Файл: Отчет по практической работе 2 по дисциплине Транспортная безопасность.docx
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 202
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
исполнительной власти Ленинградской области, органом местного самоуправления.
Порядок установления и использования придорожных полос автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения может устанавливаться соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти Ленинградской области, органом местного самоуправления.
27. Проектирование автомобильных дорог осуществляются в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», СНиП 2.05.02-85*.
Контрольные вопросы
Федеральный закон о транспортной безопасности определяет такие типы объектов, как железнодорожные вокзалы и станции, автовокзалы и автостанции, объекты инфраструктуры внеуличного транспорта, тоннели, эстакады, мосты, морские терминалы, акватории морских портов, порты, аэродромы и аэропорты, участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромы, посадочные площадки, здания, строения, сооружения, обеспечивающие управление транспортным комплексом. Каждый из них по-своему уникален, а потому и меры по их защите должны носить строго индивидуальный характер.
Многообразие транспорта:
Организация контрольно-пропускного режима отличается определенной сложностью. Дело в том, что механизм осуществления контрольно-пропускного режима основывается на применении запретов и ограничений в отношении субъектов, пересекающих границы охраняемых объектов, для обеспечения интересов предприятия. Такой механизм должен быть безупречным с точки зрения соответствия требованиям действующего законодательства.
В России существует множество объектов, относящихся к категории режимных. Наиболее важные из них – государственные учреждения с ограничением доступа, объекты силовых структур, охраняющих государственную тайну, опасные промышленные объекты, в том числе объекты транспорта, топливно-энергетического комплекса и использования атомной энергии. Обеспечение защиты таких объектов является важным приоритетом общественной и национальной безопасности.
Необходимо сразу оговориться, что защите подлежат лишь те объекты, которые в установленном порядке прошли процедуру категорирования, и не каждый тип объекта подвергается категорированию.
Критические элементы – это строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры либо возникновению чрезвычайных ситуаций.
Возьмем, к примеру, железнодорожный транспорт. Согласно постановлению Правительства РФ от 08.10.2020 г. № 1633 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта", категорированию и дальнейшему принятию мер по их защите подлежат следующие типы объектов:
железнодорожные вокзалы и станции;
железнодорожные тоннели, мосты, эстакады;
участки железнодорожных путей, а также обеспечивающие функционирование транспортного комплекса в части железнодорожного транспорта здания, сооружения и помещения для обслуживания пассажиров и транспортных средств, погрузки, разгрузки и хранения грузов повышенной опасности и (или) опасных грузов, на перевозку которых требуется специальное разрешение.
Что интересно, такой объект транспорта, как железнодорожное депо, в пределах нашей страны может достигать поистине больших размеров, но к системе мер, определенных данным постановлением, не относится.
Таким образом, на примере железнодорожного транспорта видно, что основные и самые распространенные типы объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) все же защищаются, однако такие объекты, как депо, пути необщего пользования и некоторые другие, остались без внимания.
Что такое критический элемент?
Для перечисленных категорируемых ОТИ по видам транспорта проводится множество мероприятий по их защите, начиная от разработки формально-административных документов типа приказов, распоряжений, порядков и инструкций и заканчивая оснащением инженерными и техническими средствами. Для объекта определяется так называемая зона транспортной безопасности, куда проход физическим лицам ограничен, и, что наиболее важно, определяются критические элементы (КЭ).
Критические элементы – это строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры, совершение акта незаконного вмешательства (АНВ) в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры либо возникновению чрезвычайных ситуаций (межведомственный приказ Минтранса России, ФСБ России и МВД России от 05.03.2010 г. № 52/112/134 "Об утверждении Перечня потенциальных угроз совершения АНВ в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств").
Определение степени защищенности любого объекта целесообразно основывать на анализе "привлекательности" совершения на нем противоправных актов, оценки возможной, но недопустимой совокупной опасности и последствий. При установлении необходимого уровня защищенности объекта необходимо исходить из противостояния наиболее опасным угрозам с наиболее тяжелыми последствиями.
При этом надо понимать, что атакующая сторона (нарушитель) всегда имеет преимущество за счет инициативы, выбирая время, место и способ проникновения. Преследуя свои цели, нарушитель старается обойти возможность сопротивления его действиям в соответствии со своим представлением об уязвимостях объекта.
Критические элементы определяются в процессе оценки уязвимости, которую проводят аккредитованные специализированные организации. Что же является на практике критическими элементами, к защите которых приковывается особое внимание?
Критический элемент – "сердце" в системе безопасности
Возьмем за основу железнодорожный транспорт. На станциях в последнее время критическим элементом признается помещение дежурного по станции и (или) помещение релейной. Связано это с тем, что в данных помещениях установлено оборудование устройств сигнализации, централизации и блокировки (пульт дежурного по станции и релейные шкафы). По мнению экспертов в области оценки уязвимости, совершение незаконных действий в отношении этих элементов приведет к полному или частичному прекращению функционирования объекта.
Такие выводы делаются на основании факторов, влияющих на величину последствий ущерба от совершения актов незаконного вмешательства, а также выводов о потенциально возможных способах реализации угроз совершения данных АНВ.
На вокзалах ситуация более неоднозначная, поскольку разные специализированные организации делают акцент на разных критических элементах. Некоторые определяют критическим элементом кабинет начальника вокзала, другие же считают КЭ помещение и оборудование электрощитовой, после взрыва которого произойдет обесточивание объекта.
Современная обстановка в мире показывает, что проблемы борьбы с терроризмом на объектах железнодорожного транспорта требуют компетентного рассмотрения на высшем уровне. Терроризм давно перерос рамки национальных границ и превратился в масштабную угрозу для безопасности всего мирового сообщества. Увеличение количества террористических актов, ведущих к массовым жертвам, рост циничности и жестокости их исполнения обязывает проанализировать причины столь масштабного терроризма и диктует необходимость принять эффективные меры по координации действий правоохранительных органов и спецслужб4.
По другим видам транспорта имеются схожие и отличительные черты. Нередко критическими элементами на объектах различных видов транспорта признаются электрощитовые и серверные помещения, без которых функционирование объекта может быть приостановлено до завершения восстановительных работ. Вместе с тем мероприятия по защите подобных критических элементов ведутся уже давно, и нередко предусматриваются резервные и бесперебойные источники питания, позволяющие функционировать ОТИ в штатном режиме.
Критические элементы транспортных средств
Требования действующего законодательства распространяются не только на объекты, указанные выше, но и на категорируемые транспортные средства (ТС).
Думаю, что для большинства людей не секрет, что двумя основными элементами технических средств являются кабина водителя (пилота) и отсек двигателя. Вывод из строя любого из указанных элементов любым из возможных способов угроз приведет к остановке ТС, а также полному или частичному его разрушению. Поэтому защита данных элементов является приоритетной, а допуск для пассажиров и прочих лиц в эти зоны строго ограничен. Защита подвижного состава от различных угроз в настоящее время целиком и полностью возлагается на автотранспортные предприятия и перевозчиков.
Ввиду открытости и доступности транспортного предприятия, вездесущности движения транспортных средств, широкого распространения транспортной системы и наличия многих потенциально опасных мест антитеррористические меры безопасности сталкиваются со значительными препятствиями.
К сожалению, реальность такова, что реализованные теракты на подвижном составе не привели к улучшению защиты транспортных средств, а нынешняя экономическая обстановка в стране и в мире приводит к необходимости государства экономить на развитии всех направлений. Поэтому надеяться на резкое улучшение системы принимаемых мер по защите подвижного состава в ближайшее время не приходится.
Комплекс мер по обеспечению безопасности может предусматривать и оборудование критического элемента различными инженерно-техническими средствами (техническими системами и средствами сигнализации, контроля доступа, видеонаблюдения), и физическую защиту.
Физическая защита подразумевает работу оператора технических средств обеспечения безопасности, которыми оснащается вход в КЭ и само помещение КЭ и сигнал с которых выводится в пункт управления техническими средствами, а также работу сотрудников охраны.
Угрозы для критического элемента
Вышеупомянутым межведомственным приказом утверждены девять потенциальных угроз совершения АНВ в деятельность ОТИ и ТС. Три угрозы касаются конкретно критических элементов:
Угроза захвата критического элемента ОТИ и/или ТС – возможность захвата критического элемента ОТИ и/или ТС, установления над ним контроля силой или угрозой применения силы или путем любой другой формы запугивания.
Угроза взрыва критического элемента ОТИ и/или ТС – возможность разрушения критического элемента ОТИ и/или ТС или нанесения ему повреждения путем взрыва (обстрела), создающего угрозу функционированию ОТИ и/или ТС, жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.
Угроза размещения или попытки размещения на критическом элементе ОТИ и/или ТС взрывных устройств (взрывчатых веществ) – возможность размещения или совершения действий в целях размещения каким бы то ни было способом на критическом элементе ОТИ и/или ТС взрывных устройств (взрывчатых веществ), которые могут разрушить критический элемент ОТИ и/или ТС или нанести ему повреждения, угрожающие безопасному функционированию ОТИ и/или ТС, жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.
Порядок установления и использования придорожных полос автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения может устанавливаться соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти Ленинградской области, органом местного самоуправления.
27. Проектирование автомобильных дорог осуществляются в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», СНиП 2.05.02-85*.
Контрольные вопросы
-
Критический элемент объекта транспортной инфраструктуры
Федеральный закон о транспортной безопасности определяет такие типы объектов, как железнодорожные вокзалы и станции, автовокзалы и автостанции, объекты инфраструктуры внеуличного транспорта, тоннели, эстакады, мосты, морские терминалы, акватории морских портов, порты, аэродромы и аэропорты, участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромы, посадочные площадки, здания, строения, сооружения, обеспечивающие управление транспортным комплексом. Каждый из них по-своему уникален, а потому и меры по их защите должны носить строго индивидуальный характер.
Многообразие транспорта:
Организация контрольно-пропускного режима отличается определенной сложностью. Дело в том, что механизм осуществления контрольно-пропускного режима основывается на применении запретов и ограничений в отношении субъектов, пересекающих границы охраняемых объектов, для обеспечения интересов предприятия. Такой механизм должен быть безупречным с точки зрения соответствия требованиям действующего законодательства.
В России существует множество объектов, относящихся к категории режимных. Наиболее важные из них – государственные учреждения с ограничением доступа, объекты силовых структур, охраняющих государственную тайну, опасные промышленные объекты, в том числе объекты транспорта, топливно-энергетического комплекса и использования атомной энергии. Обеспечение защиты таких объектов является важным приоритетом общественной и национальной безопасности.
Необходимо сразу оговориться, что защите подлежат лишь те объекты, которые в установленном порядке прошли процедуру категорирования, и не каждый тип объекта подвергается категорированию.
Критические элементы – это строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры либо возникновению чрезвычайных ситуаций.
Возьмем, к примеру, железнодорожный транспорт. Согласно постановлению Правительства РФ от 08.10.2020 г. № 1633 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта", категорированию и дальнейшему принятию мер по их защите подлежат следующие типы объектов:
железнодорожные вокзалы и станции;
железнодорожные тоннели, мосты, эстакады;
участки железнодорожных путей, а также обеспечивающие функционирование транспортного комплекса в части железнодорожного транспорта здания, сооружения и помещения для обслуживания пассажиров и транспортных средств, погрузки, разгрузки и хранения грузов повышенной опасности и (или) опасных грузов, на перевозку которых требуется специальное разрешение.
Что интересно, такой объект транспорта, как железнодорожное депо, в пределах нашей страны может достигать поистине больших размеров, но к системе мер, определенных данным постановлением, не относится.
Таким образом, на примере железнодорожного транспорта видно, что основные и самые распространенные типы объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) все же защищаются, однако такие объекты, как депо, пути необщего пользования и некоторые другие, остались без внимания.
Что такое критический элемент?
Для перечисленных категорируемых ОТИ по видам транспорта проводится множество мероприятий по их защите, начиная от разработки формально-административных документов типа приказов, распоряжений, порядков и инструкций и заканчивая оснащением инженерными и техническими средствами. Для объекта определяется так называемая зона транспортной безопасности, куда проход физическим лицам ограничен, и, что наиболее важно, определяются критические элементы (КЭ).
Критические элементы – это строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры, совершение акта незаконного вмешательства (АНВ) в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры либо возникновению чрезвычайных ситуаций (межведомственный приказ Минтранса России, ФСБ России и МВД России от 05.03.2010 г. № 52/112/134 "Об утверждении Перечня потенциальных угроз совершения АНВ в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств").
Определение степени защищенности любого объекта целесообразно основывать на анализе "привлекательности" совершения на нем противоправных актов, оценки возможной, но недопустимой совокупной опасности и последствий. При установлении необходимого уровня защищенности объекта необходимо исходить из противостояния наиболее опасным угрозам с наиболее тяжелыми последствиями.
При этом надо понимать, что атакующая сторона (нарушитель) всегда имеет преимущество за счет инициативы, выбирая время, место и способ проникновения. Преследуя свои цели, нарушитель старается обойти возможность сопротивления его действиям в соответствии со своим представлением об уязвимостях объекта.
Критические элементы определяются в процессе оценки уязвимости, которую проводят аккредитованные специализированные организации. Что же является на практике критическими элементами, к защите которых приковывается особое внимание?
Критический элемент – "сердце" в системе безопасности
Возьмем за основу железнодорожный транспорт. На станциях в последнее время критическим элементом признается помещение дежурного по станции и (или) помещение релейной. Связано это с тем, что в данных помещениях установлено оборудование устройств сигнализации, централизации и блокировки (пульт дежурного по станции и релейные шкафы). По мнению экспертов в области оценки уязвимости, совершение незаконных действий в отношении этих элементов приведет к полному или частичному прекращению функционирования объекта.
Такие выводы делаются на основании факторов, влияющих на величину последствий ущерба от совершения актов незаконного вмешательства, а также выводов о потенциально возможных способах реализации угроз совершения данных АНВ.
На вокзалах ситуация более неоднозначная, поскольку разные специализированные организации делают акцент на разных критических элементах. Некоторые определяют критическим элементом кабинет начальника вокзала, другие же считают КЭ помещение и оборудование электрощитовой, после взрыва которого произойдет обесточивание объекта.
Современная обстановка в мире показывает, что проблемы борьбы с терроризмом на объектах железнодорожного транспорта требуют компетентного рассмотрения на высшем уровне. Терроризм давно перерос рамки национальных границ и превратился в масштабную угрозу для безопасности всего мирового сообщества. Увеличение количества террористических актов, ведущих к массовым жертвам, рост циничности и жестокости их исполнения обязывает проанализировать причины столь масштабного терроризма и диктует необходимость принять эффективные меры по координации действий правоохранительных органов и спецслужб4.
По другим видам транспорта имеются схожие и отличительные черты. Нередко критическими элементами на объектах различных видов транспорта признаются электрощитовые и серверные помещения, без которых функционирование объекта может быть приостановлено до завершения восстановительных работ. Вместе с тем мероприятия по защите подобных критических элементов ведутся уже давно, и нередко предусматриваются резервные и бесперебойные источники питания, позволяющие функционировать ОТИ в штатном режиме.
Критические элементы транспортных средств
Требования действующего законодательства распространяются не только на объекты, указанные выше, но и на категорируемые транспортные средства (ТС).
Думаю, что для большинства людей не секрет, что двумя основными элементами технических средств являются кабина водителя (пилота) и отсек двигателя. Вывод из строя любого из указанных элементов любым из возможных способов угроз приведет к остановке ТС, а также полному или частичному его разрушению. Поэтому защита данных элементов является приоритетной, а допуск для пассажиров и прочих лиц в эти зоны строго ограничен. Защита подвижного состава от различных угроз в настоящее время целиком и полностью возлагается на автотранспортные предприятия и перевозчиков.
Ввиду открытости и доступности транспортного предприятия, вездесущности движения транспортных средств, широкого распространения транспортной системы и наличия многих потенциально опасных мест антитеррористические меры безопасности сталкиваются со значительными препятствиями.
К сожалению, реальность такова, что реализованные теракты на подвижном составе не привели к улучшению защиты транспортных средств, а нынешняя экономическая обстановка в стране и в мире приводит к необходимости государства экономить на развитии всех направлений. Поэтому надеяться на резкое улучшение системы принимаемых мер по защите подвижного состава в ближайшее время не приходится.
Комплекс мер по обеспечению безопасности может предусматривать и оборудование критического элемента различными инженерно-техническими средствами (техническими системами и средствами сигнализации, контроля доступа, видеонаблюдения), и физическую защиту.
Физическая защита подразумевает работу оператора технических средств обеспечения безопасности, которыми оснащается вход в КЭ и само помещение КЭ и сигнал с которых выводится в пункт управления техническими средствами, а также работу сотрудников охраны.
Угрозы для критического элемента
Вышеупомянутым межведомственным приказом утверждены девять потенциальных угроз совершения АНВ в деятельность ОТИ и ТС. Три угрозы касаются конкретно критических элементов:
Угроза захвата критического элемента ОТИ и/или ТС – возможность захвата критического элемента ОТИ и/или ТС, установления над ним контроля силой или угрозой применения силы или путем любой другой формы запугивания.
Угроза взрыва критического элемента ОТИ и/или ТС – возможность разрушения критического элемента ОТИ и/или ТС или нанесения ему повреждения путем взрыва (обстрела), создающего угрозу функционированию ОТИ и/или ТС, жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.
Угроза размещения или попытки размещения на критическом элементе ОТИ и/или ТС взрывных устройств (взрывчатых веществ) – возможность размещения или совершения действий в целях размещения каким бы то ни было способом на критическом элементе ОТИ и/или ТС взрывных устройств (взрывчатых веществ), которые могут разрушить критический элемент ОТИ и/или ТС или нанести ему повреждения, угрожающие безопасному функционированию ОТИ и/или ТС, жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.