Файл: Миф, фольклор, художественная словесность в контексте культуры. Архетип и архетипические образы 1 Культура.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 378
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
7.В определенное время О. получает особенно важное значение, выдвигаясь на передний план литературнойой жизни. Это бывает прежде всего в период формирования пробуждающимся классом своей литературной идеологии, когда активная позиция класса требует безотлагательного вмешательства в новые жизненные условия. Свободная композиция, описываются цепочки событий.
При́тча
Дидактико-аллегорический жанр литературы.
1) Форма притчи возникает лишь в некотором контексте
2) допускает отсутствие развитого сюжетного движения и может редуцироваться до простого сравнения, сохраняющего, однако, особую символическую наполненность;
3) с содержательной стороны П. отличается тяготением к глубинной «премудрости» религиозного или моралистического порядка. П. - универсальное явление мирового фольклорного и литературного творчества. П. была центром и эталоном для др. жанров
4)Действующие лица П., как правило, не имеют не только внешних черт, но и «характера» в смысле замкнутой комбинации душевных свойств: они предстают перед нами не как объекты художественного наблюдения, но как субъекты этического выбора.
-
Лирика как род литературы. Формы выражения лирического сознания – Холшевников и компания
Род – литературоведческая категория, каждое произведение воспроизводит действительность и выражает отношение к ней. Различия между произведениями - различия между преобладающими способами воспроизведения действительности и выражения к ней.
Лирика – род литературы, который ставит на первый план единичные состояния человеческого сознания, эмоционально окрашенные размышления.
Происходит он от греческого слова "лирикос", что значит "исполняемый на лире" или "поющий под лиру". Греки называли этим словом песни, которые пели под лиру.
Появление произведений лирического жанра относят к VII-VI вв. до н.э. и обуславливают, прежде всего, значительными переменами, произошедшими в жизни большинства греческих общин. Греческую лирику принято делить на три жанра: элегию, ямб и мелику (песенную лирику). Не все эти жанры исполнялись под звуки лиры: для элегии и ямбов музыкальное сопровождение было не обязательно. Но постепенно мелика утратила органическую связь с музыкой и стала чисто литературным жанром.
Специфика.
1.В отличие от драмы и эпоса, где изображаются законченные характеры, которые действуют в разных обстоятельствах, в лирике изображаются отдельные состояния характера в определенный момент жизни, лирика – самый субъективный род литературы.
2.Лирический образ — это эстетически значимое душевное переживание, автобиографическое начало в нем присутствует как бы в снятом виде, и для нас важно, что поэт испытал данное переживание и что оно вообще могло быть испытано в данных обстоятельствах.
3.Это переживание общественно-значимое, в котором индивидуальный духовный мир поэта, не теряя своей автобиографичности, получает обобщенное выражение, тем самым выходя за рамки его личности. Субъективное проишествие вписывается в общую картину бытия. Лирическое стихотворение устанавливает с читателем молниеносный безошибочный контакт, ведь в лирическом стихотворении обозначены ценности, относящиеся к общеобязательным.
Лирика обращается к вечным темам – любви, природы, бытия – лирика многотемна. Гражданская и философская лирика – отклик человека на всё то, что окружает человека. Лирика охватывает единичные состояния души, но они связаны, обусловлены, объединены бытием.
В лирике, в отличие от эпики и драмы, нет фабулы, либо есть её элементы – я встретил, я вспомнил. Чистая лирика свободна от фабулярности, если есть элементы фабулы – лирика стоит на гране между лирикой и эпикой.
Сюжет в лирике есть – передача переживаний, которые рождают события, причём событие другой природы – мнгновение самосознания человека. Для лирики характерно вовлечение в сферу изображения лишь тех элементов действительности, которые важны для точки зрения лирического героя, и притом в непосредственной связи с сюжетом данного стихотворения.
В отличие от эпоса и драмы, лирика не обладает возможностями широкого описания явлений действительности
Сильман. Формула лирического стихотворения – оно рождается не в любое мгновение – мгновение яркого непосредственного переживания – мгновение итогового постижения сути переживания – эти мгновения укладываются в слова.
Особенности произведений:
-
Лирическое стихотворение невозможно пересказать. В нём все - «содержание», могут быть важными даже служебные части речи. -
Лирическое переживание не столько обозначается словами, сколько с максимальной энергией выражается -
Принцип лирики «как можно короче и как можно полнее» - лаконизм высказывания, изображается только настоящее, сиюминутное время -
Медитативное начало – взволнованное и напряженное раздумье о чем-либо -
Лирический герой не просто связан тесными узами с автором, с его мироотношением, настроем, но оказывается от него неотличимым (автопсихологичность лирики) -
Образ в лирике – чувства и мысли человека. -
Лирическое произведение чаще всего в стихотворном размере. -
Минимализм при создании ситуации – вводятся отдельные элементы действительности
Особенности композиции – эмпирическая часть, обобщающая часть.
Композиционные типы:
1) сопоставление двух образов, диалектически взаимодействующих (психологический параллелизм), иногда тут нужен ряд ассоциаций. Лён и пакля – оба светлые, но лён мягкий и шёлковый, а пакля – жёсткая и колючая
2) развитие и трансформация одного центрального образа (стихотворения романсного строя), усиление этого образа, точное время не указывается, указывается развитие во времени.
3) логическое рассуждение (концовка – вывод) всё-таки более присущ прозе, композиция может усложняться доп описаниями, контрастами.
Формы выражения лирического сознания.
В повествовательном фольклоре со временем автор – субъект – чётко отделил себя от героя – объекта. Но в лирике этого не произошло, сохранились субъект-субъективные отношения. Можно говорить о синкретизме (сочетание разнородных философских начал в одной системе без их объединения.) автора и героя в лирике. Лирика никогда не знала чёткой объективизации героя.
1)Внеличная форма – высказывание принадлежит 3-му лицу, субъект речи грамматически не выделен, не выражен – как у Тютчева.
2)Лирическое «я» грамматически выраженное лицо, в тексте есть местоимения я мы ты, лирическое «я» не является объектом для себя самого. На первом плане – событие.
3)Лирический герой – исследовала Гинзбург, рождается вместе с лирикой романтизма, осмысляется на Блоке. Субъект не только в себе, но и для себя является собственной темой. Отличается от автора, у него появляются биографические, психологические черты.
4)Ролевой герой – как в зелёном шуме, существует ярко выраженная дистанция между автором и лирическим героем. Эта разница подчеркивается лексически и синтаксически.
Жанры лирики – стихотворная молитва, лирическая баллада, элегия, послание, идиллия, лирическое стихотворение.
-
Основные виды лирических произведений (сонет, ода, элегия, эпиграмма, послание, лирическое стихотворение) – Холшевников.
Род – литературоведческая категория, каждое произведение воспроизводит действительность и выражает отношение к ней. Различия между произведениями - различия между преобладающими способами воспроизведения действительности и выражения к ней.
Лирика – род литературы, который ставит на первый план единичные состояния человеческого сознания, эмоционально окрашенные размышления.
Главные лирические жанры заявили о себе еще в глубокой древности. Лирика будет быстрее и раньше расставаться с каноничными жанрами, чем эпика.
Особенности:
- один жанр сменяет другой
- большинство жанров зародилось в древности
- отказывается раньше всех от жанровых заголовков
Сонет –
1.твёрдая строфическая форма,
2.14 стихов, 2 катрена, 2 терцета.
3.Катрены.1 катрен даёт тему, 2 развивает её, оба синтаксически закончены. Пишутся на одну пару рифм, чаще – охватные. 4.В терцетах – нисхождение темы и концовка. 3 пары рифм, порядок свободнее. То есть две неравные части уравновешиваются. Как правило, содержание сонета точно соответствует распределению мыслей: в первом четверостишии – тезис, во втором – антитезис, в двух трехстишиях – вывод.
5.Ни одно слово кроме служебных или местоимений не должно встречаться 2 раза.
6.Рифмы звучные
7.От строгой формы сонета отступали Пушкин - части композиционно разделены – и Шекспир – его сонеты не повторяют рифму в 2 первых четверостишиях, у него там смешанная рифма.
8.Возник в Италии, когда началось разнообразие строфических форм. В Россию пришёл первой четверти 19 века, им пользовались поэты, стоящие в направлении чистого искусства. В россии – 5-6 ямб, остальные разрушили бы строгую форму. Во второй половине 19 века популярность спадает.
9.В начале 20 века поэты стремятся разнообразить строфы, привнести в них что-то новое.
Возрождается сонет и появляется венок сонетов. Это 15 сонетов, в которых начальный стих следующего сонета повторяет конечный стих предыдущего. Писали первую строфу, потом из неё дёргали строчки и ими начинали последующие строфы. Иванов, Волошин.
10.10-20 годы 20 века сонет расцветает, венки пишут неожиданными размерами, удлиняют, укорачивают. Опрокинутый сонет – поменянный катрен и терцет. 30-е годы – торжество формализма и социалистического реализма – сонет умирает. 50-е годы сонет возрождается, с 60-х ими очень увлекаются.
Есенин в шагане писал венок строф, но это не венок сонетов.
Идиллия не доминировала в русской поэзии. Жанр сложился в античности, небольшой объём, но за последние 200 лет не актуален. Она актуализирует прошлое и будущее, настоящее не важно. Пространство – страна, дом – колыбель, усадьба, пейзаж, ручей, пруд, река. Мир замкнут от окружающего, жизнь внутри границ самодостаточна. Поколения связаны единым местом, ход родовой жизни связан с природой и цикличен – смена времён года, предмет изображения – основные реалии человеческой жизни. Рождение, смерть, свадьба, воспроизведение рода, труд, праздник, еда. Особого конфликта между ними нет, жизнь гармонична, замкнута, самодостаточна. Существует только тогда, когда человек её покидает, когда в неё невозможно вернутся. А если вернётся – идиллия не будет соответствовать реальности. Жанр идиллии – рефлексия, а если рефлексия войдёт в идиллию, то идиллия разрушится, в идиллии нет почвы для рефлексии. Жанр откликается на исторические эпохальные события. В 17-18 веке завершилась риторическая эпоха,