Файл: Доклад рабочей группы при президенте рф Школа 2020. Какой мы ее видим.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 29

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
функционирования;
подготовку специалистов для преподавания и изучения карельского,
вепсского и финского языков;
издание и внедрение в учебный процесс учебников и учебных пособий на карельском, вепсском и финском языках».
Создание благоприятных условий для интеграции системы образования
Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе
Данный принцип находит отражение в курсе Российского государства на интеграцию отечественного образования в мировую систему высшего образования, выразившемся в присоединении Российской Федерации к
Болонскому процессу.
переход высшего образования на систему undergraduate – graduate
(бакалавр – магистр);
- введение единой системы учета трудоемкости учебных программ с использованием зачетных единиц-кредитов;
- обеспечение академической мобильности студентов и преподавателей;
- обеспечение высоких стандартов образования и его привлекательности;
- развитие межуниверситетского сотрудничества, организация совместимых программ обучения и научных исследований и т. д.
Свобода выбора получения образования
Свобода образования в пределах,
предусмотренных законодательством, ―
один из важнейших принципов современного образовательного права.человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина
—обязанность государства (ст. 2);
- Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий,
обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7).
Свободное развитие человека,
предусмотренное Конституцией РФ, в современном мире невозможно без гарантированных свобод в сфере образования.
Следуя упомянутым конституционным
принципам, законодательство об образовании исходит из того, что процесс образования должен быть организован с созданием условий для полного и свободного развития способностей каждого человека, его самореализации с учетом имеющихся у него склонностей и потребностей.
Свобода выбора получения образования предполагает, что каждый вправе осуществлять выбор:
- форм получения образования ― в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования и самообразования;
- организации, осуществляющей образовательную деятельность;
- направленности (профиля)[21]
образования в пределах,
предоставленных системой образования;
- формы обучения ― очной,
очно-заочной или заочной, в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимся и с учетом потребностей и возможностей обучающегося.
Обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития,
способностям и интересам человека.
Концепция «образование в течение жизни» (Lifelong Learning ― LLL)
сформировалась на фоне перехода развитых стран к формированию экономики, основанной на знаниях, и стала одним из признаков современного постиндустриального общества.
Быстроменяющаяся среда,
стремительно развивающиеся наука и техника, обновляющиеся технологии оставляют в прошлом прежнюю образовательную стратегию
«образование на всю жизнь», которая исходила из возможности в самом начале жизни «набраться образования»
на всю оставшуюся
Задание №5. Проанализировав гл. 2 Федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации» составьте схему системы образования.


Задание №6. Сравните уровни образования в новом и прежнем законах об
образовании.
Закон РФ «Об образовании» (1996 г.)
Федеральный закон
«Об образовании
в Российской Федерации»
Положения, обязывающие Правительство РФ представлять
Федеральному Собранию Российской Федерации доклад о реализации государственной политики в сфере образования, отсутствуют
Правительство РФ ежегодно представляет Федеральному Собранию Российской
Федерации доклад о реализации государственной политики в сфере образования и публикует его на своем официальном сайте в сети Интернет (ч. 2 ст. 3)
Государство должно оказывать гражданам содействие в по- лучении дошкольного, начального общего, основного обще- го и среднего (полного) общего образования в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях, а также в имеющих государственную аккредитацию негосударственных общеобразовательных учреждениях за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ (п. 3.1 ст. 5)
Принцип равного доступа государственных и частных образовательных организаций к финансированию за счет средств бюджета использован как базовый при подготовке текста закона. В частности, к полномочиям органов государственной власти субъектов
РФ в сфере образования относится финансовое обеспечение получения дошкольного образования
в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий и т. д. (п. 6 ч. 1 ст. 8)
Положения, регулирующие инновационную и экспериментальную деятельность в сфере образования, отсутствуют
Вопросам инновационной и экспериментальной деятельности в сфере образования посвящена ст. 20. Экспериментальная деятельность в образовании направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий,
образовательных ресурсов и осуществляется в форме экспериментов, порядок и условия проведения которых определяются Правительством РФ (ч. 2 ст. 20)
Последовательно проводится принцип светскости в образовании
Особенностям изучения основ духовно-нравственной куль туры народов РФ и получения теологического и религиозного образования посвящена ст. 87. Примерные основные образовательные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин
(модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов РФ, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), проходят экспертизу в централизованной религиозной организации на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям данной организации
(ч. 3 ст. 87)
Организация образовательного процесса
Положения, детально регламентирующие разработку и утверждение примерных образовательных программ, отсутствуют
Примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов (ч. 9 ст. 12) и включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой
(ч. 10 ст. 12).
Порядок разработки таких программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ, а также организации, которым предоставляется право ведения реестра, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (ч. 11 ст. 20)
Положения, регулирующие использование сетевой формы реализации образовательных программ, технологий электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, отсутствуют
Использованию сетевой формы реализации образовательных программ посвящена ст.
15.
Вопросам реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий ст. 16


Отсутствуют положения, регулирующие проведение независимой оценки качества образования
Закон регламентирует функционирование независимых институтов оценки качества образования (общественная, профессионально-общественная аккредитация,
образовательные и профессиональные стандарты).
Проведению независимой оценки качества образования посвящена ст. 95
Положения, детально регламентирующие обеспечение образовательного процесса учебниками и учебными пособиями, отсутствуют
Использование в образовательном процессе печатных и электронных ресурсов,
формирование библиотечных фондов, отбор организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, регламентирует ст. 18
Положения, детально регламентирующие возникновение,
изменение и прекращение образовательных отношений, отсутствуют
Возникновение, изменение и прекращение образовательных отношений регламентирует гл. 6.
Установлены требованиям к договору об образовании, в т. ч. введен запрет увеличения стоимости платных образовательных услуг после заключения такого договора, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции (ст. 54
гл. 6).
В ст. 58 подробно рассматриваются вопросы проведения промежуточной аттестации обучающихся, в ст. 59 - вопросы проведения итоговой аттестации обучающихся
Правовой статус образовательных учреждений и организаций
Используются понятия "образовательное учреждение" и "образовательная организация".
Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс,
т. е. реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников (п. 1 ст. 12).
Понятие образовательной организации не раскрывается
Используются понятия "образовательная организация" и "организация,
осуществляющая обучение".
Образовательная организация - это некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана (ч. 18 ст. 2)
Организация, осуществляющая обучение, - это юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности
(ч. 19 ст. 2)
Нормы о внутренней структуре образовательного учреждения не имеют регулятивного значения
Статья 27 устанавливает требования к формированию структуры образовательной организации
Нормы о локальных актах образовательного учреждения не имеют регулятивного значения
Требования к содержанию и порядку принятия локальных актов образовательной организации устанавливает ст. 30.


При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников организации, должно учитываться мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в случаях,
предусмотренных трудовым законодательством, - представительных органов работников (ч. 3 ст. 30)
Содержатся отдельные положения об органах самоуправления образовательного учреждения
Подробно описываются органы управления образовательной организацией:
единоличные (руководитель) и коллегиальные (общее собрание (конференция)
работников, педагогический совет, попечительский совет, управляющий совет и др.) (ст.
26).
Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция таких органов устанавливаются уставом образовательной организации (ч. 5 ст. 26).
В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления организацией и при принятии организацией локальных нормативных актов в организации могут создаваться советы обучающихся, советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы, а также действуют профессиональные союзы обучающихся и (или) работников (ч. 6 ст. 26)
Ликвидация сельского дошкольного образовательного учреждения и общеобразовательного учреждения допускается только с согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением (п. 5 ст. 4)
Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения (ч. 1 ст. 22).
Принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения (ч. 12 ст. 22)
Правовой статус обучающихся и их родителей (законных представителей)
Правам обучающихся посвящены отдельные положения
Права и гарантии для обучающихся, меры их социальной поддержки и стимулирования детально прописаны в ст. 34
Ответственности и обязанностям обучающихся посвящены отдельные положения
Ответственность и обязанности обучающихся детально прописаны в ст. 43.
Обучающиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу,
выполнять индивидуальный учебный план, в т. ч. посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, а также выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы (п. 1 ч. 1 ст. 43)
Положения, детально регламентирующие получение образования лицами особых категорий, отсутствуют
Получение образования лицами, проявившими выдающиеся способности,
регламентирует ст. 77; получение образования иностранными гражданами и лицами

без гражданства в российских образовательных организациях - ст. 78, получение образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья - ст. 79
Положения, регулирующие оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, отсутствуют
Вопросам оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в т. ч. несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления, посвящена ст. 42
Право родителей (законных представителей) обучающихся получать информацию о всех видах планируемых обследований обучающихся не закреплено
Родители (законные представители) обучающихся имеют право получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических)
обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся (п. 6 ч. 3 ст. 44)
Создание комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений не предусматривается
Занятие 2. Анализ цели и задач урока, применения методов и форм организации
обучения
Задание №1. Зная значение и логику целеполагания в обучении и педагогической
деятельности, проанализируйте постановку цели урока.
1. Понятие о цели образования;
2. Виды целей,их иерархия;
3. Логика целеполагания;
4. Обучение учеников целеполаганию;
5. Приёмы привлечение учащихся к целеполаганию,организации и анализу процесса и результатов обучения
Задание №2. Проанализируйте урок с точки зрения принципов обучения.
Орг.момен:
● Мотивация на воспринятые материала;
● Создание общего эмоционального фона;
Опрос:
● Мобилизация внимания;
● Интеллектуального тонуса;
● Выявление затруднений;
Изучение нового:
● Организация внимания;
● Постановка целей;
● Воздействие на память;
● Опыт;
● Мышление;