Файл: Лекция Методы и формы научного познания.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 33

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Полученные данные в эксперименте – это эмпирические данные, которые могут между собой различаться.

Эти эмпирические данные могут отличаться и от факта. Такая погрешность наблюдается из-за:

  1. конкретного условия наблюдения;

  2. случайного состояния прибора;

  3. случайного состояния объекта;

  4. случайного состояния наблюдателя.

Исключение этих случайных или субъективных моментов производится повторением наблюдения или экспериментов, выявлением условий и границ применимости истинности эмпирических данных.

Факт – это достоверное эмпирическое знание о повторяющемся или единичном событии, явлении или процессе объективного мира.

Процедура описания факта:

Описание – есть “перевод”, преобразование чувственных данных на язык научных терминов и понятий. Если описываем невиданное, то возникает проблема. Поэтому при описании впервые увиденного объекта познания возникает опасность в самом описании потерять его особенность, специфику. В этих случаях лучше ввести новый термин, ведь на языке необходимо описать его индивидуальность.

Анализ факта:

Расчленение фактов, выделение существенных сторон. Если фактов много, то необходима их статистическая обработка, анализ и обобщение соответствующими методами. Обработанные факты становятся эмпирическим базисом научной теории.

Функции факта в научном познании:

Факты необходимы для связи теоретического знания с объектом познания, для проверки гипотез (вообще для построения теории).

Свойства факта:

  1. достоверность;

  2. инвариантность относительно логических преобразований над фактом.

Структура факта:

Представляет собой три слоя: 1) чувственный образ

  1. эмпирическое описание

  2. теоретическая интерпретация факта (как форма эмпирического знания)

2. НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА

Научное познание представляет собой цепь проблем, «знаний о незнании». Проблемная ситуация возникает, когда необходимо продвижение из области незнания в область знания.

Научная проблема связана либо с поиском еще неизвестных новых законов, либо с отысканием новых способов применения уже известных законов (прикладные науки).

Структура проблемы:

  1. известное знание;

  2. приграничная область между знанием и незнанием, выражающаяся в совокупности вопросов, причем один из вопросов является главным для решения проблемы;

  3. неизвестное знание.



Виды проблем:

  1. фундаментальные и прикладные (по фактам найти закон; есть закон, нужно найти факты, подтверждающие закон, и границы применения закона)

  2. стратегические и тактические

  3. специальные, комплексные (например, экологические)

  4. главные, второстепенные

  5. мнимые (например, вечный двигатель), разрешимые и вечные проблемы

Работа над проблемой:

- постановка проблемы

- отграничение известного от неизвестного

- определение возможных условий решения проблемы (вид проблемы, метод решения проблемы, выбор масштаба измерения и оценок)

Три стадии решения проблемы:

1) Существует ли здесь что-нибудь неизвестное?

- вещь

- свойство

- отношения

- процесс

2) Что именно (решение проблемы, выдвижение предполагаемого ответа)?

- вещь

- свойство

- отношения

- процесс

3) Действительно ли существует?

- вещь

- свойство

- отношения

- процесс

Стадия проверки предполагаемого ответа.

3. ГИПОТЕЗА

Гипотеза – есть научное предположение, несущее в себе новое знание, вероятная истинность которого обоснована анализом известных фактов и законов.

Обычно основание гипотезы – факт, как проявление сущности. Предположение о предполагаемой закономерной связи. В широком смысле система предложений, из которых одни предложения являются важными, другие следуют из них.

Требования к гипотезе:

  1. не должна противоречить известным факторам и законам и должна предсказывать новые факты

  2. не должна противоречить общенаучным принципам (например, как закон сохранения энергии)

  3. гипотеза или следствие ее должна быть доступной проверке с помощью экспериментов или наблюдений

  4. должна быть простой

Обоснование гипотезы:

  1. непосредственная проверка в наблюдении или эксперименте

  2. метод исключения (особенно, если их несколько)

Развитие гипотезы:

  1. идет накопление фактического материала

  2. логическое выведение из нее наблюдаемых следствий

  3. проверка полученных следствий в наблюдении или эксперименте


4. НАУЧНАЯ ТЕОРИЯ

Теория – истинное знание, существующее как система логически взаимосвязанных суждений, воспроизводящих закономерные связи той или иной предметной области.

Предметная область – фрагмент объекта познания, описываемый данной теорией.

Виды теорий:

  1. дедуктивная (обычно в математике – теорема);

  2. гипотетико-дедуктивные (физико-химические);

  3. описательные (биологические, исторические, геологические).


Структура теорий:

1) логический слой теории:

- определение основных понятий (аксиоматических)

- основные положения аксиомы

- производные утверждения (теоремы)

- логические законы перехода от аксиом к теоремам

2) гносеологический слой:

- понятийный аппарат (понятия, которые употребляются в теориях);

- термины, язык теории;

- логические средства теории (логические законы, которые используются при развертывании теории);

- математический аппарат.

Два вида движения теории:

  1. движение от исходных понятий к выводам, потом к выходу на практику, эмпирическим законам

  2. движение к исходным понятиям

Требования к теории:

  1. истинность (чтобы она соответствовала сущности исследуемого предмета);

  2. непротиворечивость (внутри теории не должно быть логических противоречий);

  3. полнота теории: выявлены все ее теоретические основания, и все остальные теоретические утверждения логически следуют из этих и только этих теоретических оснований.

К.Гёдель доказал теоремы, согласно которым достаточно богатая теория не является полной, не обладает полной замкнутостью. С философской точки зрения так и должно быть. То есть, если действует принцип всеобщей связи, то не может существовать абсолютно замкнутых предметов, системы предметов и теории об этих предметах.

Формы развития теории:

Вширь и вглубь, то есть экстенсивная и интенсивная.

Например, теория Дарвина (сначала для животных, а позже ее стали использовать для изучения эволюции научного знания).

Переходы между теориями (виды):

- обобщение различных видов теорий (например, появление электродинамики Максвелла, которая объединила электричество и магнетизм);

- через устранение или изменение одного из основных положений (геометрия Эвклида);

- через предельный переход (отношение между классической механикой и теорией относительности Эйнштейна);

- через уточнения и развертывания (экспликация) основных понятий.

Функции теории:

1) объяснение – это поведение объясняемого явления под тот или иной теоретический закон (например, закон Ньютона, который объясняет разнообразные явления);

Виды объяснений:

- через закон

- причинно-следственное объяснение

- структурное объяснение


- через субстрат, материал

2) предвидение – это вывод из известного закона неизвестных фактов и явлений (например, система химических элементов Д.И.Менделеева);

Виды предвидения:

- вывод знания о неизвестном

- предсказание (вывод знания о будущем)

- ретросказания (вывод знания о ранее неизвестном прошлом событии, например, вымирание динозавров, мамонтов).

Логические формы предвидения:

  1. дедуктивное (когда предвидение осуществляется через общий закон)

  2. эмпирическо-дедуктивное предвидение (когда на основе установленных фактов, используя закон, получается предвидение)

  3. индуктивное (недостоверное, вероятностное предвидение, то есть проводится эмпирическое исследование, и результаты этого исследования переносятся на другие малоизвестные предметы)

Особенности технической теории:

  1. специфика объекта познания: это объекты технической теории – это социально материальные образования, комплексы, в которых природные процессы подчинены социальным целям (есть социальная и природная стороны)

  2. теория о природных объектах (например, физическая теория) воспроизводит их сущность, а техническая теория воспроизводит законы функционирования и построения технической системы, законы соединения природных закономерностей с социальными целями. Отсюда ориентация технической теории на практическую деятельность. Возникновение понятия проекта, обозначающего еще не созданное техническое устройство

Таким образом, в технической теории и техническом знании происходит конструктивное моделирование технической реальности.

  1. выводы технической теории проверяются самим процессом конструирования технической системы