Файл: основы науки о языке.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 248

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ОЧЕНЬ ВАЖНО!!!

2 теоретических вопроса (28 и 33): «Письмо как система фиксации речи. Основные типы письма» и «Генеалогическая классификация языков. Индоевропейская языковая семья» – готовятся к экзамену самостоятельно по предложенным учебникам. Литературу, ориентировочный план ответа и систему базовых терминов по каждой из тем см. далее, на с. 39-40.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

ПО КУРСУ «ОСНОВЫ НАУКИ О ЯЗЫКЕ»


  1. Предмет, задачи и проблемы науки о языке. Соотношение частного и общего языкознания.

  2. Разделы языкознания и основные методы изучения языка.

  3. Язык как важнейшее средство человеческого общения. Паралингвистические средства коммуникации. Искусственные языки. «Язык» животных.

  4. Коммуникативная функция языка и ее частные разновидности.

  5. Язык как материя и форма мысли; язык как средство выражения и передачи мысли.

  6. Основные типы мышления. Формы мысли в их соотношении с языком..

  7. Внутренняя речь и ее виды.

  8. Понятие внешней и внутренней формы языка. Языковая картина мира и способы ее воплощения.

  9. Язык как система и структура.

  10. Основные единицы языка и речи, их функции.

  11. Виды отношений между языковыми единицами одного типа.

  12. Отношения между языковыми единицами разных типов.

  13. Фонема как единица языка. Функции фонемы. Фонема и аллофон (звук).

  14. Морфема как строевая единица языка и ее виды. Словообразовательные и словоизменительные морфемы.

  15. Слово как центральная единица языка. Номинативная функция слова и его внутренняя форма.

  16. Виды парадигматических отношений в лексике.

  17. Лексическое значение слова и понятие.

  18. Лексическое и грамматическое значения.

  19. Грамматическое значение и грамматическая форма.

  20. Грамматическая категория. Словоизменительные и классифицирующие категории.

  21. Способы и средства выражения грамматических значений.

  22. Агглютинация и фузия, аналитический и синтетический строй языка.

  23. Гласные и согласные как типы звуков.

  24. Вокализм. Классификационные признаки гласных (в сопоставительном аспекте).

  25. Консонантизм. Классификационные признаки согласных (в сопоставительном аспекте).

  26. Позиционные изменения звуков.

  27. Комбинаторные изменения звуков.

  28. Письмо как система фиксации речи. Основные типы письма. (Готовится самостоятельно!)

  29. Заимствование как вид языковой интеграции.

  30. Билингвизм как вид языковой интеграции.

  31. Скрещивание языков и языковые союзы.

  32. Понятие языкового родства. Три признака родства языков.

  33. Генеалогическая классификация языков. Индоевропейская языковая семья. (Готовится самостоятельно!)

  34. Морфологический тип языка и морфологическая классификация языков.



Т ЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

(вопросы, термины, литература)
Тема первая. Письмо как система фиксации речи. Основные типы письма.

  • Причины возникновения письма и его значение в развитии культуры.

  • Пиктография – первый этап начертательного письма.

  • Идеография, её прошлое и настоящее.

  • Фонография как наиболее совершенный тип письма.


Термины

письмо, пиктография, идеография, фонография, слоговое письмо, фонематическое письмо, алфавит.
Вопросы по теме

1. Каковы недостатки пиктографического письма, вызвавшие переход к письму идеографическому? Докажите, что основания для такого перехода были заложены уже в самой пиктографии.

2. Чем отличается пиктограмма от идеограммы? Покажите это на конкретном примере.

3. Что обозначает идеограмма: слово или значение слова, понятие? Аргументируйте свой ответ.

4. Какими особенностями китайского языка и китайской культуры объясняется сохранение идеографии (иероглифики) в Китае до настоящего времени?

5. Какие недостатки идеографического письма стимулировали развитие фонографии?

6. В каких случаях и почему пиктограммами и идеограммами пользуются и сегодня народы с фонетической системой письма? Приведите конкретные примеры пиктограмм и идеограмм, которыми (активно или пассивно) пользуетесь вы сами.

7. Что такое слоговое (силлабическое) письмо? и какие народы им пользуются? Чем отличается японская письменность от китайской?

8. В чем заключаются главные особенности звукового (фонематического) письма? Как могут соотносится звук и буква?

9. Назовите основные типы (семьи) алфавитов и покажите степень их распространенности у современных народов? Какими историческими причинами объясняется широкое распространение латиницы?

10. Почему семьи языков и «семьи» алфавитов не совпадают?

11. Какой из алфавитов – современный русский или современный английский (французский, немецкий) – является более удобным и почему?
Рекомендуемая литература

Обязательная

  1. Кодухов В.И. Указ. соч.: 139-145.

  2. Реформатский А.А. Указ. соч.:347-385.

  3. УМК, Ч. 1: 230-243.

Дополнительная

  1. Гиляревский Р.С., Кивин В.С. Определитель языков мира по письменности. Изд. 3. М., 1965.

  2. Истрин В.А. Развитие письма. М., 1961 (С. 10-22 – признаки письма, с. 300-307 – о кириллице и глаголице).

  3. Моисеев А.И. Звуки и буквы, буквы и цифры… Книга для учащихся 8-10 классов. М., 1987.



Тема вторая. Генеалогическая классификация языков. Индоевропейская языковая семья.



  • Генеалогическая классификация языков (минимум обязательных сведений).

  • Индоевропейская языковая семья.

  • Лингвистическая карта мира: проекция генеалогической классификации языков на политическую карту мира.


Термины

языковое родство, генеалогическая классификация языков, семья языков, группа, подгруппа, макросемья, лингвистическая карта мира, мировой язык, язык межнационального общения, официальный (государственный) язык.
Вопросы по теме

1. Каково количество языков на земном шаре? Можно ли подсчитать число языков с точностью до единицы? (Ответ обоснуйте).

2. Каково теоретическое обоснование генеалогической классификации языков?

3. Раскройте на конкретных примерах понятия «семья», «группа» и «подгруппа» языков.

4. Найдите хотя бы одно расхождение в классификации, представленной в разных учебниках, и объясните его.

5. Покажите, как соотносятся друг с другом понятия «генеалогическая классификация языков» и «лингвистическая карта мира».

6. Обозначьте (мысленно) на карте мира зоны первичного и вторичного распространения индоевропейских языков.

7. Объясните географический термин «страны Латинской Америки».

8. Назовите языки, которые обслуживают не одну, а несколько наций.

9. Пользуясь цифровыми данными в учебниках по введению в языкознание, назовите 10 самых крупных языков мира.

10. Раскройте понятие «мировой язык» и перечислите языки, обладающие этим статусом? Почему не все языки из десятки самых крупных являются мировыми?

11. Раскройте понятие «язык межнационального общения» и приведите примеры языков, обладающих таким статусом.

12. Раскройте понятие «государственный (официальный) язык».
Рекомендуемая литература

Обязательная

  1. Кодухов В.И. Указ. соч.: 91-94.

  2. Реформатский А.А. Указ. соч. : 411-456.

  3. УМК, Ч. II.: 294-308, 436-442. Доп.: с. 318-330 (таблицы).


Дополнительная

  1. Кондратов А.М. Земля людей – земля языков. М., 1974.

  2. Кондрашов Н.А. Славянские языки. Изд. 3. М., 1986.

  3. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.

  4. Шайкевич. А.Я. Введение в лингвистику. М., 1995 (карты языков)

  5. Широков О.С. Введение в языкознание. М., 1985. – С. 111-190 (справочный материал)




МИНИМУМ НЕОБХОДИМЫХ СВЕДЕНИЙ

ПО ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЙ КЛАССИФИКАЦИИ ЯЗЫКОВ
Индоевропейская семья

Славянская группа языков: а) восточнославянская подгруппа – русский, украинский, белорусский; б) западнославянская подгруппа – польский, чешский, словацкий, лужицкий (серболужицкий), кашубский; в) южнославянская подгруппа – болгарский, македонский, сербохорватский, словенский, старославянский (мертвый).

Балтийская группа: литовский, латышский.

Германская группа: английский, немецкий, голландский, исландский, шведский, норвежский, датский, идиш, готский (мертвый).

Романская группа: французский, испанский, итальянский, португальский, румынский, молдавский, латынь (мертвый).

Кельтская группа: ирландский, шотландский.

Индийская группа: хинди, санскрит (мертвый).

Иранская группа: персидский (фарси), афганский (пушту), таджикский.

Греческая группа: новогреческий, древнегреческий (мертвый).

Армянский язык.

Албанский язык.
Тюркская семья: турецкий, казахский, узбекский, киргизский, туркменский, азербайджанский, татарский, башкирский, чувашский, якутский.

Финно-угорская семья: финский, эстонский, карельский, венгерский, коми, марийский, мордовский, удмуртский, хантыйский, мансийский.

Кавказская семья: грузинский, чеченский, абхазский.

Семито-хамитская семья: арабский, иврит.

Китайско-тибетская семья: китайский (путунхуа).

Языки банту: суахили.
Отдельные языки (вне семей):

японский,

корейский,

баскский.



ТЕРМИНЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ НА ЭКЗАМЕНЕ



(всего 103 термина по всем разделам курса, включая лекционные темы)
ФОНЕТИКА


1. Речевой (артикуляторный) аппарат

2. Активные органы

3. Пассивные органы

4. Артикуляция

5. Артикуляционная база языка

6. Акцент

7. Фонема

8. Дифференциальный признак фонемы

9. Интегральный признак фонемы

10.Ряд гласных

11.Подъем гласных

12.Лабиализованные гласные

13. Дифтонг

14.Апикальные согласные

15.Дорсальные согласные

16.Способ образования согласных

17.Место образования согласных

18. Палатализация согласных

19.Сонорные согласные

20. Аффрикаты

21. Сильная позиция фонемы

22. Слабая позиция фонемы

23. Позиционные изменения (процессы)

24. Редукция

25. Качественная редукция

26. Количественная редукция

27. Протеза

28. Комбинаторные изменения (процессы)

29..Ассимиляция

30. Диссимиляция

31. Аккомодация

32. Диэреза

33. Эпентеза

34. Сингармонизм(гармония гласных)




ГРАММАТИКА


1. Морфема

2. Нулевая морфема

3. Корень

4 Аффикс

5. Постфикс (в узком смысле)

6. Интерфикс

7. Инфикс

8. Конфикс

9. Трансфикс

10. Агглютинативный аффикс («прилепа»)

11. Флексия

12.Опрощение

13.Переразложение

14.Формообразующая основа

15. Словообразующая основа

16.Грамматическое значение

17. Грамматическая форма

18. Грамматическая категория

19 Синтетический способ

20. Аналитический способ

21. Словоформа

22. Аффиксация

23. Внутренняя флексия

24. Супплетивизм

25.Морфологическая классификация

языков

26. Флективные языки

27. Агглютинация (агглютинативные языки)

28.Корневые языки

29. Инкорпорирующие языки

ЛЕКСИКА


  1. Лексема (слово)

  2. Лексическое значение

  3. Лексико-семантическая группа

  4. Семантическое поле

  5. Гиперо-гипонимическая группа

  6. Внутренняя форма слова

  7. Мотивированное слово

  8. Коннотация

  9. Лексические омонимы

  10. Паронимы

  11. Историзм

  12. Архаизм

  13. Неологизм

ПИСЬМО


  1. Пиктография

  2. Идеография

  3. Фонография

  4. Слоговое письмо

  5. Звуковое (фонематическое) письмо

  6. Алфавит