Файл: Миф, фольклор, художественная словесность в контексте культуры. Архетип и архетипические образы 1 Культура.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 383

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Принципы связей единства героя: социальная, психологическая, историческая, структурная, противоречивая. Противоречивый принцип связи – основной движущий механизм поведения литературного героя. Герой вступает в противоречие с предметным миром, общественной средой, другим человеком, потусторонними силами, с самим собой. Противоречия характерны не для всех эпох: классицизм(противоречия разнонаправлены, нецелостны, всё разъединено, противоположности замкнуты в себе) Романтизм ( ранние немецкие романтики вносят разочарованное сознание, человек разрывается, в литру входит тема психических заболеваний, нарушение целостности личности человека.) У поздних романтиков и всех после них стоит задача создания облика многомерного персонажа из бинарных, отдельных. Противоречия соединяются и идут из разных сфер – исторической, предметной, социальной и биологической.

Противоречия в человеке либо иррациональны, либо загадочны, как в печорине. Для этого автор должен устанавливать причинно-следственные связи и возникает потребность в анализе. Большую роль играют подробности, детали, предметный мир.

В реализме между персонажем и деталью устанавливается характерологическая связь. Предмет может характеризовать героя, строится образ социальной среды.

Если личность мыслиться как всегда себе равная душа, то противоречия её могут быть иррациональны. Если сознание есть движение, а человек – динамическое единство, то противоречия неизбежны и объяснимы. Его можно анализировать.

Художественное сочетание анализа и синтеза возможно потому, что художественный анализ в своём роде синтетичен. Исследуя характеры, поведение, обстаятельства художник устанавливает ряды причин и следствий, разлагает целостное явление не видимые простым глазом элементы, сводит одни элементы к другим или совершает замену, подстановку(замена великодушного поступка эгоизмом) но изображение не распадается на куски. Новые элементы вступают в новые связи.

Человека отдельных эпох мы мыслим суммарно, как если бы его жизнь протекала в отвлечённых очертаниях.

Прошло много веков, прежде чем описательная и символическая функция подробностей сменилась характерологической.

Юмор и просодия сдвинули шаблоны со своих мест, узаконили деффиринциальное и неожиданное. Потом шаблоны разрушала ирония. Литературный психологизм –
начинается с несовпадений, непредсказуемости поведения героя. Позднее поэтика непредсказуемости получила подкрепление в представлениях о многослойности сознания человека. Это относится к теориям психологической установки, настройки, которой личность отвечает на данную ситуацию. Обмен между сознательным и подсознательным, установка, психологическое поле (задачи, разрешаемые героем относительно того, что его окружает) – существуют синхронно.

Психологизм питается неожиданным тем, что не исчерпывается каноническими моделями поведения героев. Парадоксальность – острая форма закономерности. Логически взаимоисключающее психологически совместимо в поведении литературного героя.

Борьба между неожиданным и ожидаемым совершается внутри литературного персонажа. Типологические формулы обеспечивают первоначальную идентификацию героя, и способствуют и в дальнейшем способствует его динамическому единству. Формулы могут быть явными и скрытными. Сложные формулы литературы не знают устойчивого отношения между неизменной ролью и поведением. Самые сложные формулы литературы сохраняют некоторые первичные типологические ориентиры для узнавания персонажа.

Каждую структуру образует взаимодействие некоторых элементов, признаков. Для структуры литературного героя это свойства, состояния души, идеи. Разные типы отношения между признаками – исторические формы персонажеобразования. Для того, чтобы организовать структуру персонажа все признаки должны восходить к психологическому корню.

Литературный характер – множественные, разнонаправленные отношения между признаками - динамическая система – в ней существенны уже не сами по себе свойства, а отношения между ними.

Произведение искусства всегда символично. Изображённые в нём не является единичным фактом.

Ролевая маска, для неё важна сюжетная функция, социально-моральный тип, который всегда замкнут внутри себя, бывает парадоксален, психологический характер – параллельно лит. Герой проходит дорогу к идее, символу.

Трансформация на этом не заканчивается. Лит-ра 20 века заменяет героя процессом, это есть стремление уничтожить героя. У героя романтического характера тип связи – идея.

Литература имеет дело с ценностями и оценками. Этическое начало – внутреннее, структурное начало (хороший или плохой герой) Музыка в отличие от литературы не имеет этих граней. Этические учения были идеальным пределом практического поведения. Нормы для отдельных сфер человеческого бытия уживались между собой. В литературе отношение между моральными критериями и героями зигзагообразно. Положительный герой – не добродетельный герой.

Литературе нужно движение, динамика, плохой герой, подверженный страстям.

Чтобы отклонятся от нормы нужна норма. Этический критерий соизмеряет с поведением действующих лиц идеальные представления. Этику должествования оттеняют теории поведения. Этика механизмов, теория абсурдов, этика произвольного самоутверждения – это питало стремление отменить литературного героя.

От конвенционального человека – к абсурдному герою. От абсурдного героя – к растворению героя.

Черты развития произведения: теоризирование, имманентное описание творческого процесса, отождествление произведения и языка(язык заставляет произведение жить по своим законам.

Лит. Модели – маска, тип, характер, герой-идея, герой-символ, герой- равный процессу сознания.

Для литературы нового времени решающая форма – речевое поведение героя. Анализ героя начинается от Гомеровской античности до середины 20 века.

  1. Композиция литературно-художественного произведения. Композиционные уровни и единицы. – чернец и энциклопедия

Композиция — расположение материала произведения и элементов его художественной формы, построение произведений, обусловленное его содержанием, соединение частей в целое. Композиция скрепляет элементы формы и соподчиняет их идее.

Законы композиции – итог эстетического сознания, они отражают глубинные взаимосвязи реальности. Композиция обладает самостоятельной содержательностью, её средства и приёмы преображают, углубляют смысл изложенного. Синонимы – архитектоника, структура. На композицию влияют авторская воля, законы жанра и рода. Для изображения картины жизни, писатели используют различные элементы композиции: заглавия, эпиграфы, лирические отступления, вводные, вставные эпизоды, сюжет, портрет, пейзаж, окружающую обстановку. Главное — отбор материала и его компоновка.

Композиция канонических жанров (античность, классицизм) – присуща соизмеримость компонентов изображаемого и соответственных текстовых единиц – это способствует воплощению идеи силы и прочности (дидро)

Композиция романтизированной литературы – воссоздаёт личность как незавершённую, нередко противостоит структурной строгости, оставляет иллюзию неопределённости, свободы от жёсткого плана или фрагментарности, случайности.


Чёткость и завершённость композиции важны в произведениях, предназначенных для единовременного восприятия. В большой эпической форме построение вольное, не строгое.

Композиция литературного произведения включает - «расстановку» персонажей (т. е. систему образов), событий и поступков (К. сюжета, иногда называемая фабулой), способов повествования (собственно повествовательная К. как смена точек зрения на изображаемое), подробностей обстановки, поведения, переживаний (К. деталей), стилистических приемов (речевая К.), вставных рассказов и лирических отступлений (К. внесюжетных элементов). В стихотворных произведениях, особенно лирических, К. отмечена строгой соразмерностью интонационно-синтаксических и метрико-ритмических единиц. Сферу К. составляет также соотнесенность разных сторон (планов, слоев, уровней) литературные формы, посредством ее реализуется система мотивов, характерная для данного произведения, писателя, жанра, направления.

Существенные приемы К. — многозначительное соседство внешне не связанных эпизодов, высказываний, деталей или сопоставимость событий, предметов, деталей, удаленных друг от друга в тексте произведения.
Важнейший аспект К., особенно в произведениях большой формы, — последовательность введения изображаемого в текст, способствующая постоянному развертыванию художественного содержания. Исчерпанность смысла до завершения текста или, напротив, его недостаточная проясненность в финале — недостатки К. В произведениях малой формы — притчах, баснях, анекдотах, новеллах, лирических стихотворениях — финал часто предстает неожиданно-внезапным, резко трансформируя и даже переворачивая значение сказанного ранее.

Единица композиции - «отрезок» произведения, в пределах которого сохраняется одна определенная форма, один способ литературного изображения, одна точка зрения на изображенное либо один способ изображения: динамическое повествование или статическое описание – например, повествование, диалог, реплика, внутренний монолог, письмо персонажа, лирическое отступление.

Типовые композиционные единицы, которые располагаются в самых ответственных частях текста – начале и конце:

  1. Заглавие – организует дальнейшее восприятие читателя, может быть связаны с разными аспектами художественного произведения: с тематикой, с образами, с проблематикой.

  2. Эпиграф – цитата из другого произведения, они связаны с идейным смыслом, с идейным содержанием произведений, с характерной чертой того или иного героя; представляет второе название.

  3. Посвящение в начале произведения

  4. Пролог

  5. Подзаголовок, чаще всего жанровый


Некоторым традиционным жанрам присущи композиционные каноны (напр., троекратные повторы и счастливая развязка в сказке; определенное чередование выступлений хора и эпизодов в древнегреческой трагедии; пятиактное строение последующей драмы). Но уже в античной литературе присутствует инициативно созидаемая К. (напр., ассоциативные переходы в биографиях Плутарха, которые имитируют живую беседу).

Активная, монтажная К. широко распространена в литературе, театре и кино XX в. Она позволяет художнику воплощать непосредственно не наблюдаемые, сущностные взаимосвязи явлений, углубленно постигать мир в его многокачественности, противоречивости, текучести и единстве.

Расположение материала в любом виде искусства неоднородно. Неоднородность текста определяется авторской графикой (разделением на главы, например, отточие – шрифтовые выделения, обозначающие пропущенные строки). Читатель в первую очередь обращает внимание на графическое оформление. Перекантовка фабулы и сюжета тоже относятся к неоднородностям композиции.

Композиция есть у текста и у внутреннего мира. По функциональности элементов необходимо различать внешнюю и внутреннюю композиции.