Файл: Методика обследования состояния письма у детей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 10

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Методика обследования состояния письма у детей
Формирование навыков письма и чтения тесно связано с разви­тием устной речи. Поэтому при недоразвитии устной речи возни­кает необходимость обследовать не только уровень развития язы­ковых средств, речевых навыков и умений, но также состояние письма и чтения.

Письмо и чтение сначала формируются как произвольная дея­тельность, развернутая по составу входящих в нее сознательных операций. Осознанный характер, развернутость, неавтоматизиро-ванность этой деятельности сохраняются, как правило, долгое время. Лишь по мере развития актов письма и чтения состав опе­раций, входящих в них, сокращается, приобретая формы высоко­автоматизированного навыка.

Поскольку письмо невозможно без сознательного (на началь­ных этапах обучения) анализа звукового комплекса, составляюще­го произносимое слово, а чтение — без умения синтезировать бук­вы в фонематические группы, обследование письма и чтения у де­тей следует начинать с изучения процесса анализа и синтеза зву­кового состава слова.

Обследование звукового анализа и синтеза слов

Осознание звуковых элементов языка развивается довольно рано. В работах А.Н. Гвоздева, К.И. Чуковского, В.И. Бельтюко-ва и целого ряда других авторов мы находим высказывание о том, что еще в преддошкольном возрасте звуковая сторона речи может стать предметом детского внимания. Н.Х. Швачкин в своих иссле­дованиях показывает, что ребенок при нормальном развитии уже в преддошкольном возрасте различает все звуки родного языка, слышит их в речи окружающих людей, произносит их сам, т.е. ему доступно фонематическое различение звуков в слове на основе слу-хопроизносительной их дифференциации. Однако слово при этом не расчленяется ребенком на составные части, звуковая структу­ра его им не осознается. Ребенок не может сказать, какое место занимает тот или иной звук в слове, не умеет выделить последова­тельность звуков в нем.

Сознательное оперирование звуковой стороной языка, его эле­ментами и их отношениями начинается при обучении дошкольни­ков или первоклассников звуковому анализу как предпосылке обучения чтению и письму. Следовательно, успех обучения ребенка в начальных классах во многом определяется тем, как он овла­девает звуко-буквенным анализом,
базирующимся на четких, ус­тойчивых, достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слов.

Д.Б. Эльконин отмечает, что «от того, как ребенку будет от­крыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все пос­ледующее усвоение языка — грамматики и связанной с ней ор­фографии».

Специальные исследования показывают, что недостаточная ориентировка в «звуковой действительности языка», несформиро-ванность представлений о звуковом составе слова часто приводит к специфическим и стойким затруднениям в овладении грамотным письмом и правильным чтением. Это наблюдается при недоразви­тии устной речи у детей.

При обнаружении у ребенка большого количества ошибок в письме и чтении необходимо исследовать, сформирована ли у него способность расчленять непрерывный звуковой поток устной речи на отдельные части, выделять из слова составляющие его звуки, определять их последовательность, синтезировать их.