Файл: основы науки о языке.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 251

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание 3. Другие грамматические средства

Используя предложенный далее языковой материал, распределите словоформы в соответствии со средствами выражения грамматических значений (средствами образования грамматических форм).

рус. я – мне, иду – шел, пúлите – пилúте, рýки – рукú – в руки; автобус обогнал трамвай – трамвай обогнал автобус; громкий – громче – самый громкий; англ. theacttoact, thelagest, themostinteresting, muchmore, badworse, a΄refundtore΄fund, beginbeganbegun, toothteeth, Ihadworked; нем. ichmir, derVaterdieVäter, lesenlasgelesen; werdemachen, habegemacht, desWaldes (ср. лéса – род. п.); derKnabedasMädchendieFrau; франц. le(un) paysdespays (страна – стрáны), lepaisunpais; laFrancelepais; (tu) aspréparé (ты приготовил) – (il) apréparé (он приготовил); (tu) esarrivé (‘ты прибыл’) – (ille) estarrivé (она прибыла’); чеш. (ja) jsem čekal (= я ждал); болг. човек – хора (ср. человек – люди); части на речта (= части речи), ща ходя (будет ходить); япон. jamajama (горы), коряк. цолцол (соль).


Грамматические средство

Словоформы разных языков


русский

англий-ский

немецкий

француз-ский

прочие

Внутренняя флексия
















Служебные слова

(указать их виды)
















Ударение
















Порядок слов
















Супплетивизм
















Повторение основ (редупликация)


















Тема IV. Грамматическая категория
ОЛ: Кодухов: 227-232 (258-265)

Реформатский: 317-320 (316-320)

УМК: 384-392

ДЛ: Головин: 105-108

Основные термины: грамматическая категория (ГК), словоизменительная грамматическая категория, классифицирующая грамматическая категория, лексико-грамматическая категория (= 4).



Задание 1. Типы грамматических категорий трех частей речи
Заполните знаком (+) нужную ячейку таблицы



Типы ГК

Существительные

Прилагательные

Глагол




Род

Число

Падеж

Одуш./ неодуш.

Собирательные

Род

Число

Падеж

Степ. сравнения

Разряд

Время

Вид

Лицо

Число

Наклонение

Классифи-цирующие














































Словоизме-нительные
















































Задание 2. Сопоставление грамматических категорий разных языков

Сопоставьте предложенные далее ГК русского и изучаемого иностранного языков по единой схеме (описываются 2 из перечисленных далее ГК по выбору студента):

1) перечень частей речи, которые имеют соответствующую ГК;



2) словоизменительный или классифицирующий тип ГК;

3) конкретный состав парадигмы ГК;

4) способ и средства выражения ГЗ значений на конкретных примерах.
ГК падежа:

русский язык иностранный язык (какой?)

1)
2)
3)
4)

ГК числа:

русский язык иностранный язык (какой?)

1)
2)
3)
4)

КГ рода:

русский язык иностранный язык (какой?)

1)
2)
3)
4)

ГК детерминативности (определенности/неопределенности):

русский язык иностранный язык (какой?)

1)
2)
3)
4)

ГК вида глагола:

русский иностранный язык (какой?)

1)
2)
3)
4)

ГК времени глагола:

русский иностранный язык (какой?)

1)
2)
3)
4)

И ТОГОВАЯ АУДИТОРНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗДЕЛУ

«ГРАММАТИКА»
ТИПЫ ЗАДАНИЙ
Блок А (задания с выбором правильного ответа). Правильный ответ обведите кружком.
1. Сколько морфем в слове «…»
2. Какая из характеристик является верной для способа словообразования слова «…»?
3. Отметьте характеристику, верную для способа образования всех следующих слов:
4. Какой морфологический процесс произошел в слове «…»? Выделите в слове этимологический корень.
5. Укажите, какое (какие) из перечисленных ниже грамматических средств служит (служат) для образования аналитических форм?

6. Укажите, какое (какие) из перечисленных ниже грамматических средств служит (служат) для образования синтетических форм?
7. Каким из перечисленных ниже грамматических способов образованы все следующие словоформы:…..?
8. Укажите, в какой из следующих словоформ отсутствует нулевая флексия?
9. Сколько грамматических средств использовано для образования словоформы «….»?
10. Какие языки называются корневыми (флективными, агглютинативными, инкорпорирующими)? (Выберите наиболее точное определение).
Блок Б (задания с развёрнутым ответом)
1. Вставьте пропущенный термин:
2. Вставьте пропущенный термин и приведите пример:
3. Дайте определение термину «…» и приведите примеры из разных языков:
4. Вставьте слово, пропущенное в определении термина:
5. Как называется «…»?
6. Выделите а) словоизменительную основу, б) словообразующую (производящую) основы в слове
7. Обозначьте аббревиатурой тип грамматической категории: словоизменительная (
СК) или классифицирующая (КК):

8. Дайте полную характеристику двух словоформ, включенных в таблицу
Образец выполнения зад. 8:



Словоформа

Грамматический способ

Грамматические средства

Грамматические значения


Синтетиче-ский

Аналитиче-ский

Образец: люблю

+




флексия -ю

внутренняя флексия б//бл


глагол наст. вр.

1 л., ед. ч.


РАЗДЕЛ III. ЛЕКСИКА
Тема I. СЛОВО КАК ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА ЯЗЫКА

С НОМИНАТИВНОЙ ФУНКЦИЕЙ
1. Центральное положение слова (лексемы) в языковой структуре;

его отличие от других единиц языка и связь с ними

ОЛ: Кодухов: 159, 177, 214-215, 232, 239 (184-185, 203-204, 239-242, 265, 276)

Маслов: 104-111

УМК: 299-302

ДЛ: Будагов: 9-10


Основные термины: слово, лексема, номинативная функция, знаменательное слово, служебное слово, имя собственное, имя нарицательное, антропоним, топоним, зооним ( = 10).


Задание 1. Докажите на уровневой схеме языковой структуры, что слово – центральная единица языка:
? предложение

слово (лексема)

? морфема

? фонема

• Можно ли ограничить изучение слова только лексикологией? Свой ответ обоснуйте.
2. Внутренняя форма слова
ОЛ: Кодухов: 161-163, 167-168 (188-190, 192-194)

УМК: 309-311

ДЛ: Будагов: 71-88

Маслов: 135-143 (гл. «Мотивировка как возможный компонент содержания слова»).



Основные термины: внутренняя форма слова, деэтимологизация, мотивированное слово, немотивированное слово, семантическая мотивировка, словообразовательная мотивировка, фонетическая мотивировка, этимология(при составлении карточек используйте определения из ОС – блок IV и V-Лекс) (= 8).



Задание 1. Мотивированность слова
Заполните предлагаемую далее таблицу словами в соответствии с наличием/отсутствием мотивированности и типом мотивировки, выбрав по одному примеру на каждый вид (с учетом указанного в таблице признака).
Слова для анализа: аист, сорока, попугай, ворон, буревестник, пересмешник, воробей, гриф, ласточка, пингвин, кукушка, гагара, ткачик, птица-лира, журавль, ворона, трясогузка, чайка, синица, иволга, стриж, мухоловка, дятел, колибри, снегирь, кедровка, орлан, нырок, вальдшнеп, гусь, лебедь, сова, скворец, глухарь, глупыш, фрегат (морская птица), малиновка, клёст, страус, кулик, жаворонок, секретарь, зензивер.


Мотивированные слова и тип мотивировки

Немотивированные слова

фонетическая

словообра-зовательная

семантическая

исконные

заимствован-ные
















Дополните каждую графу примерами слов изучаемого вами иностранного языка (не обязательно названиями птиц!)
Тема II. Лексическое значение слова
ОЛ: Кодухов: 161-172 (191-192, 195-200)

Маслов: 111-112, 118-119, 129-130

УМК: 311-327

ДЛ: Будагов: 13-23


Основные термины: лексическое значение, понятие, представление, сема, семантическая структура слова, моносемия, полисемия, коннотация, лексическая омонимия (при составлении карточек используйте ОС, блок V-Лекс) (= 9).


Задание 1. Лексическое значение и понятие
Сравните приводимые далее словарные статьи толкового и энциклопедического словарей «береза», ответив на следующие вопросы:

а) В каком словаре даются более подробные сведения о предмете, явлении и почему.?

б) Что описывается в энциклопедическом словаре, а что – в толковом?