Файл: Анализ и пути совершенствования финансовой политики в рф на современном этапе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 220

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- пролонгация до 2024 года решения по централизации в федеральном бюджете доходов от 1% ставки налога на прибыль организаций и норматива зачислений по налогу на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции в целях перераспределения указанных доходов через предоставление дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации.

3. Операционная эффективность использования бюджетных средств.

Необходимость достижения приоритетов и целей, определенных в документах стратегического планирования, качественного рывка в социально-экономическом развитии в условиях ограниченности бюджетных ресурсов увеличивает актуальность разработки и реализации мер по повышению эффективности использования бюджетных средств.

В целях повышения операционной эффективности бюджетных расходов предполагается дальнейшее совершенствование процедур планирования и технологий исполнения бюджета, включая:

- расширение практики внедрения обоснований расходов для получателей бюджетных средств и создание на федеральном уровне единой системы обоснования расходов, включающей в себя обоснования плановых сметных показателей и сформированные на их основе обоснования бюджетных ассигнований;

- введение в процедуру планирования бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства механизма обоснования инвестиций и проведения его технологического и ценового аудита;

- формирование и ведение реестра конечных получателей субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

4. Таможенно-тарифное регулирование.

На текущем этапе функционирования ЕАЭС вопросы установления вывозных пошлин отнесены к компетенции национальных правительств. При этом в предстоящие годы планируется принять механизмы проведения согласованной экспортной таможенно-тарифной политики. Важным направлением таможенно-тарифной политики с учетом формирования Союза станет работа по расширению сотрудничества в области поставок нефти и нефтепродуктов. Одновременно в целях устойчивого развития экономик и повышения энергетической безопасности государств - членов Союза продолжится работа по формированию общих рынков нефти, нефтепродуктов и газа.

В этих условиях основными подходами таможенно-тарифной политики в отношении импорта товаров в 2019 - 2021 годах являются:


- унификация порядка налогообложения ввозимых товаров в государствах - членах ЕАЭС;

- выработка единых условий применения льгот по уплате ввозных таможенных пошлин в рамках функционирования ЕАЭС, в том числе тарифных льгот при ввозе товаров в целях реализации инвестиционных проектов, соответствующих приоритетному сектору экономики государства - участника ЕАЭС;

- установление унифицированного порядка совершения таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых в рамках международной Интернет-торговли;

- дальнейшее исполнение международных обязательств Российской Федерации, в том числе по приведению действующих ставок Единого таможенного тарифа ЕАЭС в соответствие с принятыми обязательствами Российской Федерации в рамках ВТО.

Приоритетами таможенно-тарифной политики в отношении экспорта товаров в 2019 - 2021 годах являются:

- упрощение таможенного администрирования экспортных поставок за счет организации взаимодействия с участниками внешнеэкономической деятельности в электронном виде, сокращение времени проведения таможенных операций;

- продолжение работы по принятию механизмов проведения согласованной экспортной таможенно-тарифной политики государств - членов ЕАЭС, включая унификацию подходов по установлению экспортных пошлин и введение единого механизма уплаты, зачисления и перечисления сумм вывозных таможенных пошлин при вывозе товаров в третьи страны с таможенной территории ЕАЭС;

- снижение зависимости Российской Федерации от экспорта сырья на внешний рынок;

- реализация механизма подтверждения уполномоченными федеральными органами исполнительной власти планируемых к добыче и вывозу из Российской Федерации, а также фактически произведенных объемов продукции (минерального сырья) в связи с исполнением соглашений о разделе продукции.

Таким образом, целью основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики является определение условий, используемых при составлении проекта федерального бюджета на 2019 - 2021 года относятся:

1) реализация проектного подхода в бюджетном финансировании;

2) объединение масштабных стратегически значимых расходов в составе национальных проектов;



3) трансформация структуры расходов в пользу направлений, обеспечивающих рост инвестиций в экономику и человеческий капитал;

4) формирование Фонда развития.

  1. 1   2   3   4   5   6   7

2.2 Анализ финансовой политики России за 2019-2021 год



В течение 2020 года экономическая политика, в первую очередь, была ориентирована на содействие борьбе с пандемией и ее последствиями посредством создания условий для быстрого восстановления экономики с минимальными потерями для потенциала развития. 2021 год стал переходным периодом, когда бюджетная политика сохранила контрциклическую направленность в масштабах, соразмерных ожидаемой траектории восстановления деловой активности. В этих целях размер структурного первичного дефицита в переходный период 2021 года повышен до 1,2% ВВП.

Бюджетная политика.

Особенностью параметров федерального бюджета 2019-2021 гг. является его формирование с профицитом в течение всего трехлетнего цикла. Совокупный объем профицита за 3 года составит почти 4 трлн рублей. Профицит федерального бюджета обусловлен механизмом бюджетного правила, сдерживающего рост бюджетных расходов в пределах базового объема нефтегазовых доходов и величины расходов на обслуживание государственного долга. Таким образом, бюджетное правило выполняет функцию сдержек и противовесов при реализации стимулирующей бюджетной политики.

Принят и вступил в силу Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2020 и 2022 годов» от 2 декабря 2019 года № 380-ФЗ. Основные параметры бюджета представлены в табл. 1. Представленная в табл. 1 информация свидетельствует о продолжении политики роста утверждаемого объема расходов федерального бюджета под влиянием реализуемой политики увеличения доходов – как нефтегазовых, так и ненефтегазовых.

Таблица 1

Основные прогнозируемые параметры федерального бюджета на 2019-2021 год

Показатели бюджета по годам

2019

2020

2021

Отклонение

2020/2019

Отклонение

2021/2020

Доходы (трлн руб.)

20174

20379

21246

205

867

Расходы (трлн руб.)

18293

19503

20634

1210

1131

Профицит ((млрд руб.)

19676

876051

612504

856375

-263547

Профицит бюджета (в % к ВВП)

1,7

0,8

0,5

-0,9

-0,3

Финансирование нацпроектов (трлн руб.)

1,6

1,8

2,0

0,2

0,2

ВВП (трлн) руб.)

108414

112868

120364

4454

7496

Прогнозируемый объем дополнительных нефтегазовых доходов (трлн руб.)

3,177

2,332

3,968

-0,845

1,636

Объем фонда национального благосостояния (трлн руб.)

3,8

7,5

11,476

3,7

3,976

Верхний предел государственного внутреннего долга (трлн руб.) на конец года

11,613

13,5

15,176

1,887

1,676

Верхний предел государственного внешнего долга на конец года: в млрд долларов США Тот же показатель в млрд евро

54,1

49,2

64,6

56,4

67,6

57,6

10,5

3



Из табл. 1 видно, что, поскольку на все три предстоящих года запланирован профицитный бюджет, на период до 2021 г. сохраняется отсечение ресурсов от финансирования экономического роста.

Исполнение основных показателей федерального бюджета за 2019 год составило:

– по доходам – 20 188 796,8 млн рублей (101,1% к объему доходов федерального бюджета, установленному Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» на 2019 год ;

– по расходам – 18 214 517,5 млн рублей, или 98,5% к бюджетным ассигнованиям, утвержденным Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» на 2019 год, и 94,2% к объему бюджетных ассигнований, установленному сводной бюджетной росписью расходов федерального бюджета на 2019 год с учетом внесенных в нее изменений. Профицит федерального бюджета за 2019 год составил 1 974 279,3 млн рублей, или 1,8% ВВП [16].

По итогам 2020 года по сравнению с 2019 годом:

– снижение доходов федерального бюджета составило 0,9 процентного пункта к ВВП, что связано с уменьшением поступлений нефтегазовых доходов на 2,3 процентного пункта к ВВП, обусловленным снижением средней цены на нефть с 63,2 доллара США за баррель в декабре 2018 года – ноябре 2019 года до 42,8 доллара США за баррель в декабре 2019 года – ноябре 2020 года.

– рост расходов федерального бюджета составил 4,7 процентного пункта к ВВП. В реальном выражении объем расходов федерального бюджета увеличился и составил 119,4% к расходам 2019 года (информация об исполнении расходов федерального бюджета представлена в разделе 5 «Расходы федерального бюджета» настоящего издания);

– дефицит федерального бюджета составил 3,8 процентного пункта к ВВП (за 2019 год профицит федерального бюджета – 1,8 процентного пункта к ВВП), ненефтегазовый дефицит составил 8,8 процентного пункта к ВВП (за 2019 год – 5,4 процентного пункта к ВВП)[17].

Исполнение основных показателей федерального бюджета за 2021 год составило:

- по доходам – 25 286 377,6 млн рублей (134,8% к объему доходов федерального бюджета, установленному Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» на 2021 год);

- по расходам – 24 762 100,4 млн рублей, или 115,1% к бюджетным ассигнованиям, утвержденным Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» на 2021 год, и 97,5% к уточненной росписи. Профицит федерального бюджета за 2021 год составил 524 277,2 млн рублей, или 0,4% ВВП.