Файл: Миф, фольклор, художественная словесность в контексте культуры. Архетип и архетипические образы 1 Культура.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 374

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В советской драматургии возник новый жанр трагедии - оптимистическая трагедия, утверждающая бессмертие героя в памяти народа, бессмертие его подвига в революционной борьбе. Начало этого жанра положил В.Вишневский своей пьесой «Оптимистическая трагедия».

3) Драма – бытовое поведение, простота

Драма как жанр появилась позже трагедии и комедии. Как и трагедия, она тяготеет к воссозданию острых противоречий.

Драма — это пьеса с острым конфликтом, который и отличие от трагического не столь возвышенный, более приземлен, обычен и так или иначе разрешим.

Строится на материале современном, а не античном, Утверждает нового героя, восставшего против своей судьбы, обстоятельств, Социальный конфликт между героями или группами героев, Исход не очевиден, но есть возможность благополучного разрешения конфликта

Драма совмещает в себе как трагическое, так и комическое. от трагедии драма берет серьезный конфликт, от комедии — его счастливое, благополучное завершение, которое наступает благодаря осознанию героем своей ошибки. В драме нередко изображается обычная частная жизнь, лишенная героизма. Конфликт драмы может быть бытовым или психологическим.

Драма основана на конфликте, не имеющем сверхличного характера. Драматург, как правило, изображает повседневную частную жизнь людей, их разнообразные взаимоотношения, столкновения. Поведение персонажей. В жанре собственно драмы — бытовое поведение с его простотой, непритязательностью, без эффектностью.

Драма есть у А.Островского, Л.Толстого, А.Чехова, М.Горького, а в зарубежной литературе выдающимися драматургами-новаторами являются Г.Ибсен, Г.Гауптман, Б.Брехт, У.Теннеси Уильямс и др. Популярна драма в творчестве К.Симонова, А.Арбузова, В.Розова, А.Вампилова, Л.Петрушевской и др.

Мелодрама - пьеса с музыкой, пением, которые сопровождают действие.

В современной драматургии более распространено другое значение: мелодрама – это драма эмоциональная, сентиментальная по содержанию, с нравоучительными выводами, красивыми декорациями и костюмами, трогательной музыкой и пением.

Фарс – старинный вид лёгкой, весёлой комедии бытового характера.


Водевиль - жанр лёгкой комедийной пьесы или спектакля с занимательной интригой или анекдотическим сюжетом, сопровождающийся музыкой, песнями, танцами (А.П. Чехов «Медведь», «Свадьба»).

Интермедия – короткая сценка шутливого содержания, которая ставилась в драматических произведениях между действиями.

Буффонда – род сценического действа, основу которого составляют смешные положения, которые носят примитивный характер и часто доведены до абсурда.

Мистерия — грандиозная инсценировка библейских сказаний

Миракль — небольшие бытовые сценки, в которых действовали не библейские персонажи, а простые люди, в основном крестьяне или жители городов.

Моралите — драматургический вариант аллегорической поэмы. и отчасти басни.

23. Литературный процесс. Понятие традиции. Генезис и эволюция. Проблемы периодизации. Классическая и массовая литература.

ЛИТЕРАТУ́РНЫЙ ПРОЦЕ́СС — историческое существование литературы, ее функционирование и эволюция как в определенную эпоху, так и на протяжении всей истории. Эпоха романтизма заинтересовалась историей литературы.

Литературный процесс – поступательный, но не обязательно равномерный. Типы движения литературы во времени всегда необычайно разнородны и чаще всего характеризуются несхожестью. Литературный процесс зависит от oбщecтвeннo-иcтopичecкиx явлений, однако обладает и относительной самостоятельностью.

Художественные произведение соотносятся через

Цикл – например рождественский цикл Гоголя, вступающие в связи самостоятельные произведения становятся больше, чем простая самостоятельность.

Творчество художника – творчество автора делится на периоды, например, есть до каторжное творчество достоевского, послекаторжное, творчество великого Пятикнижия

Литературное течение, направление – например минтементализм – творцы разные, произведения похожи.

Художественные метод – одним художественным методом можно характеризовать разные произведения

Национальная литература – у каждого народа своя национальная литература. Соотношение всех произведений в рамках национальной литературы

Так же худ произведения соотносятся через

Преемственность – традиция, традиционализм, новаторство

Традиция – от латинского передача, предание. Традиция подразумевает присутствие и сохранение в литературном произведении культурной памяти. Была и в риторическую и в постриторическую эпоху.

Традиция шире традиционализма, выражает преемственность. Когда традиционализм исчез, у традиции стало больше значимости возможностей в литературе.

Традиционализм – ориентация автора готовые сюжетно-фабульные структуры, на типы повествования, жанры, слова, изобразительно-выразительные искусства, на готовую универсальную традицию. Автор не ставит задачу сам, но решает её. Был в риторическую эпоху до конца второй половины 18 века. Но была и вариативность, при абсолютном соблюдении правил. Сужает возможности для традиции. С приходом романтизма (романтизм продолжил традицию, но в области духа, содержания.) и концом риторической эпохи традиционализма не стало. Всевластие правил отступает.

В 18, 19, 20 веке автор сам выбирает, на что ориентироваться. Не всё сразу, а преемственность в одной какой-то сфере. У толстого отношение человека к богу, бог в мире людей. Есть авангардисты – они отбрасывают традицию. У них лилия –ЕУЫ. При обращении к произведению 29 века нужно устанавливать, какие традиции автор сохранил, какие отбросил.


Новаторство – присутствует всегда, развивает литературу. Пушкин считал, что до конца заглядывать в душу человеку нельзя, а Толстой создал диалектику души, до конца проник в человеческое сознание. Эти изменения определяют литературные течения на ближайшие года, а может и столетия. Взаимодействие традиционного и новаторского развивают литературный процесс.

Память литературы как культурный феномен есть прецидентность. Она изучает вечные образы, вечную тему, прецедентные произведения – война и мир, блудный сын, Отелло, Клеопатра. На прецедентные произведения ориентируются следящие авторы – ориентация на образы. Прецедентность проходит через всю историю литературы.

Понятие сверх памяти – Бочаров - имеющиеся в литературе случаи, когда произведения, никак не пересекающиеся и авторы, их написавшие, никак не знакомы – их произведения перекликаются, они похожи на разных уровнях.

Тынянов придумал ОПОЯЗ – Работа о литературной эволюции – общество изучения поэтики языка. Разграничил понятие генезис и эволюция (1927). Генезис произведения – частные, историко-биографические обстоятельства создания произведения. Эволюция – главное в изучении. Тынянов предложил системно-динамическую концепцию литературного процесса. Разграничение эволюции и традиции Тынянов: традиция оборачивается в школы, структурируется, он подверг традицию дискредитации, не воспринимал непрерывность в литературном процессе. Эволюция – прерывистость. С помощью него и развивается литература. Принцип эволюции – борьба и смена художественных систем, отклонение от традиции, её прерывание. Смена происходит за счёт пародирования с опорой на традицию – это даёт новые возможности. Выдвижение маргинальных явлений – то, что находится на периферии литературы, выдвигается в центр. В каком-то смысле дух работы соответствует революционному духу времени.

Литературный процесс изучает литературу данной эпохи. Литературу как таковую, литературную систему, произведение как систему (каждый элемент системы может быть соотнесён с другим элементом системы)

Тынянов настаивает на функциональном подходе при изучении любого элемента как худ. целого. Главное установить, выявить функцию, и разные элементы разных направлений будут придерживаться этой функции. Например функция появления характеров – всегда решала разную задачу.


При литературной эволюции происходит постепенная смена, обновление худ. средств, языка. Художник всё это опережает всё это – пытается старыми средствами описать новые темы. Пользуется старым языком, сводит всё имеющееся, и делает шаг дальше.

Традицию Тынянова продолжил Лотман – опубликовал книгу «Культура и взрыв». В развитии важны прерывистость и непрерывность (традиции, память, прецедент). Литературный процесс – динамическое единство, многосоставный, многоуровневый процесс.

Лит. процесс с конца 19 века, 80 годы – до наших дней. Образовалась классическая литература – но при жизни автора нельзя установить, что он классик – классику проверяет время. Поэтому писатели классики при жизни – писатели 1-го ряда. По отношению к определённому десятилетию мы можем говорить о писателе 1 ряда, писателе 2 ряда. Переход их ряда в ряд возможен, переход из массовой литературы в классическую возможен. Салиас де Турнемир – писатель второго ряда, его произведение «пугачёвцы» ставили один ряд с войной и миром толстого, но только современники – у нас его все уже забыли. Открытие было сделано, но не понято. Это открытие понял Достоевский, и написал подростка. Художественная словесность может развиваться во всех рядах, 2 ряд подпитывается от 1 ряда, гении подхватывают и продолжают идеи 2 ряда.

Массовая литература – возникла в последней трети 19 века, начале 20 века, до её возникновения была беллетристика, это не одно и то жеЛотман и Дубин – эта литература ближе всего к человеку, она даёт классической литературе спектор новых тем. Классическая литература учит писать массовую литературу. Всё это вместе – лит. процесс. Дубин – если сравнить состав, содержание, интенсив чтения одного года, то может получится, что книги Донцовой стоят в одном ряду с книгами Достоевского. Массовая литература вспыхивает и угасает, классика идёт из года в год, продолжается всегда, непрерывна. Массовая литература – социокультурный феномен индустриальной эпохи. Её читают в городе, когда резко возрастает население и надо решать вопрос с досугом. Уходит дворянская, элитарная литература. Автор и чтитель – люди одного круга, язык – штампы, стереотипы о том, как воспринимается жизнь. Для широкой демократической читательской публики. Происходит деиндивидуализация автора –