Файл: основы науки о языке.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 241

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Тема II. Функциональный аспект звуков языка:

понятие фонемы
1. Звук и фонема
ОЛ: Реформатский: 207-210 (211-220); 376-378

Кодухов: 132 (145, 152-155); 156-157 (180-182)

УМК: 158-161

ДЛ: Маслов: 51-53, 61-63

Головин: 32-37


Основные термины: фонетическая транскрипция, звук, фонология, Петербургская (Ленинградская) фонологическая школа (ПФШ/ЛФШ), Московская фонологическая школа (МФШ) (= 5).


Задание 1. Дайте транскрипцию следующего текста в соответствии со школьными требованиями: Отговорила роща золотая березовым веселым языком.

Какие гласные звуки в словах этой фразы мы произносим не так, как они записаны в этом варианте транскрипции? Что произносится на самом деле?
2. Функции фонемы
ОЛ: Реформатский: 29 (35-36)

Кодухов: 132-133 (146-147)

Маслов: 50-51

УМК: 161


Основные термины: фонема, перцептивная функция, сигнификативная функция (= 3).


3. Фонема и аллофоны; позиции фонемы
ОЛ: Кодухов: 134-136 (148-150)

УМК: 162-163, 177-178

ДЛ: Реформатский: 215-217 (217-220)

Маслов: 69-71
Задание 2. Сильная и слабая позиция фонемы.

В следующих словах, ориентируясь на транскрипцию, найдите по 2-3 фонемы а) в сильной позиции, б) в слабой позиции: город[г˚óрът]городки[гърΛтк’´и]; рога [рΛгá] – рог [р˚óк].
Задание 3. Аллофоны

Приведите примеры слов, в которых русская фонема <а> выступает в виде следующих аллофонов
[a] ____________________?

[Λ] или [α] ____________________?

[ъ] ____________________?

[а] ____________________?

[•а•] ____________________?

[а•] ____________________?

[и] ____________________?

[ь] …………………………?
Примечание: диакритики “точка над буквой” слева отражает позицию ударного [а] после мягкого согласного, “точка над буквой” справа отражает позицию ударного [а] перед мягким согласным, “две точки” – между
мягкими согласными.
Задание 4. Различие точек зрения Петербургской и Московской фонологических школ на фонемный состав слова.
Какие фонемы в конце слов лёд, лез, рожь

– с точки зрения ПФШ,


– с точки зрения МФШ?


Приведите систему доказательств одной и другой фонологической школы.
ЗАПОМНИТЕ!


  • ПФШ всегда исходит из реального звучания слова .




  • МФШ 1) не признает самостоятельности фонемы <ы>; 2) фонему в слабой позиции проверяет сильной позицией: например, в слове «доход»на конце фонема <д>, потому что в сильной позиции произносится и слышится именно [д]. Сильная позиция для согласных – это позиция перед гласными и сонорными; если сомнительная фонема находится в абсолютном конце слова, то для получения ответа необходимо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы после согласной следовала гласная (дохоД-а, дохоД-ыи т.п.) или сонорная согласная (дохоД-ный). Ср. слово «портрет», где на конце фонема <т>, проверяемая сильной позицией: портреТ-а, портреТ-ы, портреТ-ный и т.п.


4. Система фонем
ОЛ: Реформатский: 217-222 (220-227)

Кодухов: 136-138 (150-152); 110-111 (120-121)

УМК: 166-168

Маслов: 64-65


Основные термины: дифференциальные признаки фонемы, интегральные признаки фонемы, система фонем, вокализм, консонантизм (= 5).



Задание 5. Система фонем: вокализм и консонантизм
Заполнив пустые графы таблицы, установите основные признаки, по которым различаются гласные и согласные как два типа звуков.

Признаки

Тип фонем

гласные

согласные


Акустический









Артикуляци-онный

cпособ образования








фокус

образования








Функциональный













Задания для самостоятельной аудиторной работы по I – II темам
1. Опишите артикуляцию каждого звука в одном из предложенных далее слов, обязательно отметив артикуляционный переход от первого звука ко второму и вызванные им возможные фонетические изменения.

Слова для анализа: до, ре, фа, ля, си, ам, ну, ой, ах, ил, га, ар, ом, то, те, ты, я.
Образец: ми

Согласный [м] артикулируется следующим образом: голосовые связки напрягаются и вибрируют, губы смыкаются, средняя часть языка приподнята к нёбу для произнесения мягкого согласного, нёбная занавеска опускается для произнесения носового звука.

В фазе рекурсии происходит переход к следующему звуку – гласному [и].

При артикуляции гласного [и] голосовые связки и средняя часть языка остаются в том же положении, губы размыкаются, нёбная занавеска поднимается, закрывая проход воздуха в носовую полость, но в результате наложения рекурсии носового [м] на экскурсию [и] гласный приобретает носовой призвук. Выдержка достаточно длительная (звук ударный).
2. Сравните количественный и качественный состав звуков и фонем в одном из следующих слов: рус. раз, сыр, лёд, льёт, хит, ход, кит, жир, град, сбыт, сбит, сжать; англ. noon, no; нем. nein, ihm.

Образец: сшить

фонетическая транскрипция [ш:ыт’] = 3 звука

фонематическая транскрипция

ПФШ /шшыт’/ = 4 фонемы

МФШ <сшит’> = 4 фонемы, но состав фонем разный (ср. с-уметь, с-лить).

Комментарий: 1-й долгий согласный звук [ш:] соответствует двум фонемам, т.к. в нем сливается фонема, соответствующая приставке, и начальная фонема корня.

Тема III. Вокализм: классификация гласных

и их изменение в речевом потоке
1. Система гласных
ОЛ: Реформатский: 177-187 (181-190)

Кодухов: 136-138 (150-152), 110-111 (120-121)

УМК: 166-168

Маслов: 97-99

Основные термины: подъем, ряд, лабиализация (огубленность), долгота/краткость, назальность, дифтонг (при составлении карточек используйте ОС, блок V-Фон) (= 6).


Задание 1. «Квадрат» и «треугольник» гласных
Заполните схему «квадрат гласных» для русского языка:


Подъем

Ряд

передний

средний

задний

Верхний










Средний










Нижний












Трансформируйте эту (заполненную) схему в «треугольник гласных»:

Задание 2. Состав гласных русского языка (проблема фонем Ы и И)
Заполните таблицу примерами слов и сделайте вывод о фонемном статусе [ы] в русском языке.


Позиции

Звуки

а

о

и

ы

Абсолютное начало слова













После твердых согласных













После мягких согласных














Точка зрения какой фонологической школы обосновывается таким рассуждением?
Задание 3. Признаки гласных фонем разных языков
Отметьте в таблице наличие дифференциальных (ДП) и интегральных (ИП) признаков гласных четырех языков



Язык

Коли-чество гласных

Признаки гласных звуков

Диф-тонги

ряд

подъем

лабиа-лизация

назали-зация

долгота/

краткость

Русский






















Английский






















Немецкий






















Французский
























2. Фонетические изменения гласных в потоке речи
ОЛ: Реформатский: 193-198; (196-201); (226, 271 – сингармонизм)

Кодухов: 127-129 (сингармонизм) (140-142)

УМК: 178-179, 181, 182-183

Маслов: 146 (аккомодация)


Основные термины: позиционные изменения, комбинаторные изменения, редукция, количественная редукция, качественная редукция, сильная редукция, слабая редукция, аккомодация, заднерядная аккомодация гласных, переднерядная аккомодация гласных, сингармонизм (гармония гласных) (= 11).


Задание 4. Редукция гласных.
Используя таблицу редукции гласных (табл. II «Качественная редукция», c. 12) запишите в транскрипции следующие слова: коробок, коробка, короб, орехи, за окном; осень, весна, перепёлка, пéрепел.

Задание 5. Переднерядная и заднерядная аккомодация гласных.
Обращаясь за справками к таблице II, затранскрибируйте слова глядеть, мяукать, мясорубка, синяя, жена, цеховой, житьё, цемент, цирковой, шиковать, целовать, шептать, шипеть, шестьдесят, желанный.


Таблица II

Качественная редукция (сильная и слабая редукция; редукция, осложненная аккомодацией*)

Слабая позиция гласного


Позиции в слове

Фонемы


Примеры

Фонетический

процесс




<о>

<а>

<э>

Безударный гласный

в комбинаторно

сильной позиции

а) абсолютное начало слова



[Λ]

(вариантный знак – [α])




[и]

оборот [ΛбΛр˚óт]

апатит [ΛпΛт’´ит]

седьмой [с’ид’м˚õj]

зеркало [з’´эркълΛ]

вата [вáтΛ]˚

горе [г˚óр’и]



Слабая редукция

Зона редукции


б) 1-ый предударный слог

в) абсолютный конец слова (полный стиль произношения, «´икающая» норма)

а) 2-3-й предударный слоги


[ъ]



[ь]



карандаши [къръндΛш´ы]

косоворотка [късъвΛр˚óткъ]

перебежать [п’ьр’ьб’ижáт’]

город [г˚óрът]

осень [óс’ьн’]

горе [г˚óр’ь]

вата [вáтъ]


Сильная редукция


б) заударные слоги

в) абсолютный конец слова (неполный стиль произношения – разговорный)

Безударный гласный

в комбинаторно

слабой позиции

а после мягкого согласного

и между мягкими согласными

(орфографическое Я)






[’и]





лягушка [л’игýшкΛ/ъ]
мятеж [м’ит’´эш]

Слабая редукция

+ переднерядная аккомодация

(см. табл. 2)

Зона редукции

и аккомодации по ряду


[’ь]




лягушонок [л’ьгуш˚óн˜ък]
мятежа [м’ьт’ижá]


Сильная редукция + переднерядная аккомодация

э в абсолютном начале слова и после твердого согласного








[ы]

этаж [ытáш]

жестянка [жыс’т’∙áнкΛ/ъ]

Слабая редукция

+ заднерядная аккомодация


[ъ]

жестяной [жъс’т’ин˚õj]

Сильная редукция + заднерядная аккомодация