Файл: Миф, фольклор, художественная словесность в контексте культуры. Архетип и архетипические образы 1 Культура.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 377
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В текст в ранние эпохи закреплялось только то, что достойно памяти. А стихотворная форма быстро запоминалась.
До 30-х годов 19 века актуализирована стихотворная форма, а проза была н периферии искусства.
Потом читатель смог отличать, где искусство, а где нет.
Проза выходит на свет, простота имеет художественное достоинство. 19 век со второй половины - золотой век прозы
Поэзия входит в прозу, проза насыщается поэзией.
Слово в прозе и поэзии – про это говорил Бахтин
Слово в поэзии моно логично, динамика поэтического образа разыгрывается между словом и предметом.
Слово в прозе включено в центробежное развитие, в слове звучат разные голоса, разные точки зрения. Структура повествования включает минимум 2 точки зрения – писателя и читателя. Но обычно точек зрения больше.
Словесный знак – универсальный всеобщий знак и это реальная ценность знака.
В Анне Карениной несколько раз говорит о Кити что она прелестная, а потом и было что-то бесовское в этой прелести. Мы интуитивно чувствуем что она совратит Вронского.
Словесный образ может быть поэтическим и прозаическим. Черты словесных образов:
1) Словесный образ гораздо менее нагляден
2) Человек создает смысловые ассоциативные связи предмета
3) Более высокая степень осмысленности, присутствие мысли
4) Тематический универсализм: все темы доступны
5) Эстетическая неоднородность среди образов
По смысловой обобщенности образы делятся на индивидуальные, характеры (типичность), вечные образы (Дон-Кихот). Мотив – повторяющийся образ (мотив метели и ветра у Блока).
Предметная классификация образов:
Предметные образы – организуют художественное пространство, конкретизируют смысловое и материальное бытие персонажей. Предметные детали – вещи, неразрывно связанные с человеком. Чем ближе предмет к человеку, тем больше свойств он перенимает
Образы мысли и переживания.
Звуковые образы (соносфера) – образы природы, звуки, порождённые человеческой жизнью, музыкальные образы. В сатирическом произведении используются для принижения человека, но могут вызывать и сострадание. Могут обретать символический
смысл. Пауза – звуковой образ, позволяющий раскрыть глубину подтекста
Вкусовые образы – образы еды. Хлеб насущный противопоставлен духовному.
Образы-события, поступки – составляют сюжетно-фабульный уровень структуры художественного текста
Тактильные образы – сообщают художественному миру характерные вещественно-телесные ощущения, передают фактуру
Зрительные образы – цветовые образы, контурные (иллюзия пространственного объёма). Синестезия – соотношение определённых цветов с ассоциациями, вызываемыми теми или иными ощущениями
Ритм - постоянное, мерное повторение в тексте однотипных отрезков, в том числе минимальных, - слогов ударных и безударных, строк, строф. (Систематизированный повтор) общая упорядоченность звукового строения стихотворной речи. Реальное звуковое строение конкретной стихотворной строки в противоположность отвлечённой метрической системе. Ритмические стихи разнообразны, так как вариаций ритмов много.
Факторы, определяющие ритм:
-
Характер стоп -
Длина стиха (количество стоп) -
Наличие/отсутствие цезуры -
Характер клаузул (ритмических окончаний) -
Расположение пиррихиев и внеметрических ударений -
Расположение словоразделов
Функции ритма:
1.Создает интонацию, которая выражает определенное эмоциональное состояние человека
2. Эстетическая (благодаря ритму в стихе даже отдельное слово акцентировано и может нести максимальную смысловую нагрузку)
Стихосложение – способ организации стихотворной речи, противопоставляющий ее прозе (основа – членение речи на стихи) Совокупность норм и принципов верификационного мастерства, построенного на основании определённого ритмического критерия.
Различие систем стихосложения зависит от фонетических особенностей языка, в основу системы стихосложения может лечь только существенный признак фонетической системы.
Системы стихосложения:
-
Метрическая система – система стихосложения, основанная на упорядоченном чередовании долгих и кратких слогов. Долгий слог равен двум коротким. Возможны были замены долгих слогов краткими – перрихий, но как стопа не употреблялся. Эта система присуща языкам, в которых гласные звуки резко отличаются друг от друга по долготе. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ, ЛАТИНСКИЙ, АРАБСКИЙ -
Силлабическая система – система построения стиха, в основе которой лежит повторение одинакового количества слогов во всех строчках текста. Ритм здесь улавливается автоматически, создаётся повторением одинокого количества стихов. Многосложные силлабические стихи разделяются цезурой – постоянным словоразделом на определенном месте. Перед ней акцентная константа – ударение. Женская клаузула, рифмы нет. Присуща языкам, в которых ударение постоянно находится на опр. месте, а гласные не различаются по долготе. ФРАНЦУЗСКИЙ, ПОЛЬСКИЙ. размеры: Гекзаметр, пентаметр. -
Тоническая система – система, основанная на равном числе ударных слогов в строке, при этом число безударных слогов между ударениями варьируется свободно. Присуща языкам с подвижным ударением, при этом ударный слог качественно не равен безударному, он редуцируется. Русский народный стих издревле был тоническим. РУССКИЙ, НЕМЕЦКИЙ, АНГЛИЙСКИЙ. Акцентный стих, дольник, тактовик, верлибр. -
Силлабо-тоническая система – система, основанная на наличии силового разноместного ударения. Ударные и безударные слоги чередуются в определенном порядке. Каждая строка состоит из повторяющихся однообразных стоп, а стопа из 1 ударного + 1/2 безударных. Порядок слогов в стопе играет существенную роль – от этого зависят стихотворные размеры.
-
Фоника, ее образотворческие и композиционные возможности. холшевников
Фоника (Эвфония) – раздел стиховедения, изучающий звуковую организацию текста с точки зрения их фонетических свойств. Изучает звуковой состав, звуковую упорядоченность текстов.
Стихи ведут свое происхождение от песни, поэтому поэзия сохранила черты музыкальности. Кроме смыслоразличительной функции звуки в стихах несут еще и эстетическую функцию. Читая или слушая стихи, мы невольно улавливаем звуковые повторы.
С 19 века живое произношение активно проникает в стихотворения.
Звуковые повторы внутри стиха.
Ассонанс – повтор гласных.
Аллитерация – повтор согласных.
Звукоподражательный повтор(звукопись) – повторяемы звуки позволяют воспроизвести в голове картинку – служит для подчёркивания, выделения стиха или ряда стихов. Шелест, шорох, гром.
Звуковые повторы не регулярны. Звуки сами по себе лишены вещественного или эмоционального содержания.
Звуковой строй стихотворения разный – протяжные отличаются от резких.
Самым частым признаком упорядочения является рифма. Рифма имеет значение и фоническое, как всякий звуковой повтор, и метрическое, обозначая границы метрического ряда, стиха. Известны стиховые формы, в которых систематически применяются созвучия в начале или середине стихотворных строк.
Рифма (Жимурский) – всякий звуковой повтор, несущий организующую функцию в метрической композиции стихотворения.
Концевое созвучие – не единственный возможный способ связывать стихи между собой, хотя самый яркий.
Рифма – изменчивое историческое явление. Она образовалась в фольклоре при синтаксическом параллелизме. В 17 веке преобладали грамматические рифмы. В 18 веке и до наших дней ценились разнородные рифмы.
Виды рифм:
По слоговому объему:
-
Мужская – ударение на последнем слоге -
Женская – на предпоследнем -
Дактилическая – на 3 слоге с конца -
Гипердактилическая – на 4 слоге с конца
По характеру звучания
Достаточная рифма – созвучны окончания, начиная с ударного гласного, но опорные согласные(перед уд. Гласным) различны. Лицемерить – верить.
Недостаточная рифма– мужская рифма, созвучен только последний гласный звук. Хорошо-тепло
Омонимическая рифма – слова полностью совпадают по звуковому составу, но различаются по значению. Веко-века
Банальная рифма - связка слов, наиболее часто употребляемая в поэтической практике. Часто к таким рифмам относятся как к избитым, примелькавшимся и давно утратившим свою свежесть (кровь — любовь, радость — младость).
Тавтологическая рифма – если в рифме повторяется одно и то же слово, обычно с разными значениями.
Оригинальные рифмы – рифмы, вызывающие новые смысловые ассоциации.
Составная рифмы – одно слово рифмуется с двумя. Девы где вы. ИХ разновидность – Каламбурные рифмы – в них сочетаются слова с одинаковым или близким звучанием и разным значением или написанием.
Омонимическая рифма - рифмующиеся слова полностью совпадают по звуковому составу, различаясь по значению (т. е. являются омонимам)
По звуковому строению:
Точная – рифма, в которой звуки(буквы могут быть не одинаковы ё,я) совпадают, начиная от ударного гласного и до конца слова. Науки – руки.
Неточная рифма – разговорная речь входит в стих, заударные гласные редуцируются, исчезают особенности торжественного произношения.
Богатая рифма– совпадение опорного звука, т.е. согласного перед ударным слогом и последующих звуков. Изнывать-рифмовать.
заударная часть одного рифмующегося слова сильно отличается от заударной части другого, иногда рифмуются только ударные гласные.
Глубокая рифма – обогащение созвучия в предударной части слова, захватывающего 2-3 слога. Занемог - не мог
По степени отступления от точности:
Приблизительные рифмы – не точные рифмы, где ударные и следующие за ними согласные полностью совпадают, различны только заударные гласные. Поэзия стремится к более свободной манере. Плитах-позабытых.
Ассонанс – гласные созвучны, согласные различны. Облако-около.
Диссонанс – гласные различны, согласные созвучны. Розах – ризах
Корневые рифмы – созвучие корней и приставок, а не суффиксов и флексий. Поток-потоп
Усечённая рифма – с усечением конечного согласного в одном из созвучных слов. Лес-крест
Усечённая рифма – женская или дактилическая рифма, с усечением конечного й в одном из рифмующихся слов. Дани – рукоплесканий.
Неравносложная рифма – нарушается одинаковость клаузул. Гипердактелическая- с дактилической, дактилическая- с женской. Женская – с мужской.
По месту в стихе: начальные, внутренние, концевые.
Внутренняя рифма – своеобразный звуковой повтор, стоящий не на конце, а внутри стиха. Бывают постоянные и не постоянные.
Постоянная – не отличается от обычной, играет звуковую и метрическую роль. Непостоянная – рифмы не имеют постоянного места и расположены прихотливо.
Чаще всего внутренняя форма связана с синтаксическим параллелизмом и встречается у тех поэтов, в стихах которых особенно большую роль играет мелодичность. Тютчев, фет, больмонт.
По морфологическим признакам: суффиксально-флективные, грамматические, разнородные
По составу: простые, составные
По месту ударения: равноударные, разноударные.
Рифмовка – порядок чередования рифм в стихе.
Типы рифмовки (как располагаются рифмующиеся строки):
Парная, Кольцевая, Перекрестная
Сложная/смешанная – способ чередования и взаимного расположения рифм в сложных строфах.
Белый стих – стих, не имеющий рифмы, но в отличие от свободного стиха, обладающий определённым размером: белый ямб, белый анапест, белый дольник.
Народная культура предпочитала грамматическую рифму.
-
Внутренний мир произведения. Художественное время и художественное пространство. Предметный мир. Лихачёв - Он в 60 г 20 века открыл, что есть внешний мир и мир художественного произведения.
Внутренний мир произведения словесного искусства обладает художественной ценностью и цельностью. Каждое художественное произведение отражает мир действительности в своих ракурсах. Действительность отображается косвенно – под видением художника и прямо – без изменений. Производит действительность в условном, сокращённом виде. Переигрывает действительность за счёт стилеобразующей тенденции.
Внутренний мир художественного произведения – все, что окружает персонажей, атмосфера, природа, авторские размышления.
Внутренний мир художественного произведения существует не сам по себе и не сам для себя, не автономен. Имеет свои собственные взаимосвязанные закономерности, собственные измерения и собственный смысл. Для мира характерна системность, структура.
Зависит от реальности, отражает мир действительности, но преображает его. Преобразования имеют целостный и целенаправленный характер. (Строительные материалы для построения внутреннего мира берутся из действительности, но отражаются в соответствии с представлением автора о мире или о том, каким он должен быть). Исследователи изучают верность или не верность изображения действительности. И ещё изучают внутренний мир художественного произведения как целого, ищут прототипы персонажа, пейзажа, событий.