Файл: основы науки о языке.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 239

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


А удиторная самостоятельная работа
Транскрибируйте слова* и дайте характеристику фонетических изменений гласных русского языка, заполняя графы следующей таблицы:


Слова

(в транскрипции)

Изменение гласных в слове

1

2

3

4

5





















































































































































































Образец выполнения задания:

[тр◦удъл’◦•уб’´ивыj]

1 2 3 4

колич. редукция

сильная качеств.

редукция

колич. редукция + передне-рядная

прогрес.

аккомода-ция

колич. редукция




Тема IV. Консонантизм: классификация согласных

и их изменения в потоке речи

1. Классификация согласных фонем
ОЛ: Реформатский: 168-177 (172-181)

УМК: 173-177

ДЛ: Баранникова: 47-53

Головин: 40-43


Основные термины: способ образования согласных, фрикативные (щелевые), смычные, взрывные, аффрикаты, боковые (латеральные), носовые (назальные), дрожащие (вибранты), место образования согласных, губно-губные, губно-зубные, переднеязычные, среднеязычные, заднеязычные, увулярные (язычковые), фарингальные (глоточные, зевные), гортанные, дорсальные, апикальные, какуминальные, двухфокусные, палатальный, палатализованные (мягкие), непалатализованные (твердые), сонорные, шумные звонкие, шумные глухие (= 27).


Задание 1. Классификация согласных по способу образования

Сопоставьте две классификации согласных по способу образования, представленные в разных вузовских учебниках по введению в языкознание:


А. А. Реформатский Б. И. Головин


фрикативные (щелевые) щелевые (фрикативные)

смычные смычные (взрывные)

взрывные смычно-щелевые

аффрикаты смычно-проходные

носовые носовые

боковые боковые

дрожащие дрожащие
Задание 2. Характеристика согласных по совокупности классификационных признаков

Заполните согласными фонемами русского и английского (немецкого, французского) языков таблицу III «Классификация согласных фонем» (стр. 15).

Чем объясняется богатство русского консонантизма по сравнению с консонантизмом английского (немецкого, французского и др.) языков?
Задание 3. Дифференциальные признаки согласных фонем

Обозначьте в таблице ДП согласных пяти языков.


Язык

Способ образования

Место образования

Участие голоса и шума

Палатали-зация

Долгота

Русский
















Английский
















Немецкий
















Французский
















Финский


















Таблица III

Классификационные признаки согласных


Акусти-ческая

характе-ристика


Способ

образо-вания

Место образования

Губные

Язычные

Заязычные

Переднеязычные

Сред-

неязы-чные

Задне-язычные

губно-губные

губно-зубные

меж-зуб-

ные

зубные

альвео-лярные

передне-небные

уву-ляр-ные

фарин-галь-ные

гор-тан-ные

тв.

м.

тв.

м.

тв.

м.

тв.

м.

тв.

м.

тв.

м.

Шумные



зв.


Щелевые



















































гл.



















































зв.


Смычные взрывные



















































гл.




















































зв.


Аффри-каты



















































гл.




















































Сонорные

Носовые



















































Боковые



















































Дрожа-щие




















































Щелевые






















































2. Фонетические изменения согласных в потоке речи
ОЛ: Реформатский: 193-198 (195; 201-210)

Кодухов: 127-128

Маслов: 46-49

УМК: 179-182, 183

ДЛ: Головин: 48-50


Основные термины: аккомодация согласных, ассимиляция (прогрессивная/регрессивная, контактная/дистантная, частичная/полная), гаплология, диссимиляция, диэреза, метатеза, оглушение в абсолютном конце слова, протеза, стяжение (в аффрикату), эпентеза (= 16).


Задание 4. Фонетические процессы в области консонантизма

Заполните таблицу, используя следующие примеры:
зуб, ров, рубка, ловко, трамвай, солнце, тростник, радиво (прост.), Глория, Виктория (ср. Gloria, Viktoria), восемь (ср. осьм, болг. осъм), я (ср. старосл. АЗЪ, нем. ich, англ. I), прост. ентот (этот), Ева (ср. англ. Eva), браться, братца (род. п. от братец), знаменосец (< знаменоносец), прост. твёрезый (трезвый), чукотск. таак (< рус. табак), нганасан. урубака (< рус. рубаха), Лаба (ср. Эльба), англ. tongs (щипцы), bags, sons (ср. maps, cats).


Тип изменения (позиционное, комбинаторное)

Фонетический процесс

Примеры

(в транскрипции)




ассимиляция








диссимиляция








диэреза








эпентеза








протеза








метатеза








стяжение

в аффрикату







гаплология





Образец:

Позиционное

оглушение шумного звонкого согласного

в абсолютном конце слова

зов [з˚оф]




Задание 5. Ассимиляция согласных
При выполнении задания пользуйтесь табл. IV «Комбинаторные изменения звуков» (стр. 18-19).



Виды

ассимиляции


Слово (запись в транскрипции)

сзади

снять

отдых

с жалостью

вспять

отчет

отцы


[ ]



[ ]



[ ]



[ ]



[ ]



[ ]



[ ]


1

регрессивная
























прогрессив-ная























2

контактная
























дистантная
























3

полная
























частичная
























4

по глухости

или звонкости























по мягкости
























по месту образования























по способу образования