Файл: Лекции профессора Стадникова Геннадия Владимировича по зарубежной литературе 1 курс, 2 семестр Оглавление.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
@velosiped_i_kot
23
«Как счастлив тот, кто не влюблён»
Женщины такие потому что жизнь такая, потому что хлеба нет.
В поэзии Франсуа Вийона ярко выражено поэтическое Я. Он всегда в центре своей лирики и не стесняется рассказать о себе. Высочайший пафос самопознания (это его сближает с Петраркой).
«Баллада принятия»: хотел познать всё, но что-то пошло не так: «я знаю всё, но только не себя».
Желание поэта посмотреть на всё по-другому. Люди без удивления смотрели на мир.
Карл Орлеанский 25 лет провёл в английском плену, потом вернулся в своё имение, где писал стихи и куда приглашал поэтов на поэтические состязания по какой-то теме.
Проси огня, огня зимой,
Питья, питья ты требуй летом.
Приятно зимнею порой Горячим, вкусным пообедать,
В жару — прохладный плод отведать,—
Нам дал сам бог приказ такой!
Проси огня, огня зимой.
(собственно и в чём он не прав? это же всё очевидно)
А у Вийона:
От жажды умираю над ручьем.
Смеюсь сквозь слезы и тружусь, играя.
Куда бы ни пошел, везде мой дом,
Чужбина мне - страна моя родная.
Я знаю все, я ничего не знаю.
Мне из людей всего понятней тот,
Кто лебедицу вороном зовет.
Я сомневаюсь в явном, верю чуду.
Нагой, как червь, пышней я Всех господ.
Я всеми принят, изгнан отовсюду.
Тема жизни раскрывается с грустной иронией. Три сословия:
Из тех, кто жив, одни в чинах —
Мошна тугая, чести много,—
Другие — в продранных штанах
Объедков просят у порога,
А третьи прославляют бога,
Под рясами жирок тая,
И во Христе живут не строго,—
Судьба у каждого своя.
Это – система образов мира, где живёт Вийон.
Жизнь кратковременна, только родился – пора умирать, нужно ценить каждое мгновение. Смерть – это не переход, а уничтожение. Бессмертие заключается в памяти и славе в мыслях живущих. Поэтому о предках надо помнить, а беспамятство – страшный грех. Жизнь всегда побеждает смерть.
Ирония – новое стилистическое начало. Она помогает поэту выстоять во всех бедах.
Самая первая книга, напечатанная во Франции – лирика Франсуа Вийона, 1489 год.
@velosiped_i_kot
24
1 2 3 4
Лирика Возрождения на этапе Высокого и Позднего Возрождения (24 апреля)
Луиза Лабэ (1525-1555) жила в Лионе в квартале, где проживали мастера перчаточного дела. Из-за этого её называли «прекрасная перчаточница». Она первой обратилась к попытке продолжить традицию Петраркизма во Франции:
Французский язык
Жанр Сонета
Глубокий внутренний разлад
Только вод любовь – земная, разрушается гармония.
«Бригада» (позднее: «Плеяда», 7 звёзд): поэты Парижа с целью создать новую лирику Франции.
Выступают с манифестом «Защита и прославление французского языка»:
Писать следует по-французски
Нужны новые жанровые формы. Исключение: реабилитирован сонет
Больше усиливается идеальное начало
Пьер Ронсар (152401585) из знатной дворянской семьи. Заболел, в качестве последствия стал глухим, из-за чего пришлось оставить придворную карьеру. Начал писать стихи. Сначала ориентировался на
Пиндара и Горация, потом обратился к Петраркизму.
«Любовные стихотворения» 1552. Главная героиня – идеальная возлюбленная, в чём-то похожая на
Лауру, но Кассандра. К тому же, она – не единственная женщина, которую Пьер воспевал.
Любовь была уже другая. Не только восхищение, но и жажда обладания («златым дождём рассыпаться на грудь»). Человек уже знает, что из себя представляет и чего хочет (её). «По-вашему, любовь – это сочетание двух духовных сущностей? Как же можно сочетать дух без плоти?» - Ронсар.
Традиция Петрарки должна быть поэтически передумана.
1555 – «Книга любви», 1556 – новое продолжение. Объединили первое и второе, получилась «Вторая книга любви» (1566).
Новый тип возлюбленной
Простая крестьяночка Мари
Тёмная кожа, шатенка, карие глазки
Окружение – не цветущий сад, а крестьянский дворик с грядочками
Не похожа на других красавиц, только на себя (образ индивидуализирован)
Отказ от идеализации самой любви o Можно любить одну а потом другую o Есть история любви, уже не «раз навсегда»
Человек самоутвердившийся, без внутренних сомнений
Ренессанс – идея титанического человека, а теперь приходит обычный человек
Любовь – не главная тема, её теснит тема времени и бытия. Появляется элегия, печаль, горькие гимны Ронсара. «Против дровосека Гасинского леса» - любимый лес Пьера Ронсара (он там гулял и мыслил), олицетворение природы, созданной Богом – гибнет про топором лесоруба.
Он как-то быстро постарел, этот Ронсар, болел ведь. Однако он по-прежнему хотел любить. 3-я
«книга любви», новая возлюбленная – Елена, одна из фрейлин Екатерины Медичи.
Другая страсть мне говорит «Гори!»
И вдохновляюсь я, как старая солома
Луиза Лабэ (1525-1555) жила в Лионе в квартале, где проживали мастера перчаточного дела. Из-за этого её называли «прекрасная перчаточница». Она первой обратилась к попытке продолжить традицию Петраркизма во Франции:
Французский язык
Жанр Сонета
Глубокий внутренний разлад
Только вод любовь – земная, разрушается гармония.
«Бригада» (позднее: «Плеяда», 7 звёзд): поэты Парижа с целью создать новую лирику Франции.
Выступают с манифестом «Защита и прославление французского языка»:
Писать следует по-французски
Нужны новые жанровые формы. Исключение: реабилитирован сонет
Больше усиливается идеальное начало
Пьер Ронсар (152401585) из знатной дворянской семьи. Заболел, в качестве последствия стал глухим, из-за чего пришлось оставить придворную карьеру. Начал писать стихи. Сначала ориентировался на
Пиндара и Горация, потом обратился к Петраркизму.
«Любовные стихотворения» 1552. Главная героиня – идеальная возлюбленная, в чём-то похожая на
Лауру, но Кассандра. К тому же, она – не единственная женщина, которую Пьер воспевал.
Любовь была уже другая. Не только восхищение, но и жажда обладания («златым дождём рассыпаться на грудь»). Человек уже знает, что из себя представляет и чего хочет (её). «По-вашему, любовь – это сочетание двух духовных сущностей? Как же можно сочетать дух без плоти?» - Ронсар.
Традиция Петрарки должна быть поэтически передумана.
1555 – «Книга любви», 1556 – новое продолжение. Объединили первое и второе, получилась «Вторая книга любви» (1566).
Новый тип возлюбленной
Простая крестьяночка Мари
Тёмная кожа, шатенка, карие глазки
Окружение – не цветущий сад, а крестьянский дворик с грядочками
Не похожа на других красавиц, только на себя (образ индивидуализирован)
Отказ от идеализации самой любви o Можно любить одну а потом другую o Есть история любви, уже не «раз навсегда»
Человек самоутвердившийся, без внутренних сомнений
Ренессанс – идея титанического человека, а теперь приходит обычный человек
Любовь – не главная тема, её теснит тема времени и бытия. Появляется элегия, печаль, горькие гимны Ронсара. «Против дровосека Гасинского леса» - любимый лес Пьера Ронсара (он там гулял и мыслил), олицетворение природы, созданной Богом – гибнет про топором лесоруба.
Он как-то быстро постарел, этот Ронсар, болел ведь. Однако он по-прежнему хотел любить. 3-я
«книга любви», новая возлюбленная – Елена, одна из фрейлин Екатерины Медичи.
Другая страсть мне говорит «Гори!»
И вдохновляюсь я, как старая солома
@velosiped_i_kot
25
Виновато время, оно не позволяет поэту быть с девушкой. «Я отступаю вспять, Амуром сокрушённый».
Микеланджело Буонарроти (1475-1564, в год его смерти родился Шекспир) написал 105 стихотворений на тех листах где делал наброски скульптур. Гармоническая форма сонета больше не складывалась.
Контрасты
Начато – и не закончено. Бывает 1 строчка
Нет осознания гармонии своей жизни
Стихи идут под номерами. 9: «Жжёт, вяжет, в цепь куёт – и всё в ней сладко». 59: «Резь, лихорадка, боль зубов и глаз». Эстетика выразительной незавершённости.
Лозунг: история любви – это не история жизни.
Основная тема: время современного мира. Мир, отступивший от Христа: мир лжи, коварства, лести и так далее. Даже Папский Рим:
Здесь делают из чаш мечи и шлемы
И кровь Христову продают на вес;
На щит здесь тёрн, на копья крест исчез, -
Уста ж Христовы терпеливо немы.
Пусть Он не сходит в наши Вифлеемы
Иль снова брызнет кровью до небес,
Затем, что душегубам Рим – что лес,
И милосердье держим на замке мы.
Эпитафия на самого себя:
Молчи, прошу — не смей меня будить —
О, в этот век — преступный и постыдный —
Не жить, не чувствовать — удел завидный —
Отрадно спать, отрадней — камнем быть.
Микеланджело слишком привязан к земле. Данте смог от неё оторваться, с болью, но смог – а этот всеми фибрами души, как цепями, прикован к ней.
Возрождение начинает Италия, Франция демонстрирует расцвет. Завершают эпоху Англий и
Испания, Шекспир и Сервантес.
Лишь в 16 веке в Англии появляются первые сонеты. Расцвет сонетного искусства – лишь последнее десятилетие 16 века. Только в течение последних 5 лет 16 века были опубликованы более 2500 сонетов.
Филипп Сидни, Эдуард Спенсер, Уильям Шекспир.
О биографии Шекспира известно мало. Родился в Стренфорде. Будто бы учился в местной школе, но списков не сохранилось. В 20 лет уже был отцом двух дочерей и сына, женат на девушке старше него. В
1612 вернулся обеспеченным из Лондона, где был актёром и сценаристом.
Не сохранилось ни одной его рукописи, только несколько заметок. Во второй половине 18 века возникает шекспировский вопрос: а был ли Шекспир? Или же он продавал свою фамилию, потому что знатному человеку заниматься творчеством было неудобно? Вопрос этот стал так популярен, потому что это сенсация.
Писал он сонеты, видимо, не заботясь о публикации. 1609 – первый сборник, постарался издатель, собрал 154 штуки. Принято считать, что первые 126 сонетов посвящены другу и теме дружбы, а с 127 по
154 – смуглой даме.
@velosiped_i_kot
26
Главный герой – время. Это лейтмотив сонетов. Шекспировский сонет состоит из 3 катренов и 1 двустишия, передаёт внутренний драматизм. Итоговые строчки пытаются примирить всё это, но не выходит.
Сонетный цикл начинается со времени. Друг красив, но время это изменит, так что: призыв сохранить эту красоту в потомках.
Пускай с годами стынущая кровь
В наследнике твоём пылает вновь
Ты слишком щедро одарён судьбой
Чтоб совершенство умерло с тобой
Любовь <<<<<< дружба, потому что в любви есть чувственное влечение, а дружба – это духовный союз.
Зло теперь живёт и в красоте, мы легко можем обмануться.
Катулл вывел мотив «любовь – ненависть», у Шекспира ОНА:
Лжива и коварна
Любовь к НЕЙ может быть и раем, и адом
Предельно индивидуальна
Тема времени: 3 портрета:
1. Время историческое, современное, в условиях которого живёт поэт (страшное время)
66-й сонет: «зову я смерть, мне видеть невтерпёж…», «всё мерзостно, что вижу я вокруг, но жаль тебя покинуть, милый друг».
2. Воспринимаемое личностно, «мне данное время» (глубоко отрицательно)
Образ косы, серпа, ножа – смерть.
3. Время вечности.
Смерть можно победить именно потому что есть вечность. «Не хвастай, время, властью надо мной». Бессмертие в земных делах наших, «но время не сметёт моей строки».