Файл: Практикум по нейропсихологии Москва 2014 2 ббк 88. 75я73 п 44 удк 612. 821 (075. 8) Н практикум по нейропсихологии. Учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 321

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

33

ошибки в прямом ряду

ошибки в обратном ряду
4. Задания на понимание логико-грамматических конструкций
4.1. экспериментатор на рисунке просит испытуемого показать: бочку за ящиком, в ящике бочку, ящик на бочке и т.д.
4.2. экспериментатор просит испытуемого выполнить следующие действия: показать кисточку карандашом, положить ручку справа от тетради, положить карандаш в книгу, держать ручку над головой и др.
4.3. экспериментатор просит тспытуемого решить задачу: Колю ударил Петя. Кто драчун? Или: Брат отца и отец брата – это одно и то же? Солнце освещается Землёй или
Земля освещается Солнцем? И т.п.
4.4. Испытуемого просят ответить, правильно ли говорит экспериментатор: за летом осень, перед весной лето, облако под землёй, над деревом трава. Верные грамматические конструкции чередуются с неправильными.
И.: правильно я говорю?
Симптомы:
1. нарушения устной речи:
1.1. экспрессивной (разговорной):
1.1.1. автоматизированной (рядовой)
1.1.2. спонтанной
1.2. импрессивной (восприятие и понимание)
2. нарушения письменной речи:
2.1. письмо
2.2. чтение
3. симптомы нарушения устной речи:
3.1. элементарные персеверации
3.2. искажения просодики (ритмики и мелодики)
3.3. сужение речи до штампов, автоматизмов
3.4. эмболы
3.5. эхолалии
3.6.
"рубленый" характер фраз (короткие фразы)
3.7. речевая инактивность
3.8. нарушения артикуляции
3.9. смазанность, нечёткость речи
3.10. литеральные парафазии

34 3.11. вербальные парафазии
3.12. называние предмета по функциональным признакам
3.13. мнестические западения на слова
3.14. трудности звукоразличения при увеличении объёма материала
3.15. нарушения понимания логико-грамматических конструкций
3.16. поиск номинации (в семантическом поле)
3.17. аграмматизм
6.6. Исследование памятивключает: запоминание 5/6 слов (не связанных по смыс- лу) в заданном порядке за 5 предъявлений, запоминание двух групп по три слова, запоми- нание рассказа, запоминание 5/6 зрительных стимулов (фигур). В каждой пробе анализи- руется непосредственное и отсроченное (после интерференции) воспроизведение.
1. Запоминание 5/6 слов (не связанных по смыслу) в заданном порядке
И.: Я назову тебе слова, а ты постарайся их запомнить в том же порядке. Рыба, пе- чать, дрова, рука, дым, ком.
Испытуемый повторяет. При неполном воспроизведении задание повторяется до 5 раз. Затем проводится гетерогенная интерференция. Например, счёт от 1 до 10 и обратно.
Затем экспериментатор спрашивает: какие слова мы запоминали? Исптыуемый отвечает.
2.Запоминание двух групп по три слова
И.: Повтори за мной: дом, лес, кот. Испытуемый повторяет. И.: Повтори ещё слова: ночь, игла, пирог. Испытуемый повторяет. Экспериментатор спрашивает: какие слова были в первой группе? Испытуемый отвечает. Какие слова были во второй группе?
Испытуемый отвечает. Если испытуемый не может развести слова по группам, задаётся вопрос: какие вообще были слова?
При ошибочном выполнении задания, оно воспроизводится до 5 раз. После гетеро- генной интерференции испытуемого просят повторить, какие были слова в первой и во второй группах.
3. Запоминание рассказа
И.: Я расскажу тебе рассказ, а ты постарайся его запомнить.
Экспериментатор рассказывает рассказ. Испытуемый повторяет. При ошибках пере- сказа, экспериментатор повторяет рассказ ещё раз. Испытуемый снова его повторяет. При неполном пересказе, пересказе с ошибками экспериментатор задаёт наводящие вопросы.
После гетерогенной интерференции проводится отсроченное воспроизведение. И.:
Помнишь, мы запоминали с тобой рассказ? Расскажи его ещё раз.
4. Запоминание 5/6 зрительных стимулов (фигур) (смотри Приложение 3)


35
Экспериментатор показывает ребёнку лист с изображёнными на нём фигурами. Об- разец убирается. Испытуемого просят нарисовать, то, что он запомнил.
И.: Нарисуй такие же фигурки как можно более точно.
Испытуемый рисует. При неполном воспроизведении испытуемому показывают фи- гурки ещё раз.
И.: А теперь посмотри внимательно на эти фигурки, постарайся их запомнить как можно точнее и в том же порядке.
Образец убирается, испытуемый рисует то, что запомнил. При необходимости про- цедура выполняется 5 раз. Прочность хранения зрительной информации исследуется через
20-25 минут. Без дополнительного предъявления образца испытуемого просят нарисовать фигурки. И.: Помнишь, мы запоминали с тобой фигуры? Нарисуй их ещё раз.
Симптомы:
1. забывание текущих событий
2. сужение объема отсроченного воспроизведения из-за:
2.1. тормозимости следов интерференцией
2.2. угасания (слабости) следов без интерференции
2.3. нарушения избирательности в виде:
2.3.1. контаминаций
2.3.2. побочных вплетений
3. конфабуляции
4. улучшение запоминания при смысловой организации материала
5. флуктуация уровня продуктивности запоминания
6. инертное воспроизведение предшествующих стимулов при запоминании по- следующих
7. нарушение воспроизведения порядка стимулов
8. сужение объема непосредственного воспроизведения (отчетливо выражен "фактор края") при запоминании:
8.1. вербальных стимулов
8.2. зрительных стимулов
9.
Процесс заучивания не приводит к росту продуктивности запоминания:
9.1. вербальных стимулов
9.2. зрительных стимулов
10. вербальные парафазии
11. пространственные ошибки при запоминании зрительных стимулов:
11.1. координатные

36 11.2. метрические
11.3. структурно-топологические
11.4. проекционные
6.7. Исследование интеллекта.При исследовании интеллекта используются пробы на понимание смысла рассказов и сюжетных картин, исследование письма и счета (в пре- делах 10, с переходом через десяток, серийный счет /100 – 7, 30 – 1/2)
4
, решение задач, аналогий, понимание пословиц и метафор.
Ошибки:

нарушение контроля

фрагментарность анализа

равновероятная актуализация нескольких гипотез

соскальзывание на побочные ассоциации

неспособность к самостоятельному описанию сюжета

инертность

нарушение планирования при решении задач

нарушение понимания условий задачи, текста

нарушение следования плану при решении задачи

нарушение понимания переносного смысла

ситуативное обобщение
6.8. Исследование письма включает: пробы на автоматизированное письмо – соб- ственное имя, фамилия, мама и др.
5
; письмо под диктовку – букв, простых (типа «кот») и фонетически сложных слов (типа «кораблекрушение», «кораблестроение»), словосочета- ний («Мишина машина» и др.), фраз («В саду за высоким забором росли яблони» и др.).
Все задания выполнялись правой и левой рукой.
При исследовании письма учитываются следующие виды специфических оши-
бок: ошибки фонемного распознавания, ошибки языкового анализа и синтеза, смешения графически сходных букв. При этом фиксируются:
1.
Смешения букв, обозначающих
1.1. парные звонкие и глухие согласные звуки
1.2. свистящие и шипящие согласные
4
Исследование серийного счета проводится у детей, начиная с 8 лет.
5
В исследование письма включаются дети, начиная с 7 лет Исследование автоматизированного письма проводится у детей, проучившихся в школе не менее полугода.


37 1.3. аффрикаты
1.4. смешения р-л
2.
Смешения гласных
3.
Нарушения обозначения мягкости согласных
3.1. мягким знаком
3.2. гласными второго ряда
4.
Пропуски
4.1. гласных
4.2. согласных
4.3. слогов
5.
Перестановки
5.1. вставки
5.2. персеверации
5.3. антиципации букв и слогов
6.
Нарушения выделения
6.1. слова из предложения
6.2. предложения из текста
7.
Смешения графически сходных букв
8.
Зеркальные написания букв
Также учитываются следующие диагностические признаки:
1. макрография
2. микрография
3. побуквенное письмо
4. инициальное письмо
6.9. Исследование чтения включает: прочтение простых и наложенных букв; про- чтение слогов, высоко- и малочастотных слов, неверно написанных слов; прочтение рас- сказа.
При исследовании чтения учитываются следующие виды специфических ошибок
[14]:
1. ошибки угадывающего чтения
1.1. замена слов на основе их оптического сходства
1.2. замена слов на основе их смыслового сходства
2. ошибки в чтении окончаний

38
3. смешения букв, обозначающих звуки, имеющие акустико-артикуляционное
сходство
3.1 смешения букв, обозначающих гласные звуки
3.2. смешения букв, обозначающих согласные звуки, имеющие акустическое и арти- куляционное сходство
3.2.1. по звонкости-глухости
3.2.2. по твёрдости-мягкости
3.2.3. аффрикаты
3.2.4. аффрикаты и их компоненты
3.2.5. свистящие-шипящие
4. перестановки букв и слогов
5. пропуски и добавления букв (обозначающих как гласные, так и согласные
звуки)
6. неправильная постановка ударения
7. аграмматизмы
7.1. изменение числа и падежных окончаний существительных
7.2. неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и прилага- тельного
7.3. неправильное употребление окончаний существительных в сочетаниях с числи- тельными
7.4. изменение числа местоимений
7.5. изменение числа, вида, времени глаголов
7.6. изменение рода глаголов прошедшего времени
7.7. пропуски, смешения предлогов и союзов
7.8. нарушения структуры предложения
7.8.1. пропуски слов
7.8.2. добавления слов
7.8.3. перестановки слов
8. смешение оптически сходных букв
9. чтение отдельных слов / всей строки в направлении справа налево
10. повторы букв, слогов и слов
Также при исследовании чтения учитываются следующие диагностические
признаки:
1. угадывающее чтение


39 2. полное отсутствие чтения
3. дезавтоматизированное чтение
4. игнорирование левой части страницы текста
1   2   3   4

Глава 7. Методы исследования латеральной организации мозга.
7.1. Методы исследования межполушарной асимметрии.
Оценка право- /леворукости складывается из данных анамнеза, наблюдения за об- следуемым и относительно объективного исследования с помощью специальных проб.
1. Мануальная асимметрия
Опросник М. Аннетт
Какой рукой вы предпочитаете кидать предметы?
Какой рукой вы пишете?
Какой рукой вы рисуете?
Какой рукой вы играете в теннис?
В какой руке держите ножницы?
Какой рукой причесываетесь?
Какой рукой бреетесь (красите губы)?
В какой руке держите зубную щетку?
В какой руке держите нож во время еды или при затачивании карандаша?
В какой руке держите ложку во время еды?
В какой руке держите молоток для забивания гвоздей?
В какой руке держите отвертку?
Луриевские пробы
1. Переплетение пальцев.
2. Поза «Наполеона».
3. Руки за спиной.
4. Аплодирование.
5. Кулак на кулак.
6. Нога на ногу.

40
2. Зрительная асимметрия: 1. Ведущий глаз (пробы "карта с дыркой", "вертикаль").
2. Прицеливание ("калейдоскоп", "подзорная труба").
3. Слухоречевая асимметрия: 1.Ведущее ухо (проба "часы"). 2. Дихотическое про- слушивание.
7.2. Методы исследования межполушарного взаимодействия.
1. Поочерёдное письмо правой и левой рукой (и сравнительная оценка полученных результатов).
2. Поочерёдное рисование (самостоятельный рисунок и копирование) правой и левой рукой (и сравнительная оценка полученных результатов).
3. Проба не реципрокную координацию.
4. Проба на перенос поз руки по кинестетическому образцу - сначала позы перено- сятся с левой руки на правую, а потом - с правой на левую. (Испытуемый одномоментно воспринимает тактильный образ позы на одной руке и с опорой на этот образ выполняет движение другой рукой.)
5. метод дихотического прослушивания (предложен D. Kimura) - основан на одно- временном предъявлении различных звуковых стимулов в правое и левое ухо. С помощью этого метода установлено, что для подавляющего большинства праворуких при предъяв- лении речевых стимулов характерен «эффект правого уха» (больший объем и точность воспроизведения стимулов, воспринимаемых правым ухом), свидетельствующий о пре- имущественной роли левого полушария в обеспечении речевых функций, а также «эффект левого уха» при предъявлении неречевых стимулов, указывающий на преимущественное отношение правого полушария к их восприятию. У леворуких и амбидекстров межполу- шарные различия в слуховом восприятии выражены в меньшей степени, чем у правшей, и нередко (в 50% случаев) носят против. характер. Метод дихотического прослушивания используется для изучения функциональной специфичности полушарий в деятельности мозга не только у взрослых, но и у детей.