ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 243
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Словарные статьи:
Энциклопедический словарь:
– береза, род деревьев и кустарников сем. березовых. Ок. 60 видов в Сев. полушарии… Широко распространены Б. бородавчатая и Б. пушистая. Встречаются в лесах как примесь к другим породам, а также образуют чистые насаждения на месте сведенных лесов. В Сибири встречаются березовые колки (острова). Б. имеет большое хозяйственное значение.
Словарь русского языка под ред. С.И. Ожегова:
береза, -ы, ж. Лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями; (уменьш.-ласк.) березка, -и, ж.; (ласк.) березонька, -и, ж.; (прил.) березовый, -ая, -ое. Б. стол. Березовые дрова.
Задание 2. Семантическая структура слова
Используя предлагаемый далее материал различных языков, отметьте знаком (+) в соответствующей графе таблицы тип переноса для второго (и третьего) значений русских, английских, немецких и французских слов.
Тема III. ЛЕКСИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
ОЛ: Кодухов: 79, 172-178
УМК: 327-342
ДЛ: Маслов: 121-124
Данная тема изучается самостоятельно с выполнением домашней контрольной работы, которая предполагает обязательное обращение к словарям разных типов.
ВАЖНО! Список использованных словарей должен быть приведен в начале или в конце работы.
Задание № 1. Виды парадигматических отношений в лексике
1) вал (насыпь) – вал (стержень в механизме) – вал (общий объём продукции);
2) близкий – ближний;
3) молодость, скорость, видимость, радость;
4) дом, домой, домашний, домострой, домовитый, бездомный;
5) жалюзи, шоу, шланг, горизонт, соло, дисплей, петит, пикник, шаверма, алкоголь, альтернация*;
6) грядущий, возмездие, свершиться, недуг, кончина, отчизна, предтеча;
7) хворать, хворый, болтаться (где-то гулять), болтовня, разгильдяй, невзначай, пятерня, работяга, невпопад;
8) хазары, ямщик, целовальник, роброн, земство, целинник, ваучер;
9) звучать, шуршать, скрипеть, скрежетать, шелестеть, грохотать;
10) бабочка, капустница, крапивница, махаон, белянка;
11 бабочка, порхать, цветы, нектар, лето, ловить, сачок, большая, красивая, много;
12) государство, страна, держава (офиц. и приподн.), земля (высок., устар.), царство (устар. и нар.-поэт.);
13) красивый – безобразный.
ВНИМАНИЕ!
а) для слов п. 5 установите по словарю иностранных слов язык-источник;
б) коннотацию слов пп.6 и 7 обязательно проверьте по толковому словарю.
Задание № 2. Заполните следующую обобщающую таблицу по материалам задания № 1, отметив знаком + (плюс) признак, положенный в основу каждой группировки; если основание не одно, плюсы ставьте в нескольких графах.
Задание № 3. Приведите, используя иноязычные словари, ряды слов английского (немецкого, французского, испанского) языка всех 13 типов лексических группировок. Русский перевод приведенных вами слов обязателен!
ВНИМАНИЕ!
а) простой перевод русских материалов из зад. 1 исключается;
б) совпадение лексического материала задания № 4 в работах разных студентов оценивается как его невыполнение.
СМ. ДАЛЕЕ!
СТРУКТУРА ЭКЗАМЕНА
по дисциплине «Основы науки о языке»
Курс завершается письменным трехчасовым (180 мин.) экзаменом, на котором проверяется:
Практические умения и навыки контролируются с помощью следующих заданий
1) по фонетике:
2) по грамматике:
Проверяется также знание генеалогической классификации языков мира:
Примечание: минимально необходимый для выучивания список языков дается далее (см. с. 41).
Б ОНУСНОЕ ЗАДАНИЕ!
Для студентов, набравших учебный (допускной) балл не ниже 60, по их желанию в структуру экзамена включается бонусное домашнее задание.
Оно предусматривает
• подбор СВОЕГО иллюстративного материала по одной из тем курса и подготовку презентации в программе Power Point (не менее 10 слайдов)
ИЛИ
• составление заданий в тестовой форме по двум любым темам из раздела «ЛЕКСИКА» (см. Рабочую тетрадь) – по 10 заданий к каждой из тем.
ОЦЕНКА РАБОТЫ
Максимальное количество баллов за экзаменационную работу = 10, минимальное = 4. Количество баллов за бонусное задание = 2, но только при условии его соответствия указанным выше требованиям. Бонусное задание не засчитывается, если экзаменационная работа выполнена на неудовлетворительную оценку.
О ценка работы каждого студента в течение семестра на практических занятиях проводится по 100-балльной системе и складывается из суммы баллов за различные виды работы, обозначенные в «Технологической карте дисциплины». Максимальный допускной балл – 90 (9 по 10-балльной шкале), минимальный балл – 40 (4).
Студент, не набравший минимального допускного балла по результатам текущей работы, получает неудовлетворительную оценку и должен перед письменным экзаменом пройти тестирование по темам практических занятий.
Итоговая оценка, вносимая в зачетную книжку, складывается как средний балл из суммы допускного и экзаменационного баллов и переводится деканатом в обычную систему оценок по установленной шкале. При этом за преподавателем остается право несколько снизить или повысить средний балл в зависимости от качества работы студента в семестре.
НАПОМИНАЕМ!!!
Энциклопедический словарь:
– береза, род деревьев и кустарников сем. березовых. Ок. 60 видов в Сев. полушарии… Широко распространены Б. бородавчатая и Б. пушистая. Встречаются в лесах как примесь к другим породам, а также образуют чистые насаждения на месте сведенных лесов. В Сибири встречаются березовые колки (острова). Б. имеет большое хозяйственное значение.
Словарь русского языка под ред. С.И. Ожегова:
береза, -ы, ж. Лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями; (уменьш.-ласк.) березка, -и, ж.; (ласк.) березонька, -и, ж.; (прил.) березовый, -ая, -ое. Б. стол. Березовые дрова.
Задание 2. Семантическая структура слова
Используя предлагаемый далее материал различных языков, отметьте знаком (+) в соответствующей графе таблицы тип переноса для второго (и третьего) значений русских, английских, немецких и французских слов.
Язык | Слова-полисеманты | Тип переносного значения | |
метафора | метонимия | ||
русский | вялый 1) увядший 2) лишенный бодрости золото 1) драгоценный металл 2) монеты 3) о ком/чем-н., имеющем большие достоинства, дорогом для кого-н. | | |
английский | work 1) работа, труд 2) произведение face 1) лицо 2) циферблат stall 1) стойло 2) ларёк | | |
немецкий | Kern 1) зерно, ядро 2) суть, сущность Licht 1) свет, огонь 2) свеча 3) светило klebrig 1) липкий 2) навязчивый | | |
французский | champ 1) поле, нива 2) поприще argent 1) серебро (металл) 2) деньги (монеты) fenille 1) лист (растения) 2) лист (бумаги) | | |
Тема III. ЛЕКСИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
ОЛ: Кодухов: 79, 172-178
УМК: 327-342
ДЛ: Маслов: 121-124
Данная тема изучается самостоятельно с выполнением домашней контрольной работы, которая предполагает обязательное обращение к словарям разных типов.
Основные понятия: парадигматические отношения, синтагматические отношения, омонимы, паронимы, синонимы, антонимы, родо-видовая (гиперо-гипонимическая) группа, партитивы, лексико-семантическая группа, семантическое поле, историзм, архаизм, неологизм, заимствованное слово (= 13). |
Домашняя контрольная работа по разделу «Лексика»
ВАЖНО! Список использованных словарей должен быть приведен в начале или в конце работы.
Задание № 1. Виды парадигматических отношений в лексике
-
Укажите тип каждой лексической группировки русских слов, приводимых далее.
-
Дайте определение соответствующих терминов.
-
Там, где это возможно, продолжите ряды слов 2-3 собственными примерами:
1) вал (насыпь) – вал (стержень в механизме) – вал (общий объём продукции);
2) близкий – ближний;
3) молодость, скорость, видимость, радость;
4) дом, домой, домашний, домострой, домовитый, бездомный;
5) жалюзи, шоу, шланг, горизонт, соло, дисплей, петит, пикник, шаверма, алкоголь, альтернация*;
6) грядущий, возмездие, свершиться, недуг, кончина, отчизна, предтеча;
7) хворать, хворый, болтаться (где-то гулять), болтовня, разгильдяй, невзначай, пятерня, работяга, невпопад;
8) хазары, ямщик, целовальник, роброн, земство, целинник, ваучер;
9) звучать, шуршать, скрипеть, скрежетать, шелестеть, грохотать;
10) бабочка, капустница, крапивница, махаон, белянка;
11 бабочка, порхать, цветы, нектар, лето, ловить, сачок, большая, красивая, много;
12) государство, страна, держава (офиц. и приподн.), земля (высок., устар.), царство (устар. и нар.-поэт.);
13) красивый – безобразный.
ВНИМАНИЕ!
а) для слов п. 5 установите по словарю иностранных слов язык-источник;
б) коннотацию слов пп.6 и 7 обязательно проверьте по толковому словарю.
Задание № 2. Заполните следующую обобщающую таблицу по материалам задания № 1, отметив знаком + (плюс) признак, положенный в основу каждой группировки; если основание не одно, плюсы ставьте в нескольких графах.
Основание группировки | Группировки | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | |
Звуковая форма | | | | | | | | | | | | | |
Морфемный состав | | | | | | | | | | | | | |
Денотативная семантика | | | | | | | | | | | | | |
Коннотации | | | | | | | | | | | | | |
Своё – чужое | | | | | | | | | | | | | |
Устаревание | | | | | | | | | | | | | |
Задание № 3. Приведите, используя иноязычные словари, ряды слов английского (немецкого, французского, испанского) языка всех 13 типов лексических группировок. Русский перевод приведенных вами слов обязателен!
ВНИМАНИЕ!
а) простой перевод русских материалов из зад. 1 исключается;
б) совпадение лексического материала задания № 4 в работах разных студентов оценивается как его невыполнение.
СМ. ДАЛЕЕ!
СТРУКТУРА ЭКЗАМЕНА
по дисциплине «Основы науки о языке»
Курс завершается письменным трехчасовым (180 мин.) экзаменом, на котором проверяется:
-
усвоение теоретического материала (два вопроса из предлагаемого далее списка, с. 38); -
усвоение базовых лингвистических понятий (предлагается самостоятельно дать дефиницию одного и опознать по предложенной дефиниции три термина - всего, таким образом, проверяется знание четырех из 100 обязательных терминов (см. список на с. 41-43). К каждому из проверяемых терминов необходимо привести примеры из разных языков.
Практические умения и навыки контролируются с помощью следующих заданий
1) по фонетике:
-
фонетическое транскрибирование словосочетания или фразы, -
характеристика всех отмеченных фонетических изменений, -
фонематическое транскрибирование выделенного слова с позиций ПФШ и МФШ – с объяснением причин возможных различий, -
описание входящих в это слово гласных и согласных фонем по классификационным признакам (в строгом порядке!);
2) по грамматике:
-
анализ словоформ с точки зрения способов и средств выражения грамматических значений по предлагаемой схеме: -
Словоформа | Грамматический способ | Грамматические средства | Грамматические значения | |||
Синтетиче-ский | Аналитиче-ский |
Проверяется также знание генеалогической классификации языков мира:
-
распределить по семьям и группам десять языков, -
установить «лишний» в ряду из пяти языков (т.е. принадлежащий к другой семье или группе/подгруппе).
Примечание: минимально необходимый для выучивания список языков дается далее (см. с. 41).
Б ОНУСНОЕ ЗАДАНИЕ!
Для студентов, набравших учебный (допускной) балл не ниже 60, по их желанию в структуру экзамена включается бонусное домашнее задание.
Оно предусматривает
• подбор СВОЕГО иллюстративного материала по одной из тем курса и подготовку презентации в программе Power Point (не менее 10 слайдов)
ИЛИ
• составление заданий в тестовой форме по двум любым темам из раздела «ЛЕКСИКА» (см. Рабочую тетрадь) – по 10 заданий к каждой из тем.
ОЦЕНКА РАБОТЫ
Максимальное количество баллов за экзаменационную работу = 10, минимальное = 4. Количество баллов за бонусное задание = 2, но только при условии его соответствия указанным выше требованиям. Бонусное задание не засчитывается, если экзаменационная работа выполнена на неудовлетворительную оценку.
О ценка работы каждого студента в течение семестра на практических занятиях проводится по 100-балльной системе и складывается из суммы баллов за различные виды работы, обозначенные в «Технологической карте дисциплины». Максимальный допускной балл – 90 (9 по 10-балльной шкале), минимальный балл – 40 (4).
Студент, не набравший минимального допускного балла по результатам текущей работы, получает неудовлетворительную оценку и должен перед письменным экзаменом пройти тестирование по темам практических занятий.
Итоговая оценка, вносимая в зачетную книжку, складывается как средний балл из суммы допускного и экзаменационного баллов и переводится деканатом в обычную систему оценок по установленной шкале. При этом за преподавателем остается право несколько снизить или повысить средний балл в зависимости от качества работы студента в семестре.
НАПОМИНАЕМ!!!