Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Начало приобщения к вредным привычкам, как правило, относится к подростковому возрасту. Можно выделить следующие группы основных причин приобщения молодежи к вредным привычкам:
-
Отсутствие внутренней дисциплины и чувства ответственности
Из-за этого молодые люди часто вступают в конфликт с теми, от кого они находятся в определенной зависимости. Но при этом они имеют достаточно высокие запросы, хотя сами не в состоянии их удовлетворить, потому что не обладают для этого ни соответствующей подготовкой, ни социальными, ни материальными возможностями. В этом случае вредные привычка становятся своеобразным бунтарством, протестом против исповедуемых взрослыми или обществом ценностей.
-
Отсутствие мотивации, четко определенной жизненной цели.
Поэтому такие люди живут сегодняшним днем, сиюминутными удовольствиями и не заботятся о своем будущем, не задумываются о последствиях своего нездорового поведения.
-
Ощущение неудовлетворенности, несчастья, тревога и скука.
Эта причина особенно сказывается у людей неуверенных, с низкой самооценкой, которым жизнь кажется беспросветной, а окружающие их не понимают.
-
Общение
Трудности общения, свойственные людям, которые не имеют прочных дружеских связей, трудно вступают в тесные отношения с родителями, учителями, окружающими, не легко подпадают под дурное влияние. Поэтому если среди ровесников есть употребляющие вредные вещества, они легче поддаются их нажиму («попробуй, и не обращай внимания на то, что это плохо»). Почувствовав под влиянием этих веществ раскрепощённость и легкость, они пытаются расширить круг знакомств и повысить свою популярность.
-
Экспериментирование.
Когда человек слышит от окружающих о приятных ощущениях от употребление вредных веществ, он, хотя и знает об их пагубных влияниях на организм, хочет сам испытать эти ощущения. К счастью, большинство экспериментирующих этим этапом знакомства с вредными веществами и ограничивается. Но если человеку свойственны и еще какие-либо из указанных провоцирующих причин, то этот этап становится первым шагом к формированию вредных привычек.
-
Желание уйти от проблем,
видимо, основная причина употребления вредных веществ подростками. Дело в том, что все вредные вещества вызывают торможение в ЦНС, в результате которого человек «отключается» и как бы уходит от имеющихся у него проблем. Но это не выход из создавшегося положения - проблемы не разрешаются, а усугубляются, а время уходит.
Таким образом, необходимо еще раз отметить особую опасность действия вредных веществ на подростков. Это связано не только с происходящими у них процессами роста и развития, а прежде всего с очень высоким содержанием в их организме половых гормонов. Как раз взаимодействие этих гормонов с вредными веществами и делает подростка чрезвычайно чувствительным к их действию. Например, взрослому, чтобы пройти путь от начинающего пить алкоголь до алкоголика, требуется от двух до пяти лет, а подростку - всего лишь от трех до шести месяцев! Конечно же, для 15-16-летнего школьника, который готовится вступить в юношеский возраст, такое следствие употребления вредных веществ особенно опасно.
-
Профилактике вредных привычек у детей и подростков
Профилактика вредных привычек, сегодня, к сожалению, почти не ведётся. Если это и происходит, то в виде маловразумительных плакатов, вывесок и агитаций. Эффект от подобных мероприятий крайне низок. Здесь впору вспомнить фразу о спасении утопающих, в чьих руках их же спасение.
Работы по профилактике вредных привычек у детей и подростков оказывается эффективной при соблюдении следующих условий:
следует воспитывать и формировать здоровые жизненные потребности, создавать социально значимые мотивации поведения;
детям и родителям следует предоставлять объективную информацию о вредных привычках, их воздействии на человека и последствиях применения;
соответствующее информирование необходимо осуществлять с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
понимание детьми сущности вредных привычек должно идти параллельно с формированием устойчиво негативного личностного отношения к психоактивным веществам и навыков межличностного общения со сверстниками и взрослыми, умения справляться с конфликтами, управлять эмоциями и чувствами
;
учащиеся должны приобрести опыт решения своих проблем без помощи психоактивных веществ, научиться бороться с этими увлечениями близких и друзей;
прививать учащимся навыки здорового образа жизни, влиять на уровень притязаний и самооценку детей;
в борьбе с вредными привычками ребенок, родители, педагоги должны быть едины: надо помочь ребенку отказаться (или захотеть отказаться) от вредных привычек самому.
-
Методы борьбы с вредными привычками
Искоренение вредных привычек следует начать с их осознания. Проблемой большинства людей является именно то, что они не видят вреда в своих действиях. Но к счастью есть несколько эффективных методов решения вопроса как победить вредные привычки. Главное, подойти к этому очень серьёзно:
Нужно отвлечься, ненадолго расслабиться и вспомнить какие действия в течения дня совершаются автоматически и без всякого контроля. Причём они повторяются изо дня в день. Через некоторое время удастся вспомнить несколько из них. Это и будут привычки, которые необходимо взять под контроль.
Вопрос как отказаться от вредных привычек зависит от воли и характера человека. Кому-то требуется пара-тройка дней, а некоторым не хватит и полугода. Лучший вариант — каждый день в течение трёх недель заменять вредную привычку полезной. Например, вместо того, чтобы покурить, нужно выпить стакан воды и сделать 5 глубоких вдохов.
Когда начнёт ощущаться дискомфорт от отсутствия вредной привычки, нужно набраться сил и не обращать на него внимания. Лучше всего научиться получать удовольствие от этого дискомфорта — ведь он говорит о том, что привычка уходит.
Никогда и ни при каких обстоятельствах нельзя делать себе поблажки. Очень многие люди ломаются именно на этом этапе. «Сегодня был трудный день, от одной сигареты ничего не будет» и так далее.
Главное правило, при котором профилактика вредных привычек будет действовать — это соблюдение режима в 21 день или 3 недели. Если хоть один день будет вновь наполнен старой привычкой – весь отсчёт следует начать сначала. Но как бы ни сложилась борьба, она того стоит. Жизнь без вредных привычек намного интереснее и лучше, чем порою кажется.
Таким образом, приходим к выводу что, чем раньше будет выявлено наличие пагубных привычек у школьников, тем более эффективна будет помощь. Вредные привычки школьников можно попробовать искоренить следующими методами:
• распределением свободного времени подростка;
• пропагандой здорового образа жизни;
• положительным примером окружающих.
Однако самым действенным методом борьбы с вредными привычками среди детей является собственный пример взрослых. Перед глазами ребенка должен стоять пример человека, ведущего здоровый образ жизни.
-
Практическая часть
Опрос проводился среди учащихся МАОУ «Гимназия № 3» 25 января 2022 г., с целью выяснения вопроса о том, имеют ли подростки 15-16 лет вредные привычки. Если да, то какие?
Опросу подлежали ученики 9-х классов (25 человек: 7 девочек и 18 мальчиков). Анкетирование проводилось добровольно.
В эксперименте использовался анонимный тест. Тест состоял из восьми вопросов, на которые подростки должны были выбрать ответ из выдвинутых вариантов.
Анализ полученных результатов:
I Алкоголь
1. Пробовали ли Вы когда-нибудь алкогольные напитки?
а) да – 68 %
б) нет – 32 %
2. Как вы считаете, с какой целью употребляют спиртные напитки?
а) чтобы снять напряжение (стресс) - 12%
б) чтобы повысить своё настроение - 48%
в) чтобы поддержать компанию - 40%
3. Как часто Вы употребляете спиртные напитки?
а) ежедневно – 0 %
б) не более трех раз в неделю – 8 %
в) не более двух раз в месяц – 28 %
г) редко, вообще не употребляю – 64 %
II Курение
1. Пробовали ли Вы когда-нибудь курить? Курите ли Вы сейчас?
а) да, курю – 36 %
б) нет – 36 %
в) пробовал(а), но не курю - 28 %
2. Количество выкуриваемых Вами сигарет?
а) 1-10 сигарет в день – 36 %
б) 10-20 сигарет в день – 0 %
в) более пачки в день – 0 %
г) не курю – 64 %
3. Вследствие чего Вы начали курить?
а) хотел попробовать – 8 %
б) влияние компании – 16 %
в) желание повзрослеть – 32 %
г) получил удовольствие – 12 %
д) не курю – 32 %
III Наркотики
1. Употребляли ли Вы когда-нибудь пусть даже слабый наркотик?
а) да – 0 %
б) нет – 88 %
в) ответили не серьезно – 12 %
2. Как вы считаете, вредные привычки:
а) вредят здоровью – 84 %
б) помогают поднять настроение, расслабляют – 16 %
Самое печальное то, что вредные привычки человека наносят вред, не только себе, но и окружающим их людям. Пьяные за рулём, буйные от любого вида опьянения, бестактные люди, обрекающие окружающих на роль пассивных курильщиков, безответственные родители, нездоровые дети.
Это не просто те, кто сознательно шагает в могилу, но и те, кто тянет за собой многих других.
ВЫВОД
Результаты исследования позволили сделать следующие выводы:
среди учащихся 9 классов алкоголь пробовали 68 %, среди них мальчиков 44% (11 человек) и девочек – 24% (6 человек);
среди учащихся курить пробовали 64%, (14 мальчиков и 2 девочки), постоянно курят 36 % (9 человека); 28 % пробовали, но не курят;
основной целью потребления спиртных напитков является повышение настроения, поддержание компании.
основной причиной по которой впервые подростки попробовали закурить стало желание повзрослеть.
наркотическому воздействию никто не подвержен;
большинство учащихся высказали мысль о том, что основным негативным последствием этих привычек является вред здоровью.
Таким образом, большинство подростков 9-х классов по результатам опроса уже попробовали алкоголь и сигареты, 36 % обучающихся уже имеют вредную привычку-курение.
В данной работе я постарался раскрыть сущность вредных привычек и их влияние на организм человека, проанализировал причины возникновения вредных привычек в подростковом возрасте, выделил основные методы борьбы с вредными привычками.
Любое употребление наркотиков, а к ним относится и курение, и алкоголь, и сами наркотики быстро разрушает организм. Искоренение вредных привычек следует начать с их осознания. Но проблемой большинства людей является именно то, что они не видят вреда в своих действиях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Каждый человек волен сделать свой выбор, по какому пути ему идти. Идти по пути получения удовольствий от каждодневной упорной работы по совершенствованию своих духовных и физических качеств, по пути укрепления своего здоровья и создания условий для благополучной взрослой жизни. Или идти по ложному пути получения удовольствий от приема наркотических веществ, а значит, по пути быстрого уничтожения своего здоровья и своего будущего благополучия.
В современном мире альтернативой вредным привычкам может служить спорт. Занятие спортом, отказ от вредных привычек и ведение здорового образа жизни – главные цели здорового общества!
! КАК НЕ СТАТЬ ЖЕРТВОЙ
•Обрети уверенность в том, что тебе лично наркотики не нужны!
•Найди здравые объяснения своей уверенности!
•Будь готов привести свои объяснения любому, кто заведет с тобой разговор о наркотиках.
•Твои слова должны быть сильнее любых доводов, расхваливающих употребление наркотиков.