Файл: Практикум по нейропсихологии Москва 2014 2 ббк 88. 75я73 п 44 удк 612. 821 (075. 8) Н практикум по нейропсихологии. Учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 323

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
в гностической сфере – нарушения зрительного и зритель-

49 но-пространственного гнозиса, умеренные нарушения тактильного гнозиса: 1. нарушение узнавания предметных изображений в сенсибилизированных условиях (перечеркнутые, наложенные и незавершённые изображения); 2. ошибки восприятия пространственных признаков зрительных стимулов (и ошибки отображения этих признаков при копирова- нии) – структурно-топологические, метрические, координатные, проекционные; 3. нару- шение тактильного гнозиса (S>D 2-1 б.); в речевой сфере: 1.трудности построения раз- вёрнутого речевого высказывания; 2. нарушения понимания логико-грамматических кон- струкций (2,5-3б.); 3. вербальные парафазии при назывании и в спонтанной речи; 4. нару- шения автоматизированной речи (месяцы); 5. инертность при назывании предметных изображений; в мнестической сфере – выраженные нарушения слухо-речевой памяти; умеренные нарушения зрительной памяти: 1. снижение продуктивности запоминания; 2. повышенная тормозимость следов; 3. нарушение воспроизведения порядка стимулов; 4. инертность при запоминании; 5. семантические замены при запоминании вербального ма- териала; 6. смысловая организация материала не улучшает запоминание; нарушение изби- рательности при запоминании вербального материала (контаминации, конфабуляторные включения); 7. пространственные ошибки при запоминании зрительных стимулов: коор- динатные, метрические; в интеллектуальной сфере: 1. трудности понимания смысла рассказа; 2. трудности понимания сюжетных картин; 3. нарушения счётных операций (при переходе через десяток); замедленность (дезавтоматизированность) счёта; 4. снижение уровня обобщения; 5. множественные ошибки при письме: пропуск букв (гласных, со- гласных), замена гласных, литеральные оптические параграфии, трудности написания слов со стечением согласных, пропуск слов при написании фраз под диктовку; 6. чтение послогово-слитное, малоинтонированное; ошибки при чтении: угадывающее чтение, ли- теральные замены, неправильное чтение окончаний. Т.о., и в отдаленном периоде ЧМТ в нейропсихологическом статусе ребенка выявляются выраженные двигательные, гностиче- ские, мнестические, речевые и интеллектуальные нарушения.


50
Приложение 1. Протокол нейропсихологического обследования.
Дата
Локоть/ ФИО
Пальцы/ Возраст
Глаз/
Ухо/
Рука/
ПП
D
S
ЛП D S
Тойбер/
Ферстер
D 1 2 3 4 5 6 7 8 9
S 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Перенос П
D→S
S→D
Хэд
РК
1)
2)
3)
4)
ДП D S
Ритмы
Оценка
Воспроизведение со слуха
Воспроизведение по инструкции D S

51
Реалистические
черенок абажур циферблат гребешок горлышко носик дужка педаль язык ручка
Перечеркнутые
Наложенные
Ведро клещи лампа
Весы чайник сабля
Ножницы булавка очки
Лейка ключ якорь
Окно
Прорубь

52
Память
Зрительная
1) I 1) II 100-7=
2) I 2) II
3) I 3) II
4) I 4) II
5) I 5) II дни недели/ месяцы/
←/ ←/
* I? II?
1 2
3 4
5 6
31-15= 7х8= 4х9= 6х8= 9х7= 7х5=
8+7= 12-7= 4+3= 8–5=
30–1/2=
*
Письмо D S Перешифровка
Логико-грамматические конструкции
Стол/куб D S Забор D S
Поведение в обследовании

53
Приложение 2. Образцы для копирования (исследование зрительно-
пространственного восприятия).
Рис. 1. Образец куба
Рис. 2. Фигура Рея

54
Рис. 3. Фигура Остеррайха
Рис. 4. Дом, дерево, забор.

55
Приложение 3. Стимулы для исследования зрительной памяти.

56
Приложение 4. Анкета для родителей (предварительный сбор анамнеза).
Опрос по изучению развития ребенка
Дата заполнения
ФИО ребенка
Дата рождения
Школа (детский сад)
Класс
Округ (район)
При заполнении анкеты, пожалуйста, внимательно прочитайте каждый из предложенных вопросов и
подчеркните (при заполнении в электронном виде – можно выделить жирным шрифтом) нужный
вариант, или же впишите недостающие сведения.
Родители
Возраст родителей на момент рождения ребенка: отец мать
Состав семьи (люди, проживающие в одной квартире): бабушка, дедушка, мама сын дочь
Имел ли место распад семьи: да нет сколько лет было ребенку на момент развода сколько лет было ребенку, когда появился отчим, мачеха
Наличие хронических заболеваний у родителей
мать отец
Нервно-психические заболевания в семье (впишите, у кого именно)
госпитализации в психиатрические учреждения ( ), алкоголизм ( ), судороги
( ), умственная отсталость ( ), родственники с очень тяжелым характером ( ), родственники, которым очень трудно давалась учеба в школе ( ), другое
Ребенок
От какой по счету беременности/родов появился ребенок
Протекание беременности:
Физическое состояние матери (впишите сроки) повышение давления ( ), судороги с указанием причины ( ), обмороки ( ), другое
Были физические травмы: да – нет – какие именно
Роды:
Место родов: мать рожала вроддоме - дома – другое
Мать рожала: одна – вместе с мужем
Роды: на сроке ______ недель; «штурмовые» (1-2 часа от начала схваток) – затяжные (больше суток от начала схваток)
Родовспоможение: уколы – кислород – стимуляция – наркоз – выдавливание – наложение щипцов – вакуум – кесарево сечение – другие виды помощи


57
Период новорожденности:
Вес при рождении , балл по шкале Апгар , цвет кожных покровов (нормальный – красный – белый – синий)
Ребенок закричал сразу – не дышал первое время – его хлопали – опускали в ванночку – делали уколы
– на коже лица и/или головы была опухоль или кровоподтек
Врачи говорили о родовой травме – асфиксии – слабости ребенка – гидроцефалии - энцефалопатии
Приложен к груди на день
Грудное вскармливание с_____ месяцев до _____ месяцев
Искусственное вскармливание с_____ месяцев до _____ месяцев
Врожденные пороки: вывих бедра – парез (слабость ручки, ножки) – порок сердца – косоглазие
Особенности развития в раннем возрасте:
Психические особенности ребенка до года
Чрезмерное беспокойство – постоянно кричал – вялый, заторможенный
Режим «сон – бодрствование»: установился быстро – долго не мог установиться
Тонус мышц тела: гипотонус – гипертонус – асимметрия тонуса – повышенный/пониженный тонус конечностей
Моторное развитие:
Держит голову с ___мес.
Переворачивается со спины на живот с ____ мес., с живота на спину с ____ мес.
Сел с опорой в ____ мес., самостоятельно в ____ мес.
Ползает с ____ мес.
Пошел в ____ мес.
Задержка моторного развития: была – не было
В настоящий момент: движения ловкие – неловкие, есть тики или лишние, навязчивые движения
Речевое развитие
Отдельные слова до одного года – после года, короткие фразы до полутора лет – до двух лет – после двух с половиной лет
Задержка речевого развития: была – не было
Особенности речи в детстве: нормальная– заикание – картавость – шепелявость – косноязычие – за- пинки (до____лет)
Сейчас сохраняются следующие нарушения речи:
Состояние здоровья в раннем возрасте (в скобках указывайте возраст)
До года (впишите сроки)
Энцефалопатия ( ) – гидроцефалия ( ) - грипп ( ) – простуды (ОРЗ) 9 м
( ) – ангина ( ) – воспаление среднего уха (отит) ( ) – воспаление легких ( ) – диспепсия ( ) – ложный круп ( ) – травмы головы ( ) – судороги, на фоне температуры ( ) – судороги, без температуры
( ) - другое

58
Имели место: госпитализация – реанимация – операция
После года (впишите сроки)
Рахит ( ) – диатез ( ) - простуды ( частые ) – воспаление легких ( ) - воспаление среднего уха
(отит) ( ) – дизентерия ( ) – гастрит ( ) – язва ( ) – воспаление желчного пузыря (холецистит) ( ) –
воспаление мочевого пузыря (цистит) ( ) – воспаление почек ( ) – другое
Инфекционные заболевания: корь ( ) – краснуха ( ) – скарлатина ( )– свинка ( ) – ветряная оспа
( ) – хронический тонзиллит ( ) – желтуха ( ) - другие
Общий наркоз (в связи с чем):
Состоял на учете у врача (какого):
Где воспитывался ребенок:
До 3 лет: семья – семья и няня – детский сад на неполный день (с лет) – ясли – детский дом
После 3 лет: семья – семья и няня – детский сад на неполный день (с лет), детский сад на полный день (с лет), детский дом.
Воспитывался ли ребенок какое-то время у др. родственников (бабушка, дедушка, другие ): да (ко- гда ) нет
Общее состояние ребенка в настоящий момент:
Сон: засыпает быстро – засыпает не сразу – сон крепкий – сон очень чуткий, беспокойный – страш- ные сны – ходит во сне – говорит во сне – просыпается легко – просыпается с трудом – нуждается в дневном сне,
Аппетит: нормальный – повышенный – пониженный – избирательный – может есть несовместимые продукты – пытается есть несъедобное
Настроение: преобладает хорошее - преобладает пониженное – настроение ровное, устойчивое – настроение неустойчивое, легко меняется от незначительных причин – настроение меняется без видимых причин
Ребенок часто жалуется на:
Имеются ли нарушения слуха – нет - да – какие именно (опишите или укажите диагноз)
Проводились ли специальные исследования? Какие?
Имеются ли нарушения зрения – нет - да – какие именно (опишите или укажите диагноз)
Проводились ли специальные исследования? Какие?
Имеются ли другие особенности развития – нет - да – какие именно (опишите или укажите диагноз)
Медикаментозное лечение
Принимал ли ребенок какие-то медикаменты в связи с вышеописанными состояниями здоровья или диагнозами – да - нет
Укажите, пожалуйста, препараты, которые принимал ребенок, дозировку, продолжительность приема и для лечения какого состояния был назначен препарат.


59
Укажите, пожалуйста, препараты, которые ребенок принимает в настоящий момент, дозировку, про- должительность приема и для лечения какого состояния был назначен препарат.
Наблюдается ли у какого-либо специалиста в данный момент (у какого)?
Имеет ли ребенок инвалидность: да нет
Школа/детский сад
Тип класса/группы
Академическая успеваемость (итоговые оценки по основным предметам): русский язык , математика
, литература (чтение)
Дополнительные занятия у ребенка
Способности и таланты
Отношения с учителями
Отношения со сверстниками
Любимые занятия
У ребенка присутствует
-невнимательность – трудности с письмом – трудности с чтением – утомляемость – медлительность – гиперактивность – неусидчивость – трудности концентрации внимания – равнодушие к плохим оценкам – отсутствие желания учиться – рассеянность – плохая память – другие сложности
Коррекционное обучение
Что нравится/не нравится в школе-учителе-программе обучения, что хотелось бы получить от образо- вательного учреждения
Ваш ребенок: правша – левша – обеими руками владеет в одинаковой степени.
Есть ли среди родственников левши? Кто?

60
Литература
Основная литература
1. Балашова Е. Ю., Ковязина М. С. Нейропсихологическая диагностика в вопросах и от- ветах. – М.: Генезис, 2012.
2. Бизюк А. П. Компендиум методов нейропсихологического исследования. Методиче- ское пособие. - СПб.: Речь, 2005.
3. Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства.
Соч. в 6-ти томах. Т.5. – М.: Педагогика, 1984. С. 257-321.
4. Глозман Ж. М. Количественная оценка данных нейропсихологического обследования.
– М.: Центр лечебной педагогики, 1999.
5. Доброхотова Т. А., Брагина Н. Н., Зайцев О. С. и др. Односторонняя пространственная агнозия. - М.: Книга, лтд, 1996.
6. Лурия А. Р. Восстановление функций мозга после военной травмы. - М.: Изд-во АМН
СССР, 1948.
7. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека.– М.: Академический Проект, 2000.
8. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведе- ний. – М.: Академия, 2002.
9. Максименко М. Ю., Ковязина М. С. Пособие для практических занятий по нейропси- хологической диагностике. – М.: Теревинф, 1998.
10. Методы нейропсихологической диагностики. Хрестоматия. Под ред. Е. Ю. Балашовой,
М. С. Ковязиной. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2009.
11. Нейропсихологическая диагностика: в 2-х ч. / Под ред. Е. Д. Хомской. - М.: Изд-во
Моск. ун-та, 1994.
12. Нейропсихологическая диагностика. Классические стимульные материалы. – 3-е изд. –
М.: Генезис, 2012.
13. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школь- ников. приложения: протоколы обследования / Под ред. Т. В. Ахутиной, О. Б. Иншако- вой. - М.: В. Секачев, 2008.
14. Русецкая М. Н. Нарушения чтения у младших школьников. - СПб.: КАРО, 2007.
15. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: учебное пособие для высших учебных заведений – М.: Академия, 2002.
16. Хомская Е. Д. А.Р Лурия - основоположник нейропсихологии в СССР. // А.Р. Лурия и современная психология (сб. статей памяти А.Р. Лурия). / Под ред. Хомской Е.Д.,
Цветковой Л.С., Зейгарник Б.В. – М.: 1982.


61 17. Хомская Е. Д Нейропсихология. – СПб.: Питер, 2010.
18. Цветкова Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей. – М.: РПА, 1998.
19. Челышева М.В. Особенности нейропсихологических синдромов у детей с локальными поражениями головного мозга в разные возрастные периоды. Канд. дис. – М.: 2005.
20. Яблокова Л.В. Нейропсихологическая диагностика развития высших психических функций у младших школьников. Разработка критериев оценки. Канд. дис. – М.: 1998.
Дополнительная литература
1. Ахутина Т.В. Пылаева Н.М. Диагностика развития зрительно-вербальных функций.
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений – М.: Академия, 2003.
2. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. – СПб.: Питер, 2008.
3. Визель Т. Г. Нейропсихологическое блиц-обследование. - М.: В. Секачев, 2005.
4. Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста: учебное пособие для студентов высших учебных заведений – М.: Академия, 2009.
5. Микадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие – СПб : Питер,
2008.
6. Полонская Н. Н. Нейропсихологическая диагностика детей младшего школьного воз- раста. – М.: Академия, 2007.
7. Практическая нейропсихология: помощь неуспевающим школьникам / Под ред. Ж. М.
Глозман. – М.: Эксмо, 2010.
8. Семенович А. В. В лабиринтах развивающегося мозга. Шифры и коды нейропсихоло- гии. – М.: Генезис, 2010.
9. Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. – М.: Изд-во
МГУ, 1985.
10. Хомская Е.Д. Проблема факторов в нейропсихологии. //Хрестоматия по нейропсихо- логии. // Под ред. Е.Д. Хомской. – М.: 1999.
11. Цыганок А.А., Ковязина М.С. О специфике нейропсихологической диагностики детей.
// Особый ребенок: исследования и опыт помощи. Вып.1. – М.: Теревинф, 1998.