Файл: Практикум по нейропсихологии Москва 2014 2 ббк 88. 75я73 п 44 удк 612. 821 (075. 8) Н практикум по нейропсихологии. Учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 320
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
16
Раздел 2. Нейропсихологические методики исследования высших психических
функций.
Глава 5. особенности проведения нейропсихологического обследования в зави-
симости от возраста испытуемого.
5.1. Требования к условиям проведения обследования в детском возрасте.
Традиционно нейропсихологическое обследование проводится с детьми старше 5 лет (хотя нейропсихологическая диагностика может осуществляться даже в отношении детей трех-четырех лет) [1, 10, 15, 18]. Для детей дошкольного возраста длительность об- следования составляет от 20 до 30 минут, для детей младшего школьного возраста 40 - 50 минут, начиная с возраста 10 - 12 лет, время обследования может доходить до 1,5 часов.
В протоколе обследования фиксируются результаты всех проб, особенности поведе- ния ребенка во время обследования, по-возможности дословно фиксируется речь ребенка в устных пробах на речевые и интеллектуальные функции. Кроме этого в целях диагно- стики изучаются школьные тетради ребенка по русскому языку и математике.
Обследование ребенка должно происходить в отдельном кабинете, в спокойной, доброжелательной обстановке, при отсутствии шума и посторонних людей. Взрослый за- нимает следующую позицию по отношению к ребенку: старается не нависать над ребен- ком, пространственно быть на равных – для этого можно сесть на низкий стульчик. По возможности взрослый садится не напротив ребенка через стол, а сбоку. Во время обсле- дования ребенок должен находиться так, чтобы перед ним не было отвлекающих внима- ние факторов: окна, полок с игрушками, ярких картинок на стенах. Психолог общается с ребенком простым языком, не очень длинными фразами. С дошкольниками и первоклас- сниками обследование проводится с привлечением игровой формы.
Обследование ребенка лучше проводить в первой половине дня (особенно для до- школьников и первоклассников). Если речь идет о дошкольнике, то обследование никогда не проводится во время дневного сна ребенка (с 13.00 до 15.00 – если ребенок посещает детский сад), и сразу после дневного сна. Обследование ребенка не проводится, если ре- бенок болен, чем–то испуган или расстроен (особенно, если ребенок - дошкольник).
При обследовании можно делать перерывы для активного и пассивного отдыха. При активном отдыхе возможны: движения, двигательные упражнения под музыку, рисова- ние, игра (по выбору ребенка или по предложению взрослого). Взрослый может сказать просто «отдохни» и украдкой наблюдать, что будет делать ребенок: насколько ребенок любопытен и спонтанен в освоении нового пространства, насколько он активен в процессе
17 адаптации к новой ситуации, отправится ли он к игрушкам, или будет сидеть неподвижно за партой.
В ходе нейропсихологического обследования желательно присутствие родителей, особенно, если речь идет о дошкольнике, так как в большинстве случаев присутствие ро- дителя успокаивает ребенка. К тому же родитель имеет возможность наблюдать ошибки ребенка, и его мотивация к сотрудничеству с нейропсихологом, к восприятию экспертной оценки нейропсихолога и его рекомендаций, будет более высокой.
Необходимые для обследования материалы:
1. Стимульный материал (альбом по нейропсихологической диагностике детей, цвет- ные карандаши, фломастеры, чистые листы бумаги и т.д.).
2. Анкета для родителей.
3. Бланки протокола.
4. Игрушки для установления контакта.
5.2. Требования к процедуре обследования в детском возрасте.
Для того, чтобы результаты обследования ребенка были максимально достоверны- ми, необходимо:
1. Мотивировать ребенка, создать интерес к обследованию. Особенно это актуально для дошкольников: отсутствие мотивации может привести к неправильным выводам о возможностях ребенка.
2. Создать у ребенка ощущение успеха вне зависимости от его реальных результа- тов. Необходимо не забывать важную формулу при любых занятиях с ребенком дошколь- ником или младшим школьником: «мотивация гибнет без ощущения успеха».
3. Создать оптимальную речевую среду: исключается излишняя речь психолога; необходимо исключить какую-либо критику ребенка в ходе обследования.
4. Подстроиться под темп ребенка.
5. Для получения наиболее точной информации о состоянии того или иного пара- метра психической деятельности в нейропсихологическое обследования включают сенси- билизированные пробы - это те же пробы, но проведенные в особых условиях: 1) при уве- личении темпа подачи материала и выполнения проб; 2) при исключении зрительного (за- крытые глаза) и речевого (зафиксированный язык) самоконтроля. Успешность выполне- ния любого задания в сенсибилизированных условиях говорит о том, что изучаемый про- цесс у ребенка автоматизирован, и, следовательно, он может быть опорой для ведения коррекционных мероприятий или формирующего обучения.
18 6. Создать оптимальный порядок предъявления проб. Необходимо, чтобы они чере- довались так, чтобы пробы на одну и ту же функцию (например, запоминание двух групп по три слова и запоминание 5 слов) не следовали одна за другой (если только нет задачи создать условия для гомогенной (однородной) интерференции).
7. Осуществлять диагностику зоны ближайшего развития ребенка.
5.3. Возрастные нормы выполнения нейропсихологических проб.
Для анализа любых нарушений отправной точкой является понятие нормы, посколь- ку решение вопроса о патологическом изменении того или иного психического процесса или состояния может приниматься лишь на основе знаний о нормальных параметрах этого процесса или состояния. В аппарате отечественной нейропсихологии существует понятие нормы функции – это некоторые средние показатели реализации функции, которые харак- терны для данной популяции. При этом выделяют разные варианты нормы функции, ко- торые связаны с преморбидом – полом, возрастом, типом межполушарной организации мозга. [17]
Понятие нормы для детской нейропсихологии особенно актуально, так как проведе- ние нейропсихологической диагностики и трактовка полученных данных в детском воз- расте имеют свою специфику – они требуют знания нейропсихологических особенностей онтогенетического развития (особенностей нормального развития с точки зрения мозго- вой организации ВПФ) и знания о возрастных нормативах выполнения тестовых методик.
[19, 20]
Таким образом, использование нормативов выполнения различных нейропсихологи- ческих проб при интерпретации результатов исследования должно проводиться с учетом перечисленных факторов. В данной таблице [19] приведены возрастные критерии выпол- нения различных нейропсихологических проб. В графах таблицы знак «+» обозначает, что большая часть детей данного возраста (≥75%) безошибочно справляется с выполнением данной пробы.
Нейропсихологические пробы
5-6 лет
6-7 лет
7-8 лет
8-9 лет
9-10 л.
10-13 л.
Двигательная сфера
Кинестетический праксис (праксис позы пальцев руки)
-
-
+
+
+
+
«Кулак-ребро-ладонь»
-
-
-
-
+
+
Графическая проба «Забор»
-
-
-
-
+
+
Реципрокная координация
-
-
+
+
+
+
Пространственный праксис
-
-
-
-
-
+
19
Зрительный гнозис
Реалистические изображения
+
+
+
+
+
+
Перечеркнутые изображения
+
+
+
+
+
+
Наложенные изображения
-
+
+
+
+
+
Незавершенные изображения
-
-
-
-
+
+
Сомато-сенсорный гнозис
Локализация прикосновений
+
+
+
+
+
+
Проба Тойбера
+
+
+
+
+
+
Чувство Ферстера
-
-
+
+
+
+
Схема тела
-
+
+
+
+
+
Акустический гнозис
Оценка ритмических структур
-
-
+
+
+
+
Воспроизведение ритмов по образцу / по инструкции
+
+
+
+
+
+
Зрительно-простр-ные функции
Структурно-топологич. представления
+
+
+
+
+
+
Координатные представления
-
+
+
+
+
+
Метрические представления
-
-
-
-
+
+
Проекционные представления
-
-
-
-
-
+
Перешифровка
-
-
-
+
+
+
Слухоречевая память
Объем
-
+
+
+
+
+
Порядок
-
-
-
+
+
+
Нейропсихологические пробы
5-6 лет
6-7 лет
7-8 лет
8-9 лет
9-10 л.
10-13 л.
Слухоречевая память
Избирательность
-
-
+
+
+
+
Интерференция
-
-
+
+
+
+
Зрительная память
Объем
+
+
+
+
+
+
Порядок
-
-
-
+
+
+
Интерференция
-
-
+
+
+
+
Речь
Фонематический слух
-
+
+
+
+
+
Логико-грамматические конструкции
-
-
+
+
+
+
Автоматизированная речь
(прямой
/обратный порядок)
Числовой ряд
+/+
+/+
+/+
+/+
+/+
+/+
Дни недели
-/-
+/-
+/+
+/+
+/+
+/+
Месяцы года
-/-
-/-
-/-
-/-
+/-
+/+
20
Интеллектуальные функции
Понимание рассказа
+
+
+
+
+
+
Интерпретация сюжетных картин
-
-
+
+
+
+
Простые счетные операции
-
+
+
+
+
+
Серийный счет
-
-
+
+
+
+
Глава 6. Методика нейропсихологического обследования.
6.1. Предварительный сбор анамнеза.
До начала обследования целесообразно провести сбор анамнестических данных. Ес- ли в обследовании принимает участие ребенок, по возможности проводится предвари- тельная беседа с родителями, которая направлена на сбор анамнеза и выявление объек- тивных трудностей ребенка. Предварительная беседа может проводиться в присутствии ребенка или без него. Если она проводится в присутствии ребенка, то он в это время предоставлен сам себе. Во время беседы с родителем психолог одновременно наблюдает за тем, как ребенок адаптируется к новой обстановке и новому человеку. Анамнез ребенка может быть собран с помощью анкетирования родителей. Во время сбора анамнеза следу- ет особо обратить внимание на протекание беременности и родов у матери, наличие у ре- бенка неврологических или инфекционных заболеваний, сотрясения мозга, падения и ушибов головы, наблюдался ли ребенок у невропатолога на первом году жизни или позже, есть ли данные ЭЭГ, Эхо ЭГ, или заключение невропатолога, были ли у ребенка госпита- лизации и в связи с каким заболеванием. (Смотри Приложение 4.)
Традиционно нейропсихологический анализ включает: общую характеристику больного, исследование двигательных функций, исследование гнозиса, исследование ре- чевых функций, исследование памяти и исследование интеллекта. Не все больные могут пройти через полное изучение всех ПФ – так, наличие выраженных нарушений зрения и двигательных нарушений (тетрапарезы, гемипарезы, тремор) ограничивает применение ряда проб.
6.2. Общая характеристика больного.Здесь оценивается ряд параметров:
1.
уровень активности больного;
1.1. полная
1.2. заторможенность
1.3. инактивность
21 1.4. аспонтанность - (а + лат. spontaneus самопроизвольный, спонтанный) отсутствие побуждений к двигательной, речевой, психической и другим видам деятельности
1.5. расторможенность
1.6. многоречивость
1.7. резонерство
2.
его способность ориентироваться
2.1. в месте - местонахождение в данный момент - город, лечебное учреждение;
2.1.1. Вопросы для больных с грубыми нарушениями речи ставятся таким образом, чтобы на них можно было ответить словами "да" или "нет" или утвердительным либо отрицательным кивком головы
•
Вы находитесь дома?
•
Вы находитесь в больнице?
•
Вы находитесь на улице?
•
Сейчас на улице жарко?
•
Сейчас на улице холодно?
2.1.2. Для пациентов без выраженных нарушений речи
•
В каком городе Вы живёте?
•
Как называется больница, в которой Вы лечитесь?
•
В каком городе находится эта больница?
•
Сколько человек у Вас в палате?
•
На каком этаже находится Ваше отделение?
2.2. во времени - день недели, число, месяц, год, когда поступил в клинику, сколько дней в ней находится, значимые даты личной биографии;
2.2.1. Какое сегодня число, месяц, год?
2.2.2. Какой сегодня день недели?
2.2.3. Сейчас день?
2.2.4. Сейчас вечер?
2.2.5. Сейчас утро?
2.2.6. Сколько сейчас времени (не глядя на часы)?
2.2.7. Сколько длилось обследование?
2.2.8. Отсчитайте про себя минуту
2.3. в личной ситуации
2.3.1. самостоятельное высказывание жалоб; самостоятельно жалобы не высказы- вает, но отвечает на вопросы нейропсихолога:
•
Как вы себя чувствуете?
22
•
Как Вы спали?
•
Как Вы считаете, Вы совсем здоровы или что-то еще осталось от забо- левания?
•
Болит ли у Вас сейчас голова?
•
Стали вы быстрее уставать в последнее время?
2.3.2 отрицание трудностей, дефектов (анозогнозия, диссимуляция);
2.3.4. важно содержание жалоб испытуемого - головная боль, головокружения, двоение в глазах, повышенная утомляемость, ухудшение слуха, зрения, снижение памяти, тремор, моторная неловкость, спотыкается на ходу и др. - указывают на негативные отклонения в работе нервной системы;
3.
особенности эмоционального статуса - преобладающее настроение, адекватность эмоций ситуации по знаку и степени выраженности, насколько может контролировать свои эмоции, эмоциональный фон;
3.1. ослабление эмоций
3.2. безразличие
3.3. отсутствие эмоций
3.4. усиление эмоций
3.5. напряженность
3.6. страхи
3.7. тревожность
3.8. депрессия
3.9. эйфория
3.10. агрессия
3.11. пуэрильность (детские поведение и высказывания взрослого человека)
3.12. эмоциональная лабильность
3.13. насильственные эмоциональные реакции (плач, смех)
4.
адекватность ситуации обследования
4.1. полностью контролирует своё поведение, и оно соответствует ситуации обследова- ния;
4.2. полевое поведение,
4.3. негативизм (отказ от задания),
4.4. резонёрство,
4.5. нарушение чувства дистанции,
4.6. расторможенность,
4.7. общее возбуждение,