Файл: Миф, фольклор, художественная словесность в контексте культуры. Архетип и архетипические образы 1 Культура.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 379

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
человек стал самодостаточным, самостоятельным, индивидуальным. В романе Обломов есть идиллические темы. Мифологема идиллии – утраченный рай, в идиллии человек историчен, неотделим от природы, хорошо именно сейчас. Готовый ландшафтный сценарий – пригорок, ручеёк, холм, плотина, ветерок, луг – нечто обозримое. Идиллия не знает разделение быта и бытия – лирику не разрушит жаренный лук. Значительно идиллия повлияла на послание и элегию

Посланиеобращается к пространственным аспектам бытия. На оценочном контрасте большого и малого мира строится развитие темы. Дом как способ отделения от мира, скромная обитель, простой дом и очень общие описания. В отличие от идиллии в послании есть большой мир, о которым герой точно знает, но не выходит в него.

Лирическое послание (эпистола):

  • Монолог, обращенный к определенному лицу или лицам, всегда ориентировано на адресата, Нацелено на общение с человеком

  • Нет любимой тематики, но тема должна быть интересна адресату

  • Самый раскованный жанр по объему (объем разный)

  • Разное отношение к тому, что изображено

  • Большое место занимает описание (самый описательный лирический жанр)

Эллегия – сосредоточенность на времени и значение лирического я, человек не может вернуться в идилию. Природный цикл противопоставляется человеческой жизни. Фиксируется разрыв между циклическим и индивидуальным переживанием времени. Воспоминание о внутреннем мире, который недоступен. В Пушкинских эллениях есть мотив желания вернуться в родной уголок.

Элегия:

  • Основные эмоции: грусть, печаль, переходящая в размышления

  • Более интимный жанр

  • Чувство переживания мотивировано какой-то невозвратной утратой

  • Элегия – реакция героя на эту утрату, размышление

  • Триада времени – сюжетообразующее начало (лирический герой ощущает себя сейчас, но думает о прошлом и будущем)

Романтическая баллада как и сказочный сюжет строится на событии встречи между обычным и потусторонним миром. Потусторонний персонаж приходит в обычный мир, контактирует с героем, это заканчивается катострофой или для одного или для другого или для обоих. В роли мёртвого пришельца может быть муз. Инструмент, ветер, волны – их звуки. Может рассказываться про убийство. Могут быть демонические существа. Могут быть предсказания, гадания.
Диалог между персонажами – форма контакта между мирами.

Ода – сложная строфа,

1.появилась в 18 веке – расцвет классицизма – торжественная ода, десятистишная строфа, перекрёстное четырёстишие и шестистишие – десятистрочная строфа.

2.Строгая нормативность, допускались вариации лишь: можно поменять местами м и ж рифмы, реже поменять составляющие строфу четверостишие и шестистишие.

3.С начала 19 века выходит из употребления.

  • Цель – восхваление

  • Высокий стиль

  • Хвала адресату оды

  • Прославление прошлых успехов страны. Пушкин ломоносов

Эпиграмма - это небольшое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление

  • Короткий текст – лаконичность

  • Сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление

  • Предок эпиграммы – надпись на могиле, зданиях, предметах быта

  • Организационное начало – мысль, в которой выражено отношение субъекта к тому, что он видит => субъективизм, оценочность.

В XIX веке эпиграммы выступали не только средством обличения пороков и человеческих слабостей, но и орудием литературной и общественно-политической борьбы. Среди выдающихся эпиграмматистов первых трёх десятилетий XIX века — Александр ПушкинСергей СоболевскийЕвгений БаратынскийПётр Вяземский

Лирическое стихотворение - малое поэтическое произведение, написанное от лица автора или вымышленного лирического героя. В лирическом стихотворении описывается внутренней мир, чувства, эмоции автора или героя произведения.

Повышенная эмоциональность. Установка на выражение субъективного впечатления. Обычно бессюжетная композиция

  1. Драма как род литературы. Художественные особенности драматического произведения - хализев

Род – литературоведческая категория, каждое произведение воспроизводит действительность и выражает отношение к ней. Различия между произведениями - различия между преобладающими способами воспроизведения действительности и выражения к ней. Драматический род – изображение действия.

Драма (греч drama - действие) - один из трёх родов литературы, принадлежащий одновременно к двум видам искусства: литературе и театру, предназначенный для игры на сцене.

Гегель даже говорил, что не надо публиковать тексты драм – это уже будет драматический текст, если мы читаем текст – это не драма. Драма должна состоятся здесь и сейчас. Драма – это обычно небольшая пьеса, которая обозначает конфликт, получающий в финале либо трагическое, либо комическое разрешение. Содержание конфликта раскрывается через игру актеров, драматические произведения имеют динамичный сюжет, их пишут в форме беседы действующих лиц. Сюжет драмы составляет драматическое действие.

Специфическая связь драмы с игрой. Эта связь до предела ослаблена в лирике, эпике. Большую роль играет импровизация. Театрально-драматическое представление – в театре. Драма невозможна без зрителя.

Есть драматург (Толстой, достаевский со своим эпико-повествовательным мышлением, когда он не в драме мыслит театрально) и театральный драматург (Островский – он видел, как это будет проходить на сцене, мыслит театрально).

Назначение драмы – действовать на множество, занимать его любопытство. Островский сказал – есть театр, значит есть нация. У драмы – особое общественное значение. Зритель, охваченный одними эмоциями, сливается в утверждении фундаментальных ценностей. И это происходит здесь и сейчас, сливаются люди одного времени.

Сейчас многое в театре переиначивают. Если нет творческого импульса, некоторые грани произведения вообще могут остаться незапечатлёнными. Вместе с тем правомерно далеко не любое изменение литературного произведения в спектакле. Происходит попытка отвергнуть эти ценности, но они никуда не деваются. С одной стороны, необходимо постигнуть своеобразие и специфичность произведения, с другой стороны, важно увлечь пьесой сегодняшнюю зрительскую массу, а для этого — приблизить формы поведения героев прошлых эпох к современным, «преобразить» их на теперешний лад. И все-таки для деятелей сцены порой оказывается насущным и плодотворным пристальное внимание к тем чертам поведения героев давних эпох, которые непохожи на привычные нам формы жизни. Но далеко не все деятели театра проявляют внимание к специфике давних культур, к их нетождественности своему времени. В современной театральной жизни актуальной становится серьезнейшая проблема воспроизведения атмосферы ушедших эпох.


Драма появилась в VI веке до н.э. в Греции и воплотилась в форме трагедии и комедии. Драма предполагает самостоятельность человеческой личности и столкновение личностей между собой, с природой и обществом. Способствовало этому восхождение Греции, как демократического государства. Драма появилась тогда, когда изменился статус слова – слово приобрело особую значимость, и когда утвердилась письменная форма и речевой текст стал обладать письменной ценностью.

Феномен возникновения драмы – Фрейденберг. Драма единственная отвечает на ту ситуацию, когда сходятся на равных разные система ценностей. Антегона и креонт.

Предмет изображения в драме

1.Драма показывает межличностные отношения (столкновение, борьба, манипуляция, взаимнодействие – герои порождают того, кто рядом с ними, хотя не действуют сообща, не общаются невербально – ревизор)

2.Категория времени – нет дистанции между событием события и событием рассказывания. В драме всё настоящее, ежеминутное. Передаётся борьба в душе героя и между героями. Действие происходит в сжатые сроки, раньше вообще было 24 часа, сейчас свободнее.

3.Пространство. Нет пространства между событием и субъектом слова. В пространстве находятся герои, его смотрит зритель, нет свободы в творчестве пространства. Восполнение происходит благодаря додумыванию зрителей, работы театрального художника.

4.Человек. Нет свободы в создании человека – нельзя проникнуть в глубину сознания, не может передать внутренние чувства.

Черты духовного и «поведенческого» облика персонажей как выражение авторской оценивающей позиции, взаимная соотнесенность действующих лиц и ее смысл, конфликты между героями, развертывающиеся во времени и пространстве Белинский: «В эпопее господствует событие, в драме — человек. Герой эпоса — происшествие, герой драмы— личность человеческая» теория устарела

Драматург дает максимально выразительные картины речевого поведения человека в изображаемых ситуациях.

Черта драмы - преобладание в произведении словесных действий героев.

Высказывания, составляющие текст драмы, осуществляются в ситуации, которая представляет собой предмет непосредственного изображения. Ведение речи в драме тождественно воспроизводимому действию. Монологи
(передают чувства героя) и диалоги являются здесь по основной своей функции не сообщениями, а действиями. У Чехова происходит монологизация диалогов, каждый говорит о своём.