Файл: Миф, фольклор, художественная словесность в контексте культуры. Архетип и архетипические образы 1 Культура.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 372

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Тфнянов сказал о целостности как о динамическом единстве, традиция – плохо, эволюция – хорошо.

В адрес формалистов возмутились и плюнули с разбега:

Симолисты – ведь литература это универсальное искусство – это сказал шпет

Исследователи классической немецкой школы

Павел николаевич медведев, Бахтин

Социологи – устанавливается социологический подход.

Через романы якобсона и через Парижский лингвистический кружок русские формалисты развивали мировую гуманитарную мысль. Из формалистов вышли Тынянов, Эйхенбаум, Шкловский, томашевский. Повлияла школа на винокура, скафтымова, жимурского, бахтина, виноградова, проппа. Юлия Кристева привезла в париж книгу бахтина, и отдала французским гуманитариям. В 60 годы бахтина вернули в москву, и он начал публиковаться. Я не знаю, зачем нужна эта информация.

Становление структурализма

Жена Лотмана увлекла его структурализмом в лингвистике, Лотман создал структурализм в литературе. Проник в россию вместо социализма, его никто не заметил. В 60. 79, 89 создавались програмные произведения структурализма. Лотман говорил, что формализм не основной источник формализма. Структурализм сложился из критики писателей – бахтин, пропп, гипиус, лихачёв, эйзенштейн, флоренсинский, белый, ярхо, гуковский, жирмунский. Московско-тартусская семиотическая школа в 60 слияние структуралистских работ. Ленинград стоял на позициях академизма. Структуралистам важен знак, стректурно-семиотический метод анализа.

Методы:

    1. Мифопоэтический метод (диалектико-архетипический): предполагает обращение к мифопоэтическому пласту художественного творчества писателей Нового времени, позволяет выявить связи между литературным произведением и мифологической основой. Позволяет выявить специфику значимых для писателей универсалий.

    2. Биографический метод. Он направлен на изучение отношений «автор – произведение», в которых автор – живой, конкретный человек. В биографическом методе биография и личность писателя рассматриваются как определяющие моменты творчества. Данный метод сегодня незаменим в создании литературного портрета, эссе, очерка. Он задействован в исследованиях писательского поведения, позволяет выявить роль личности в творческом процессе, создать исторически достоверную реконструкцию обстоятельств и деталей жизни автора. Историко-биографический автор.

    3. Культурно-исторический. Цель - изучение произведения через культурно-исторический контекст. Метод трактует литературу как запечатление духа народа в разные периоды его исторической жизни. Исследователей интересуют связи художественного произведения с цивилизацией, ее духовной и материальной культурой (в широком понимании), с исторической традицией и социальной средой, позволяет рассмотреть творчество отдельного писателя в историческом и литературном контексте определенной эпохи.

    4. Психологический метод. Метод направлен на изучение психологии творца, внутренней жизни героя, исследование читательского восприятия. Он берёт начало в трудах русского и украинского учёного ХХ в. А.А. Потебни. Метод помогает в исследовании характера персонажа, его эволюции, духовного и этического выбора, творческой лаборатории писателя.

    5. Сравнительный метод. Изучает национальные литературы, литературные процессы, международные литературные взаимосвязи и отношения, их сходства и различия. Главной целью сравнительного литературоведения выступает изучение картины исторического развития национальных литератур на разных континентах, выявление особенностей их взаимодействия, взаимовлияния национальных литератур друг на друга.

    6. Сравнительно-исторический, типологический: позволяют проследить систему литературных связей и взаимодействий, выявить общего и отдельного.

    7. Структурный – взгляд на литературное произедение как целое. Системное единство, взаимодействие его элементов. иерархичьность

    8. Структурно семиотический – попытка уйти от контекстуальности, изучить главные закономерности произведений на основе данного произведения, уровень тропов, сюжет и т.д. и как эти уровни взаимодействуют между собой. Метод создан с идеями структурной лингвистики, семиотики, информатики, кибернетики.

    9. Структурно-типологический: позволяет рассмотреть поэтику текста художественного произведения, систематизировать материал, выявить типичные закономерности, инвариант – вариант.

    10. Метод деконструкции. Его суть состоит в выявлении внутренней противоречивости текста, в обнаружении в нём скрытых и не замечаемых ни читателем, ни автором «остаточных смыслов», доставшихся в наследство от прошлого и закреплённых в форме мыслительных стереотипов и языковых клише.

    11. Историко-литературный: позволяет описать общие закономерности историко-литературного процесса избранного периода. Базовый метод – выход за рамки текста

    12. Методы современной текстологии: позволяют описывать рукописные источники.

    13. Интертекстуальный: позволяет выявить характер взаимодействия текстов

    14. Мотивный: позволяет выявить и проанализировать повторяющиеся единицы.

    15. Герменевтический подход близок историко-литературному. Литературная герменевтика — наука толкования текстов, учение о принципах их интерпретации. Применительно к системе «литература» процесс этот протекает в рамках подсистемы — «произведение—читатель—традиция».


Происхождение слова «герменевтика» связано с именем Гермеса, древнегреческого бога скотоводства и торговли, покровителя путников, вестника богов, пояснявшего людям их речи. Первоначально роль герменевтики сводилась к толкованию прорицаний оракула. В дальнейшем сфера ее применения расширилась и включила толкование священных текстов, законов и классической поэзии. Тогда и зародилась филологическая дисциплина, которая в XX веке получила название литературной герменевтики. во второй половине XX века она стала наукой. В этом можно убедиться, сравнив теории понимания, существовавшие в прошлом столетии, с теми, которые возникли в нынешнем веке. Поскольку речь идет об универсальных теориях понимания, то это дает возможность проследить сдвиги, происшедшие и в литературной герменевтике.

В концепции Шлейермахера понимание не сводится к единичному акту, а представляет собой процесс с неоднократно повторяющейся на разных уровнях понимания, герменевтический круг. Причина кругообразности этого процесса виделась ученому в том, что ничто истолковываемое не может быть понято за один раз. Процесс понимания мог длиться вплоть до момента, когда интерпретатору вдруг все становится ясным до деталей.

    1. Комплексный подход предполагает совмещение различных видов анализа (литературоведческого, исторического, культурологического и др.).

    2. Системный подход отвечает как историко-литературному, так и структурно-функциональному.

    3. Имманентный. Характеристика произведения только внутри произведения. Разработал Ярхо. Метод тяготеет к структурному. В этом методе выделяется несколько уровней: первый, верхний, идейно-образный (идеи и эмоции, образы и мотивы) второй, средний, стилистический (лексика и синтаксис) третий уровень, нижний, фонетический, звуковой (явление стиха, фоника, звукопись). Но не получается не выходить за рамки произведения. Гинзбург – имманентный анализ лишён красоты стилизации автора. Но в конце концов все методы развалились, ведь все пользовались разными методами.