ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 33
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Полученные данные в эксперименте – это эмпирические данные, которые могут между собой различаться.
Эти эмпирические данные могут отличаться и от факта. Такая погрешность наблюдается из-за:
-
конкретного условия наблюдения; -
случайного состояния прибора; -
случайного состояния объекта; -
случайного состояния наблюдателя.
Исключение этих случайных или субъективных моментов производится повторением наблюдения или экспериментов, выявлением условий и границ применимости истинности эмпирических данных.
Факт – это достоверное эмпирическое знание о повторяющемся или единичном событии, явлении или процессе объективного мира.
Процедура описания факта:
Описание – есть “перевод”, преобразование чувственных данных на язык научных терминов и понятий. Если описываем невиданное, то возникает проблема. Поэтому при описании впервые увиденного объекта познания возникает опасность в самом описании потерять его особенность, специфику. В этих случаях лучше ввести новый термин, ведь на языке необходимо описать его индивидуальность.
Анализ факта:
Расчленение фактов, выделение существенных сторон. Если фактов много, то необходима их статистическая обработка, анализ и обобщение соответствующими методами. Обработанные факты становятся эмпирическим базисом научной теории.
Функции факта в научном познании:
Факты необходимы для связи теоретического знания с объектом познания, для проверки гипотез (вообще для построения теории).
Свойства факта:
-
достоверность; -
инвариантность относительно логических преобразований над фактом.
Структура факта:
Представляет собой три слоя: 1) чувственный образ
-
эмпирическое описание -
теоретическая интерпретация факта (как форма эмпирического знания)
2. НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА
Научное познание представляет собой цепь проблем, «знаний о незнании». Проблемная ситуация возникает, когда необходимо продвижение из области незнания в область знания.
Научная проблема связана либо с поиском еще неизвестных новых законов, либо с отысканием новых способов применения уже известных законов (прикладные науки).
Структура проблемы:
-
известное знание; -
приграничная область между знанием и незнанием, выражающаяся в совокупности вопросов, причем один из вопросов является главным для решения проблемы; -
неизвестное знание.
Виды проблем:
-
фундаментальные и прикладные (по фактам найти закон; есть закон, нужно найти факты, подтверждающие закон, и границы применения закона) -
стратегические и тактические -
специальные, комплексные (например, экологические) -
главные, второстепенные -
мнимые (например, вечный двигатель), разрешимые и вечные проблемы
Работа над проблемой:
- постановка проблемы
- отграничение известного от неизвестного
- определение возможных условий решения проблемы (вид проблемы, метод решения проблемы, выбор масштаба измерения и оценок)
Три стадии решения проблемы:
1) Существует ли здесь что-нибудь неизвестное?
- вещь
- свойство
- отношения
- процесс
2) Что именно (решение проблемы, выдвижение предполагаемого ответа)?
- вещь
- свойство
- отношения
- процесс
3) Действительно ли существует?
- вещь
- свойство
- отношения
- процесс
Стадия проверки предполагаемого ответа.
3. ГИПОТЕЗА
Гипотеза – есть научное предположение, несущее в себе новое знание, вероятная истинность которого обоснована анализом известных фактов и законов.
Обычно основание гипотезы – факт, как проявление сущности. Предположение о предполагаемой закономерной связи. В широком смысле система предложений, из которых одни предложения являются важными, другие следуют из них.
Требования к гипотезе:
-
не должна противоречить известным факторам и законам и должна предсказывать новые факты -
не должна противоречить общенаучным принципам (например, как закон сохранения энергии) -
гипотеза или следствие ее должна быть доступной проверке с помощью экспериментов или наблюдений -
должна быть простой
Обоснование гипотезы:
-
непосредственная проверка в наблюдении или эксперименте -
метод исключения (особенно, если их несколько)
Развитие гипотезы:
-
идет накопление фактического материала -
логическое выведение из нее наблюдаемых следствий -
проверка полученных следствий в наблюдении или эксперименте
4. НАУЧНАЯ ТЕОРИЯ
Теория – истинное знание, существующее как система логически взаимосвязанных суждений, воспроизводящих закономерные связи той или иной предметной области.
Предметная область – фрагмент объекта познания, описываемый данной теорией.
Виды теорий:
-
дедуктивная (обычно в математике – теорема); -
гипотетико-дедуктивные (физико-химические); -
описательные (биологические, исторические, геологические).
Структура теорий:
1) логический слой теории:
- определение основных понятий (аксиоматических)
- основные положения аксиомы
- производные утверждения (теоремы)
- логические законы перехода от аксиом к теоремам
2) гносеологический слой:
- понятийный аппарат (понятия, которые употребляются в теориях);
- термины, язык теории;
- логические средства теории (логические законы, которые используются при развертывании теории);
- математический аппарат.
Два вида движения теории:
-
движение от исходных понятий к выводам, потом к выходу на практику, эмпирическим законам -
движение к исходным понятиям
Требования к теории:
-
истинность (чтобы она соответствовала сущности исследуемого предмета); -
непротиворечивость (внутри теории не должно быть логических противоречий); -
полнота теории: выявлены все ее теоретические основания, и все остальные теоретические утверждения логически следуют из этих и только этих теоретических оснований.
К.Гёдель доказал теоремы, согласно которым достаточно богатая теория не является полной, не обладает полной замкнутостью. С философской точки зрения так и должно быть. То есть, если действует принцип всеобщей связи, то не может существовать абсолютно замкнутых предметов, системы предметов и теории об этих предметах.
Формы развития теории:
Вширь и вглубь, то есть экстенсивная и интенсивная.
Например, теория Дарвина (сначала для животных, а позже ее стали использовать для изучения эволюции научного знания).
Переходы между теориями (виды):
- обобщение различных видов теорий (например, появление электродинамики Максвелла, которая объединила электричество и магнетизм);
- через устранение или изменение одного из основных положений (геометрия Эвклида);
- через предельный переход (отношение между классической механикой и теорией относительности Эйнштейна);
- через уточнения и развертывания (экспликация) основных понятий.
Функции теории:
1) объяснение – это поведение объясняемого явления под тот или иной теоретический закон (например, закон Ньютона, который объясняет разнообразные явления);
Виды объяснений:
- через закон
- причинно-следственное объяснение
- структурное объяснение
- через субстрат, материал
2) предвидение – это вывод из известного закона неизвестных фактов и явлений (например, система химических элементов Д.И.Менделеева);
Виды предвидения:
- вывод знания о неизвестном
- предсказание (вывод знания о будущем)
- ретросказания (вывод знания о ранее неизвестном прошлом событии, например, вымирание динозавров, мамонтов).
Логические формы предвидения:
-
дедуктивное (когда предвидение осуществляется через общий закон) -
эмпирическо-дедуктивное предвидение (когда на основе установленных фактов, используя закон, получается предвидение) -
индуктивное (недостоверное, вероятностное предвидение, то есть проводится эмпирическое исследование, и результаты этого исследования переносятся на другие малоизвестные предметы)
Особенности технической теории:
-
специфика объекта познания: это объекты технической теории – это социально материальные образования, комплексы, в которых природные процессы подчинены социальным целям (есть социальная и природная стороны) -
теория о природных объектах (например, физическая теория) воспроизводит их сущность, а техническая теория воспроизводит законы функционирования и построения технической системы, законы соединения природных закономерностей с социальными целями. Отсюда ориентация технической теории на практическую деятельность. Возникновение понятия проекта, обозначающего еще не созданное техническое устройство
Таким образом, в технической теории и техническом знании происходит конструктивное моделирование технической реальности.
-
выводы технической теории проверяются самим процессом конструирования технической системы