Файл: 1. Предмет, задачи и проблемы науки о языке. Соотношение частного и общего языкознани.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Словообразовательные дериваты – слова, образованные разными способами от одного и того же корня.

Слова одной словообразовательной модели – ряд слов, образованных от одного типа основ с помощью одних и тех же словообразовательных средств и имеющих единое словообразовательное значение.

III. Лексико-семантические парадигмы – объединяют значения слов на основе смысловой связи.

Семантические поля – самые крупные смысловые парадигмы, объединяющие слова различных частей речи, значения которых имеют один общий признак. (звук: гром, тихий, шуметь)

Лексико-семантические группы – объединение слов одной части речи с общим основным компонентом значения. (красный, белый, черный…)

Родовидовые группы – парадигмы слов, включающие название родового понятия (гипероним) и названия видовых понятий (гипонимы). (цвета: синий, красный…) В состав ЛСГ входят:

1. Синонимы – слова с близкими, но не тождественными значениями, различающиеся или оттенками значения, или эмоционально-оценочной стилистической окраской (коннотацией).

2. Антонимы – слова с противоположным значением.

IV. Функциональные парадигмы – объединяют слова разных частей речи с разным ЛЗ, но с общими коннотациями: стилистические группировки (разговорный, высокий стиль), эмоционально = экспрессивные группировки (неодоб., презр.).

17.Лексическое значение слова и понятие.

Лексическим значением слова называется основная часть семантики знаменательного слова, которая определяется его предметно-понятийной соотнесенностью и связью с другими словами в лексической системе языка.

Лексические значения слова, их типы, развитие и изменения изучает лексическая семантика (семасиология).

Понятие – форма абстрактного мышления, которая отражает совокупность общих и существенных свойств (содержание понятия) класса однородных предметов (объем понятия). Содержание понятия становится основой лексического значения слова.

Лексическое значение не тождественно понятию, хотя оба они обладают функцией отражения и обобщения.

18.Лексическое и грамматическое значения.

ЛЗ – важнейшая часть семантики слова, складывается из вещественного и грамматического

значения.

ЛЗ – важнейшая часть семантики слова, складывается из вещественного и грамматического значения.

ГЗ - дополнительная к ЛЗ и одновременно обязательная , обслуживающая связную речь часть семантики слова, указывающая на принадлежность слова к определённому грамматическому классу.




19.Грамматическое значение и грамматическая форма.

ГЗ - дополнительная к ЛЗ и одновременно обязательная , обслуживающая связную речь часть семантики слова, указывающая на принадлежность слова к определённому грамматическому классу.

Грамматическая форма слова – такое его видоизменение, при котором сохраняется лексическое значение, но меняется значение грамматическое.

Синтетические формы – грамматические формы, у которых грамматический показатель находится внутри слова.

Аналитические формы – грамматические формы, у которых грамматический показатель находится за пределами слова.

Аналитико-синтетические формы – грамматические формы, у которых имеются как внутрисловный, так и внешний по отношению к слову показатели дублирующие одно и то же грамматическое значение.

Грамматическая форма слова как типовая единица грамматического строя языка в речи реализуется во множестве словоформ.

Словоформа – грамматическая единица речи, то есть конкретное слово с конкретным набором грамматических значений в конкретном употреблении.

20.Грамматическая категория. Словоизменительные и классифицирующие

категории.

ГК - совокупность противопоставленных (соотносительных) грамматических форм с однородными, но не тождественными грамматическими значениями.

ГК подразделяются на:

Морфологические

Синтаксические.

Морфологические - выражаются лексико-грамматическими классами слов -знаменательными частями речи (существительное, прилагательное, глагол ,наречие , местоимение, числительное).

Выделяют:

Морфологические категории словоизменительного типа - категория, члены которой, представлены формой одного и того же слова в рамках его парадигмы. Морфологические категории классифицирующего типа - категория, члены которой не могут быть представлены формами одного и того же слова, т.е. категория , внутренне присущая слову и не зависящая от его употребления в предложении.

Синтаксические - категории, принадлежащие синтаксическим единицам, однако они могут быть выражены и единицами, относящимися к другим языковым уровням (в частности, словом и его формой, которые участвуют в организации предикативной основы предложения и формируют его предикативность).



21.Способы и средства выражения грамматических значений.

Грамматический способ – способ распределения ЛЗ и ГЗ в словоформе.

Аналитический способ – способ выражения ГЗ, при котором ЛЗ и ГЗ распределены между

разными словами, знаменательным (носителем ЛЗ) и служебным (носителем ГЗ).

Синтетический способ – способ выражения ГЗ, при котором ЛЗ и ГЗ распределены между

компонентами в составе слова, т.е. выступают в непосредственном единстве.

Существуют аналитические, синтетические, аналитико-синтетические (ГЗ дублируется внутри

слова и за пределами) ГФ.

Грамматические средства – конкретные «механизмы» выражения ГЗ.

Синтетические:

1. Аффиксация – выражение ГЗ с помощью аффиксов:

a) Флексии

b) Префиксы

c) Суффиксы

d) Постфиксы

e) Конфиксы

f) Трансфиксы

g) Прилепы

2. Внутренняя флексия – чередование звуков в корне при выражении ГЗ

3. Супплетивизм – выражение ГЗ с помощью использования другого корня или основы

4. Редупликация – выражение ГЗ путем повтора основ

5. Ударение

Аналитические:

1. Служебные слова:

a) Предлоги

b) Послелоги

Аналитический способ – способ выражения ГЗ, при котором ЛЗ и ГЗ распределены между разными словами, знаменательным (носителем ЛЗ) и служебным (носителем ГЗ).

Синтетический способ – способ выражения ГЗ, при котором ЛЗ и ГЗ распределены между компонентами в составе слова, т.е. выступают в непосредственном единстве.

Грамматические средства – конкретные «механизмы» выражения ГЗ.

Синтетические:

1. Аффиксация – выражение ГЗ с помощью аффиксов:

a) Флексии

b) Префиксы

c) Суффиксы

d) Постфиксныe

е) Конфиксы

f) Трансфиксы

g) Прилепы

2. Внутренняя флексия – чередование звуков в корне при выражении ГЗ

3. Супплетивизм – выражение ГЗ с помощью использования другого корня или основы

4. Редупликация – выражение ГЗ путем повтора основ

5. Ударение

Аналитические:

1. Служебные слова:

a) Предлоги

b) Послелоги

c) Частицы

d) Артикли (определенность, конверсия, число, род

e) Вспомогательные глаголы

2. Порядок слов – субъектно-объектные отношения слов

3. Интонация

22.Агглютинация и фузия, аналитический и синтетический строй языка.

Агглютинация – способ последовательного соединения стандартных однозначных аффиксов к неизменяемому корню.


Фузия –такой способ соединения рядом стоящих морфем, при котором происходит их взаимопроникновение.

Аналитический строй предполагает более широкое использование служебных слов, а также фонетических средств и порядка слов для образования форм слова и форм словосочетания.

Синтетический строй характеризуется большей ролью форм слов, образуемых при помощи аффиксов – флексий и формообразующих суффиксов и префиксов.


23.Гласные и согласные как типы звуков.

Гласные и согласные различаются функционально, артикуляционно, акустически.



24.Вокализм. Классификационные признаки гласных (в сопоставительном аспекте).

Система гласных конкретного языка в ее качественном и количественном своеобразии называется вокализмом.

Классификация гласных.

Основные классификационные признаки: ряд, подъем, а также работа губ; в некоторых

языках назализация, открытость/закрытость и долгота.

1. Ряд определяется по части языка, которая приподнимается при образовании данного

гласного. Передние, средние и задние гласные.

2. Подъем – степень приподнятости языка при образовании данного гласного. Верхний,

средний, нижний.

3. По участию губ – лабиализованные/нелабиализованные. (ДП в немецком,

французском).

4. Носовые (назальные) и чистые. (ДП во французском)

5. Долгота/краткость. (ДП в финском).

Дифтонги – гласные сложного образования, произносимые в один слог и выступающие

как одна фонема. В английском и немецком по 3 дифтонга. Дифтонги нисходящие,

восходящие, равновесные.

Классификация гласных.

Основные классификационные признаки: ряд, подъем, а также работа губ; в некоторых языках назализация, открытость/закрытость и долгота.

1. Ряд определяется по части языка, которая приподнимается при образовании данного гласного. Передние, средние и задние гласные.

2. Подъем – степень приподнятости языка при образовании данного гласного. Верхний, средний, нижний.

3. По участию губ – лабиализованные/нелабиализованные.

4. Носовые (назальные) и чистые.

5. Долгота/краткость.

Дифтонги – гласные сложного образования, произносимые в один слог и выступающие как одна фонема. Дифтонги нисходящие, восходящие, равновесные. В русском языке дифтонгов нет, есть дифтонгоиды (ударный гласный с призвуком другого гласного в начале или конце).

25.Консонантизм. Классификационные признаки согласных (в сопоставительном аспекте).

Консонантизм – система согласных звуков. Для характеристики согласных и их классификации учитывается 3 аспекта:

· Преграда или место образования преграды (артикуляции)

1) Смычные – взрыв преграды возд. струёй (б/б’, п/п’, д/д’, т/т’)

2) Щелевые (фрикативные) – трения возд. струи о стенки прохода (в/в’, ф/ф’, з/з’, с/с’, ж/ж’, ш, щ, й, х/х’)

3) Смычно-щелевые (аффрикаты) – артикуляция начинается со смычки и заканчивается щелевым проходом (ц, ч’)

4) Смычно - проходные образуется смычка, но возд. струя обходит её в другом месте (сонорные). Делятся на носовые (м/м’, н/н’), боковые (л/л’), дрожащие (р/р’)

· Способ образования (по активному органу):

1) Губные: губно-губные (б, п, м); губно-зубные (в, ф)

2) Язычные: переднеязычные(а) по м.артикуляции: межзубные, зубные -д,т,з,с, дорсальные, альвеолярные, передненёбные - ж,ш,р; б)по положению кончика языка и места образования: дорсальные, апикальные, какуминальные), среднеязычные, заднеязычные - г,к,х.

3)Заязычные: увулярные, фарингальные, гортанные.

· Работа голосовых связок:

1) Шумные:

а) глухие (п, т, к, ц, ч, ф, с, ш, щ, х)

б) звонкие (б, д, г, в, з, ж)

2) Сонорные (м, н, л, р, й)

26.Позиционные изменения звуков.

Позиционные изменения - это изменения звуков, обусловленные их позицией в слове, вызванные наличием особых фонетических условий. Им подвержены как гласные, так и согласные.

Для гласных – это редукция безударных и гармония. Для согласных – оглушение в конце слова, добавление или утрата звука в начале слова.
Редукция безударных гласных происходит количественная (изменение силы и долготы гласного звука) или качественная (изменение тембра звука, напр. пятак < п’итак >). Звуки < и > < ы > < у > чаще всего подвергаются количественной редукции, звуки < о > < а > < э > – качественной.
Гармония (сингармонизм) – явление не характерное для русского языка. 

Для согласных - оглушение шумных звонких в абсолютном конце слова – это замена звонкого шумного согласного соответствующим по парности глухим в определенных положениях:

В конце слова:

а) перед паузой

б) перед следующим словом (без паузы) с начальным не только глухим, но и сонорным

согласным, гласным, а также [в] и [j]

В середине слова: перед глухим согласным (регрессивная ассимиляция).

27.Комбинаторные изменения звуков.

Вызываются взаимодействием, которое заключается в наложении начальной и конечной фаз артикуляции соседних звуков.

Ассимиляция – КИ, уподобление соседних звуков в каком-то (чаще в одном) компоненте артикуляции; возникает в результате наложение друг на друга приступа или отступа соседних гласных.

Прогрессивная и регрессивная

Контактная и дистантная

Полная и частичная

Признак ассимиляции:

o По глухости-звонкости

o По мягкости

o По месту образования

o По способу образования

Стяжение в аффрикату – КИ, при котором стоящие рядом согласные Т и С произносятся слитно, то есть артикулируются подобно аффрикате. Аффриката может быть долгой и краткой.

Диссимиляция – КИ, процесс, противоположный ассимиляции: она состоит в расподоблении артикуляций соседний согласных.

 Контактная и дистантная

 Прогрессивная и регрессивная

 Из подобных/одинаковых звуков

 Место/способ образования

Аккомодация – КИ, взаимодействие двух соседних гласных и согласных, в результате которого звуки артикуляционно приспосабливаются друг к другу.

 Прогрессивная и регрессивная

 Переднерядная (после мягких согласных) и заднерядная (после ж, ш, ц и приставок)

 Аккомодация по назализации (после м,н)

 Аккомодация по лабиализации (перед о под ударением, перед у)

Аккомодация по палатализации (согласные перед гласными переднего ряда, если в большинстве форм согласные сохраняет свою твердость – в домЕ).

Диэреза – КИ, выпадение звука в сложном сочетании звуков.

Эпентеза – КИ, при котором в слово включаются согласные или гласные.

Метатеза – изменение порядка следования звуков или слогов в слове в целях удобства произношения: тарелка (талерка), петерь (теперь).

Гаплология – опущение в слове одного из двух стоящих рядом одинаковых или похожих слогов или звуков: знамено(но)сец, розо(во)ватый.

28.Письмо как система фиксации речи. Основные типы письма.

Письмо возникло как средство общения, дополнительное к устной речи. Письмо, связанное с использованием графических знаков (рисунок, знак, буква), называется начертательным письмом.

Начертательное письмо зародилось в форме пиктографии, т.е. письма рисунками. Пиктография не располагала алфавитом и тем самым не была связана с устным языком.

На следующем этапе развития письма - в идеографии - рисунок сохраняется, но выступает сначала в условном значении, а затем превращается в символический знак - иероглиф. При таком письме начертания передают не слова в их грамматическом и фонетическом оформлении, а значения слов.

Попытки упрощения идеографического письма привели к возникновению фонографии, специфической особенностью которой является связь между начертаниями и устной речью. При этом способе письма устная речь анализируется, расчленяется на звуки и 
звуковые комплексы, обозначаемые посредством тех или иных символических знаков - букв.

Письмо, передающее звуковую сторону языка условными начертаниями - буквами, называется звуковым или речевым.

Русское письмо - звуковое. Однако в нем наличествуют элементы и пиктографии, и идеографии.

29.Заимствование как вид языковой интеграции.

Языковая интеграция – взаимодействие двух или нескольких языков, вследствие которого в структуре и словарном составе одного или нескольких из них возникают определенные изменения.

Заимствование – процесс и результат перехода из одного языка в другой каких-либо языковых форм, языковых единиц – слов, морфем, фразеологизмов, а иногда синтаксических моделей и звуков

Причины заимствований: 1. Необходимость (связаны с появление новых предметов и понятий).2. Престиж (использование иностранных слов, хотя есть родные эквиваленты).3. Экзотизмы (необходимость описать быт и культуру народов).

Пути заимствования: опосредованное (через другой язык, н-р, балкон) и непосредственное.

Адаптация заимствований

Фонетическая – влияние арт.базы родного языка

Грамматическая – слово входит в определенную часть речи, приобретает род/число и т.д. Многие слова становятся несклоняемыми (колибри, пенальти)

Семантическая – обычно заимствуется только одно из многих значений слова

Словообразовательная – основа слова начинает использоваться в качестве производящей (отфутболить).

Интернационализмы – заимствованные слова, имеющие один язык-источник и в той или иной звуковой форме, грамматическом оформлении, смысловом наполнении обнаруживаются в целом ряде языков. (французский, затем английский, особый слов – древнегреческий и латынь).

Калькирование – вид заимствования, при котором используется структурная модель чужого слова и по этой модели строится новое слово с помощью аналогичных по значению морфем заимствующего языка.

30. Билингвизм как вид языковой интеграции.

Языковая интеграция – взаимодействие двух или нескольких языков, вследствие которого в структуре и словарном составе одного или нескольких из них возникают определенные изменения.

Билингвизм – явление, при котором человек или целый народ владеют двумя или более языками и пользуются ими (или могут) для общения, чередуя их в различных коммуникативных ситуациях.

Виды двуязычия

По способу приобретения:1. Естественный билингвизм – возникает как следствие получения знаний обоих языков в процессе постоянного (долгого) пребывания в той или иной языковой среде.2. Искусственный билингвизм – результат овладения вторым языком в процессе специального обучения. Вторичная языковая личность.

По характеру соотношения языков в сознании:1. Координативный – вид билингвизма, при котором билингв ни один из языков не осознает как главный, владея обоими в равной степени и свободно переключаясь с одного языка на другой.2. Субординативный – вид билингвизма, при котором один из языков, часто родной, билингв знает лучше и осознает как главный, первый.

По возможности реализации:1. Реальный – человек активно пользуется языком для общения.2. Потенциальный – человеку не с кем разговаривать на этом языке, хотя он может писать, читать и т.д.

31.Скрещивание языков и языковые союзы.

Скрещивание – это такой вид языковой интеграции, при котором из 2 языка образуют 3 новый. При этом исходные языки могут исчезнуть. Скрещиванию может предшествовать многовековое активное двуязычие. Одной из причин скрещивания может быть завоевание одним народом другого. В основу нового языка ложится один из имеющихся, второй остается в виде выражений. Если это след языка аборигенов – он называется порослем (субстратом). Если это язык завоевателей – суперстрат. Пример скрещивания: англо-саксонский язык => английский язык <= старо-франкский. Скрещивание может захватывать несколько языков.
Языковые союзы – такой вид интеграции, при котором группа языков приобретает вторичные, общие на разных уровнях структуры языка. Языковые союзы возникают в результате длительных, многовековых контактов народов, имеющих общую историческую судьбу. Пример: балканский языковой союз включает 6 языков: македонский, болгарский, сербскохорватский(частично), восточнороманские, албанский, новогреческий. Балканский языковой союз насчитывает тысячелетние контакты этих народов, что было связано с турецким игом.

32.Понятие языкового родства. Три признака родства языков.

Родственными называют такие языки, которые, возникнув из одного и того же источника, обнаруживают древние общие корни и аффиксы, регулярные фонетические соответствия. Родство языков не есть полное тождество, а закономерное развитие из одного и того же праязыка.

Три признака родства языков:

1. Лексический

2. Фонетический

Регулярные фонетические соответствия – межъязыковые чередования звуков, закономерно происходящие в словах родственных языков в определенных фонетических условиях.

3. Грамматический предполагает, что в родственных языках имеются общие древние аффиксы, с помощью которых выражались различные грамматические значения.

Языки могут быть родственными при:

o Общности корня слова;

o Регулярных фонетических соответствиях;

o Генетической тождественности грамматических аффиксов.

33.Генеалогическая классификация языков. Индоевропейская языковая семья.

Генеалогическая классификация языков – это группировка языков по общности языкового материала (корней, аффиксов, слов), а тем самым и по общности происхождения. Индоевропейская семья – самая распространенная.

34.Морфологический тип языка и морфологическая классификация языков.

Морфологический тип языка – характеристика языка по преобладающим в нем грамматическим способам и средствам. Морфологическая классификация языков – группа 
языков по общности строя и типа, прежде всего грамматического, независимо от происхождения

Флективные языки – морф. тип языков, в которых преобладающим грам. средством является флексия, соединяемая с основой по принципу фузии (русский, немецкий, латынь).

Агглютинативные языки – МТ языков, в которых формы слов и новые слова образуются путем последовательного присоединения стандартных однозначных аффиксов-«прилеп». (Тюрксие, финно-угорские языки, японский, корейский).

Корневые (изолирующие) языки – МТ языков, в которых слово равно корню (или 2-3 корням)и грамматические отношения между словами в предложении выражаются аналитически(частицами, предлогами и послелогами, порядком слов). (Китайский, вьетнамский).

Инкорпорирующие языки – МТ, в котором размыты границы между словом и синтаксическими единицами (словосочетанием и предложением).