Файл: Лекция Методы и формы научного познания.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 32

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3.

Метод – совокупность приемов и операций научного познания реальности, представляющая деятельность по созданию новых эмпирических и теоретических знаний о законах движения объектов познания. Следовательно, существует способы их создания. Этот способ называется абстрагированием.

Исследуем пример, приведенный А.Ф. Зотовым. С ледяной горки катается малыш лет 5-6-ти. Постараемся увидеть его с механической точки зрения. Для постижения механического движения несущественны все социальные признаки малыша, поэтому мы их исключаем из процесса познания. Так же мы обходимся с биологическими, химическими и всеми физическими явлениями, содержащимися в катающемся малыше, кроме признаков, существенно характеризующих его пространственно-временное движение: «длины», «расстояния», «времени», «массы», «ускорения» и «силы», – которые образуют эмпирические понятия, воспроизводящие те или иные свойства объекта познания в сфере научного знания. Этот способ научного познания называется абстрагированием. Абстрагирование есть процедура отвлечения, исключения из объекта познания несущественных для данного познания признаков или явлений. Применяя такое же последовательное абстрагирование, получаем «твердую поверхность» ледяной горки как эмпирическое понятие-свойство. Термин «понятие-свойство» фиксирует адекватную связь между эмпирическим понятием и той или иной стороной объекта познания. В свою очередь, реальный предмет познания превращается в эмпирическое понятие-предмет. Таким образом, абстрагирование является способом познавательной деятельности, создающим адекватное реальным вещам, предметам и свойствам объекта, эмпирическое знание.

Но установить простые и точные законы пространственно-временного перемещения с помощью эмпирических понятий-свойств невозможно, так как этому мешает принципиально неоднородная структура реальных свойств объекта познания. Существуют два способа ее исключения: 1) искусственное сведение к нулю воздействия других тел, например, в законе инерции или 2) искусственное сведение к нулю количественной определенности эмпирических понятий. В науке большее распространение получил второй способ, идеализация.

Идеализация представляет собой процедуру сведения до количественного нуля одного из эмпирических понятий-свойств. В нашем примере таким эмпирическим понятием-свойством будет понятие «пространственные размеры» механического тела. Сведением их до нуля получаем теоретическое понятие-объект «материальная точка». Произведем такую же «арифметизацию-геометризацию» механическо-эмпирических свойств-понятий и получим соответствующие им теоретические понятия, параметры, создадим искусственную теоретико-эпистемную реальность механического знания. С онтологической точки зрения мы изобрели аналоги реальных вещей и свойств, соответственно, в искусственно однородных идеализированных объектах и их «свойствах», параметрах.


Поэтому теоретические законы классической механики, как и другой математизированной науки, непосредственно воспроизводят не законы движения реальных вещей, а законы движения идеализированного объекта. Поэтому практическое применение знания теоретических законов необходимо нуждается, во-1, в деидеализации; во-2, в дезабстрагировании. Деидеализация представляет собой переход от идеализированных теоретических объектов и теоретических параметров к эмпирическим понятиям-предметам и понятиям-свойствам с учетом практически устанавливаемых коэффициентов усредненной неоднородности реальных свойств и взаимодействий реальных вещей. Например, коэффициентов трения, скольжения и т.д. и т.п. Дезабстрагирование есть переход от эмпирических понятий-предметов и понятий-свойств к объективно существующим вещам и их свойствам, данным нам в чувственно-предметной практической деятельности. Поэтому необходимо четко различать эмпирическое и теоретическое знание для проведения обязательных процедур дезабстрагирования или деидеализации, чтобы не получить отрицательных результатов практической деятельности.

Рассмотрим эмпирические методы познания: наблюдение и эксперимент; описание и измерение; сравнение, аналогия и обобщение. Наблюдение – исследовательская ситуация специального целенаправленного слежения за объектами, явлениями, отношениями и процессами познаваемой реальности. Структура наблюдения: субъект, объект, приборы, условия и обстоятельства наблюдения. Типы наблюдения: по воспринимаемому объекту – прямое и косвенное; по средствам наблюдения – непосредственное и косвенное; по воздействию на объект – нейтральное и преобразующее; по отношению к совокупности изучаемых объектов – сплошное и выборочное; по временным параметрам – непрерывное и прерывное. Признаки наблюдения: организованность, направленность на искомые факты, техническая оснащенность и наличие специального языка. Наблюдение состоит из чувственно-предметного, эмпирического уровней и уровня теоретической интерпретации, теоретической «нагруженности» чувственных данных. Например, до тех пор, пока не появилось теоретическое предположение о волновой природе рентгеновских лучей, исследователи во время наблюдений не отмечали отклоненных лучей либо считали их второстепенным эффектом. Для проведения качественного наблюдения нужны специальные умения и навыки исследователя, длительная подготовительная работа, решение проблемы выделения самого объекта наблюдения и единиц его членения, например, при изучении поведения животных или людей.

Познавательная ограниченность наблюдения связана с его пассивным характером.

Эксперимент представляет собой изучение явления в специально создаваемых, контролируемых условиях, позволяющих активно управлять ходом процесса, т.е. вмешиваться в него и изменять в соответствии с исследовательскими задачами, а также воспроизводить это явление при воссоздании данных условий. Основная задача экспериментатора – изолирование изучаемого явления от несущественных влияний, выделение интересующего его феномена «в чистом виде». Достоинства эксперимента: воспроизводимость изучаемого явления; контролируемая вариабельность экспериментальной среды; высокая надежность получаемых результатов; возможность создания объектов, не существующих в естественном виде. Структура эксперимента: конкретная цель, экспериментатор, приборы, средство воздействия на объект, объект, побочные факторы, экспериментальная деятельность. Экспериментатор в ходе эксперимента вмешивается в ход изучаемого процесса, в структуру того или иного явления. Общая цель эксперимента – выделить в изучаемом объекте существенные взаимосвязи. Для оценки проведенного эксперимента вводится понятие «идеальный эксперимент». В идеальном эксперименте ученый действует в абсолютно благоприятной обстановке. Идеальный эксперимент обладает следующими признаками: условия эксперимента абсолютно стабильны; эксперимент идеально воспроизводим; данные, полученные в идеальном эксперименте, адекватно, без искажений, экстраполируются на определенный класс реальных ситуаций. Типы экспериментов: по условиям проведения – естественные и искусственные; по целям исследования – преобразующие объект, контролируемые, проверяющие, поисковые и др.; по количеству факторов – однофакторные и многофакторные. Стадии экспериментального исследования: 1. Разработка программы эксперимента: выдвижение рабочей гипотезы, формулирование цели, подбор адекватного объекта, средства воздействия и приборов, составление плана эксперимента. 2. Проведение экспериментального исследования: полная включенность в экспериментальную деятельность, составление и ведение в лабораторном журнале протокола исследования. 3. Анализ и обобщение результатов эксперимента: Сопоставление реального эксперимента с идеальным, рабочей гипотезы с полученными данными, принятие решения о дальнейшей исследовательской деятельности.
Эксперимент состоит из чувственно-предметной практической деятельности, эмпирического уровня знания и уровня его теоретической интерпретации. Познавательная ограниченность эксперимента связана, во-1, с трудностью разделения экспериментальных, «рукотворных» и объективных процессах, происходящих в исследуемом ими объекте; во-2, с этическими нормами; в-3, с экологическими пределами.

Описание представляет собой фиксацию данных наблюдений или экспериментов с помощью определенных систем обозначения, принятых в науке. Оно производится как средствами обычного языка, так и специальными знаковыми средствами. Описание есть получение и репрезентация эмпирических знаний в качественных терминах. В современной науке большое значение имеют стандарты точности и однозначности описаний, потому что научное описание эмпирических данных должно иметь одно и тоже значение для любых исследователей.

Измерение – это процедура определения количественных характеристик, величин изучаемых объектов, их свойств и или отношений. Структура измерения: субъект, средство, объект, получение и интерпретация измерения.Типы измерения: в зависимости от объекта измерения – экстенсивные, аддитивные и интенсивные, неаддитивные; по средствам измерения – прямые и косвенные.Аддитивность означает равенство арифметической суммы измеряемых величин их объективному объединению. Неаддитивность означает их неравенство друг другу. В основе аддитивности лежит однородность, одинаковость объективных элементов измерения, в основе неаддитивности – их неоднородность, неодинаковость. Объективность измерения заключается в соответствии результата измерения реально существующему параметру, и именно ему. Поэтому средство измерения должно это и только это явление. Цель измерения состоит в определении численного отношения измеряемой величины к другой, качественно однородной с ней, величине, принятой за единицу измерения. Выполнение цели предполагает выделение равномерной шкалы и по соглашению выбираемой единицы измерения. При субъективном выборе единицы измерения должна быть объективная инвариантность отношений измеряемых величин. При измерении неоднородных величин мы можем получить только приближенные результаты измерения. Точность измерения характеризует субъективную сторону измерения, нашу возможность по максимально адекватной фиксации значения объективно существующей величины. В физике микромира была обнаружена сотнесенность измерения не только с объектом, но и средством измерения. Как и все эмпирические методы, измерение содержит в себе чувственно-предметную практическую деятельность, эмпирическое знание и теоретическую его интерпретацию.


Сравнение является соотнесением объектов познания друг с другом в плане выявления качественного или количественного сходства или различия.

Аналогия есть установление сходства между сравниваемыми предметами в каком-либо признаке на основе сходства в других признаках. (+)- и (–)- примеры.

Условия, повышающие достоверность знания, получаемого по аналогии:

– обнаружение максимального числа общих признаков;

– выявление существенных общих признаков;

– выяснение связи предполагаемого общего признака с известными общими признаками.

Обобщение представляет собой процедуру экстраполяции, распространения обнаруженного в аналогии сходства на более широкий круг объектов. Абстрагирование, отделяя сходство от различных объектов, создает то или иное тождественное общее понятие о них.

Метод моделирования отличает то, что в нем для изучения объекта познания используется опосредствующее звено – объект-заместитель. Исходный объект исследования называется оригиналом, объект-заместитель – моделью. По В.А. Штоффу, модель – такая мысленная или материальная система, которая воспроизводит объект познания и замещает его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте. Структура моделирования: субъект, объект, модель, получение и интерпретация результатов моделирования. Модель находится в отношении существенного сходства с оригиналом. Она изучается для получения новой информации об объекте познания. Метод моделирования применяется в случаях, когда исследование объекта познания ограничено моральными нормами (например, человека), высокой стоимостью реальных экспериментов (например, испытаний больших технических устройств), труднодоступностью объекта познания или чрезмерной для познания его множественностью (например, изучение массовых явлений). Стадии моделирования: 1. Построение модели; 2. изучение модели; 3. Экстраполяция – перенос полученных данных с модели на область данных об оригинале.

ФОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

  1. определение;

  2. структура (последовательность действий;

  3. степень достоверности и способы ее увеличения;

  4. положительные и отрицательные стороны метода;

  5. область наиболее эффективного применения.

Формы:

1. ФАКТ

Следует отличать факт как событие (это материальный феномен) от факта как знание (это воспроизведение события в знании).