Файл: Миф, фольклор, художественная словесность в контексте культуры. Архетип и архетипические образы 1 Культура.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 372
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тфнянов сказал о целостности как о динамическом единстве, традиция – плохо, эволюция – хорошо.
В адрес формалистов возмутились и плюнули с разбега:
Симолисты – ведь литература это универсальное искусство – это сказал шпет
Исследователи классической немецкой школы
Павел николаевич медведев, Бахтин
Социологи – устанавливается социологический подход.
Через романы якобсона и через Парижский лингвистический кружок русские формалисты развивали мировую гуманитарную мысль. Из формалистов вышли Тынянов, Эйхенбаум, Шкловский, томашевский. Повлияла школа на винокура, скафтымова, жимурского, бахтина, виноградова, проппа. Юлия Кристева привезла в париж книгу бахтина, и отдала французским гуманитариям. В 60 годы бахтина вернули в москву, и он начал публиковаться. Я не знаю, зачем нужна эта информация.
Становление структурализма
Жена Лотмана увлекла его структурализмом в лингвистике, Лотман создал структурализм в литературе. Проник в россию вместо социализма, его никто не заметил. В 60. 79, 89 создавались програмные произведения структурализма. Лотман говорил, что формализм не основной источник формализма. Структурализм сложился из критики писателей – бахтин, пропп, гипиус, лихачёв, эйзенштейн, флоренсинский, белый, ярхо, гуковский, жирмунский. Московско-тартусская семиотическая школа в 60 слияние структуралистских работ. Ленинград стоял на позициях академизма. Структуралистам важен знак, стректурно-семиотический метод анализа.
Методы:
-
Мифопоэтический метод (диалектико-архетипический): предполагает обращение к мифопоэтическому пласту художественного творчества писателей Нового времени, позволяет выявить связи между литературным произведением и мифологической основой. Позволяет выявить специфику значимых для писателей универсалий. -
Биографический метод. Он направлен на изучение отношений «автор – произведение», в которых автор – живой, конкретный человек. В биографическом методе биография и личность писателя рассматриваются как определяющие моменты творчества. Данный метод сегодня незаменим в создании литературного портрета, эссе, очерка. Он задействован в исследованиях писательского поведения, позволяет выявить роль личности в творческом процессе, создать исторически достоверную реконструкцию обстоятельств и деталей жизни автора. Историко-биографический автор. -
Культурно-исторический. Цель - изучение произведения через культурно-исторический контекст. Метод трактует литературу как запечатление духа народа в разные периоды его исторической жизни. Исследователей интересуют связи художественного произведения с цивилизацией, ее духовной и материальной культурой (в широком понимании), с исторической традицией и социальной средой, позволяет рассмотреть творчество отдельного писателя в историческом и литературном контексте определенной эпохи. -
Психологический метод. Метод направлен на изучение психологии творца, внутренней жизни героя, исследование читательского восприятия. Он берёт начало в трудах русского и украинского учёного ХХ в. А.А. Потебни. Метод помогает в исследовании характера персонажа, его эволюции, духовного и этического выбора, творческой лаборатории писателя. -
Сравнительный метод. Изучает национальные литературы, литературные процессы, международные литературные взаимосвязи и отношения, их сходства и различия. Главной целью сравнительного литературоведения выступает изучение картины исторического развития национальных литератур на разных континентах, выявление особенностей их взаимодействия, взаимовлияния национальных литератур друг на друга. -
Сравнительно-исторический, типологический: позволяют проследить систему литературных связей и взаимодействий, выявить общего и отдельного. -
Структурный – взгляд на литературное произедение как целое. Системное единство, взаимодействие его элементов. иерархичьность -
Структурно семиотический – попытка уйти от контекстуальности, изучить главные закономерности произведений на основе данного произведения, уровень тропов, сюжет и т.д. и как эти уровни взаимодействуют между собой. Метод создан с идеями структурной лингвистики, семиотики, информатики, кибернетики. -
Структурно-типологический: позволяет рассмотреть поэтику текста художественного произведения, систематизировать материал, выявить типичные закономерности, инвариант – вариант. -
Метод деконструкции. Его суть состоит в выявлении внутренней противоречивости текста, в обнаружении в нём скрытых и не замечаемых ни читателем, ни автором «остаточных смыслов», доставшихся в наследство от прошлого и закреплённых в форме мыслительных стереотипов и языковых клише. -
Историко-литературный: позволяет описать общие закономерности историко-литературного процесса избранного периода. Базовый метод – выход за рамки текста -
Методы современной текстологии: позволяют описывать рукописные источники. -
Интертекстуальный: позволяет выявить характер взаимодействия текстов -
Мотивный: позволяет выявить и проанализировать повторяющиеся единицы. -
Герменевтический подход близок историко-литературному. Литературная герменевтика — наука толкования текстов, учение о принципах их интерпретации. Применительно к системе «литература» процесс этот протекает в рамках подсистемы — «произведение—читатель—традиция».
Происхождение слова «герменевтика» связано с именем Гермеса, древнегреческого бога скотоводства и торговли, покровителя путников, вестника богов, пояснявшего людям их речи. Первоначально роль герменевтики сводилась к толкованию прорицаний оракула. В дальнейшем сфера ее применения расширилась и включила толкование священных текстов, законов и классической поэзии. Тогда и зародилась филологическая дисциплина, которая в XX веке получила название литературной герменевтики. во второй половине XX века она стала наукой. В этом можно убедиться, сравнив теории понимания, существовавшие в прошлом столетии, с теми, которые возникли в нынешнем веке. Поскольку речь идет об универсальных теориях понимания, то это дает возможность проследить сдвиги, происшедшие и в литературной герменевтике.
В концепции Шлейермахера понимание не сводится к единичному акту, а представляет собой процесс с неоднократно повторяющейся на разных уровнях понимания, герменевтический круг. Причина кругообразности этого процесса виделась ученому в том, что ничто истолковываемое не может быть понято за один раз. Процесс понимания мог длиться вплоть до момента, когда интерпретатору вдруг все становится ясным до деталей.
-
Комплексный подход предполагает совмещение различных видов анализа (литературоведческого, исторического, культурологического и др.). -
Системный подход отвечает как историко-литературному, так и структурно-функциональному. -
Имманентный. Характеристика произведения только внутри произведения. Разработал Ярхо. Метод тяготеет к структурному. В этом методе выделяется несколько уровней: первый, верхний, идейно-образный (идеи и эмоции, образы и мотивы) второй, средний, стилистический (лексика и синтаксис) третий уровень, нижний, фонетический, звуковой (явление стиха, фоника, звукопись). Но не получается не выходить за рамки произведения. Гинзбург – имманентный анализ лишён красоты стилизации автора. Но в конце концов все методы развалились, ведь все пользовались разными методами.