Файл: Лекция введение в таможенный менеджмент.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1 Лекция ВВЕДЕНИЕ В ТАМОЖЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
1. Различие между общим и специальным менеджментом

Общий менеджмент
изучает принципы и закономерности управления социально-экономическими процессами (функции управления, управленческий цикл, стратегическое управление, мотивацию, лидерство). Так, например, стандартные функции управления (планирование, организация, мотивация и контроль) встречаются в жизни любой организации — и на государственном предприятии, и в коммерческой фирме, и в государственном учреждении.


Специальный менеджмент
рассматривает управление специфическими объектами, например менеджмент в сфере услуг, риск-менеджмент, финансовый менеджмент. В рамках специального менеджмента возможно более детальное дробление объекта управления с выделением всех более специфических подсистем.


Объектом общего менеджмента являются прежде всего организации, а также люди в организациях, совокупность отношений между ними, возникающие в процессе их деятельности.


Объектом специального менеджмента являются организация в условиях своей специфики, ее параметры, структура и процесс деятельности (функционирования), а также особые отношения между людьми, возникающие в процессе такой деятельности. Кроме того, объектом специального менеджмента могут быть некоторые виды специальных процессов (например, модернизация или развитие организации, ее финансирование, инвестиционные процессы).



В настоящее время исследование проблем организации и управления осуществляется в основном на следующих уровнях:

  • институциональном;

  • организационном;

  • деятельном (процессном);

  • ресурсном.

Соответственно различают:

  • управление институционализацией. Суть управления — развитие организации как института, представляемого развивающимися конституциональными, правовыми и организационно-функциональными положениями и компонентами;

  • управление организацией. Суть управления — формирование (развитие) организации как целостной единой системы. Уровень представления организации — открытая система; управление организацией — управление ее применением;

  • управление деятельностью организации. Суть управления — управление бизнес-процессами, протекающими в организации. Уровень процесса деятельности организации операционный; управление организацией осуществляется на уровне бизнес-процессов или отдельных операций;

  • управление ресурсами. Суть управления — оптимизация ресурсной обеспеченности деятельности организации. Уровень представления — в соответствии с уровнем организации.


2. Государственная служба

Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) "О системе государственной службы Российской Федерации"

Статья 4. Федеральная государственная служба

 Федеральная государственная служба - профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

Статья 1. Государственная служба Российской Федерации

 

1. Государственная служба Российской Федерации (далее - государственная служба) - профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) по обеспечению исполнения полномочий:

Российской Федерации;

федеральных органов государственной власти,;

субъектов Российской Федерации;

органов государственной власти субъектов Российской Федерации,;

лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации,;

лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

 

Статья 2. Система государственной службы

 

  1. Система государственной службы включает в себя:




государственную гражданскую службу;


военную службу;


государственную службу иных видов


.

федеральную государственную гражданскую службу




государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации

3. Военная служба и государственная служба иных видов, которые устанавливаются федеральными законами, являются видами федеральной государственной службы.



Государственная служба в РФ создана в соответствии с положениями Конституции РФ об осуществлении власти народа непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Государственная служба является комплексным публичным, социальным, правовым, организационным институтом и профессиональной деятельностью.

В качестве комплексного публичного и социального института государственная служба обеспечивает государственное управление, а также интеграцию и обслуживание интересов личности, общества и государства.

Как правовой институт государственная служба строится на основе законов и других нормативно-правовых актов, образующих в совокупности законодательство о государственной службе РФ.

Организационное строение государственной службы означает распределение государственной службы по функциям, видам, уровням управления, а также осуществление государственной службы в различных органах государственной власти.

Наконец, граждане РФ, приверженные ценностям и интересам общественного служения, обладающие соответствующими потребностями и качествами, обеспечивают профессиональное исполнение функций государственного управления, что означает осуществление государственной службы как профессиональной деятельности.

Государственная служба может осуществляться как в государственных органах, так и в отдельных государственных учреждениях и организациях.

Государственная служба представляет собой практическое и профессиональное участие граждан в осуществлении целей и функций государства посредством исполнения обязанностей и полномочий по государственной должности, определенной в конкретном государственном органе.

Ключевым здесь является слово «исполнение», которое означает не просто работу, измеряемую временем, отведенным на нее (по правилам внутреннего трудового распорядка), либо количеством прочитанных, подготовленных или подписанных документов и т. п., а формирование властно-управленческих взаимоотношений между государством и обществом, государственным органом и подлежащими его ведению управляемыми объектами.

Схематически в системе нижеследующих элементов:

«государство

— система государственных органов — государственный орган — государственная должность — государственный служащий — гражданин — общество —


государство»

— государственная служба связывает

- государственную должность (в данном случае относящуюся к организационной структуре государственного управления),

- государственного служащего (принадлежащего к персоналу государственного управления) и

- гражданина (обслуживать которого призвано государство).

Именно в таком контексте понимается и развивается государственная служба в большинстве демократических государств.

Везде цели государственной службы рассматриваются как упорядочение и повышение эффективности процессов формирования и реализации государственной власти и государственного управления, а также соединение ответственности за исполнение государственной должности с социально-экономическими гарантиями государственной службы.

Государственная служба состоит из определенных институтов (совокупностей целей, идей, функций, структур и процедур), призванных обеспечивать разрешение актуальных проблем государства и общества. В числе таких проблем можно назвать:

  • определение квалификационных требований к государственным должностям, порядка их замещения и исполнения, форм и механизмов контроля, составление реестра государственных должностей и обеспечение его практической реализации;

  • обоснование финансовых и иных материальных затрат на со-держание государственного аппарата; классификация издержек по отдельным видам государственных должностей; оценка рациональности и эффективности затрат на государственный аппарат;

  • создание условий выявления и отбора людей для государственной службы на основе объективной оценки их общекультурных, профессиональных и личностных качеств; установление порядка прохождения государственной службы (перемещение, продвижение, аттестация, стимулирование, ответственность и т. д.), статический учет государственных служащих;

  • организация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих; анализ актуальности программ обучения и оценка качеств выпускников; обеспечение взаимодействия между учебными заведениями и государственными органами.

3. Менеджмент в государственной службе: общее и особенное

Менеджмент традиционно связывают с коммерческими организациями. Однако все основные закономерности общего менеджмента,
рассматриваемые в классических учебниках и руководствах, проявляются и в управлении государственными организациям. Так же как и менеджмент в коммерческой фирме, он представляет собой управление организацией, т. е. группой людей, координирующих свои действия для выработки и достижения целей.

Независимо от природы организации в управлении ею проявляются общие закономерности и действуют общие механизмы. Общие закономерности:

  • формирование цели;

  • определение принципов и приоритетов;

  • составление планов и программ действий;

  • закрепление и регламентирование управленческих процедур;

  • формирование и развитие организационной структуры;

  • построение мотивационной системы, отработка процедуры приема на работу и продвижения по службе;

  • закрепление соответствующих процедур контроля.

Основные функции менеджмента в государственной службе: анализ и прогнозирование, планирование, организация, мотивация, контроль и регулирование.

Менеджмент в государственной службе представляет собой один из видов специального менеджмента, который изучает особенные черты, специфику проявления функций, а также особые закономерности тенденции, отличающие менеджмент в госслужбе.

Особенности менеджмента в государственной службе проявляются прежде всего в целях, специфике реализации функций, методах оценки результатов, отчетности, процедурах контроля, ответственности и системах стимулов.

Реализация каждой функции менеджмента в государственной службе обладает соответствующей спецификой:


Специфика менеджмента в государственной службе часто обозначается терминами «администрирование» и «бюрократия». Эти понятия обычно обозначают тяготение менеджмента в государственной службе к «автократической модели управления», в которой ключевыми характеристиками менеджмента являются:

  • следование инструкциям;

  • разделение на тех, кто выдает инструкции, и тех, кто их выполняет;

  • концентрация власти и политической воли;

  • ограничение свободы;

  • административный контроль;

Смотрите также файлы