ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 239
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
А удиторная самостоятельная работа
Транскрибируйте слова* и дайте характеристику фонетических изменений гласных русского языка, заполняя графы следующей таблицы:
Слова (в транскрипции) | Изменение гласных в слове | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Образец выполнения задания: [тр◦удъл’◦•уб’´ивыj] 1 2 3 4 | колич. редукция | сильная качеств. редукция | колич. редукция + передне-рядная прогрес. аккомода-ция | колич. редукция | |
Тема IV. Консонантизм: классификация согласных
и их изменения в потоке речи
1. Классификация согласных фонем
ОЛ: Реформатский: 168-177 (172-181)
УМК: 173-177
ДЛ: Баранникова: 47-53
Головин: 40-43
Основные термины: способ образования согласных, фрикативные (щелевые), смычные, взрывные, аффрикаты, боковые (латеральные), носовые (назальные), дрожащие (вибранты), место образования согласных, губно-губные, губно-зубные, переднеязычные, среднеязычные, заднеязычные, увулярные (язычковые), фарингальные (глоточные, зевные), гортанные, дорсальные, апикальные, какуминальные, двухфокусные, палатальный, палатализованные (мягкие), непалатализованные (твердые), сонорные, шумные звонкие, шумные глухие (= 27). |
Задание 1. Классификация согласных по способу образования
Сопоставьте две классификации согласных по способу образования, представленные в разных вузовских учебниках по введению в языкознание:
А. А. Реформатский Б. И. Головин
фрикативные (щелевые) щелевые (фрикативные)
смычные смычные (взрывные)
взрывные смычно-щелевые
аффрикаты смычно-проходные
носовые носовые
боковые боковые
дрожащие дрожащие
Задание 2. Характеристика согласных по совокупности классификационных признаков
Заполните согласными фонемами русского и английского (немецкого, французского) языков таблицу III «Классификация согласных фонем» (стр. 15).
• Чем объясняется богатство русского консонантизма по сравнению с консонантизмом английского (немецкого, французского и др.) языков?
Задание 3. Дифференциальные признаки согласных фонем
Обозначьте в таблице ДП согласных пяти языков.
Язык | Способ образования | Место образования | Участие голоса и шума | Палатали-зация | Долгота |
Русский | | | | | |
Английский | | | | | |
Немецкий | | | | | |
Французский | | | | | |
Финский | | | | | |
Таблица III
Классификационные признаки согласных
Акусти-ческая характе-ристика | Способ образо-вания | Место образования | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Губные | Язычные | Заязычные | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Переднеязычные | Сред- неязы-чные | Задне-язычные | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
губно-губные | губно-зубные | меж-зуб- ные | зубные | альвео-лярные | передне-небные | уву-ляр-ные | фарин-галь-ные | гор-тан-ные | |||||||||||||||||||||||||||||
тв. | м. | тв. | м. | тв. | м. | тв. | м. | тв. | м. | тв. | м. | ||||||||||||||||||||||||||
Шумные | зв. | Щелевые | | | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||||||||||||||
гл. | | | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||||||||||||||||
зв. | Смычные взрывные | | | | | | | | | | | | | | | | | | |||||||||||||||||||
гл. | | | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||||||||||||||||
зв. | Аффри-каты | | | | | | | | | | | | | | | | | | |||||||||||||||||||
гл. | | | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||||||||||||||||
Сонорные | Носовые | | | | | | | | | | | | | | | | | | |||||||||||||||||||
Боковые | | | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||||||||||||||||
Дрожа-щие | | | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||||||||||||||||
Щелевые | | | | | | | | | | | | | | | | | |
2. Фонетические изменения согласных в потоке речи
ОЛ: Реформатский: 193-198 (195; 201-210)
Кодухов: 127-128
Маслов: 46-49
УМК: 179-182, 183
ДЛ: Головин: 48-50
Основные термины: аккомодация согласных, ассимиляция (прогрессивная/регрессивная, контактная/дистантная, частичная/полная), гаплология, диссимиляция, диэреза, метатеза, оглушение в абсолютном конце слова, протеза, стяжение (в аффрикату), эпентеза (= 16). |
Задание 4. Фонетические процессы в области консонантизма
Заполните таблицу, используя следующие примеры:
зуб, ров, рубка, ловко, трамвай, солнце, тростник, радиво (прост.), Глория, Виктория (ср. Gloria, Viktoria), восемь (ср. осьм, болг. осъм), я (ср. старосл. АЗЪ, нем. ich, англ. I), прост. ентот (этот), Ева (ср. англ. Eva), браться, братца (род. п. от братец), знаменосец (< знаменоносец), прост. твёрезый (трезвый), чукотск. таак (< рус. табак), нганасан. урубака (< рус. рубаха), Лаба (ср. Эльба), англ. tongs (щипцы), bags, sons (ср. maps, cats).
Тип изменения (позиционное, комбинаторное) | Фонетический процесс | Примеры (в транскрипции) |
| ассимиляция | |
| диссимиляция | |
| диэреза | |
| эпентеза | |
| протеза | |
| метатеза | |
| стяжение в аффрикату | |
| гаплология | |
Образец: Позиционное | оглушение шумного звонкого согласного в абсолютном конце слова | зов [з˚оф] |
Задание 5. Ассимиляция согласных
При выполнении задания пользуйтесь табл. IV «Комбинаторные изменения звуков» (стр. 18-19).
Виды ассимиляции | Слово (запись в транскрипции) | ||||||||||||||
сзади | снять | отдых | с жалостью | вспять | отчет | отцы | |||||||||
[ ] | [ ] | [ ] | [ ] | [ ] | [ ] | [ ] | |||||||||
1 | регрессивная | | | | | | | | |||||||
прогрессив-ная | | | | | | | | ||||||||
2 | контактная | | | | | | | | |||||||
дистантная | | | | | | | | ||||||||
3 | полная | | | | | | | | |||||||
частичная | | | | | | | | ||||||||
4 | по глухости или звонкости | | | | | | | | |||||||
по мягкости | | | | | | | | ||||||||
по месту образования | | | | | | | | ||||||||
по способу образования | | | | | | | |