Файл: основы науки о языке.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 250

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
́снъ͂j п’ич’◦•ýрк’ь Λг◦ó•н’//]

1 2 3 4 5 6 6а 7,7а 8 9 10 11 12 13 14 15
Позиционные изменения (ПИ):

8, 13 – слабая качественная редукция;

5, 7, 12 – сильная качественная редукция;
Комбинаторные изменения (КИ):

1 – ассимиляция регрессивная, контактная,частичная, по мягкости

6 – ассимиляция регрессивная, контактная, частичная, по глухости;

6а – прогрессивная переднерядная аккомодация

4 – стяжение (в долгую аффрикату);

2, 9,14 – регрессивная аккомодация согласного по лабиализации;

3, 10 – прогрессивная переднерядная аккомодация гласного;

15 – регрессивная переднерядная аккомодация гласного;

11 – регрессивная аккомодация согласного по мягкости (или, иначе, по палатализации - перед гласным переднего ряда. Ср. печурКА, печурКУ. В форме же перчурКЕ К смягчено);

7а – прогрессивная аккомодация гласного по назализации.
РАЗДЕЛ II. ГРАММАТИКА
Тема I. Морфема и морфемная структура слова
ОЛ: Кодухов: 211-214, 219-222 (235-239, 250 + стр. 1-го издания)

Реформатский: 263-270 (263-270; 270-275)

УМК: 260-263, 265-273, 274. 276-281

ДЛ: Алефиренко 276-277

Головин 90-94

Основные термины: морфема, нулевая морфема, алломорф, корень, вещественное значение, аффикс, аффиксоид, деривационное значение, реляционное значение, префикс, постфикс (в широком и узком значении), флексия (окончание), конфикс, интерфикс, инфикс, трансфикс, «прилепа» (агглютинативный аффикс), словообразующая (производящая) основа, формообразующая основа, опрóщение, переразложение (= 21). При составлении карточек используйте ОС, блок V-Морф.


Задание 1. Морфема как двусторонняя единица языка

Даны три схемы языкового знака, соответствующие трем вариантам отношения формы и значения знака:



Распределите морфемы, выделенные вами в словах столик, вёз, шоссейный, пылесос, по вариантам:











Задание 2. Морфемная структура слова.

Подберите по одному русскому и, где это возможно, по одному английскому (немецкому, французскому) слову к каждой из предлагаемых далее формул морфемной структуры слова (словоформы).


Морфемная структура

Пример слова или словоформы

корень




корень + флексия




префикс + корень + флексия




префикс + корень + суффикс + флексия




корень + суффикс + флексия + постфикс

Напр.: слуш-а-ет-ся

корень + интерфикс + корень + флексия




префикс + корень + суффикс




.


Аудиторная самостоятельная работа

Определить морфемный состав 2-х предложенных слов, выделить в каждом слове формообразующую и словообразующую основы и указать способ словообразования
Образец:

прислушатьсяслушать префиксально-постфиксальный способ



Тема II. Грамматическое значение,

грамматическая форма

ОЛ: Кодухов: 208-211 (212-234)

Реформатский: 243-252 (243-253)

УМК: 365-369, 380-384

ДЛ: Алефиренко 313-316

Головин: 99-101,108-109

Маслов: 111, 158-159

Реформатский: 255-261 (256-263)


Основные термины: грамматическое значение (ГЗ), грамматическая форма (ГФ), словоформа (= 3).


Задание 1. Соотношение лексического и грамматического значений в слове
Определите (с помощью словаря) лексическое значение выделенных слов и укажите все сопровождающие его грамматические признаки.

«Еще раз посоветую: обратите внимание на язык, добивайтесь от него точности, что даст ему силу и красоту» (А .М. Горький).

«Без знания языков чувствуешь себя как без паспорта» (А. П. Чехов).

«Каждый живой язык, если он и вправду живой, вечно движется, вечно растет» (К. И. Чуковский).
Задание 2. Признаки грамматического значения
Определите грамматические значения, объединяющие ряды слов:

фонема, морфема, морфология, рекурсия, лексема, грамматика, лексикология;

артикль, редукция, параграф, предложение, аффриката, сложение, учебник, доброта, конфикс, дифтонг, ударение;

докажите, объясните, продумывайте, определите, укажите, считайте, приведите, транскрибируйте, аргументируйте.

• Какие свойства грамматического значения можно увидеть на этих примерах?

Задание 3. Определение понятия «грамматическое значение»

Заполните на основе сопоставления с лексическим значением (ЛЗ) пункты, характеризующие грамматическое значение (ГЗ).


ЛЗ

ГЗ

1. Основная часть семантики слова.


1.


2. Абстрагируется от конкретного предмета.

2.


3. Индивидуально для каждого слова.

3.


4. Имеет самостоятельность вне связной речи (высказывания).

4.

● Сформулируйте на основании полученных характеристик определение грамматического значения.

Задание 4. Грамматическая форма


Сравните следующие пары слов: комната – комнату, город – городок, слабый – слабее, слабый – слабо, лежать – лежащий. В каких случаях и почему мы должны говорить о двух разных словах, а в каких – о грамматических формах одного и того же слова.
Тема III. Способы и средства выражения

грамматических значений
1. Грамматический способ
ОЛ: Кодухов: 222-223 (252-254)

Реформатский: 214-217 (313-316)

УМК: 369-379

ДЛ: Маслов: 199-200


Основные термины: аналитический способ, аналитическая грамматическая форма, синтетический способ, синтетическая грамматическая форма, аналитико-синтетическая грамматическая форма (= 5).


Задание 1. Грамматический способ

Распределите по графам таблицы следующие словоформы:

дружба – о дружбе; голосáангл. voicesфранц. desvoix (ср. р., ед. ч. – voix); важнееболее (менее) важный – важнейший – самый важный; нем. größer, англ. larger, франц. plus grand; приготовлю – буду готовить; (он) взялнем. (er) hatgenommenангл. (he) hastakenфранц. (il) apris; свети – пусть светит; лампанем. dieLampe; делал бынем. hättegemacht; рус. книги (род. п.), болг. на книга, нем. desBuches, англ. ofthebook, франц. delalivre.



Язык

Словоформа

синтетическая

аналитическая

аналитико-синтетическая

Русский










Английский










Немецкий










Француз-ский











2. Грамматические средства
ОЛ: Кодухов: 214-219 (240-249)

Реформатский
: 263-270; 276-313 (263-270; 276-312)

УМК: 369-379

ДЛ: Головин: 101-105


Основные термины: аффиксация, внутренняя флексия, интонация, повтор (редупликация), порядок слов, служебные слова, супплетивизм, ударение, фузия, агглютинация (при составлении карточек используйте ОС, блок V-Грам) (= 10).


Задание 2. Аффиксация

В следующих словоформах выделите грамматические аффиксы и распределите их по графам таблицы, указав выражаемое аффиксом грамматическое значение (или значения):


Язык

Словоформа

Пре-фикс

Суф-фикс

Кон-фикс

Флек-сия

Пост-фикс

Приле

-па

1

2

3

4

5

6

7

8

рус.

дуб






















быстрее






















ходить






















иди






















пугаться






















идущий






















идите






















идете






















наивысочайший






















подвиньтесь-ка



















англ.

hands






















shorts






















runs






















worked






















working



















нем.

machen






















machtest






















gemacht






















des Tisches






















die Tische






















kleiner






















kleines






















kleine



















фр.

finissons (1л. мн. ч.)






















finissent (3 л.

мн. ч.)- от finit



















кирг.

аталарда

- ‛у отцов’






















атаымызда

- ‛у нашего отца’






















аталарымызда

-‛у наших отцов’




















Образец :

вы-тя-ну-л-и-сь

вы- – сов. вид

-ну- – сов. в.-л-

пр. вр.





-и –

мн. ч.

-сь – возврат-ность