Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 146
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Первичные документы: лимитно-заборная карта,накладная на отпускматериалов, акт об использованииматериалов, табель учета рабочего времени,наряд на сдельную работу.
Первичные документы: лимитно-заборная карта,накладная на отпускматериалов, актоб использованииматериалов, табель учета рабочего времени,наряд на сдельную работу и др.
Регистр аналитического учета расходов на проведение восстановительных работ по ОС
Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов
ОС (ф. № ОС-3)
Внесение сведений о проведенных работах и изменениях в характеристике объекта ОС в инвентарную карточку (ф. № ОС-6)
42
Для учета наличия объекта основных средств, а также учета движения его внутри организации предприятия применяют форму № ОС-6 «Инвентарная карточка учета основных средств». Ее ведут в бухгалтерии на каждый объект.
Заполняют в одном экземпляре на основании формы № ОС-1, технической и другой документации. Записывают сюда также данные после модернизации, ремонта (форма ОС-3), а также на основании форм ОС-4.
В форме № ОС-6а ведется групповой учет однотипных основных средств, поступивших в эксплуатацию в одном календарном месяце и имеющих одинаковое производственно-хозяйственное назначение, техническую характеристику и стоимость.
На предприятии так же заводят инвентарные карточки и на арендованные средства, арендатор может их вести именно по тому инвентарному номеру, который был присвоен арендодателем.
Ежемесячно производится суммирование данных инвентарных карточек и сверка их с данными синтетического учета. Учитывая стоимость описываемых объектов, суммы в карточках заполняются в рублях или в тысячах рублей.
2.3 Синтетический и аналитический учет основных средств
В МУП «ЛГТК» синтетический учет основных средств ведется на счете
01 «Основные средства». Счет активный, отражает все основные средства предприятия, находящиеся в его собственности.
Приобретение основных средств отражается на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Как было сказано выше, поступление основных средств в МУП «ЛГТК» оформляется актом № ОС – 1 «Акт приемки-передачи основных средств».
Данный акт является основанием для записи на счетах бухгалтерского учета:
Дт 01 «Основные средства»
Кт 08 «Вложения во внеоборотные активы» - на величину
43 первоначальной стоимости объекта основных средств.
Основные средства, которые организации приобрела за плату, принимаются к учету по их себестоимости, в которую включается покупная цена и все затраты непосредственно связанные с приведением данного актива в состояние, готовое для его использования по назначению, запланированном руководством МУП «ЛГТК».
Рассмотрим поступление основного средства на основании товарной накладной (ТОРГ-12) на примере, представленном в таблице 3.
Таблица 3 - Отражение поступления ОС в сентябре 2016 г. в бухгалтерском учете
Содержание операции
Корреспонденция счетов
Сумма, руб.
Д-т
К-т
Отражена стоимость приобретенного оборудования
08 60 100 000
Отражен НДС со стоимости приобретенного ОС
19 60 18 000
Отражена стоимость транспортных услуг
08 76 20 000
Отражен НДС по транспортным услугам
19 76 3 600
Основное средство введено в эксплуатацию
01 08 120 000
Предъявлен к вычету НДС по приобретенному основному средству и транспортным услугам
68 19 21 600
Сооружение основного средства собственными силами. МУП «ЛГТК» начало возводить для собственных нужд здание склада. Строительство склада следует рассматривать как создание основного средства. Работы выполняются как собственными силами, так и с привлечением подрядной организацией.
Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, в частности, являются: в декабре 2015г. были использованы материалы, приобретенные у сторонних организаций, на сумму 592056,55 руб., в том числе НДС; за доставку материалов оплачено транспортной компании 10000руб. в т.ч. НДС 1525,42 руб. подрядной организации за выполненные строительные работы оплачено 525000руб в т.ч. НДС 18% 80084,75.;
44 начислена заработная плата работникам, осуществляющим строительные работы собственными силами в сумме 70000руб.; начислены взносы во внебюджетные средства на оплату труда рабочим 31% в сумме 21700 руб.
Бухгалтер организации внес изменения в учет (табл. 4).
Таблица 4 - Отражение в учете изготовления основного средства смешанным способом
Содержание хозяйственной операции
Сумма, руб.
Дебет Кредит
Приобретены материалы для возведения здания склада
501 742,84 10.8 60.1
Отражен НДС по приобретенным ценностям
90 313,71 19.3 60.1
Списаны материалы на строительство объекта
501 742,84 08.3 10.8
Акцептован счет подрядной организации
444915,25 08.3 60
НДС с подрядных работ
80084,75 19 60
Начислена заработная плата работника, выполняющим строительно-монтажные работы собственными силами
70000 08.3 70
Начислены взносы во внебюджетные средства с заработной платы рабочих
21700 08.3 69
Начислен НДС на стоимость строительно-монтажных работ, выполненных в текущем месяце
16506 19.8 68.2
Внутреннее перемещение. В августе 2015 г. руководством МУП «ЛГТК» принято решение о перемещении стеклянной витрины из склада №1на склад
№2. Работником склада в бухгалтерию была представлена накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств (форма ОС-2) № 00000411 от 07.08.15г. Стоимость перемещаемого оборудования 26739,19 руб.
Аренда основного средства. ООО «СТТ» передает по договору аренды № 10-5А от 01.10.15г. в пользование МУП «ЛГТК» автомобиль. Срок аренды - 2 года. Объект используется МУП «ЛГТК» в основной деятельности, а именно для доставки товара покупателям. Проводки, соответствующие данной операции, приведены в таблице 4. Стоимость автомобиля - 480000,00 руб., ежемесячная сумма арендной платы - 20000,00 руб., в т.ч. НДС –3050,85 руб.
45
Таблица 5 - Отражение в учете арендованного основного средства
Содержание хозяйственной операции
Сумма, руб.
Дебет Кредит
1 2
3 4
Получение объекта от арендодателя
480 000,00 001
Отражение арендной платы, относящейся к текущему отчетному периоду
16949,15 44 60.1
НДС от арендной платы
3050,85 19.2 60.1
Перечислена арендная плата арендодателю
20000,00 60.1 51
Списаны на зачет с бюджетом суммы НДС
3050,85 68.2 19.2
Возврат объекта арендодателю
480 000,00 001
Ежемесячно до конца срока аренды бухгалтер делает в учете записи по отражению суммы арендной платы с учетом НДС, перечислению указанной в договоре суммы арендодателю, а также сумму НДС, подлежащую вычету. По истечении договора аренды МУП «ЛГТК» возвратил объект арендодателю.
Модернизация основных средств. Организация приняла решение провести модернизацию объекта основных средств (компьютера). Для проведения модернизации был заключен договор со специализированной организацией ООО «Виолан-Л» на работы по модернизации компьютера.
Стоимость работ составила 5900,00 руб. в т.ч. НДС, переоборудование процессора – 7080,00 руб., в т.ч. НДС. Стоимость наладки компьютера составила 1500 руб. с НДС. Операции по модернизации компьютера отражены в бухгалтерском учете организации (табл. 6).
Таблица 6 - Отражение в учете модернизации основного средства
Содержание хозяйственной операции
Сумма, руб. Дебет Кредит
Отражена стоимость работ по модернизации
5000 08.4 60.1
Начислен НДС по работам
900 19.1 60.1
Отражена стоимость комплектующих
6000 08.4 60.1
НДС по комплектующим
1080 19.1 60.1
Отражена стоимость наладочных работ
1271,19 08.4 60.1
Отражен НДС по наладочным работам
228,81 19.1 60.1
Сумма затрат на модернизацию присоединена к первоначальной стоимости
12271,19 01.1 08.4
Произведена полная оплата работ по модерн.
14480 60.1 51
Произведен налоговый вычет по НДС
2208,81 68.2 19.1
46
Для постановки объекта на учет создана комиссия, которая составила акт
№ 409 от
27.09.2015 г.
О приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств. По решению комиссии объект сдан в эксплуатацию, его восстановительная стоимость после модернизации составила 42271,19 руб.
Сдача различного имущества в аренду в МУП «ЛГТК» не является основным предметом деятельности, но имеет место. Право собственности на имущество, которое передано в аренду, остается у арендодателя и вследствие этого оно продолжает числиться на балансе арендодателя. В инвентарной карточке делается пометка о сдаче имущества в аренду.
Сдача основных средств, передаваемых МУП «ЛГТК» в аренду, не выступает в качестве главного вида деятельности, поэтому ни находят отражение в бухгалтерском учете на отдельном субсчете, который открывается к счету 01 «Основные средства», а не на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности».
Стоимость объектов основных средств, которые переданы в аренду, погашается при помощи начисления амортизации.
Суммы арендной платы (доходы) и затраты МУП «ЛГТК» основным средствам, которые переданы в аренду, отражаются согласно нормам ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99. Так как сдача основных средств в аренду не выступает в качестве основного вида деятельности, то доходы и расходы от сдачи имущества в аренду учитывают как прочие доходы и расходы.
Первичным документом для сдачи имущества в аренду выступает договор аренды. Размер арендной платы определяется в объеме, который дает возможность покрыть расходы, которые связаны с содержанием и эксплуатацией объекта, а также получить прибыль. К договору аренды составляется акт сдачи-приемки имущества в аренду, который составляется в 2- х экземплярах: один для арендодателя, другой передается арендатору. В таком договоре аренды предусматривают состав и стоимость передаваемого в аренду имущества, период аренды, размер арендной платы.
47
В бухгалтерском учете МУП «ЛГТК» делаются следующие основные проводки по проведению учета основных средств, которые сданы в аренду
(табл.7).
Таблица 7 - Основные проводки по учету сданных в аренду основных средств
Содержание хозяйственной операции
Дебет Кредит
Первичные документы
Отражение в аналитическом учете к счету 01 сдача в аренду объектов основных средств
01.4 01.1
№ ОС-1 «Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме аренды зданий, сооружений)»
Отражение начисления амортизации арендодателем по объектам, которые сданы в аренду
91.2 02
Аналитические сведения по начислению амортизации объектов
ОС, которые сданы в аренду,
Бухгалтерская справка-расчет
Отражение суммы арендной платы за ОС
62 91.1
Договор аренды, Бухгалтерская справка-расчет
Отражение размера НДС по арендной плате
91.2 68.2
Счет-фактура
Поступила от арендаторов арендная плата
51 62
Выписка банка по расчетному счету
Списание основных средств в результате износа и дальнейшей непригодности. Для проверки функционирования сотовых телефонов, находящихся в служебном пользовании у сотрудников отдела сбыта, была создана оценочная комиссия. В результате осмотра данных объектов основных средств с комплектацией установлено, что в результате неисправимой поломки дальнейшее функционирование сотового телефона марки SiemensS65 не представляется возможным. Принято решение о его списании вследствие непригодности. Корреспонденция счетов указана в журнале регистрации хозяйственных операций (табл. 8).
Таблица 8 - Отражение в учете списания основного средства
Содержание хозяйственной операции
Сумма, руб.
Дебет Кредит
Списана начисленная амортизация
8671,32 02.1 01.2
Списана балансовая стоимость
10070 01.2 01.1
Списана остаточная стоимость
1398,68 91.2 01.2
Финансовый результат от списания (убыток)
1398,68 99.1 91.9
48
Первоначальная стоимость объекта составляет 10070,00 руб., сумма начисленной амортизации – 8671,32 руб., остаточная стоимость составила
1398,68 руб. (10070,00 – 8671,32). Составлен акт на списание основных средств
(форма № ОС-4) № 00000025 от 25.07.14 г. В результате списания основного средства организацией получен убыток в размере 1398,68 руб., отнесенный на финансовые результаты.
Доходы и расходы от выбытия объекта основных средств подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве прочих доходов и расходов и отражаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому они относятся.
МУП «ЛГТК» 15.12.2015 г. продало калибровально-шлифовальный станок фирме ООО «Дриада» за 600000 руб. (в том числе НДС — 91525,42 руб.). Первоначальная стоимость станка — 700 000 руб. Сумма начисленной по нему амортизации — 250 000 руб. Расходы на демонтаж станка составили 15 000 руб.
Отражение фактов хозяйственной жизни в бухгалтерском учете представлено в таблице 9.
Таблица 9 - Отражение выбытия ОС в декабре 2015 г. в бухгалтерском учете
Дата
Содержание операции
Корреспонден ция счетов
Сумма, руб.
Документ
Д-т
К-т
1 2
3 4
5 6
15.12.
Отражена выручка от продажи станка
76 91.1 600 000
Акт приема- передачи, накладная № 415
Поступили деньги от покупателя
51 76 600 000
Выписка банка
15.12.
Начислен НДС
91.2 68 91 525,42
Счет-фактура № 415 15.12.
Списана первоначальная стоимость станка
01.2 01.1 700 000
Акт о приеме- передачи объекта основных средств
15.12.
Списана сумма начисленной амортизации
02 01.2 250 000
Акт о приеме- передаче объекта основных средств
15.12.
Списана остаточная стоимость станка (700000-
250000)
91.2 01.2 450 000
Бухгалтерская справка
49
Окончание таблицы 9 1
2 3
4 5
6 15.12.
Списаны расходы на демонтаж станка
91.2 10 15 000
Договор
15.12.
Определена прибыль от продажи станка (600000-
91525,42 – 450000 -15000)
91.9 99 47 474,58
Бухгалтерская справка
В МУП «ЛГТК» учет амортизации ведется на счете 02 «Амортизация основных средств».
Согласно учетной политике МУП «ЛГТК» амортизация начисляется линейным способом. Порядок расчета сумм амортизации при применении линейного метода регламентируется ст.259.1 НК РФ.
Годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя их первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.
К амортизируемому имуществу МУП «ЛГТК» относятся следующие объекты: машины и оборудование; транспортные средства; производственный и хозяйственный инвентарь.
Амортизируемым имуществом в исследуемой организации признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 рублей.
В феврале 2015 г. МУП «ЛГТК» приобрело Рейсмусовый станок S-
630/520 Nova. Первоначальная стоимость 42460 руб. Срок полезного использования – 3 года.
При использовании линейного способа начисления амортизации ежегодно должна амортизироваться 1/3 стоимости оборудования.
Сначала нужно определить годовую норму амортизации. Для этого первоначальную стоимость примем за 100%.
Годовая норма амортизации составит 33,33 % (100% : 3).
50
Таким образом, годовая сумма амортизации составляет 14151,90 руб. (42 460 руб. х 33,33 %).
Сумма ежемесячных амортизационных отчислений равна 1179,33 руб.
(14151,90 руб. : 12 мес.).
Ежемесячно в течение 3 лет бухгалтер МУП «ЛГТК» будет делать проводку:
Дебет 20 Кредит 02 - 1179,33 руб. - начислена амортизация диагностического оборудования за отчетный месяц.
Итак, на балансе МУП «ЛГТК» по состоянию на 31.12.2015 г. учитываются основные средства стоимостью 732323 тыс. руб.
За исследуемый период 2013-2015 гг. предприятие осуществляло операции по поступлению основных средств, внутреннему перемещению, модернизации, ремонту и продаже.
Амортизация по основным средствам начисляется согласно учетной политике предприятия линейным способом.
В целом регистры аналитического и синтетического учета основных средств, бухгалтерская отчетность МУП «ЛГТК» подготовлены таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение информации о наличии и движении основных средств в соответствии с нормативными актами, регулирующими бухгалтерский учет и налогообложение в Российской
Федерации.
Первичные документы: лимитно-заборная карта,накладная на отпускматериалов, актоб использованииматериалов, табель учета рабочего времени,наряд на сдельную работу и др.
Регистр аналитического учета расходов на проведение восстановительных работ по ОС
Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов
ОС (ф. № ОС-3)
Внесение сведений о проведенных работах и изменениях в характеристике объекта ОС в инвентарную карточку (ф. № ОС-6)
42
Для учета наличия объекта основных средств, а также учета движения его внутри организации предприятия применяют форму № ОС-6 «Инвентарная карточка учета основных средств». Ее ведут в бухгалтерии на каждый объект.
Заполняют в одном экземпляре на основании формы № ОС-1, технической и другой документации. Записывают сюда также данные после модернизации, ремонта (форма ОС-3), а также на основании форм ОС-4.
В форме № ОС-6а ведется групповой учет однотипных основных средств, поступивших в эксплуатацию в одном календарном месяце и имеющих одинаковое производственно-хозяйственное назначение, техническую характеристику и стоимость.
На предприятии так же заводят инвентарные карточки и на арендованные средства, арендатор может их вести именно по тому инвентарному номеру, который был присвоен арендодателем.
Ежемесячно производится суммирование данных инвентарных карточек и сверка их с данными синтетического учета. Учитывая стоимость описываемых объектов, суммы в карточках заполняются в рублях или в тысячах рублей.
2.3 Синтетический и аналитический учет основных средств
В МУП «ЛГТК» синтетический учет основных средств ведется на счете
01 «Основные средства». Счет активный, отражает все основные средства предприятия, находящиеся в его собственности.
Приобретение основных средств отражается на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Как было сказано выше, поступление основных средств в МУП «ЛГТК» оформляется актом № ОС – 1 «Акт приемки-передачи основных средств».
Данный акт является основанием для записи на счетах бухгалтерского учета:
Дт 01 «Основные средства»
Кт 08 «Вложения во внеоборотные активы» - на величину
43 первоначальной стоимости объекта основных средств.
Основные средства, которые организации приобрела за плату, принимаются к учету по их себестоимости, в которую включается покупная цена и все затраты непосредственно связанные с приведением данного актива в состояние, готовое для его использования по назначению, запланированном руководством МУП «ЛГТК».
Рассмотрим поступление основного средства на основании товарной накладной (ТОРГ-12) на примере, представленном в таблице 3.
Таблица 3 - Отражение поступления ОС в сентябре 2016 г. в бухгалтерском учете
Содержание операции
Корреспонденция счетов
Сумма, руб.
Д-т
К-т
Отражена стоимость приобретенного оборудования
08 60 100 000
Отражен НДС со стоимости приобретенного ОС
19 60 18 000
Отражена стоимость транспортных услуг
08 76 20 000
Отражен НДС по транспортным услугам
19 76 3 600
Основное средство введено в эксплуатацию
01 08 120 000
Предъявлен к вычету НДС по приобретенному основному средству и транспортным услугам
68 19 21 600
Сооружение основного средства собственными силами. МУП «ЛГТК» начало возводить для собственных нужд здание склада. Строительство склада следует рассматривать как создание основного средства. Работы выполняются как собственными силами, так и с привлечением подрядной организацией.
Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, в частности, являются: в декабре 2015г. были использованы материалы, приобретенные у сторонних организаций, на сумму 592056,55 руб., в том числе НДС; за доставку материалов оплачено транспортной компании 10000руб. в т.ч. НДС 1525,42 руб. подрядной организации за выполненные строительные работы оплачено 525000руб в т.ч. НДС 18% 80084,75.;
44 начислена заработная плата работникам, осуществляющим строительные работы собственными силами в сумме 70000руб.; начислены взносы во внебюджетные средства на оплату труда рабочим 31% в сумме 21700 руб.
Бухгалтер организации внес изменения в учет (табл. 4).
Таблица 4 - Отражение в учете изготовления основного средства смешанным способом
Содержание хозяйственной операции
Сумма, руб.
Дебет Кредит
Приобретены материалы для возведения здания склада
501 742,84 10.8 60.1
Отражен НДС по приобретенным ценностям
90 313,71 19.3 60.1
Списаны материалы на строительство объекта
501 742,84 08.3 10.8
Акцептован счет подрядной организации
444915,25 08.3 60
НДС с подрядных работ
80084,75 19 60
Начислена заработная плата работника, выполняющим строительно-монтажные работы собственными силами
70000 08.3 70
Начислены взносы во внебюджетные средства с заработной платы рабочих
21700 08.3 69
Начислен НДС на стоимость строительно-монтажных работ, выполненных в текущем месяце
16506 19.8 68.2
Внутреннее перемещение. В августе 2015 г. руководством МУП «ЛГТК» принято решение о перемещении стеклянной витрины из склада №1на склад
№2. Работником склада в бухгалтерию была представлена накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств (форма ОС-2) № 00000411 от 07.08.15г. Стоимость перемещаемого оборудования 26739,19 руб.
Аренда основного средства. ООО «СТТ» передает по договору аренды № 10-5А от 01.10.15г. в пользование МУП «ЛГТК» автомобиль. Срок аренды - 2 года. Объект используется МУП «ЛГТК» в основной деятельности, а именно для доставки товара покупателям. Проводки, соответствующие данной операции, приведены в таблице 4. Стоимость автомобиля - 480000,00 руб., ежемесячная сумма арендной платы - 20000,00 руб., в т.ч. НДС –3050,85 руб.
45
Таблица 5 - Отражение в учете арендованного основного средства
Содержание хозяйственной операции
Сумма, руб.
Дебет Кредит
1 2
3 4
Получение объекта от арендодателя
480 000,00 001
Отражение арендной платы, относящейся к текущему отчетному периоду
16949,15 44 60.1
НДС от арендной платы
3050,85 19.2 60.1
Перечислена арендная плата арендодателю
20000,00 60.1 51
Списаны на зачет с бюджетом суммы НДС
3050,85 68.2 19.2
Возврат объекта арендодателю
480 000,00 001
Ежемесячно до конца срока аренды бухгалтер делает в учете записи по отражению суммы арендной платы с учетом НДС, перечислению указанной в договоре суммы арендодателю, а также сумму НДС, подлежащую вычету. По истечении договора аренды МУП «ЛГТК» возвратил объект арендодателю.
Модернизация основных средств. Организация приняла решение провести модернизацию объекта основных средств (компьютера). Для проведения модернизации был заключен договор со специализированной организацией ООО «Виолан-Л» на работы по модернизации компьютера.
Стоимость работ составила 5900,00 руб. в т.ч. НДС, переоборудование процессора – 7080,00 руб., в т.ч. НДС. Стоимость наладки компьютера составила 1500 руб. с НДС. Операции по модернизации компьютера отражены в бухгалтерском учете организации (табл. 6).
Таблица 6 - Отражение в учете модернизации основного средства
Содержание хозяйственной операции
Сумма, руб. Дебет Кредит
Отражена стоимость работ по модернизации
5000 08.4 60.1
Начислен НДС по работам
900 19.1 60.1
Отражена стоимость комплектующих
6000 08.4 60.1
НДС по комплектующим
1080 19.1 60.1
Отражена стоимость наладочных работ
1271,19 08.4 60.1
Отражен НДС по наладочным работам
228,81 19.1 60.1
Сумма затрат на модернизацию присоединена к первоначальной стоимости
12271,19 01.1 08.4
Произведена полная оплата работ по модерн.
14480 60.1 51
Произведен налоговый вычет по НДС
2208,81 68.2 19.1
46
Для постановки объекта на учет создана комиссия, которая составила акт
№ 409 от
27.09.2015 г.
О приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств. По решению комиссии объект сдан в эксплуатацию, его восстановительная стоимость после модернизации составила 42271,19 руб.
Сдача различного имущества в аренду в МУП «ЛГТК» не является основным предметом деятельности, но имеет место. Право собственности на имущество, которое передано в аренду, остается у арендодателя и вследствие этого оно продолжает числиться на балансе арендодателя. В инвентарной карточке делается пометка о сдаче имущества в аренду.
Сдача основных средств, передаваемых МУП «ЛГТК» в аренду, не выступает в качестве главного вида деятельности, поэтому ни находят отражение в бухгалтерском учете на отдельном субсчете, который открывается к счету 01 «Основные средства», а не на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности».
Стоимость объектов основных средств, которые переданы в аренду, погашается при помощи начисления амортизации.
Суммы арендной платы (доходы) и затраты МУП «ЛГТК» основным средствам, которые переданы в аренду, отражаются согласно нормам ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99. Так как сдача основных средств в аренду не выступает в качестве основного вида деятельности, то доходы и расходы от сдачи имущества в аренду учитывают как прочие доходы и расходы.
Первичным документом для сдачи имущества в аренду выступает договор аренды. Размер арендной платы определяется в объеме, который дает возможность покрыть расходы, которые связаны с содержанием и эксплуатацией объекта, а также получить прибыль. К договору аренды составляется акт сдачи-приемки имущества в аренду, который составляется в 2- х экземплярах: один для арендодателя, другой передается арендатору. В таком договоре аренды предусматривают состав и стоимость передаваемого в аренду имущества, период аренды, размер арендной платы.
47
В бухгалтерском учете МУП «ЛГТК» делаются следующие основные проводки по проведению учета основных средств, которые сданы в аренду
(табл.7).
Таблица 7 - Основные проводки по учету сданных в аренду основных средств
Содержание хозяйственной операции
Дебет Кредит
Первичные документы
Отражение в аналитическом учете к счету 01 сдача в аренду объектов основных средств
01.4 01.1
№ ОС-1 «Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме аренды зданий, сооружений)»
Отражение начисления амортизации арендодателем по объектам, которые сданы в аренду
91.2 02
Аналитические сведения по начислению амортизации объектов
ОС, которые сданы в аренду,
Бухгалтерская справка-расчет
Отражение суммы арендной платы за ОС
62 91.1
Договор аренды, Бухгалтерская справка-расчет
Отражение размера НДС по арендной плате
91.2 68.2
Счет-фактура
Поступила от арендаторов арендная плата
51 62
Выписка банка по расчетному счету
Списание основных средств в результате износа и дальнейшей непригодности. Для проверки функционирования сотовых телефонов, находящихся в служебном пользовании у сотрудников отдела сбыта, была создана оценочная комиссия. В результате осмотра данных объектов основных средств с комплектацией установлено, что в результате неисправимой поломки дальнейшее функционирование сотового телефона марки SiemensS65 не представляется возможным. Принято решение о его списании вследствие непригодности. Корреспонденция счетов указана в журнале регистрации хозяйственных операций (табл. 8).
Таблица 8 - Отражение в учете списания основного средства
Содержание хозяйственной операции
Сумма, руб.
Дебет Кредит
Списана начисленная амортизация
8671,32 02.1 01.2
Списана балансовая стоимость
10070 01.2 01.1
Списана остаточная стоимость
1398,68 91.2 01.2
Финансовый результат от списания (убыток)
1398,68 99.1 91.9
48
Первоначальная стоимость объекта составляет 10070,00 руб., сумма начисленной амортизации – 8671,32 руб., остаточная стоимость составила
1398,68 руб. (10070,00 – 8671,32). Составлен акт на списание основных средств
(форма № ОС-4) № 00000025 от 25.07.14 г. В результате списания основного средства организацией получен убыток в размере 1398,68 руб., отнесенный на финансовые результаты.
Доходы и расходы от выбытия объекта основных средств подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве прочих доходов и расходов и отражаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому они относятся.
МУП «ЛГТК» 15.12.2015 г. продало калибровально-шлифовальный станок фирме ООО «Дриада» за 600000 руб. (в том числе НДС — 91525,42 руб.). Первоначальная стоимость станка — 700 000 руб. Сумма начисленной по нему амортизации — 250 000 руб. Расходы на демонтаж станка составили 15 000 руб.
Отражение фактов хозяйственной жизни в бухгалтерском учете представлено в таблице 9.
Таблица 9 - Отражение выбытия ОС в декабре 2015 г. в бухгалтерском учете
Дата
Содержание операции
Корреспонден ция счетов
Сумма, руб.
Документ
Д-т
К-т
1 2
3 4
5 6
15.12.
Отражена выручка от продажи станка
76 91.1 600 000
Акт приема- передачи, накладная № 415
Поступили деньги от покупателя
51 76 600 000
Выписка банка
15.12.
Начислен НДС
91.2 68 91 525,42
Счет-фактура № 415 15.12.
Списана первоначальная стоимость станка
01.2 01.1 700 000
Акт о приеме- передачи объекта основных средств
15.12.
Списана сумма начисленной амортизации
02 01.2 250 000
Акт о приеме- передаче объекта основных средств
15.12.
Списана остаточная стоимость станка (700000-
250000)
91.2 01.2 450 000
Бухгалтерская справка
49
Окончание таблицы 9 1
2 3
4 5
6 15.12.
Списаны расходы на демонтаж станка
91.2 10 15 000
Договор
15.12.
Определена прибыль от продажи станка (600000-
91525,42 – 450000 -15000)
91.9 99 47 474,58
Бухгалтерская справка
В МУП «ЛГТК» учет амортизации ведется на счете 02 «Амортизация основных средств».
Согласно учетной политике МУП «ЛГТК» амортизация начисляется линейным способом. Порядок расчета сумм амортизации при применении линейного метода регламентируется ст.259.1 НК РФ.
Годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя их первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.
К амортизируемому имуществу МУП «ЛГТК» относятся следующие объекты: машины и оборудование; транспортные средства; производственный и хозяйственный инвентарь.
Амортизируемым имуществом в исследуемой организации признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 рублей.
В феврале 2015 г. МУП «ЛГТК» приобрело Рейсмусовый станок S-
630/520 Nova. Первоначальная стоимость 42460 руб. Срок полезного использования – 3 года.
При использовании линейного способа начисления амортизации ежегодно должна амортизироваться 1/3 стоимости оборудования.
Сначала нужно определить годовую норму амортизации. Для этого первоначальную стоимость примем за 100%.
Годовая норма амортизации составит 33,33 % (100% : 3).
50
Таким образом, годовая сумма амортизации составляет 14151,90 руб. (42 460 руб. х 33,33 %).
Сумма ежемесячных амортизационных отчислений равна 1179,33 руб.
(14151,90 руб. : 12 мес.).
Ежемесячно в течение 3 лет бухгалтер МУП «ЛГТК» будет делать проводку:
Дебет 20 Кредит 02 - 1179,33 руб. - начислена амортизация диагностического оборудования за отчетный месяц.
Итак, на балансе МУП «ЛГТК» по состоянию на 31.12.2015 г. учитываются основные средства стоимостью 732323 тыс. руб.
За исследуемый период 2013-2015 гг. предприятие осуществляло операции по поступлению основных средств, внутреннему перемещению, модернизации, ремонту и продаже.
Амортизация по основным средствам начисляется согласно учетной политике предприятия линейным способом.
В целом регистры аналитического и синтетического учета основных средств, бухгалтерская отчетность МУП «ЛГТК» подготовлены таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение информации о наличии и движении основных средств в соответствии с нормативными актами, регулирующими бухгалтерский учет и налогообложение в Российской
Федерации.