Файл: Миф, фольклор, художественная словесность в контексте культуры. Архетип и архетипические образы 1 Культура.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 382

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Послание – обращается к пространственным аспектам бытия. На оценочном контрасте большого и малого мира строится развитие темы. Дом как способ отделения от мира, скромная обитель, простой дом и очень общие описания. В отличие от идиллии в послании есть большой мир, о которым герой точно знает, но не выходит в него.

Эллегия – сосредоточенность на времени и значение лирического я, человек не может вернуться в идилию. Природный цикл противопоставляется человеческой жизни. Фиксируется разрыв между циклическим и индивидуальным переживанием времени. Воспоминание о внутреннем мире, который недоступен

Романтическая баллада – как и сказочный сюжет строится на событии встречи между обычным и потусторонним миром. Потусторонний персонаж приходит в обычный мир, контактирует с героем, это заканчивается катострофой или для одного или для другого или для обоих. В роли мёртвого пришельца может быть муз. Инструмент, ветер, волны – их звуки. Может рассказываться про убийство. Могут быть демонические существа. Могут быть предсказания, гадания. Диалог между персонажами – форма контакта между мирами.

  1. Проблема автора в историко-культурной перспективе, формы присутствия автора в художественном произведении.

Автор – реальное историко-биографическое лицо

Автор – творец, субъект эстетической деятиельности – бахтин

Автор творец не равен биографическому автору, он явлен в тексте, организуя его целостность.

Писатель – человек, написавший произведение, т е лицо, стоящее вне структуры худ. Текста, принадлежащее миру реальной действительности.

Автор – образ писателя в созданном им произведении, каким он возникает в сознании читателя на основании прочитанного текста. Автор есть в каждом произведении, он не отождествлён с писателем. Это относится и к вымышленным произведениями и к мемуарам.

Автор → Произведение → Читатель. Искусство = сотворчество. Диалог автора с читателем происходит через произведение. Читатель бывают разные и воспринимают произведение по-разному. Критики – профессиональные читатели, способные доказать анализом текста свою точку зрения.

Автор (3 смысла):

- Конкретный человек со своей биографией (тот, кто написал произведение).

- Творец и создатель конкретного произведения (сформировал и композиционно выстроил)

- Автор как персонаж в тексте


Вопрос о творческой истории произведения (при рассмотрении автора как личности) – важно знание биографии, ее соотношение с произведениями.

Стиль – индивидуальная неповторимость творческого почерка, манеры (свойство, качество произведения)

Читатель (3 смысла): (Внимание к читателю возрастает в эпоху романтизма)

- Некий воображаемый автором адресат, на которого он ориентируется

- Образ читателя в тексте произведения

- Реальный читатель, конкретные люди, которые это произведение читают

Читатель может совершить:

1. Интерпретацию (Прочтение и понимание, понятным для себя образом), Оценку, Анализ

Массовая литература рассчитана на широкого читателя, доступна, облегченное восприятие. (беллетристика). Для нее характерна клишированность, типовая похожесть. Автор и читатель одного круга. Стиль автора узнать невозможно – деиндивидуализация автора. Создание произведения – технологический процесс, мастер и подмастерье.

Классика выбирает общечеловеческие темы, важные всегда и для всех, дает одно из пониманий к постижению этих истин.

Для создания рамы обнажается условность – вводится биография автора, история создания произведения, автор – лицо, а не только голос, автор – посредник между героем и читателем. В эпоху средневековья в заголовке рассказывает почти всё, что есть в произведении.

Имя автора в произведении – благодаря ему читатель может понять о чём примерно произведение, исходя из прошлых работ автора. Псевдоним – литературная маска – использовалась раньше чтобы скрыть личность, а сейчас, чтобы лучше раскрыть её. Сейчас псевдоним подчёркивает – доминанту творчества, особенности биографии, черты характера.

Автор как и жанр способствует целостности произведения.

Творчество автора делится на периоды. Например у Достоевского – докатаржное, послекаторжное, творчество великого пятикнижия.

В драме воля автора выражается только в рамочном тексте – ремарка, эпиграф, пояснение, заглавие. Позиция автора выражается в поговорках и пословицах.

В античности, до эпохи эллинизма, автор – авторитет. Тексты без автора, например мифы. Когда складывается эпос, есть тот, кто является свидетелем описанного, к нему не относятся как к индивидуальному автору. Главное требование к нему – умение рассказывать.

Вопрос гомера принятое в науке обозначение проблемы происхождения и интерпретации текстов поэм Гомера. В основе своей Г. в. сводится к двум взаимосвязанным вопросам: созданы ли поэмы 1) одним или многими авторами и 2) устным или письм. способом. Тексты либо подгоняются под авторитетного автора, или остаётся без автора. Сакральная литература древнего востока.

В риторической эпохе – традиционализм, автор ориентируется на готовые сюжетно-фабульные структуры, типы поветствования, жанры, изобразительно-выразительные средства. Автор решает задачи, но сам их не ставит. Но авторы обладали самостоятельностью – в выборе тем, монтировок, изобразительных средств.

В 18, 19, 20 веке автор выбирает сам, на что ориентироваться. Без новаторства развитие литературы невозможно. Складывается автор – творец он сам об этом пишет , автор-персонаж читатели путают их с нормальным автором - их дал нам Пушкин.

В 20 веке – отстранённость автора – Хемингуэй, квка.

В конце 20 века в лирике случилось такие – стихотворение есть, но понять, от кого оно, очень сложно. Лирика отказывается от «я». Появляется тяга к чему-то внеличному – это терминологически называется лирическое ОНО. Выразить чувства автора, перемещение в другое «я». В постмодернистской прозе есть авторская маска – мир человека отчуждённого, разорванного, лишённого смысла. В этом смысле демонтируется всё привычное, все принципы отбрасываются, появляется дисгармония. Проблема коммуникации – авторская маска решает её, но она далека от автора – она издевается над читателем. У формалистов, у структуралистов – есть образ абстрактного автора, источник композиции и смысла произведений. Постструктуралисты признали смерть автора. Осуществляет преемственность только в той сфере, в которой предпочитает работать. (Толстой – отношение человека к богу). Авангардисты отбрасывают традицию. Вместо лилии – еуы. При анализе произведения нужно отобразить, какие традиции автор сохранил, а какие отбросил.

При литературной эволюции происходит постепенная смена, обновление худ. средств, языка. Художник всё это опережает всё это – пытается старыми средствами описать новые темы. Пользуется старым языком, сводит всё имеющееся, и делает шаг дальше.


Формы присутствия автора в тексте зависят от родовой принадлежности произведения, но есть общие тенденции.

Присутствие автора проявляется пронзительнее всего в лирике, где высказывание принадлежит одному лирическому субъекту, где изображены его переживания, отношение к внешнему миру и миру своей души. Лирический герой в цикле лирических произведений дает представление о личности поэта, об устойчивом индивидуальном авторском облике, о его житейской и поэтической судьбе. С разной степенью полноты авторское Я может быть передоверено разны героям (ролевая лирика). Авторские интонации ясно различимы в авторских отступлениях, которые органично вписываются в структуру эпических в своей основе произведений.

В драме автор в большей степени оказывается в тени своих героев. Но и здесь его присутствие усматривается в заглавии, эпиграфе, списке действующих лиц, сценических указаниях, предуведомлениях («Ревизор» Гоголь), в системе ремарок, в репликах в сторону. Рупором автора могут быть герои-резонеры (Стародум в комедии Фонвизина «Недоросль»), хор. Автор проявляет себя в расстановке действующих лиц, в природе конфликтного напряжения.

С большей мерой включенности в событие произведения выглядит автор в эпосеНаиболее часто автор выступает как повествователь, ведущий рассказ от третьего лица, во внесубъектной, безличной форме. Со времен Гомера автор всеведущ, может свободно переходить из одного временного плана в другой, из одного пространства в другое. В литературе Нового времени такой способ повествования сочетается с введением рассказчика (Бородинское сражение глазами Андрея Болконского, Пьера Безухова). Автор может передоверять свои сюжеты сочиненному им, подставному рассказчикукоторый ведет повествование от первого лица. Но в любом случае объединяющим началом эпического текста является авторское сознание, проливающее свет на целое и на все составляющие художественного текста. В эпических произведениях авторское начало проступает по-разному: как авторская точка зрения на воссоздаваемую поэтическую реальность, как авторский комментарий по ходу сюжета, как прямая, косвенная или несобственно-прямая характеристика…

Образовалась классическая литература – но при жизни автора нельзя установить, что он классик – классику проверяет время. Поэтому писатели
классики при жизни – писатели 1-го ряда.

По отношению к определённому десятилетию мы можем говорить о писателе 1 ряда, писателе 2 ряда. Переход их ряда в ряд возможен, переход из массовой литературы в классическую возможен. Салиас де Турнемир – писатель второго ряда, его произведение «пугачёвцы» ставили один ряд с войной и миром толстого, но только современники – у нас его все уже забыли. Открытие было сделано, но не понято. Это открытие понял Достоевский, и написал подростка. Художественная словесность может развиваться во всех рядах, 2 ряд подпитывается от 1 ряда, гении подхватывают и продолжают идеи 2 ряда.

  1. Эпос, его специфика. Формы повествования. Худ. особенности эпико-повествовательного произведения.

Род – литературоведческая категория, каждое произведение воспроизводит действительность и выражает отношение к ней. Различия между произведениями - различия между преобладающими способами воспроизведения действительности и выражения к ней.

Эпос – род литературы, выделяемый наравне с лирикой и драмой; повествование о событиях, предполагаемых в прошлом (как бы свершившихся и вспоминаемых повествователем).