ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 300
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
;
· философские знания не проверяемы экспериментально (иначе они становятся научными);
· философия не может дать точного прогноза, т. е. не может экстраполировать достоверные знания в будущее, ибо таковыми не обладает. Отдельный философ на основе определенной системы философских взглядов может лишь предсказывать, но не прогнозировать или моделировать, как то доступно ученому.
Соотношение философии и науки можно наглядно показать на кругах Эйлера (рис. 2), где хорошо видно, что их объемы совпадают лишь частично.
Рис. 2. Соотношение философии и науки
4. Специфические черты философского знания:
· основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно имеет очень много общего с научным знанием (предмет, методы, логико-понятийный аппарат), но в то же время не является научным знанием в чистом виде;
· главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний;
· предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует другие науки, но не поглощает их, не включает в себя всенаучное знание, не стоит над ним;
· имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т.д.)
· носит предельно общий, теоретический характер;
· содержит базовые, основополагающие идеи, которые лежат в основе других наук;
· во многом субъективно – несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;
· является совокупностью объективного знания, ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;
· изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;
· имеет качество рефлексии – обращенности мысли на саму себя (познание обращено как на окружающий мир. Так т и на само себя);
· испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;
· в тоже время динамично – постоянно развивается и обновляется;
· неисчерпаемо по своей сути;
· ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, « извечные» проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания,происхождение жизни, бессмертие души, наличие или отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем.
5. Функции философии:
1. Мировоззренческая – способствует формированию целостности картины мира, представлений о его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром;
2. Методологическая - заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности;
3. Гносеологическая – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности;
4. Критическая – подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания;
5. Аксиологическая – заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки различных ценностей – морально-нравственных, социальных, идеологических и др. Цель этой функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков - поиск новых ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; реформации; кризис капитализма конца Х1Х-начала ХХ вв. и др.)
6. Социальная - объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения. Совершенствования общества.
7. Воспитательно-гуманитарная распространять гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществ, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни;
8. Прогностическая заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущеематерии, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.
Основные методы философии - это пути и средства с помощью которых осуществляется философское исследование:
· Диалектика - это метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются критически и последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений,развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.
· Метафизика - метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются
обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения взаимосвязанности), статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития) и однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).
Философия является учением о мире в целом, о том, какое место занимает человек в мире, об отношении человека к миру, о смысле и цели жизни человека. Философия учит человека творчески мыслить, правильно оценивать свои возможности и роль в мире, определять направления деятельности. Кант писал, что философия отвечает на вопросы: что я могу знать?, что я должен делать?, на что я могу надеяться? Утверждают, что философия учит , кто мы такие ,откуда пришли, куда идем, или - каким надо быть, чтобы быть человеком. Философия - это осознание человеком своего бытия.
Философия содержит истину, но может содержать и заблуждение, однако в любом случае это мудрость. Она нарушает спокойствие человека, потому что подвергает все сомнению, делает очевидное неочевидным, отвергает привычные догмы, суеверия, молву, но и делает человека счастливым, потому что приобщает его к мудрости. Еще древние философы утверждали, что нет большей добродетели и большего счастья, чем быть мудрым. Современные философы особое внимание обращают на состояние общества и положение человека в мире применительно к постиндустриальной эпохе и соответствующему уровню достижений науки.
Философия носит личностный характер («моя философия»), национальный характер (русская философия, немецкая философия), выдающиеся достижения философской мысли имеют общечеловеческое значение.
Философия как система имеет соответствующую структуру.
Обычно принято выделять следующие элементы этой системы:
- учение о бытии в целом - онтологию;
- учение о человеке - философскую антропологию;
- учение о познании - гносеологию;
- учение об обществе - социальную философию;
- учение о деятельности - праксиологию;
- учение о ценностях - аксиологию.
В зависимости от сферы социальной действительности, которой специально заинтересована философия, можно выделить философию науки и техники, философию морали, философию искусства, философию религии, философию экономики, философию образования и др.
Философия выполняет в обществе разнообразные функции.
Важнейшие из них следующие:
1. Мировоззренческая функция - философия является мировоззрением и дает человеку мировоззрение, обеспечивает ориентацию человека в усложняющемся мире.
2. Методологическая функция - философия дает человеку направление в практической и познавательной деятельности, определяет способ, путь достижения цели.
3. Критическая функция - философия подвергает проверке все человеческие действия на их соответствие интересам человека, на их гуманность, указывает на причины человеческих заблуждений и тем самым содействует поиску истины.
4. Культурно-творческая функция - философия вносит в общество мудрость и разумность, приобщает к духовным ценностям, позволяет прогнозировать, определять варианты будущего и тем самым содействует общественно-историческому процессу.
Проблема основного вопроса философии является основной для понимания специфики философского знания. Основной вопрос философии раскрывает смысловую направленность философии, ее стремление найти ключи к решению главной проблемы человечества – «быть или не быть».
ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ СТОРОНА ОСНОВНОГО ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ
Итак, главный вопрос философии – вопрос об отношении духа, сознания к бытию, материи; вопрос о том, что является первичным – мышление или бытие, природа или дух, материальное или идеальное? Кто кого порождает и определяет?
В зависимости от решения данного вопроса различают материалистические
и идеалистические концепции, два основных направления философской мысли: материализм и идеализм.
Материализм провозглашает материю вечной, независимой, неуничтожимой и первичной – источником всех вещей, которая существует и развивается по своим собственным законам. Природа, бытие, материя, материальное – первоисточники всего, а в свою очередь сознание, мышление, дух, идеальное – вторичны, определяются и порождаются материальным.
Согласно материализму мир – материален, существует сам по себе, никем не создан и неуничтожим, закономерно изменчив, развивается в силу своих собственных причин; представляет собой единую и последнюю реальность, которая исключает любую свехъестественную силу. Сознание, мышление и дух – свойства материи, ее идеальное отражение.
Достоинства материализма – опора на науку, логическая доказуемость многих положений. Слабая сторона – недостаточное объяснение сущности сознания (его происхождения) и всего идеального.
Согласно идеализму первичным началом всего существующего является духовное начало (Бог, дух, идея, индивидуальное сознание), материя возникает из духа и подчиняется ему, природа, материальные мир - вторичное. Данный термин ввел немецкий философ Г. Лейбниц в начале XVIII века. Родоначальником идеалистического направления в философии для Лейбница стал Платон.
Однако, основной вопрос философии допускает и двойственный ответ: и материя, и сознание являются изначальными сущностями и не сводятся друг к другу. Данное направление в философии получило название дуализма. Таким образом, дуалисты признавали существование двух самостоятельных субстанций (первооснов). Яркий представитель дуализма - французский философ Рене Декарт.
Возможен также ответ, в котором утверждается множество первоначал, в предельном случае множества неограниченного. Такое направление получило название
· философские знания не проверяемы экспериментально (иначе они становятся научными);
· философия не может дать точного прогноза, т. е. не может экстраполировать достоверные знания в будущее, ибо таковыми не обладает. Отдельный философ на основе определенной системы философских взглядов может лишь предсказывать, но не прогнозировать или моделировать, как то доступно ученому.
Соотношение философии и науки можно наглядно показать на кругах Эйлера (рис. 2), где хорошо видно, что их объемы совпадают лишь частично.
Рис. 2. Соотношение философии и науки
4. Специфические черты философского знания:
· основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно имеет очень много общего с научным знанием (предмет, методы, логико-понятийный аппарат), но в то же время не является научным знанием в чистом виде;
· главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний;
· предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует другие науки, но не поглощает их, не включает в себя всенаучное знание, не стоит над ним;
· имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т.д.)
· носит предельно общий, теоретический характер;
· содержит базовые, основополагающие идеи, которые лежат в основе других наук;
· во многом субъективно – несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;
· является совокупностью объективного знания, ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;
· изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;
· имеет качество рефлексии – обращенности мысли на саму себя (познание обращено как на окружающий мир. Так т и на само себя);
· испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;
· в тоже время динамично – постоянно развивается и обновляется;
· неисчерпаемо по своей сути;
· ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, « извечные» проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания,происхождение жизни, бессмертие души, наличие или отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем.
5. Функции философии:
1. Мировоззренческая – способствует формированию целостности картины мира, представлений о его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром;
2. Методологическая - заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности;
3. Гносеологическая – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности;
4. Критическая – подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания;
5. Аксиологическая – заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки различных ценностей – морально-нравственных, социальных, идеологических и др. Цель этой функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков - поиск новых ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; реформации; кризис капитализма конца Х1Х-начала ХХ вв. и др.)
6. Социальная - объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения. Совершенствования общества.
7. Воспитательно-гуманитарная распространять гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществ, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни;
8. Прогностическая заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущеематерии, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.
Основные методы философии - это пути и средства с помощью которых осуществляется философское исследование:
· Диалектика - это метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются критически и последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений,развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.
· Метафизика - метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются
обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения взаимосвязанности), статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития) и однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).
-
Предмет философии, ее структура и функции.
Философия является учением о мире в целом, о том, какое место занимает человек в мире, об отношении человека к миру, о смысле и цели жизни человека. Философия учит человека творчески мыслить, правильно оценивать свои возможности и роль в мире, определять направления деятельности. Кант писал, что философия отвечает на вопросы: что я могу знать?, что я должен делать?, на что я могу надеяться? Утверждают, что философия учит , кто мы такие ,откуда пришли, куда идем, или - каким надо быть, чтобы быть человеком. Философия - это осознание человеком своего бытия.
Философия содержит истину, но может содержать и заблуждение, однако в любом случае это мудрость. Она нарушает спокойствие человека, потому что подвергает все сомнению, делает очевидное неочевидным, отвергает привычные догмы, суеверия, молву, но и делает человека счастливым, потому что приобщает его к мудрости. Еще древние философы утверждали, что нет большей добродетели и большего счастья, чем быть мудрым. Современные философы особое внимание обращают на состояние общества и положение человека в мире применительно к постиндустриальной эпохе и соответствующему уровню достижений науки.
Философия носит личностный характер («моя философия»), национальный характер (русская философия, немецкая философия), выдающиеся достижения философской мысли имеют общечеловеческое значение.
Философия как система имеет соответствующую структуру.
Обычно принято выделять следующие элементы этой системы:
- учение о бытии в целом - онтологию;
- учение о человеке - философскую антропологию;
- учение о познании - гносеологию;
- учение об обществе - социальную философию;
- учение о деятельности - праксиологию;
- учение о ценностях - аксиологию.
В зависимости от сферы социальной действительности, которой специально заинтересована философия, можно выделить философию науки и техники, философию морали, философию искусства, философию религии, философию экономики, философию образования и др.
Философия выполняет в обществе разнообразные функции.
Важнейшие из них следующие:
1. Мировоззренческая функция - философия является мировоззрением и дает человеку мировоззрение, обеспечивает ориентацию человека в усложняющемся мире.
2. Методологическая функция - философия дает человеку направление в практической и познавательной деятельности, определяет способ, путь достижения цели.
3. Критическая функция - философия подвергает проверке все человеческие действия на их соответствие интересам человека, на их гуманность, указывает на причины человеческих заблуждений и тем самым содействует поиску истины.
4. Культурно-творческая функция - философия вносит в общество мудрость и разумность, приобщает к духовным ценностям, позволяет прогнозировать, определять варианты будущего и тем самым содействует общественно-историческому процессу.
-
Основной вопрос философии, его две стороны. Материализм и идеализм – основные философские направления.
Проблема основного вопроса философии является основной для понимания специфики философского знания. Основной вопрос философии раскрывает смысловую направленность философии, ее стремление найти ключи к решению главной проблемы человечества – «быть или не быть».
ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ СТОРОНА ОСНОВНОГО ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ
Итак, главный вопрос философии – вопрос об отношении духа, сознания к бытию, материи; вопрос о том, что является первичным – мышление или бытие, природа или дух, материальное или идеальное? Кто кого порождает и определяет?
В зависимости от решения данного вопроса различают материалистические
и идеалистические концепции, два основных направления философской мысли: материализм и идеализм.
Материализм провозглашает материю вечной, независимой, неуничтожимой и первичной – источником всех вещей, которая существует и развивается по своим собственным законам. Природа, бытие, материя, материальное – первоисточники всего, а в свою очередь сознание, мышление, дух, идеальное – вторичны, определяются и порождаются материальным.
Согласно материализму мир – материален, существует сам по себе, никем не создан и неуничтожим, закономерно изменчив, развивается в силу своих собственных причин; представляет собой единую и последнюю реальность, которая исключает любую свехъестественную силу. Сознание, мышление и дух – свойства материи, ее идеальное отражение.
Достоинства материализма – опора на науку, логическая доказуемость многих положений. Слабая сторона – недостаточное объяснение сущности сознания (его происхождения) и всего идеального.
Согласно идеализму первичным началом всего существующего является духовное начало (Бог, дух, идея, индивидуальное сознание), материя возникает из духа и подчиняется ему, природа, материальные мир - вторичное. Данный термин ввел немецкий философ Г. Лейбниц в начале XVIII века. Родоначальником идеалистического направления в философии для Лейбница стал Платон.
Однако, основной вопрос философии допускает и двойственный ответ: и материя, и сознание являются изначальными сущностями и не сводятся друг к другу. Данное направление в философии получило название дуализма. Таким образом, дуалисты признавали существование двух самостоятельных субстанций (первооснов). Яркий представитель дуализма - французский философ Рене Декарт.
Возможен также ответ, в котором утверждается множество первоначал, в предельном случае множества неограниченного. Такое направление получило название