ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 241
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема II. Функциональный аспект звуков языка:
понятие фонемы
1. Звук и фонема
ОЛ: Реформатский: 207-210 (211-220); 376-378
Кодухов: 132 (145, 152-155); 156-157 (180-182)
УМК: 158-161
ДЛ: Маслов: 51-53, 61-63
Головин: 32-37
Основные термины: фонетическая транскрипция, звук, фонология, Петербургская (Ленинградская) фонологическая школа (ПФШ/ЛФШ), Московская фонологическая школа (МФШ) (= 5). |
Задание 1. Дайте транскрипцию следующего текста в соответствии со школьными требованиями: Отговорила роща золотая березовым веселым языком.
Какие гласные звуки в словах этой фразы мы произносим не так, как они записаны в этом варианте транскрипции? Что произносится на самом деле?
2. Функции фонемы
ОЛ: Реформатский: 29 (35-36)
Кодухов: 132-133 (146-147)
Маслов: 50-51
УМК: 161
Основные термины: фонема, перцептивная функция, сигнификативная функция (= 3). |
3. Фонема и аллофоны; позиции фонемы
ОЛ: Кодухов: 134-136 (148-150)
УМК: 162-163, 177-178
ДЛ: Реформатский: 215-217 (217-220)
Маслов: 69-71
Задание 2. Сильная и слабая позиция фонемы.
В следующих словах, ориентируясь на транскрипцию, найдите по 2-3 фонемы а) в сильной позиции, б) в слабой позиции: город[г˚óрът] – городки[гърΛтк’´и]; рога [рΛгá] – рог [р˚óк].
Задание 3. Аллофоны
Приведите примеры слов, в которых русская фонема <а> выступает в виде следующих аллофонов
[a] ____________________?
[Λ] или [α] ____________________?
[ъ] ____________________?
[•а] ____________________?
[•а•] ____________________?
[а•] ____________________?
[и] ____________________?
[ь] …………………………?
Примечание: диакритики “точка над буквой” слева отражает позицию ударного [а] после мягкого согласного, “точка над буквой” справа отражает позицию ударного [а] перед мягким согласным, “две точки” – между
мягкими согласными.
Задание 4. Различие точек зрения Петербургской и Московской фонологических школ на фонемный состав слова.
Какие фонемы в конце слов лёд, лез, рожь
– с точки зрения ПФШ,
– с точки зрения МФШ?
Приведите систему доказательств одной и другой фонологической школы.
ЗАПОМНИТЕ!
-
ПФШ всегда исходит из реального звучания слова .
-
МФШ 1) не признает самостоятельности фонемы <ы>; 2) фонему в слабой позиции проверяет сильной позицией: например, в слове «доход»на конце фонема <д>, потому что в сильной позиции произносится и слышится именно [д]. Сильная позиция для согласных – это позиция перед гласными и сонорными; если сомнительная фонема находится в абсолютном конце слова, то для получения ответа необходимо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы после согласной следовала гласная (дохоД-а, дохоД-ыи т.п.) или сонорная согласная (дохоД-ный). Ср. слово «портрет», где на конце фонема <т>, проверяемая сильной позицией: портреТ-а, портреТ-ы, портреТ-ный и т.п.
4. Система фонем
ОЛ: Реформатский: 217-222 (220-227)
Кодухов: 136-138 (150-152); 110-111 (120-121)
УМК: 166-168
Маслов: 64-65
Основные термины: дифференциальные признаки фонемы, интегральные признаки фонемы, система фонем, вокализм, консонантизм (= 5). |
Задание 5. Система фонем: вокализм и консонантизм
Заполнив пустые графы таблицы, установите основные признаки, по которым различаются гласные и согласные как два типа звуков.
Признаки | Тип фонем | ||
гласные | согласные | ||
Акустический | | | |
Артикуляци-онный | cпособ образования | | |
фокус образования | | | |
Функциональный | | |
Задания для самостоятельной аудиторной работы по I – II темам
1. Опишите артикуляцию каждого звука в одном из предложенных далее слов, обязательно отметив артикуляционный переход от первого звука ко второму и вызванные им возможные фонетические изменения.
Слова для анализа: до, ре, фа, ля, си, ам, ну, ой, ах, ил, га, ар, ом, то, те, ты, я.
Образец: ми
Согласный [м] артикулируется следующим образом: голосовые связки напрягаются и вибрируют, губы смыкаются, средняя часть языка приподнята к нёбу для произнесения мягкого согласного, нёбная занавеска опускается для произнесения носового звука.
В фазе рекурсии происходит переход к следующему звуку – гласному [и].
При артикуляции гласного [и] голосовые связки и средняя часть языка остаются в том же положении, губы размыкаются, нёбная занавеска поднимается, закрывая проход воздуха в носовую полость, но в результате наложения рекурсии носового [м] на экскурсию [и] гласный приобретает носовой призвук. Выдержка достаточно длительная (звук ударный).
2. Сравните количественный и качественный состав звуков и фонем в одном из следующих слов: рус. раз, сыр, лёд, льёт, хит, ход, кит, жир, град, сбыт, сбит, сжать; англ. noon, no; нем. nein, ihm.
Образец: сшить
фонетическая транскрипция [ш:ыт’] = 3 звука
фонематическая транскрипция
ПФШ /шшыт’/ = 4 фонемы
МФШ <сшит’> = 4 фонемы, но состав фонем разный (ср. с-уметь, с-лить).
Комментарий: 1-й долгий согласный звук [ш:] соответствует двум фонемам, т.к. в нем сливается фонема, соответствующая приставке, и начальная фонема корня.
Тема III. Вокализм: классификация гласных
и их изменение в речевом потоке
1. Система гласных
ОЛ: Реформатский: 177-187 (181-190)
Кодухов: 136-138 (150-152), 110-111 (120-121)
УМК: 166-168
Маслов: 97-99
Основные термины: подъем, ряд, лабиализация (огубленность), долгота/краткость, назальность, дифтонг (при составлении карточек используйте ОС, блок V-Фон) (= 6). |
Задание 1. «Квадрат» и «треугольник» гласных
Заполните схему «квадрат гласных» для русского языка:
Подъем | Ряд | ||
передний | средний | задний | |
Верхний | | | |
Средний | | | |
Нижний | | | |
•Трансформируйте эту (заполненную) схему в «треугольник гласных»:
Задание 2. Состав гласных русского языка (проблема фонем Ы и И)
Заполните таблицу примерами слов и сделайте вывод о фонемном статусе [ы] в русском языке.
Позиции | Звуки | |||
а | о | и | ы | |
Абсолютное начало слова | | | | |
После твердых согласных | | | | |
После мягких согласных | | | | |
•Точка зрения какой фонологической школы обосновывается таким рассуждением?
Задание 3. Признаки гласных фонем разных языков
Отметьте в таблице наличие дифференциальных (ДП) и интегральных (ИП) признаков гласных четырех языков
Язык | Коли-чество гласных | Признаки гласных звуков | Диф-тонги | ||||
ряд | подъем | лабиа-лизация | назали-зация | долгота/ краткость | |||
Русский | | | | | | | |
Английский | | | | | | | |
Немецкий | | | | | | | |
Французский | | | | | | | |
2. Фонетические изменения гласных в потоке речи
ОЛ: Реформатский: 193-198; (196-201); (226, 271 – сингармонизм)
Кодухов: 127-129 (сингармонизм) (140-142)
УМК: 178-179, 181, 182-183
Маслов: 146 (аккомодация)
Основные термины: позиционные изменения, комбинаторные изменения, редукция, количественная редукция, качественная редукция, сильная редукция, слабая редукция, аккомодация, заднерядная аккомодация гласных, переднерядная аккомодация гласных, сингармонизм (гармония гласных) (= 11). |
Задание 4. Редукция гласных.
Используя таблицу редукции гласных (табл. II «Качественная редукция», c. 12) запишите в транскрипции следующие слова: коробок, коробка, короб, орехи, за окном; осень, весна, перепёлка, пéрепел.
Задание 5. Переднерядная и заднерядная аккомодация гласных.
Обращаясь за справками к таблице II, затранскрибируйте слова глядеть, мяукать, мясорубка, синяя, жена, цеховой, житьё, цемент, цирковой, шиковать, целовать, шептать, шипеть, шестьдесят, желанный.
Таблица II
Качественная редукция (сильная и слабая редукция; редукция, осложненная аккомодацией*)
Слабая позиция гласного | Позиции в слове | Фонемы | Примеры | Фонетический процесс | | |||
<о> | <а> | <э> | ||||||
Безударный гласный в комбинаторно сильной позиции | а) абсолютное начало слова | [Λ] (вариантный знак – [α]) | [и] | оборот [ΛбΛр˚óт] апатит [ΛпΛт’´ит] седьмой [с’ид’м˚õj] зеркало [з’´эркълΛ] вата [вáтΛ]˚ горе [г˚óр’и] | Слабая редукция | Зона редукции | ||
б) 1-ый предударный слог | ||||||||
в) абсолютный конец слова (полный стиль произношения, «´икающая» норма) | ||||||||
а) 2-3-й предударный слоги | [ъ] | [ь] | карандаши [къръндΛш´ы] косоворотка [късъвΛр˚óткъ] перебежать [п’ьр’ьб’ижáт’] город [г˚óрът] осень [óс’ьн’] горе [г˚óр’ь] вата [вáтъ] | Сильная редукция | ||||
б) заударные слоги | ||||||||
в) абсолютный конец слова (неполный стиль произношения – разговорный) | ||||||||
Безударный гласный в комбинаторно слабой позиции | а после мягкого согласного и между мягкими согласными (орфографическое Я) | | [’и] | | лягушка [л’игýшкΛ/ъ] мятеж [м’ит’´эш] | Слабая редукция + переднерядная аккомодация (см. табл. 2) | Зона редукции и аккомодации по ряду | |
[’ь] | | лягушонок [л’ьгуш˚óн˜ък] мятежа [м’ьт’ижá] | Сильная редукция + переднерядная аккомодация | |||||
э в абсолютном начале слова и после твердого согласного | | | [ы] | этаж [ытáш] жестянка [жыс’т’∙áнкΛ/ъ] | Слабая редукция + заднерядная аккомодация | |||
[ъ] | жестяной [жъс’т’ин˚õj] | Сильная редукция + заднерядная аккомодация |