Файл: Миф, фольклор, художественная словесность в контексте культуры. Архетип и архетипические образы 1 Культура.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 385

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Интертекстуальность есть средство расширения «горизонтов эстетического опыта» (Т.С. Элиот) - позднейшие тексты, содержащие интертекстуальные отсылки к текстам предшествующих эпох, провоцируют реинтерпретацию последних и, таким образом, обогащают читательское представление о них.

Феномен интертекстуальности – это результат реализации особой стратегии текстопостроения, в рамках которой цитирующиеся дискурсы, воплощенные в уже существующих текстах, «пересекают и нейтрализуют друг друга» Феномен интертекста может включать почти все существующие тексты, поэтому размывается. Термины не привносят новое в аналитику литературоведения. Трактовка феномена интертекста как аналитического средства постмодернизма ограничивает сферу приминения. Постмодернизм – признак игры с речевым поведением, чужими словами. Постструктурализм – интертекст интересен не сам по себе, а как средство реконструкции и описания генеративного процесса, ведущего к созданию худ. произведения. Интертекст в отличие от прямого цитирования нейтрализует произведения. Автор отказывается от роли творца, превращаясь в регистратора и художественной роли творца, располагая чужие голоса. Объект интертескта - полилог голосов, они конфликтуют. В интертексте видоизменяется семиотическая природа цитируемых текстов утрачивая символическую природу они превращаются в индексальные знаки. Художественный эффект интертекста в сталкивании, режиссированнии чужих миров. В рамках первого подхода интертекстуальный анализ сводится к поиску, регистрации и интерпретации источников цитирования, в их взаимодействии с семантикой цитирующего текста.

Синтактические механизмы порождения интертекста могут быть проиллюстрированы процедурой разрушения символической природы: бродский я вас любил – уничтожается пушкинский тип речевого поведения, разговорный язык – агрессия. Культурным кодам не даётся окончательное значение, к уничтожению представлений о культурной стабильной кодовой иерархии. Переосмысливаются эстетические и этические ценности. Входящий в интертекст прецедентный текст утрачивает свою символическую природу и становится индексом в результате эксплицированной фрагментаризации. В рамках интертертскста сам принцип сопряжения деформированных претекстов оказывается более важным, чем семантика протестов.
А комбинаторная семантика становящегося интертекста подчиняет себе и частично отменяет имманентную семантику прецедентных текстов.

  1. Жанр как поэтологическая категория. Понятие жанровой системы.

Литературный жанр - типическая форма целого произведения; исторически складывающиеся группы литературных произведений, объединённых совокупностью формальных и содержательных свойств (в отличие от литературных форм, выделение которых основано только на формальных признаках)


Жанр – универсальная категория, тип словесно-художественного произведения как целого, инвариант произведения, его идеальный тип высказывания, типическое целое и тематическое высказывание – завершённое и разрешённое.

Жанр – категория, которая не хочет и не должна меняться, для описания нужно придерживаться определенных критериев, каждый жанр ориентирован на свой результат. Законы обеспечивают условности для общения автора и читателя, для лучшего понимания произведения, поэтому жанру не положено меняться, но сам человек меняется. Это противоречие и рождает историю жанров.

Жанры возникли не из эстетических потребностей, а еще раньше искусства, произошли из доэстетического периода, из ритуалов, песен, заговоров, из неэстетических потребностей, которые потом стали эстетическими. (Возникли раньше родов)

Жанр долго понимался как неизменяемая структура. Теоретики убеждены, что искусство существует по одним, неизменяемым законам. В эпоху традиционализма жанр должен был использоваться в той же форме, в которой его использовали до тебя, необходимость соблюдать чистоту жанра. Общество живет по законам нормативной поэтики. С большим выделением личностного начала жанровый канон начинает утрачивать свою абсолютность и уступает место жанровым традициям. Жанровые подзаголовки уходят в прошлое. Появление новых жанров, жанровая установка оказывается нужной.

Жанр связан с внелитературной реальностью, ориентирован на определённые условия исполнения и восприятия.

Жанр связан с тематическим овладением действительности.

Жанровые признаки:

1. Жанр исторически изменчив.

2. Жанр намечает рамки, в которых будет организовано произведение и диалог автора и читателя в соответствии с законом жанра.

3. Жанр в его каноническом неизменным качестве был характерен для художественной словесности с момента ее появления и до классицизма включительно.

Стансы – жанр поэтического произведения, позволяющий создать образ деятеля как образца. (Пушкин писал стансы про Петра 1)

Роман – проза, разнообразному понятию жизни, неканонический, революционный, главное в романе – познать жизнь. Роман не может остаться в узких рамках жанра. Арап Петра Великого – такое ощущение как будто Пушкин бросил произведение на середине, хотя жанр предполагал более широкое рассмотрение событий.


Поэма – полтава. Пушкин собирает мир из частей. Медный всадник – соположенность смыслов – пётр творец, его история величественна, история евгения – он бедный, ему нет места и счастья в жизни.

Жанр тематически рассматривает сторону действительности, жанр связан с тематическим освоением действительности.

Жанр предполагает определённый характер завершения. Завершение решает вопрос с жанром – чем закончилось, такой и жанр.

Жанр имеет тесную связь с национальной культурой.

Специфика главного героя в жанре. В романе герой – идиолог, герой пути.

Бахтин предлагает в каждом жанре вычленить структуру. Он говорит – жанры являются представителями творческой памяти в процессе литературного развития. Жанры – некие твёрдые формы для отливки художественного опыта.

Жанровый канон – наличие константной системы признаков произведения, сохраняющей смысловую основу, часть более широкого явления, свойственного тому периоду. Лихачёв – литературный этикет, объективная устойчивость художественных структур в рамках общей и единой системы норм. Аверинцев – канон произведения, часть единой канонической системы.

Канонические жанры возникают в средневековье. Далее идёт развитие, возникают новые формы.

Есть риторическая эпоха – до середины 18 века, строгое жанровое мышление

Есть нериторическая эпоха – авторы неповторимы, индивидуально-творческое художественное сознание, авторы создают новые жанры и каноны.

С 30-х годов 19 века проза теснит поэзию, разрушение строгих жанровых форм. К концу 50-х годов на олимпе роман – самый неканонический жанр. С другой стороны выдерживается канон – но он формализуется, утрачивает мировоззренческую глубину, превращается в свод технических приёмов – это сказал Томарченко.

Жанровая структура – построение произведения - соотнесённость всего того, что составляет произведение и всех их отношений. – тема, стиль. Если анализировать произведение как целое, структура жанра будет многослойная, многосоставная.

Жанровая система – это сложившаяся в литературе определенной эпохи соотнесение и взаимодействие актуальных для нее жанров друг с другом, а также с фольклорными и нелитературными произведениями

Жанровая система - Соотношение и взаимодействие актуальных для этой эпохи жанров. Томарченко

Т к возникает в качестве исторической формы единства литературы.
Жанр – явление историческое, рождается, живёт, умирает. Жанр есть явление историческое, жанры постепенно приобретают и накапливают свои признаки — необходимые и достаточные условия своей идентичности. Есть константные – трагедия. Их пишут, когда происходит коренной перелом – античность, шекспир. Жанры могут возрождаться – святочный рассказ был в языческий период, потом был рождественский рассказ, в 1917 году жанр умирает, запретили рождество, в перестройку жанр возрождается в первозданном виде – святочный рассказ.

Жанр контекстуален – если мы не можем определить жанр, мы определяем, к чему ближе к роману например.

Различаются три рода художественной литературы:

- эпос (жанры - эпопея, былина, сказка, поэма, роман, повесть, новелла, рассказ, басня, художественный очерк);

- лирика (жанры - ода, баллада, элегия, послание, эклога, песня, небольшое стихотворение);

- драма (жанры - трагедия, комедия, драма, мелодрама, водевиль).

Идиллия не доминировала в русской поэзии. Жанр сложился в античности, небольшой объём, но за последние 200 лет не актуален. Она актуализирует прошлое и будущее, настоящее не важно. Пространство – страна, дом – колыбель, усадьба, пейзаж, ручей, пруд, река. Мир замкнут от окружающего, жизнь внутри границ самодостаточна. Поколения связаны единым местом, ход родовой жизни связан с природой и цикличен – смена времён года, предмет изображения – основные реалии человеческой жизни. Рождение, смерть, свадьба, воспроизведение рода, труд, праздник, еда. Особого конфликта между ними нет, жизнь гармонична, замкнута, самодостаточна. Влияла на идиллию и послание. Существует только тогда, когда человек её покидает, когда в неё невозможно вернутся. А если вернётся – идиллия не будет соответствовать реальности. Жанр идиллии – рефлексия, а если рефлексия войдёт в идиллию, то идиллия разрушится, в идиллии нет почвы для рефлексии. Жанр откликается на исторические эпохальные события. В 17-18 веке завершилась риторическая эпоха, человек стал самодостаточным, самостоятельным, индивидуальным. В романе Обломов есть идиллические темы. Мифологема идиллии – утраченный рай, в идиллии человек историчен, неотделим от природы, хорошо именно сейчас. Готовый ландшафтный сценарий – пригорок, ручеёк, холм, плотина, ветерок, луг – нечто обозримое. Идиллия не знает разделение быта и бытия – лирику не разрушит жаренный лук.