Файл: Миф, фольклор, художественная словесность в контексте культуры. Архетип и архетипические образы 1 Культура.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 369

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

История литературы. Возникает на рубеже 18-19 века. Часть литературоведения, которая исследует историко-литературные факты и явления, изучает связь литературы с жизненной реальностью. Выстраивает хронологию литературного процесса. Исследует хронологию жизни и творчества отдельных авторов. история литературы — исследует процессы развития мировой литературы (в т. ч. смену литературных эпох, стилей, направлений) — национальных литератур, творчество отдельных писателей;



  1. Литературная критика. Главная задача литературной критики: изучение появляющихся произведений с их ценностной точки зрения, оценка произведения в плане его художественной самостоятельности. Читатель – носитель оценки. Литературный критик обязан доказать свое мнение анализом произведения. В любой оценке есть субъективизм, поэтому литературная критика близка к искусству. Востребована аргументация. Критика появилась только тогда, когда между автором и читателем стал востребован посредник. Читатель обращается к критику за интерпретацией. Критик появился в пост риторическую эпоху, когда автор ни на что не опирается и создаёт всё сам. Критики 19 века – Чернышевский – дал представление о диалектике души, Белинский. Сейчас критика пошла на убыль, но она есть, больше театральной критики. — истолковывает и оценивает преимущественно современные произведения, определяет их эстетическую значимость и роль в текущей литературно-общественной жизни.

Поэтика – наука о системе средств выражения в литературных произведениях. совокупность художественно-эстетических и стилистических качеств, определяющих своеобразие того или иного явления литературы, — его внутреннее строение, специфическая система его компонентов и их взаимосвязи. Одна из дисциплин литературоведения, включающая: изучение общих устойчивых элементов, из взаимосвязи которых слагается художественная Литература, литературные роды и жанры, отдельное произведение словесного искусства; определение законов сцепления и эволюции этих элементов, общих структурно-типологических закономерностей движения литературы как системы; описание и классификация исторически устойчивых литературно-художественных форм и образований (в т. ч. — развивающихся на протяжении многих, несходных в социальном и культурно-историческом отношении эпох, как, например, лирика, драма, роман, басня);
выяснение законов их исторического функционирования и эволюции.

П. как литературоведческая дисциплина, с одной стороны, соприкасается вплотную со стилистикой и Стиховедением, а с другой — с эстетикой и теорией литературы, которые обусловливают её исходные принципы и методологическую основу.

Цель – выделение и систематизация элементов текста, участвующих в формировании эстетических впечатлений от произведений.

Для поэтики необходимо постоянное взаимодействие с историей литературы и литературной критикой, на данные которых она опирается и которым, в свою очередь, даёт теоретические критерии и ориентиры.

Поэтика может быть подразделена на общую (оперирующую общими закономерностями и элементами литературы в целом) и частную (П. конкретного жанра, определённого писателя, отдельные произведения и т.д.).

Общая включает в себя теоретическую (учение о литературе как системе, её элементах и их взаимосвязи) и историческую (учение о движении и смене литературных форм). Все поэтические формы — продукт исторической эволюции изменчивы и подвижны, разделение П. на теоретическую (синхроническую) и историческую (диахроническую) в определённой мере условно;

В результате развития (рядом с общей) многообразных частных П. в последние десятилетия нередко выделяют в качестве особой области описательную (или описательно-функциональную) П., цель которой — детализированное описание какой-либо стороны структуры литературного произведения, построение его условной «формализованной» схемы (или теоретической «модели» определённого литературного жанра).

Можно условно различать «макропоэтику», оперирующую понятиями литературы как системы, категориями рода, жанра, представлениями о композиции повествовательного или драматического произведения, и «микропоэтику», изучающую элементы художественной речи и стиха — выразительный смысл определённого выбора слов или грамматического строения предложения, роль симметрии, музыкального начала, художественных повторов как ритмообразующего фактора в строении стиха и прозы и др. «мелкие» и даже «мельчайшие» явления литературной формы,

Литературоведение имеет множество вспомогательных дисциплин, главными из которых являются текстология, архивоведение, и библиотековедение и библиография, музееведение и краеведение.

Текстология - отрасль филологии, изучающая

произведения письменности, литературы и фольклора в целях критической проверки, установления и организации их текстов для дальнейшего исследования, интерпретации и публикации. Своеобразные текстологические проблемы возникают относительно исторических источников и произведениях устного народного творчества. В литературах нового времени, когда развилось авторское начало и авторизованные тексты стали размножаться средствами полиграфии, под «историей текста» понимается история создания его автором; последующие этапы представляют ограниченный интерес. Все рукописи и авторизованные издания анализируются и сличаются для критической проверки окончательной авторской редакции, изучения истории текста и воссоздания творческого процесса. Текстологическое изучение переводов применяется при передаче на родном языке зарубежной классики и при исследовании средневековых литератур, часто питавшихся переводами, переработками и заимствованиями. Важнейшую задачу Т. составляет установление, то есть диахроническое, исторически осмысленное и критическое прочтение текста на основе углубления в его историю, изучения источников текста Основной метод Т. — филологический анализ текста (см. Филология), опирающийся на своеобразие литературы как явления исторического и как вида искусства. Учёт произведений того же автора, а также др. авторов, работавших в сходных условиях; поиски отражения данного произведения в других; рассмотрение произведения как целого; изучение изменений текста не только по их внешним признакам, но и в связи с изменением содержания памятников; доказательное объяснение установленного текста как единственно возможного, при котором весь текст подчиняется этому объяснению.

Появилась в начале 20 века. Томашевский первый читал курсы текстологии.

Задачи: Выявить текст, достойный напечатания. Атрибуция – определить автора (стиль, псевдонимы). Фактография текста – выяснить время создания. Выбрать какой вариант текста опубликовать (установить канонический, найти последнюю версию). Подготовить комментарии для научных изданий или специальные комментарии для читателя.

Архивоведение - совокупность знаний, касающихся архивов. Главные задачи А. состоят: 1) в изучении истории архивов и архивного дела; 2) в изучении их современного положения в различных государствах образованного мира и 3) изложении
основ наилучшего устройства, хранения и ведения архивов.

БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ — научная дисциплина, изучающая цели, принципы, содержание, систему и формы общественного пользования произведениями печати. Разделы библиотековедения: общее библиотековедение, история библиотечного дела, библиотечные фонды, библиотечные каталоги, организация работы и устройство библиотеки, работа с читателями.

Библиография – дисциплина, которая описывает и систематизирует информацию о выходящих в свет изданиях. Знания о существующих книгах появились во Франции как библиотечные списки книг. Любая наука начинается со сбора библиографической информации. Библиография ориентирует читателя. Автор, Заглавие, Год и место издания, Объем в страницах
Музееведение
– общественная наука, изучающая процессы сохранения социальной информации, познания и передачи знаний и эмоций посредством музейных предметов, музейное дело, музей как общественный институт, его социальные функции и формы их реализации в различных общественно-экономических условиях.

Краеведение – комплекс естественных и общественных исследований, изучение определенной части страны, города или других поселений местными жителями, для которых эта территория считается родным краем, а также отдельными энтузиастами, научными коллективами, общественными организациями – независимо от их месторасположения. Авторы жили и творили в какой-нибудь природе

28. Методы современного литературоведениягруппа в полосатых купальниках: гаспаров, лотман, вацуро, якобсон, гинзбург.

Художественные произведения соотносятся через художественный метод

Художественный метод – принципы отбора, изображения, оценки и явлений действительности в литературном произведении, это способ подхода к тексту, его изучения, выделение аспекта. Например, анализ произведения в аспекте личности автора, его биографии/в аспекте внутреннего мира (времени и пространства). Сухих рассматривает художественный метод как философско-эстетическую характеристику литературного процесса.

Методология – это часть литературоведческого знания о том, как можно изучать литературное произведение. Сложилась в начале 19 века. Методика – техника работы с текстом (сравнение/сопоставление и т.д.)

Каждый метод имеет свои пределы возможностей. Предлагались разные методы, которые впоследствии складывались в разные школы.


Только в единстве и сопоставлении звучности, конфликтов, содержания создаётся общее представление о тексте.

Историзм – рассмотрение литературного процесса в его причинных связях, изменяющейся соц. Действительности, понимание произведения в функциональной динамике элементов.

Подходы к изучению литературного произведения

        1. Структурно-функциональный, Структурный, Структурно-типологический

Сущность искусства скрыта в самом тексте, внимание на внутренние законы построения. Текст – и есть ценность. 18 век, критика и живая литературная жизнь, создан огромный пласт литературы – ломоносов, лессинг, норматитвная поэтика – на этой основе расплодилась европейская литература 19 века.

        1. Историко-литературный. Произведение как часть, важны автор, личность поэта, общественная ситуация. 19 век, в тексте искали выражение духа истории, эпохи, пробивались через текст. Тексты – единый подвижный поток, решающее значение – в отношении текста к другим текстам, и вне лежащей реальности развитие мировой души и борьба общественных сил.

        2. В 20 веке эти два дебила соединились и между ними образовался конфликт. Сложился формальный метод литературоведения. Опояз (шкловский, тынянов, эйхенбаум) и московская школа считали, что нужно изучать по 2 подходу, выдвигается проблема текста и знака художественного текста – значение невозможно без знака и его организации. Формализм преодалевал имманентность, формализм не тождественнен структурализму, структурализм исследовал всё вне текста. Форма создаёт для себя содержание, произведение и есть форма. Шкловский говорит, что содержание понимать не надо. Его статья искусство как приём – статья раннего формализма. Приём это то, с помощью чего всё делают. Автор не творец, а техник. У формалистов нет понятий – творчество, творец, род, жанр, направление, художественный метод. ОПОЯЗ говорит – важен материал, с помощью которого автор что-то делает.

Итак, формалисты дали нам

Сюжет и фабула

Шкловский – остранение – такое название из-за ошибки в печати – показать известное, как новое, ориентация на нарушение автоматизма восприятия.

Эволюция формальной школы связана со стремлением преодолеть имманентность и заменить понятие приём на понятие художественная функция, чтобы состоялся переход от формализма к функционализму.