Файл: Тк 10. Итоговое контрольное задание по темам Раздела I.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ТК – 10. Итоговое контрольное задание по темам Раздела I

«Философия и ее исторические типы»

Инструкция по выполнению: задание выполняется опираясь на лекции по Разделу I (темы 2-8). Необходимо выполнить один из вариантов задания, ответив на все вопросы в выбранном варианте. Выбор варианта осуществляется обучающимся по желанию.
Вариант 1.



1. Дайте развернутое определение понятию «философия», приведите не менее трех

примеров философских проблем, опираясь на точки зрения выдающихся философов.
Филосо́фия  — особая форма познания и система знаний об общих характеристиках, понятиях и принципах реальности (бытия), а также бытия человека, об отношении человека и окружающего его мира.

К задачам философии на протяжении веков относились как изучение всеобщих законов развития мира и общества, так и изучение самого процесса познания и мышления, а также изучение нравственных категорий и ценностей. К числу предельных философских вопросов относятся, например, вопросы:

«Познаваем ли мир?»,

«Существует ли Бог?»,-блаженный Августин и Декарт (Основная мысль этого аргумента[4] была высказана ещё блаженным Августином и развита Декартом. Суть его состоит в предположении, что идея о Боге как всесовершенном существе существует вечно и не могла сформироваться в результате чисто мыслительной деятельности человека (его психики) от впечатлений внешнего мира, а следовательно — источник её принадлежит самому Богу.)

«Что такое истина?»,

«Что такое хорошо?»,- Аристотель (цель этики — не знания, а поступки. Вопрос о том, что есть благо, в этике связан с вопросом о том, как его достичь.)

«Что есть Человек?»,

«Что первично — материя или сознание?»,

«В чём 
смысл жизни?»-Аристотель (целью всех человеческих поступков является счастье (eudaimonia), которое состоит в осуществлении сущности человека. Для человека, сущность которого — душа, счастье состоит в мышлении и познании. Духовная работа, таким образом, имеет преимущество над физической. Научная деятельность и занятия искусством — это так называемые дианоэтические добродетели, которые достигаются через подчинение страстей разуму.)
2. Заполните таблицу по этапам развития античной философии, указав наименования этапов, хронологические рамки, представителей и примеры, обсуждаемых философских проблем:



Этапы развития античной философии и их хронологические рамки.

Основные философы, представители этого периода

Основные проблемы, обсуждаемые в этот период.

1

Натурфилософский этап

VII-V вв. до н.э.

Ранние натурфилософы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит Эфесский, Ксенофан из Колофона, Парменид, Зенон Элеский).
Поздние натурфилософы (Пифагор, Эмпедокл из Ариента, Анаксагор, Левкипп, Демокрит из Абдер)

Ранние натурфилософы выдвигали на первый план проблему космической гармонии, которой должна соответствовать и гармония человеческой жизни

У поздних натурфилософов созерцательный подход сочетается с использованием логической аргументации, и появляется система категорий.

2

Классический этап V-IV вв. до н.э.

Сократ, Платон и Аристотель, а также философы-софисты

Переключение внимания философов с «природы вещей» на вопросы этики, морали, проблемы общества и человеческое мышление

3

Эллинистическо-римский этап IV в. до н.э. – III в. н.э.

Киники (Циники) (Антисфен из Афин, Диоен Синопский). Эпикурейцы (Эпикур, Лукреций Кар, Гораций). Стоики (Зенон из Китая, Эпиктет, Сенека, Марк Аврелий). Скептики (Пиррон из Элиды, Секст Эмпирик). Эклектизм (Филон, Панетий, Марк Тулий Цицерон).

В это время в античной философии произошел отказ от создания фундаментальных философских систем и переход к проблемам этики, смысла и ценностей человеческой жизни.




Завершающий этап - неоплатонизм III-VI в. н.э.

Наиболее известный представитель -Плотин

Представители неоплатонизма занимались толкованиями учения Платона и критиковали все последующие течения


3. Что такое экзистенциализм, каковы его основные идеи и вклад в развитие философии и культуры 20 века?

Экзистенциализм - направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека. Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается, прежде всего, идеей преодоления человеком собственной сущности и большим акцентом на глубину эмоциональной природы. Экзистенциализм начал зарождаться еще в середине XIX века, а в 20-е — 70-е годы XX века приобрел актуальность и стал одним из популярных философских направлений в Западной Европе.
Экзистенциальные проблемы— это проблемы, которые появляются у человека, когда он не может понять, в чём смысл его жизни, в чём её ценность и для чего он живёт.

Например:

  • "В чём смысл строить отношения, если все люди умирают в одиночку?"

  • "Какова цель моей жизни?"

  • "Какой смысл того, чем я занимаюсь, если меня скоро забудут?"

  • "Как понять, что то, что я делаю, — хорошо?"