Файл: Миф, фольклор, художественная словесность в контексте культуры. Архетип и архетипические образы 1 Культура.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 380
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Поэтому у таких исследователей внутренний мир произведения дробится – это не правильно. Различают действительный и художественный факт. Чтобы понять, что это нужно определить, в чём состоит различие, чем они обусловлены, как организуют внутренний мир. Иногда подражаний действительности мало, иногда много. Трансформация реальности в художественную действительность – свидетельство об истории и идеологии и общественной мысли.
Мир художественного произведения – результат отображения и преобразования действительности.
Компоненты внутреннего мира произведения:
Время и пространство могут быть деформированы по отношению к реальной действительности. По сравнению с другими видами искусств литература более свободно обращается с пространством и временем.
1. Время. Время может идти быстро, медленно, охватывать столетия, часы, идти прерывисто, не прирывисто, интенсивно, не интенсивно.
Время может идти в другом порядке, темп времени может меняться. Автор может в угоду произведения менять последовательность событий. Время обладает конкретностью и несет представления о движении, об изменениях, которые происходят по ходу сюжета. Стремление к сближению художественного и реального времени.
Характер условности времени и пространства зависит в сильнейшей степени от рода литературы:
В лирике – абстрактность времени и пространства, а лир. герой тяготеет к одной ситуации
Драма живет во времени, напряженная временная динамика, время совпадает с восприятием зрителя, обязательно происходит действие
Эпика – время идет, реальность разделена на 2 части: реальность повествователя и события, разные формы повествования
2. Пространство. Создаётся пространство, где происходит действие (оно может быть большим, маленьким, реальным, воображаемым.)
Художественное пространство – модель мира данного автора, выраженная на языке его пространственных представлений. Оно может обладать теми или иными свойствами, так или иначе «организовывать» действие произведения. Пространство создает среду для движения и сама свойственна к движению. Социальные, временные, этические связи картины мира моделирует пространство. Пространство бывает точечным (последовательность эпизодов не задана), линеарным, плоскостным, объёмным.
3. Мир идей (Идейное содержание, цель произведения)
4. Психологический мир – общие законы психологии, которые подчиняют себе действующих лиц. (Например в сказке особые ответные действия, особая реакция.) маленький человек и ощущает и ведёт себя как маленький человек.
5. Мир истории – могут обнаружиться не только события из реальной действительности, но и свои законы, по которым совершаются исторические события, своя система причинности событий. Персонажи существуют в рамках данной исторической эпохи. И делают только то, что могут делать.
6. Нравственный мир – что движет героем, какие проблемы возникают в произведении. (Например в Средневековье – добро и относительное зло. Святой не может сделать зло, но злодей может стать святым. Отсюда ассиметрия и однонаправленность. С развитием литературы нравственный мир меняется. В романтизме оправдывают зло, его протест соц. И религии. В классицизме добро и зло стоят над миром и приобретают историческую окраску. В реализме нравственные аспекты – быт, социальная жизнь.)
7. Мир персонажей
8.Социальное устройство мира художественного произведения. Отличается от действительности.
Сопротивление развитию сюжета
В русской сказке доминирует сюжет, мир не затруднённый. Малое сопротивление
, действия заторможенный, охватывают меньшее пространство, ровные, лёгкость осуществления желаний, герои передвигаются с большой скоростью, пространство расширяется, но оно тестно связано с действием. Время не соотносится с реальным временем. Чудесная лёгкость из-за волшебства и сопротивления.
У Достоевского события быстрые, энергичные, сопротивление низкое. Сюжеты прокладывают дорогу в сфере психологической и идейной жизни – эта часть наименее сопротивляема. Доминирует свобода духовной жизни. Части мало связаны, много точек зрения. Люди странны, отступление от нормы. Столкновение противоположностей. События преломлены через впечатления. Автор не несёт за них ответственности. Наибольшее психологическое сопротивление свободе сюжета создают характеры и типы.
Предметный (вещный) мир литературного произведения
Мир литературного произведения — это воссозданная в нем посредством речи и при участии вымысла предметность. Художественный предмет несет в себе главные качества изображенного мира.
Основные составляющие внутреннего мира лит.произведения:
Предметный мир в литературе - реалии, которые отображены в произведении, располагаются в художественном пространстве и существуют в художественном времени.
Вещь в системе внутреннего мира литературного произведения может выполнять разные функции:
Отдельные вещи могут соединяться в комплексы, например интерьер, пейзаж.
Все вещи окружающие нас в жизни воспринимаются органами чувств.
Сенсорная поэтика – это представленные в произведении способы чувственного познания образа, ощущения, представления о вещном мире.
Предметный мир играет важную роль в художественной литературе. Вещи и предметные группы могут повествовать
о занятиях человека, его социальной принадлежности, а также помогают раскрывать характеры литературных персонажей. С помощью вещей автор изображает обстановку действия, рассказывает о своём герое. А иногда, наоборот, писатель создаёт такой убедительный образ героя, что мы живо представляем себе предметный мир, его окружающий.
Значима граница мира – ограниченность особого рода, создаётся пространство сцены и её продолжение. На языке маркеров, оппозиций, образов художник может говорить на любую тему
Литературный персонаж – серия последовательных появлений одного лица в пределах данного текста.
Героем обычно обозначают главное действующее лицо, «носителя основного события» {М.М.Бахтин) в литературном произведении, а также значимой для автора-творца точки зрения на действительность, на самого себя и других персонажей. Герой может быть отличим от иных персонажей в первую очередь по своей значимости для развития сюжета: без его участия не могут состояться основные сюжетные события.
Персонаж — действующее лицо произведения, которое выполняет в нем заданные (традицией или автором) функции. (Серия последовательных появлений одного лица в пределах данного текста)
Пути раскрытия персонажа, его подачи:
Описание внешности, портрет. Поступки (действия). Речь. Предыстория персонажа. Система ценностей. Динамика персонажа. Интерьер. Отношения с другими персонажами, их взаимные характеристики. Сны, подсознательные образы. Самохарактеристики. Авторские характеристики. Имена героев
Структура литературного героя:
Система персонажей – это соотнесенность действующих лиц художественного произведения друг с другом:
Формы литературного персонажа:
Упоминание в речах действующих лиц, Повествование автора или рассказчика о связанных событиях, Анализ характера
Изображение переживаний, мыслей, речей, жестов, наружности, сцены, в которых он принимает участие и т. п.
Проблема единства персонажа.
Чем больше действующих лиц, тем больше виден механизм постепенного наращивания этих проявлений.
Повторяющиеся устойчивые признаки образуют свойства персонажа – однонаправленные, разнонаправленные – однокачественные (идеальный образ), многокачественные ( возник позже.)
Модели от древности до современности: маска-идеальный образ-тип-характер-идея-герой символ-герой равный процессу сознания, моделируются не одинаково.
Созданию целостности героя способствуют поведение и имя.
Поведение героя – действие, участие в сюжетном движении, вовлечённость в события, смена душевных состояний– разворот присущих ему свойств, свойства – стереотипы процессов поведения. Свойства эти может определить автор, другой персонаж, читатель.
Имя и его элементы. Элементы соотносятся и противопоставляются. Имя задаёт динамику в соединении героя – тынянов.
Единство литературного героя – система. Признаки связывают фокус авторской точки зрения. Единства лит. Героя не будет без организации доминанты, его создаёт автор. Каждая событийная художественная система возникает путём выбора средств для познавательных целей писателя.
Мир художественного произведения – результат отображения и преобразования действительности.
Компоненты внутреннего мира произведения:
Время и пространство могут быть деформированы по отношению к реальной действительности. По сравнению с другими видами искусств литература более свободно обращается с пространством и временем.
1. Время. Время может идти быстро, медленно, охватывать столетия, часы, идти прерывисто, не прирывисто, интенсивно, не интенсивно.
Время может идти в другом порядке, темп времени может меняться. Автор может в угоду произведения менять последовательность событий. Время обладает конкретностью и несет представления о движении, об изменениях, которые происходят по ходу сюжета. Стремление к сближению художественного и реального времени.
Характер условности времени и пространства зависит в сильнейшей степени от рода литературы:
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 12
В лирике – абстрактность времени и пространства, а лир. герой тяготеет к одной ситуации
Драма живет во времени, напряженная временная динамика, время совпадает с восприятием зрителя, обязательно происходит действие
Эпика – время идет, реальность разделена на 2 части: реальность повествователя и события, разные формы повествования
2. Пространство. Создаётся пространство, где происходит действие (оно может быть большим, маленьким, реальным, воображаемым.)
Художественное пространство – модель мира данного автора, выраженная на языке его пространственных представлений. Оно может обладать теми или иными свойствами, так или иначе «организовывать» действие произведения. Пространство создает среду для движения и сама свойственна к движению. Социальные, временные, этические связи картины мира моделирует пространство. Пространство бывает точечным (последовательность эпизодов не задана), линеарным, плоскостным, объёмным.
3. Мир идей (Идейное содержание, цель произведения)
4. Психологический мир – общие законы психологии, которые подчиняют себе действующих лиц. (Например в сказке особые ответные действия, особая реакция.) маленький человек и ощущает и ведёт себя как маленький человек.
5. Мир истории – могут обнаружиться не только события из реальной действительности, но и свои законы, по которым совершаются исторические события, своя система причинности событий. Персонажи существуют в рамках данной исторической эпохи. И делают только то, что могут делать.
6. Нравственный мир – что движет героем, какие проблемы возникают в произведении. (Например в Средневековье – добро и относительное зло. Святой не может сделать зло, но злодей может стать святым. Отсюда ассиметрия и однонаправленность. С развитием литературы нравственный мир меняется. В романтизме оправдывают зло, его протест соц. И религии. В классицизме добро и зло стоят над миром и приобретают историческую окраску. В реализме нравственные аспекты – быт, социальная жизнь.)
7. Мир персонажей
8.Социальное устройство мира художественного произведения. Отличается от действительности.
Сопротивление развитию сюжета
В русской сказке доминирует сюжет, мир не затруднённый. Малое сопротивление
, действия заторможенный, охватывают меньшее пространство, ровные, лёгкость осуществления желаний, герои передвигаются с большой скоростью, пространство расширяется, но оно тестно связано с действием. Время не соотносится с реальным временем. Чудесная лёгкость из-за волшебства и сопротивления.
У Достоевского события быстрые, энергичные, сопротивление низкое. Сюжеты прокладывают дорогу в сфере психологической и идейной жизни – эта часть наименее сопротивляема. Доминирует свобода духовной жизни. Части мало связаны, много точек зрения. Люди странны, отступление от нормы. Столкновение противоположностей. События преломлены через впечатления. Автор не несёт за них ответственности. Наибольшее психологическое сопротивление свободе сюжета создают характеры и типы.
Предметный (вещный) мир литературного произведения
Мир литературного произведения — это воссозданная в нем посредством речи и при участии вымысла предметность. Художественный предмет несет в себе главные качества изображенного мира.
Основные составляющие внутреннего мира лит.произведения:
-
Мир персонажей -
Предметный мир
Предметный мир в литературе - реалии, которые отображены в произведении, располагаются в художественном пространстве и существуют в художественном времени.
Вещь в системе внутреннего мира литературного произведения может выполнять разные функции:
-
Вещь может быть опознавательным знаком -
Вещь как средство характеристики героя -
Сюжетная функция вещи (мощный толчок в развитии сюжета). Например, шинель, гранатовый браслет -
Символизация вещи (вещь самоценна, её внутренний смысл; когда всё произведение об этом) -
Фантастический сюжет. Волшебная вещь. Например, ковёр-самолёт
Отдельные вещи могут соединяться в комплексы, например интерьер, пейзаж.
Все вещи окружающие нас в жизни воспринимаются органами чувств.
Сенсорная поэтика – это представленные в произведении способы чувственного познания образа, ощущения, представления о вещном мире.
-
Визуальные образы познаются с помощью внутренних черт предмета. -
Цветовая образность - устойчивые ассоциации с какими-либо явлениями. -
Тактильные образы (температура). Например, холодно, жарко. -
Звуковая образность. Звуковые образы (изображённый звук). -
Вкусовые образы, Обонятельные образы (запахи)
Предметный мир играет важную роль в художественной литературе. Вещи и предметные группы могут повествовать
о занятиях человека, его социальной принадлежности, а также помогают раскрывать характеры литературных персонажей. С помощью вещей автор изображает обстановку действия, рассказывает о своём герое. А иногда, наоборот, писатель создаёт такой убедительный образ героя, что мы живо представляем себе предметный мир, его окружающий.
Значима граница мира – ограниченность особого рода, создаётся пространство сцены и её продолжение. На языке маркеров, оппозиций, образов художник может говорить на любую тему
-
Герои литературного произведения. Структура литературного героя. Система персонажей
Литературный персонаж – серия последовательных появлений одного лица в пределах данного текста.
Героем обычно обозначают главное действующее лицо, «носителя основного события» {М.М.Бахтин) в литературном произведении, а также значимой для автора-творца точки зрения на действительность, на самого себя и других персонажей. Герой может быть отличим от иных персонажей в первую очередь по своей значимости для развития сюжета: без его участия не могут состояться основные сюжетные события.
Персонаж — действующее лицо произведения, которое выполняет в нем заданные (традицией или автором) функции. (Серия последовательных появлений одного лица в пределах данного текста)
Пути раскрытия персонажа, его подачи:
Описание внешности, портрет. Поступки (действия). Речь. Предыстория персонажа. Система ценностей. Динамика персонажа. Интерьер. Отношения с другими персонажами, их взаимные характеристики. Сны, подсознательные образы. Самохарактеристики. Авторские характеристики. Имена героев
Структура литературного героя:
-
Внешний облик – это прежде всего портрет героя, возраст, профессия, его прошлое. Портрет придает герою отличительные особенности, очень часто портрет является средством психологизации и свидетельствует о чертах характера героя. Профессия и призвание дают герою право на общественно полезную деятельность. Возраст определяет потенциальную возможность тех или иных действий. Рассказ о его прошлом, родителях, стране и месте, где он живет, сближает героя с реальными людьми. По его прошлому можно сделать выводы о развитии его как личности. С выбора имени начинается бытие героя в литературном произведении. В имени воплощается его внутренняя жизнь, оформляются психические процессы. Имя дает ключ к характеру человека, кристаллизует определенные качества.
-
Внутренний облик – мировоззрения, вера, этические убеждения, высказывания, поступки, мысли и привязанности. Привязанности и мысли намечают многообразную жизнь души. Вера (или отсутствие таковой) определяет присутствие героя в духовном поле, его отношение к Богу и Церкви. Весьма важную роль в изображении внутреннего облика героя играет его сознание и самосознание. Герой может не только рассуждать, любить, но и осознавать эмоции, анализировать собственную деятельность, то есть рефлексировать.
Система персонажей – это соотнесенность действующих лиц художественного произведения друг с другом:
-
Главные (в центре сюжета), второстепенные (активно участвуют, помогают раскрыть главных), эпизодические (появляются в 1-2 эпизодах, дают толчок сюжетному действию, не имеют собственного характера) -
Сценические и внесценические -
Положительные и отрицательные -
Герои авантюристы и герои, избегающие действий
Формы литературного персонажа:
Упоминание в речах действующих лиц, Повествование автора или рассказчика о связанных событиях, Анализ характера
Изображение переживаний, мыслей, речей, жестов, наружности, сцены, в которых он принимает участие и т. п.
Проблема единства персонажа.
Чем больше действующих лиц, тем больше виден механизм постепенного наращивания этих проявлений.
Повторяющиеся устойчивые признаки образуют свойства персонажа – однонаправленные, разнонаправленные – однокачественные (идеальный образ), многокачественные ( возник позже.)
Модели от древности до современности: маска-идеальный образ-тип-характер-идея-герой символ-герой равный процессу сознания, моделируются не одинаково.
Созданию целостности героя способствуют поведение и имя.
Поведение героя – действие, участие в сюжетном движении, вовлечённость в события, смена душевных состояний– разворот присущих ему свойств, свойства – стереотипы процессов поведения. Свойства эти может определить автор, другой персонаж, читатель.
Имя и его элементы. Элементы соотносятся и противопоставляются. Имя задаёт динамику в соединении героя – тынянов.
Единство литературного героя – система. Признаки связывают фокус авторской точки зрения. Единства лит. Героя не будет без организации доминанты, его создаёт автор. Каждая событийная художественная система возникает путём выбора средств для познавательных целей писателя.