Файл: Вопросы к государственному междисциплинарному экзамену по направлению подготовки 44. 03. 02 Психологопедагогическое образование, профиль Психология и педагогика начального образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 398

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Математика в окружающем мире» (1-4 класс);

«Русский язык с увлечением» (1-4 класс);

«Чтение с увлечением» (1-3 класс);

«Работа с информацией» (1-4 класс);

«Эрудит» (1-2 класс) с высокой учебной мотивацией.

80. Методика изучения морфологии в начальной школе.
Морфология ( от греческого слова «форма» и «учение» или «учение о форме») – это раздел грамматики, в котором изучается слово в аспекте его грамматических свойств.

В задачи морфологии входит изучение основных понятий грамматики ( грамматическая форма, грамматическая категория, грамматическое значение), распределение слов по частям речи, внутри частей – по семантико-грамматическим разрядам, рассмотрение грамматических категорий и формообразования отдельных частей речи, а также основных случаев употребление грамматических форм в контексте.

Выделяют три этапа формирования грамматических понятий:

Первый этап – эмпирический – предполагает выделение и называние важнейших признаков и свойств языкового явления, первичное обобщение накопленного эмпирического материала, выделение главных, наиболее существенных, признаков и свойств.

Второй этап – теоретический. На этом этапе происходит введение термина, вывод определения понятия.

Третий этап – дальнейшее углубление понятий, узнавание и выделение новых признаков, свойств изучаемого явления, которые лежат на основе формируемого понятия. В начальных классах далеко не все понятия в процессе их формирования проходят все три этапа; третий этап, а иногда и второй, могут осуществляться в последующих классах средней школы.

Методика морфологии – раздел методики грамматики, исследующий процессы усвоения учащимися грамматических понятий и закономерностей при изучении частей речи, способы выработки практических умений и навыков в употреблении форм склонения, спряжения и т.д., возникающие при этом типичные трудности и ошибки, их частоту, причины и пути их устранения. Практические цели изучения морфологии заключаются в формировании морфологических умений и навыков, главное из которых – различать части речи и производить морфологический разбор.

Три крупнейшие темы: существительное, прилагательное, глагол – представлены в каждом из I – IV классов. В 1 классе преобладают наблюдения и группировка слов по значению: названия предметов, признаков, действий. Во 2 классе вводятся понятия «частей речи», сообщаются некоторые признаки частей речи, в 3 и 4 классах – склонение имен существительных, прилагательных, спряжение глаголов, значения форм частей речи вплоть до значений падежей, временных и личных форм. По программам углубленного изучения вводятся наклонения ,местоимения, наречия времени, места, образа действия.

В данную методику входит:

· Система работы над темой «Имя существительное»

Например, в I и II классах в центре – усвоение признаков имен существительных как части речи (что обозначают, на какие вопросы отвечают, род, изменение по числам), в III – IV классах основное место отводится работе над правописанием падежных окончаний.

· Система изучения имен прилагательных

В I классе учащиеся наблюдают над лексическим значением имен прилагательных, учатся ставить к этим словам вопросы какой? какая? какое? какие?; во II классе изучаются изменения прилагательных по родам и числам в зависимости от имен существительных, в III и IV классах – склонение прилагательных и правописание падежных окончаний.

· Система работы на темой «Глагол»

В I классе Основная задача заключается в том, чтобы сформировать первоначальное понятие о глаголе как части речи. Во II классе учащиеся наблюдают над употреблением в речи глаголов, отвечающих на вопросы что делать? и что сделать?, учатся правильно ставить вопрос к слову. В III и IV классах проводится работа над умением распознать глагол, его время, лицо и число, умение перейти от временной формы к начальной (неопределенной) и правильно назвать ее, умение определить спряжение глагола по неопределенной форме.

81. Ушинский К.Д. – основоположник отечественной педагогики.
Педагогика мирового масштаба начала формироваться в середине 19 столетия. Первым педагогом был Константин Дмитриевич Ушинский, который стал действительно народным учителем, так как Ломоносов – народным учёным, Суворов – полководцем, Пушкин – поэтом. Его упоминали многие последователи, которые действительно оценили его труды педагогические взгляды.



Педагогическая карьера Ушинского

Константин Ушинский учился на юридическом факультете Московского университета, затем преподавал в Ярославском юридическом лицее. Через 2 года его уволили, как вольнодумца. После этого стал мелким чиновником в системе образования, чем был очень недоволен. Начал часто публиковать свои работы в разных педагогических и литературных журналах.

Затем Ушинский уезжает за границу и изучает женское образование. Возвращается в Россию в 1867 году и занимается научно-исследовательской работой.

Воспитательные принципы Ушинского

Константин Дмитриевич Ушинский – основоположник научной педагогики в России. Он опирался на идеи французских педагогов эпохи Просвещения и выделяет антропологический принцип связи общественных и частных психических явлений. Педагогика Ушинского требует полного философского осмысления. Выделяют три принципа:

  • Народности образования.

  • Патриотического воспитания.

  • Трудового воспитания.

  • Христианская духовность.

  • Народность.

  • Наука.

Патриотизм приходит при изучении истории и культуры своего народа. Ушинский считал, что воспитание зависит от исторического развития народа. Невозможно выдумать систему воспитания. Возможно только идти индивидуальным, творческим путём, так как воспитание, которое основывается на народных началах, намного сильнее, чем другая система, основанная на абстрактных идеях.

Дидактические принципы К. Д. Ушинского

Дидактика Ушинского делится на две больших группы: общую, которая предназначалась для всех предметов, и частную – для определённого предмета. Обучение за Ушинским – это путь ученик от незнания к знанию. Он ввёл основные дидактические принципы в русской педагогике и разработал определенные правила по их реализации на практической деятельности. Ушинский считал, что успех обучения зависит от его доступности, которая является залогом осознанного освоения знаний.

Знания, которые получил, необходимо реализовывать в конкретной последовательности и системе. Ушинский считал продуктивным активное повторение и упражнения, что относится к принципу прочности знаний. Принцип наглядности заключался в том, что всегда учитывается возраст ребёнка. Чем младше ребёнок, тем больше наглядности необходимо использовать на уроке. Ушинский поместил свои теоретические положения в методику начального образования. Ввёл множество новшеств:


  • Разработал новый метод овладения грамотой.

  • Выступал за идею применения всех видов урока на начальном этапе обучения.

  • Ввел методику формирования общих представлений и одновременного развития мышления и речи детей.

Ушинский выступал приверженцем классно-урочной системы. Считал, что главным выступает педагог, который должен оказывать поддержку ученикам и помогать осваивать новый материал. Считал, что образ учителя всегда остаётся в сознании учеников и помогает им по жизни. Поэтому много внимания уделял личности учителя.

Ушинский выступал за творческий подход к обучению. Считал, что учитель должен показывать свою любовь к человеку и создавать дружескую атмосферу. Главная задача педагога – заинтересовать ученика и вовлечь в работу. Также учитель должен не только правильно донести информацию до учеников и обучить, но и развить у них способность к самостоятельному поиску и приобретению новых знаний.
Историческая заслуга

Важная историческая заслуга педагога была в том, что он обозначил передовые для своего времени идеи, изложил достижения дидактики того времени, включив их в теорию педагогики. Он собрал множество ценных указаний о том, каким образом развивается внимание учеников, как включать их сознательную память.

Константин Дмитриевич дал инструкцию и о том, как именно повторять пройденный материал, чтобы он становился частью учебного процесса и надолго запоминался. Ушинский утверждал, что повторяется материал не с целью возобновить забытое, а чтобы предупредить саму вероятность того, что что-то забудется. Каждый новый шаг в образовательном процессе базируется на уже пройденных темах.

В современности

На сегодняшний день образовательные реформы в стране снова актуальны. Вопросы воспитания регулярно пересматриваются. И многие исследователи считают, что в опыте прошлого содержится немало подсказок касательно того, какой путь сегодня будет наиболее актуальным и эффективным, и позволит решить назревшие проблемы в образовательной сфере. И центральное место здесь принадлежит Константину Дмитриевичу Ушинскому.

Это центральная фигура русской педагогики. Для детей это детский писатель, для преподавателей – учитель. У каждого человека определение этой фигуре будет своим собственным.

Известно, что на самого Ушинского как на специалиста существенное влияние оказали Грановский, Редкин. Он впитал в себя немало знаний в ходе обучения в лицее. В последующей своей работе Ушинский реализовывал то, что было задумано еще в ходе обучения, на практике. И выяснилось, что это было эффективным.

82. Особенности развития волевой сферы в младшем школьном возрасте.

школьниковНа формирование волевых качеств младшего школьника оказывают влияние раз­личные факторы: учебная деятельность, характер межличностного взаимодействия в семье и школе, индивидуально-психологические особенности ребенка. Учитель на­чальных классов, как один из основных организаторов развивающей среды младшего школьника, играет особую роль и в формировании его различных волевых качеств.Развитие волевых качеств зависит от тех общих тенденций психического разви­тия, которые наблюдаются в младшем школьном возрасте. Необходимо помнить, что формирование воли происходит, в первую очередь, при решении задач ведущей дея­тельности возраста — учебной. Соответственно, на проявление и развитие волевых качеств младшего школьника влияют психологически обоснованные и методически продуманные указания учителя, благодаря которым ребенок учится последователь­ности, целенаправленности. Грамотные указания взрослого, предложение оптималь­ных (в т. ч. с учетом индивидуальных особенностей) способов работы над учебным материалом помогают ученику преодолевать возникающие трудности и достигать поставленных целей. Это позитивно стимулирует развитие воли.

Важнейшей задачей учителя является формирование навыков самостоятельной деятельности. Отсутствие самостоятельности может привести к повышенной внушае­мости, импульсивности, неуверенности. Не менее важно и создать условия для разви­тия у школьника терпения, настойчивости, усердия. Задания для ученика должны быть оптимальной сложности — не очень легкими и не очень сложными Только в этой ситуа­ции возможны формирование волевых усилий и активизация деятельности.

Воспитание направленности личности младшего школьника является важным ус­ловием развития его волевых качеств, являющихся стержневой стороной характера человека. Трудности, неизбежно встречающиеся на пути младшего школьника, дол­жны обернуться для него личностно значимой стороной. Только тогда начнет форми­роваться позитивная самооценка, ребенок будет становиться внутренне сильнее.

Важным волевым качеством младшего школьника является сдержанность. Про­является она в умении подчиняться требованиям взрослых. Следует помнить, что злостных нарушителей дисциплины в этом возрасте почти не бывает. Они возникают позднее — при невнимательном отношении к эмоционально-волевым особенностям и мотивации детей. Любые проблемы с поведением, с отношением к учебе следует анализировать, разъяснять пути решения и показывать, как себя правильно вести.