накопить новый опыт читательского поведения – находить в этой же книге и прочитывать в оставшееся время другие произведения, но уже по личному побуждению и в связи с индивидуальными интересами.

  3. Книга во второй четверти в руках учителя выступает, как правило, в двух основных функциях, которые должны постепенно осваиваться и учащимися.


Во-первых, она, если в этом есть необходимость, помогает учащимся настраиваться на восприятие произведения, которое будет читать учитель.

Во-вторых, книга в руках учителя – надежный инструмент, который помогает перепроверить правильность восприятия содержания и углубить его. В этой своей функции она выступает в тех случаях, когда у учащихся есть минимальный запас образов для первоначального восприятия содержания произведения на слух, но текст произведения (слова, выражения, имена собственные) и иллюстрации (обстановка, окружающая героев, их одежда) дают возможность уточнить, обогатить, дифференцировать эти образы, соотнести их с определенным малознакомым детям местом (страной) и временем (эпохой) или осознать, оценить и еще раз пережить вместе с героем какие-то определенные чувства.

4. Литературные игры, с которыми учитель знакомит детей во второй четверти, строятся по типу простейшей викторины и разгадываются детьми по желанию в свободное от занятий время. Эти игры формируют у детей умение вспомнить героев, соотнести с книгой иллюстрацию, воспроизвести отрывки текста и т.п.

5. Как и в первой четверти, учитель побуждает детей к инсценированию известных им сказок, к постановке живых картин по литературным сюжетам, и дети постепенно привыкают к этой полезной и приятной форме проведения досуга.
Глава 3. Внеклассное чтение в 3 классе
К концу второго года обучения дети осваивают комплекс читательских умений, которые обеспечивают их готовность к самостоятельному чтению книг. Перейдя в третий класс, учащиеся проявляют интерес к детским книгам и положительное отношение к самостоятельному чтению; они читают со скоростью не менее 40-50 слов в минуту вслух и 45-60 слов в минуту про себя. За два предыдущих года дети успевают накопить достаточно емкий и широкий читательский кругозор, они знают книги о Родине, о подвигах, о детях, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве. Этот кругозор упорядочен. Восьмилетний читатель привык связывать любую книгу с автором и темой. Дети способны вспомнить, представить, назвать героев прочитанных произведений, узнать знакомые эпизоды и ситуации на иллюстрациях и по описанию воспроизвести по вопросам учителя или в опоре на иллюстрацию отдельные эпизоды и ситуации и правильно назвать книгу, в которой они описаны. Третьеклассник готов приступить к решению новой учебной задачи – освоению процесса самостоятельного выбора и чтения книг во внеурочное время по ориентирам, которые задает учитель.