ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 55
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1 Лекция ВВЕДЕНИЕ В ТАМОЖЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
1. Различие между общим и специальным менеджментом
Общий менеджмент изучает принципы и закономерности управления социально-экономическими процессами (функции управления, управленческий цикл, стратегическое управление, мотивацию, лидерство). Так, например, стандартные функции управления (планирование, организация, мотивация и контроль) встречаются в жизни любой организации — и на государственном предприятии, и в коммерческой фирме, и в государственном учреждении. | Специальный менеджмент рассматривает управление специфическими объектами, например менеджмент в сфере услуг, риск-менеджмент, финансовый менеджмент. В рамках специального менеджмента возможно более детальное дробление объекта управления с выделением всех более специфических подсистем. |
Объектом общего менеджмента являются прежде всего организации, а также люди в организациях, совокупность отношений между ними, возникающие в процессе их деятельности. | Объектом специального менеджмента являются организация в условиях своей специфики, ее параметры, структура и процесс деятельности (функционирования), а также особые отношения между людьми, возникающие в процессе такой деятельности. Кроме того, объектом специального менеджмента могут быть некоторые виды специальных процессов (например, модернизация или развитие организации, ее финансирование, инвестиционные процессы). |
В настоящее время исследование проблем организации и управления осуществляется в основном на следующих уровнях:
-
институциональном; -
организационном; -
деятельном (процессном); -
ресурсном.
Соответственно различают:
-
управление институционализацией. Суть управления — развитие организации как института, представляемого развивающимися конституциональными, правовыми и организационно-функциональными положениями и компонентами; -
управление организацией. Суть управления — формирование (развитие) организации как целостной единой системы. Уровень представления организации — открытая система; управление организацией — управление ее применением; -
управление деятельностью организации. Суть управления — управление бизнес-процессами, протекающими в организации. Уровень процесса деятельности организации операционный; управление организацией осуществляется на уровне бизнес-процессов или отдельных операций; -
управление ресурсами. Суть управления — оптимизация ресурсной обеспеченности деятельности организации. Уровень представления — в соответствии с уровнем организации.
2. Государственная служба
Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) "О системе государственной службы Российской Федерации"
Статья 4. Федеральная государственная служба
Федеральная государственная служба - профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.
Статья 1. Государственная служба Российской Федерации
1. Государственная служба Российской Федерации (далее - государственная служба) - профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) по обеспечению исполнения полномочий:
Российской Федерации;
федеральных органов государственной власти,;
субъектов Российской Федерации;
органов государственной власти субъектов Российской Федерации,;
лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации,;
лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
Статья 2. Система государственной службы
-
Система государственной службы включает в себя:
государственную гражданскую службу; | военную службу; | государственную службу иных видов |
.
федеральную государственную гражданскую службу | | государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации |
3. Военная служба и государственная служба иных видов, которые устанавливаются федеральными законами, являются видами федеральной государственной службы.
Государственная служба в РФ создана в соответствии с положениями Конституции РФ об осуществлении власти народа непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Государственная служба является комплексным публичным, социальным, правовым, организационным институтом и профессиональной деятельностью.
В качестве комплексного публичного и социального института государственная служба обеспечивает государственное управление, а также интеграцию и обслуживание интересов личности, общества и государства.
Как правовой институт государственная служба строится на основе законов и других нормативно-правовых актов, образующих в совокупности законодательство о государственной службе РФ.
Организационное строение государственной службы означает распределение государственной службы по функциям, видам, уровням управления, а также осуществление государственной службы в различных органах государственной власти.
Наконец, граждане РФ, приверженные ценностям и интересам общественного служения, обладающие соответствующими потребностями и качествами, обеспечивают профессиональное исполнение функций государственного управления, что означает осуществление государственной службы как профессиональной деятельности.
Государственная служба может осуществляться как в государственных органах, так и в отдельных государственных учреждениях и организациях.
Государственная служба представляет собой практическое и профессиональное участие граждан в осуществлении целей и функций государства посредством исполнения обязанностей и полномочий по государственной должности, определенной в конкретном государственном органе.
Ключевым здесь является слово «исполнение», которое означает не просто работу, измеряемую временем, отведенным на нее (по правилам внутреннего трудового распорядка), либо количеством прочитанных, подготовленных или подписанных документов и т. п., а формирование властно-управленческих взаимоотношений между государством и обществом, государственным органом и подлежащими его ведению управляемыми объектами.
Схематически в системе нижеследующих элементов:
«государство
— система государственных органов — государственный орган — государственная должность — государственный служащий — гражданин — общество —
государство»
— государственная служба связывает
- государственную должность (в данном случае относящуюся к организационной структуре государственного управления),
- государственного служащего (принадлежащего к персоналу государственного управления) и
- гражданина (обслуживать которого призвано государство).
Именно в таком контексте понимается и развивается государственная служба в большинстве демократических государств.
Везде цели государственной службы рассматриваются как упорядочение и повышение эффективности процессов формирования и реализации государственной власти и государственного управления, а также соединение ответственности за исполнение государственной должности с социально-экономическими гарантиями государственной службы.
Государственная служба состоит из определенных институтов (совокупностей целей, идей, функций, структур и процедур), призванных обеспечивать разрешение актуальных проблем государства и общества. В числе таких проблем можно назвать:
-
определение квалификационных требований к государственным должностям, порядка их замещения и исполнения, форм и механизмов контроля, составление реестра государственных должностей и обеспечение его практической реализации; -
обоснование финансовых и иных материальных затрат на со-держание государственного аппарата; классификация издержек по отдельным видам государственных должностей; оценка рациональности и эффективности затрат на государственный аппарат; -
создание условий выявления и отбора людей для государственной службы на основе объективной оценки их общекультурных, профессиональных и личностных качеств; установление порядка прохождения государственной службы (перемещение, продвижение, аттестация, стимулирование, ответственность и т. д.), статический учет государственных служащих; -
организация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих; анализ актуальности программ обучения и оценка качеств выпускников; обеспечение взаимодействия между учебными заведениями и государственными органами.
3. Менеджмент в государственной службе: общее и особенное
Менеджмент традиционно связывают с коммерческими организациями. Однако все основные закономерности общего менеджмента,
рассматриваемые в классических учебниках и руководствах, проявляются и в управлении государственными организациям. Так же как и менеджмент в коммерческой фирме, он представляет собой управление организацией, т. е. группой людей, координирующих свои действия для выработки и достижения целей.
Независимо от природы организации в управлении ею проявляются общие закономерности и действуют общие механизмы. Общие закономерности:
-
формирование цели; -
определение принципов и приоритетов; -
составление планов и программ действий; -
закрепление и регламентирование управленческих процедур; -
формирование и развитие организационной структуры; -
построение мотивационной системы, отработка процедуры приема на работу и продвижения по службе; -
закрепление соответствующих процедур контроля.
Основные функции менеджмента в государственной службе: анализ и прогнозирование, планирование, организация, мотивация, контроль и регулирование.
Менеджмент в государственной службе представляет собой один из видов специального менеджмента, который изучает особенные черты, специфику проявления функций, а также особые закономерности тенденции, отличающие менеджмент в госслужбе.
Особенности менеджмента в государственной службе проявляются прежде всего в целях, специфике реализации функций, методах оценки результатов, отчетности, процедурах контроля, ответственности и системах стимулов.
Реализация каждой функции менеджмента в государственной службе обладает соответствующей спецификой:
Специфика менеджмента в государственной службе часто обозначается терминами «администрирование» и «бюрократия». Эти понятия обычно обозначают тяготение менеджмента в государственной службе к «автократической модели управления», в которой ключевыми характеристиками менеджмента являются:
-
следование инструкциям; -
разделение на тех, кто выдает инструкции, и тех, кто их выполняет; -
концентрация власти и политической воли; -
ограничение свободы; -
административный контроль;