Файл: Миф, фольклор, художественная словесность в контексте культуры. Архетип и архетипические образы 1 Культура.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 376

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Порядок слов, их обособление в отдельные группы, интонация – все это согласуется с психологической структурой предложения. Выражение можно сделать ощутимым, прибегая к необычным формам сочетания слов в предложении.

НЕОБЫЧНЫЕ СОГЛАСОВАНИЯ.

1. Анаколуф - уклонение от привычных норм при согласовании между собой слов и целых частей предложения - предложение, не сведенное воедино в своем согласовании. Трудно определить, является ли данная небрежность стиля преднамеренной, – но таким именно способом можно имитировать разговорную речь.
Часто к анаколуфам прибегают для характеристики расстройства речи. Сущность анаколуфа в согласовании не по грамматическим формам, а по смыслу.
2.Силлепс - конструкция, в которой собирательные существительные единственного числа согласуются с множественным числом глагола, так как включают в себя представление множественности. КУЧА КАЗАКОВ СМЕЮТСЯ - ПУШКИН

3.Варваризм синтаксиса, - применение в русском языке синтаксиса иных языков.
синтаксические галлицизмы.


4.Есть ещё синтаксические диалектизмы, архаизмы, прозаизмы и т.п.
5.Эллипсис - конструкции, в которых не хватает для законченной структуры некоторых членов предложения, дополняемых психологически из остального контекста . Обыкновенно при эллипсисе опускается глагол.

Противоположное явление – присутствие слов излишних, т.е. не дополняющих значения фразы, называется плеоназмом, но плеоназм не нарушает синтаксиса, и функция его – в усугублении значения слов.

6.Безглагольные, или вернее бессказуемостные конструкции типичны в лирике.

От бессказуемостных конструкций следует отличать сказуемостные предложения без глагола, с так называемой отрицательной или нулевой связкой, например «дом высок». Эллиптические конструкции дают сжатость и энергию выражению.

НЕОБЫЧНЫЙ ПОРЯДОК СЛОВ
Инверсия - Нарушение обычного порядка слов.

1.Два смежных слова меняются местами. Например, определяемое ставится впереди прилагательного – определения. Что касается этого рода инверсии, то следует учитывать, что в церковнославянском языке определение обычно следует за определяемым. Пользование этом инверсией в «высоком стиле» поэзии отчасти объясняется архаической традицией и должно быть отнесено к области синтаксического церковнославянизма.

Постановка прямого дополнения перед глаголом: «сад я разбил» и т.п. конструкции.
В инверсированных конструкциях совершается перераспределение логического ударения и интонационное обособление слов.Таким образом, в инверсированных конструкциях слова звучат более выразительно, более веско.


2.Слово переставляется так, что разбивает смежность согласованных между собою слов. В этих конструкциях обособление слов еще сильнее. Кроме того, при таком разделении получается неожиданное сближение слов, дающее новые связи значений.

Хиазм - инверсированная конструкция сопоставлена с прямой так, что аналогичные слова располагаются симметрично. Хиазм есть результат одновременного применения двух синтаксических приемов – инверсии и параллелизма. Эффект хиазма – в сопоставлении двух аналогичных и в то же время различно расположенных предложений. Здесь функция инверсии – вносить разнообразие в параллельную синтаксическую конструкцию и тем сообщать построению движение на основе неполного параллелизма.



 ИЗМЕНЕНИЕ УЗУАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ СИНТАКСИЧЕСКОЙ КОНСТРУКЦИИ.
В поэтической речи очень часто синтаксические конструкции, имеющие вполне определенное общепринятые значение, употребляются не в собственном своем значении.

Так, весьма употребителен риторический вопрос, в котором заключается утверждение, и вопросительная интонация использована только для того, чтобы повысить эмоциональное внимание восприятия.
Риторические вопросы могут имитировать фиктивный диалог. К тому же типу принадлежит и риторическое обращение, т.е. обращение к объекту, который не может участвовать в диалоге.

Риторическое восклицание - под видом непроизвольного эмоционального отзыва на внешнее явление автор делает объективное сообщение об этом явлении, обостряя лишь формой словесной конструкции эмоциональное внимание слушателя.
Сентенция - когда в форме изречения, построенного как формулировка некоего общезначимого положения, утверждается частная мысль, нужная только в данном месте и в данной связи.

Все эти конструкции (так называемые фигуры) имеют двойную функцию. Помимо непосредственного своего эмоционального воздействия, они обладают еще длительной литературной традицией. В зависимости от отношения автора к этому высокому стилю мы получим или действительно высокий стиль, или пародию.
Явления деформации синтаксиса сопровождаются и соответственным изменением и построением интонации. Пользование интонацией как средством эмоционального окрашивания речи типично для поэтического языка

При анализе художественного стиля поэтому необходимо наблюдать лексические и синтаксические параллелизмы.

Весьма характерным для стиля художественного произведения является большее или меньшее синтаксическое однообразие стиля. Обилие коротких и разделенных предложений. Стиль «периодический», состоящий из развитых, длинных предложений.

В приемах этих развитых предложений следует особо выделить предложения слитные (открытые конструкции).Если такими слитными членами являются распространенные члены предложения, приведенные в психологическую последовательность, то мы получим «климакс», или «градацию»; если они построены так, что каждое из слитных слов усиливает значение предыдущего, мы имеем «нарастание»; если слова более или менее синонимичны – «перечисление».


Повторы – всякие повторения в худ. произведениях. Амплификация – ряд повторяющихся речевых конструкций или отдельных слов. Многосоюзие и бессоюзие. Синтаксический параллелизм – синтаксически схожее или тождественное построение в соседних строках или смежных предложениях. Антитеза – стилистическая фигура контраста. Оксюморон – стилистическая фигура, соединяющая несовместимые по значению слова, часто одно определяет другое. Живой мертвец. Анафора и эпифора - При изучении анафорических построений следует обращать внимание на то, насколько повторяемое слово сохраняет свое значение. Парцелляция – намеренное расчленение текста на несколько законченных предложений.

  1. Тропы и их разновидности – томашевский и клинг

Значение слова часто определяется именно контекстом, а не самим словом. Любое слово можно заставить обозначать совершенно другое, можно изменять основное значение слова.

Тропы - приемы изменения основного значения слова, в них нужно различать прямое значение слова и переносное, определяемое общим смыслом контекста. В тропах разрушается основное значение слова и в восприятие вступают вторичные признаки, они имеют свойство пробуждать эмоциональное отношение к теме. (Слова в измененном значении)

- Порождают эмоциональный всплеск
- Бинарны (одно слово сказано, другое подразумевается)
- Через троп слову придается нужный ракурс восприятия
- Механизмы связи между сказанным и подразумевающимся различны => разные виды тропов

Метафора - перенос свойств с одного предмета на другой по сходству (скрытое сравнение). Выразительность метафоры вызывается лексической окраской метафорического слова. Предмет, означаемый прямым значением слова, имеет какое-нибудь косвенное сходство с предметом переносного значения. Чем больше этих признаков и чем естественнее они возникают в представлении, тем ярче и действеннее троп. Особенно часты метафоры прилагательные.

Для метафор характерны следующие частные случаи сближения прямого и переносного значения:
1) Предметы и явления мертвой природы называются словами, выражающими живые явления - антропоморфизм.
2) Отвлеченное заменяется конкретным; явления порядка нравственного\психического – явлением порядка физического
Метафорическое выражение образно, НО метафора может не вызывать никакого чувственного представления.
Метафорическое слово всегда стоит в контексте. Возникает ощущение некоторой возможности значения, её нельзя осмыслить до конца. Метафора имеет вполне объективное, общеобязательное значение. Реализация метафоры - попытка осмыслить и примирить слова в их первичном и переносном значении. Такая реализация метафоры приводит обычно к осознанию абсурдной противоречивости слова и производит комический эффект.

Метафорическое употребление слова, разрушая его логическое содержание, пробуждает эмоциональные ассоциации. Выразительность метафоры вызывается лексической окраской метафорического слова, ощущением той лексической среды, откуда слово заимствовано.
Метафора есть не только в поэтике, но и в жизни. Языковые метафоры не являются метафорами в стилистическом значении, так как в них вторичное значение осознается как постоянное значение.

Катахреза - слова, вторичное значение которых вызвано необходимостью назвать новое бытовое явление, обычно значение старых слов распространяется на новые понятия.
Стилистическая метафора должна быть нова и неожиданна.
Но метафоры часто повторяются. Эти традиционные метафоры находятся на полдороге к тому, чтобы стать языковыми метафорами. Подобные «стершиеся» метафоры могут быть подновлены - стершееся слово заменяют однозначным синонимом – можно развить её, дополнить эпитетом или другими словами, связанными с ней по прямому значению. При анализе метафор всегда необходимо учитывать их относительную новизну или традиционность.

У метафоры нет признака сравнения, метафору задаёт автор, метафорический образ рождает читатель.

ЭПИТЕТЫ
Освобождая слово от всех ассоциаций, мы можем пользоваться им как строгим условным обозначением объективного, определенного явления - это термин. Логическое определение - грамматическое определение, сужающее объем термина и заключающее в себе новый признак, присоединяемый к содержанию термина.

Эпитет - поэтическое определение - повторяет признак, заключающийся в самом определяемом слове, и имеет целью обращение внимания на данный признак или выражает эмоциональное отношение говорящего к предмету.

выражается преимущественно прилагательным, но может быть выражен и иначе. В узком смысле эпитет – даже не троп. Добрый молодец - только определение при существительном.