ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 250
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
́снъ͂j п’ич’◦•ýрк’ь Λг◦ó•н’//]
1 2 3 4 5 6 6а 7,7а 8 9 10 11 12 13 14 15
Позиционные изменения (ПИ):
8, 13 – слабая качественная редукция;
5, 7, 12 – сильная качественная редукция;
Комбинаторные изменения (КИ):
1 – ассимиляция регрессивная, контактная,частичная, по мягкости
6 – ассимиляция регрессивная, контактная, частичная, по глухости;
6а – прогрессивная переднерядная аккомодация
4 – стяжение (в долгую аффрикату);
2, 9,14 – регрессивная аккомодация согласного по лабиализации;
3, 10 – прогрессивная переднерядная аккомодация гласного;
15 – регрессивная переднерядная аккомодация гласного;
11 – регрессивная аккомодация согласного по мягкости (или, иначе, по палатализации - перед гласным переднего ряда. Ср. печурКА, печурКУ. В форме же перчурКЕ К смягчено);
7а – прогрессивная аккомодация гласного по назализации.
РАЗДЕЛ II. ГРАММАТИКА
Тема I. Морфема и морфемная структура слова
ОЛ: Кодухов: 211-214, 219-222 (235-239, 250 + стр. 1-го издания)
Реформатский: 263-270 (263-270; 270-275)
УМК: 260-263, 265-273, 274. 276-281
ДЛ: Алефиренко 276-277
Головин 90-94
Задание 1. Морфема как двусторонняя единица языка
Даны три схемы языкового знака, соответствующие трем вариантам отношения формы и значения знака:
Распределите морфемы, выделенные вами в словах столик, вёз, шоссейный, пылесос, по вариантам:
–
–
–
Задание 2. Морфемная структура слова.
Подберите по одному русскому и, где это возможно, по одному английскому (немецкому, французскому) слову к каждой из предлагаемых далее формул морфемной структуры слова (словоформы).
.
Аудиторная самостоятельная работа
Определить морфемный состав 2-х предложенных слов, выделить в каждом слове формообразующую и словообразующую основы и указать способ словообразования
Образец:
прислушаться ← слушать префиксально-постфиксальный способ
Тема II. Грамматическое значение,
грамматическая форма
ОЛ: Кодухов: 208-211 (212-234)
Реформатский: 243-252 (243-253)
УМК: 365-369, 380-384
ДЛ: Алефиренко 313-316
Головин: 99-101,108-109
Маслов: 111, 158-159
Реформатский: 255-261 (256-263)
Задание 1. Соотношение лексического и грамматического значений в слове
Определите (с помощью словаря) лексическое значение выделенных слов и укажите все сопровождающие его грамматические признаки.
«Еще раз посоветую: обратите внимание на язык, добивайтесь от него точности, что даст ему силу и красоту» (А .М. Горький).
«Без знания языков чувствуешь себя как без паспорта» (А. П. Чехов).
«Каждый живой язык, если он и вправду живой, вечно движется, вечно растет» (К. И. Чуковский).
Задание 2. Признаки грамматического значения
Определите грамматические значения, объединяющие ряды слов:
фонема, морфема, морфология, рекурсия, лексема, грамматика, лексикология;
артикль, редукция, параграф, предложение, аффриката, сложение, учебник, доброта, конфикс, дифтонг, ударение;
докажите, объясните, продумывайте, определите, укажите, считайте, приведите, транскрибируйте, аргументируйте.
• Какие свойства грамматического значения можно увидеть на этих примерах?
Задание 3. Определение понятия «грамматическое значение»
Заполните на основе сопоставления с лексическим значением (ЛЗ) пункты, характеризующие грамматическое значение (ГЗ).
● Сформулируйте на основании полученных характеристик определение грамматического значения.
Задание 4. Грамматическая форма
Сравните следующие пары слов: комната – комнату, город – городок, слабый – слабее, слабый – слабо, лежать – лежащий. В каких случаях и почему мы должны говорить о двух разных словах, а в каких – о грамматических формах одного и того же слова.
Тема III. Способы и средства выражения
грамматических значений
1. Грамматический способ
ОЛ: Кодухов: 222-223 (252-254)
Реформатский: 214-217 (313-316)
УМК: 369-379
ДЛ: Маслов: 199-200
Задание 1. Грамматический способ
Распределите по графам таблицы следующие словоформы:
дружба – о дружбе; голосá – англ. voices – франц. desvoix (ср. р., ед. ч. – voix); важнее – более (менее) важный – важнейший – самый важный; нем. größer, англ. larger, франц. plus grand; приготовлю – буду готовить; (он) взял – нем. (er) hatgenommen – англ. (he) hastaken – франц. (il) apris; свети – пусть светит; лампа – нем. dieLampe; делал бы – нем. hättegemacht; рус. книги (род. п.), болг. на книга, нем. desBuches, англ. ofthebook, франц. delalivre.
2. Грамматические средства
ОЛ: Кодухов: 214-219 (240-249)
Реформатский
: 263-270; 276-313 (263-270; 276-312)
УМК: 369-379
ДЛ: Головин: 101-105
Задание 2. Аффиксация
В следующих словоформах выделите грамматические аффиксы и распределите их по графам таблицы, указав выражаемое аффиксом грамматическое значение (или значения):
1 2 3 4 5 6 6а 7,7а 8 9 10 11 12 13 14 15
Позиционные изменения (ПИ):
8, 13 – слабая качественная редукция;
5, 7, 12 – сильная качественная редукция;
Комбинаторные изменения (КИ):
1 – ассимиляция регрессивная, контактная,частичная, по мягкости
6 – ассимиляция регрессивная, контактная, частичная, по глухости;
6а – прогрессивная переднерядная аккомодация
4 – стяжение (в долгую аффрикату);
2, 9,14 – регрессивная аккомодация согласного по лабиализации;
3, 10 – прогрессивная переднерядная аккомодация гласного;
15 – регрессивная переднерядная аккомодация гласного;
11 – регрессивная аккомодация согласного по мягкости (или, иначе, по палатализации - перед гласным переднего ряда. Ср. печурКА, печурКУ. В форме же перчурКЕ К смягчено);
7а – прогрессивная аккомодация гласного по назализации.
РАЗДЕЛ II. ГРАММАТИКА
Тема I. Морфема и морфемная структура слова
ОЛ: Кодухов: 211-214, 219-222 (235-239, 250 + стр. 1-го издания)
Реформатский: 263-270 (263-270; 270-275)
УМК: 260-263, 265-273, 274. 276-281
ДЛ: Алефиренко 276-277
Головин 90-94
Основные термины: морфема, нулевая морфема, алломорф, корень, вещественное значение, аффикс, аффиксоид, деривационное значение, реляционное значение, префикс, постфикс (в широком и узком значении), флексия (окончание), конфикс, интерфикс, инфикс, трансфикс, «прилепа» (агглютинативный аффикс), словообразующая (производящая) основа, формообразующая основа, опрóщение, переразложение (= 21). При составлении карточек используйте ОС, блок V-Морф. |
Задание 1. Морфема как двусторонняя единица языка
Даны три схемы языкового знака, соответствующие трем вариантам отношения формы и значения знака:
Распределите морфемы, выделенные вами в словах столик, вёз, шоссейный, пылесос, по вариантам:
–
–
–
Задание 2. Морфемная структура слова.
Подберите по одному русскому и, где это возможно, по одному английскому (немецкому, французскому) слову к каждой из предлагаемых далее формул морфемной структуры слова (словоформы).
Морфемная структура | Пример слова или словоформы |
корень | |
корень + флексия | |
префикс + корень + флексия | |
префикс + корень + суффикс + флексия | |
корень + суффикс + флексия + постфикс | Напр.: слуш-а-ет-ся |
корень + интерфикс + корень + флексия | |
префикс + корень + суффикс | |
.
Аудиторная самостоятельная работа
Определить морфемный состав 2-х предложенных слов, выделить в каждом слове формообразующую и словообразующую основы и указать способ словообразования
Образец:
прислушаться ← слушать префиксально-постфиксальный способ
Тема II. Грамматическое значение,
грамматическая форма
ОЛ: Кодухов: 208-211 (212-234)
Реформатский: 243-252 (243-253)
УМК: 365-369, 380-384
ДЛ: Алефиренко 313-316
Головин: 99-101,108-109
Маслов: 111, 158-159
Реформатский: 255-261 (256-263)
Основные термины: грамматическое значение (ГЗ), грамматическая форма (ГФ), словоформа (= 3). |
Задание 1. Соотношение лексического и грамматического значений в слове
Определите (с помощью словаря) лексическое значение выделенных слов и укажите все сопровождающие его грамматические признаки
«Еще раз посоветую: обратите внимание на язык, добивайтесь от него точности, что даст ему силу и красоту» (А .М. Горький).
«Без знания языков чувствуешь себя как без паспорта» (А. П. Чехов).
«Каждый живой язык, если он и вправду живой, вечно движется, вечно растет» (К. И. Чуковский).
Задание 2. Признаки грамматического значения
Определите грамматические значения, объединяющие ряды слов:
фонема, морфема, морфология, рекурсия, лексема, грамматика, лексикология;
артикль, редукция, параграф, предложение, аффриката, сложение, учебник, доброта, конфикс, дифтонг, ударение;
докажите, объясните, продумывайте, определите, укажите, считайте, приведите, транскрибируйте, аргументируйте.
• Какие свойства грамматического значения можно увидеть на этих примерах?
Задание 3. Определение понятия «грамматическое значение»
Заполните на основе сопоставления с лексическим значением (ЛЗ) пункты, характеризующие грамматическое значение (ГЗ).
ЛЗ | ГЗ |
1. Основная часть семантики слова. | 1. |
2. Абстрагируется от конкретного предмета. | 2. |
3. Индивидуально для каждого слова. | 3. |
4. Имеет самостоятельность вне связной речи (высказывания). | 4. |
● Сформулируйте на основании полученных характеристик определение грамматического значения.
Задание 4. Грамматическая форма
Сравните следующие пары слов: комната – комнату, город – городок, слабый – слабее, слабый – слабо, лежать – лежащий. В каких случаях и почему мы должны говорить о двух разных словах, а в каких – о грамматических формах одного и того же слова.
Тема III. Способы и средства выражения
грамматических значений
1. Грамматический способ
ОЛ: Кодухов: 222-223 (252-254)
Реформатский: 214-217 (313-316)
УМК: 369-379
ДЛ: Маслов: 199-200
Основные термины: аналитический способ, аналитическая грамматическая форма, синтетический способ, синтетическая грамматическая форма, аналитико-синтетическая грамматическая форма (= 5). |
Задание 1. Грамматический способ
Распределите по графам таблицы следующие словоформы:
дружба – о дружбе; голосá – англ. voices – франц. desvoix (ср. р., ед. ч. – voix); важнее – более (менее) важный – важнейший – самый важный; нем. größer, англ. larger, франц. plus grand; приготовлю – буду готовить; (он) взял – нем. (er) hatgenommen – англ. (he) hastaken – франц. (il) apris; свети – пусть светит; лампа – нем. dieLampe; делал бы – нем. hättegemacht; рус. книги (род. п.), болг. на книга, нем. desBuches, англ. ofthebook, франц. delalivre.
Язык | Словоформа | ||
синтетическая | аналитическая | аналитико-синтетическая | |
Русский | | | |
Английский | | | |
Немецкий | | | |
Француз-ский | | | |
2. Грамматические средства
ОЛ: Кодухов: 214-219 (240-249)
Реформатский
: 263-270; 276-313 (263-270; 276-312)
УМК: 369-379
ДЛ: Головин: 101-105
Основные термины: аффиксация, внутренняя флексия, интонация, повтор (редупликация), порядок слов, служебные слова, супплетивизм, ударение, фузия, агглютинация (при составлении карточек используйте ОС, блок V-Грам) (= 10). |
Задание 2. Аффиксация
В следующих словоформах выделите грамматические аффиксы и распределите их по графам таблицы, указав выражаемое аффиксом грамматическое значение (или значения):
Язык | Словоформа | Пре-фикс | Суф-фикс | Кон-фикс | Флек-сия | Пост-фикс | Приле -па |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
рус. | дуб | | | | | | |
| быстрее | | | | | | |
| ходить | | | | | | |
| иди | | | | | | |
| пугаться | | | | | | |
| идущий | | | | | | |
| идите | | | | | | |
| идете | | | | | | |
| наивысочайший | | | | | | |
| подвиньтесь-ка | | | | | | |
англ. | hands | | | | | | |
| shorts | | | | | | |
| runs | | | | | | |
| worked | | | | | | |
| working | | | | | | |
нем. | machen | | | | | | |
| machtest | | | | | | |
| gemacht | | | | | | |
| des Tisches | | | | | | |
| die Tische | | | | | | |
| kleiner | | | | | | |
| kleines | | | | | | |
| kleine | | | | | | |
фр. | finissons (1л. мн. ч.) | | | | | | |
| finissent (3 л. мн. ч.)- от finit | | | | | | |
кирг. | аталарда - ‛у отцов’ | | | | | | |
| атаымызда - ‛у нашего отца’ | | | | | | |
| аталарымызда -‛у наших отцов’ | | | | | | |
Образец : вы-тя-ну-л-и-сь | вы- – сов. вид | -ну- – сов. в.-л- – пр. вр. | | -и – мн. ч. | -сь – возврат-ность | |