Файл: Вопросы к государственному междисциплинарному экзамену по направлению подготовки 44. 03. 02 Психологопедагогическое образование, профиль Психология и педагогика начального образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 395

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Учитель, стремящийся к развитию волевых качеств у учеников, должен соблю дать следующие педагогические правила:

□ не делать за ученика то, чему он должен научиться, а лишь создать условия для успеха его учебной деятельности;

□ активизировать самостоятельную работу ученика, направленную на достиже ние цели;

□ воспитывать привычку самоконтроля;

□ поощрять, стимулировать деятельность, вызывать чувство радости от дости­гнутого результата.

83. Методика речевого развития младших школьников на уроках литературного чтения.
Литературное чтение как учебный предмет, изучающий искусство слова, создает особые условия для овладения учащимися приемами творческого труда, исследовательской поисковой работы, связанной с умением самостоятельно решать сложные проблемы, с критическо-оценочной деятельностью на материале изучаемых художественных произведений, подготовкой устных выступлений и письменных работ различных типов и жанров. В такого рода учебном труде развиваются творческие способности, школьники понимают практическую направленность своей работы, а также оценивают собственные возможности, что повышает заинтересованность в результатах. Таким образом, формируется сознательное отношение к интеллектуальному труду.

В средствах обучения литературному чтению представлены все виды речевой деятельности - слушание и чтение художественных произведений; говорение как процесс обсуждения их достоинств и особенностей; письма - творческих работ, связанных с оценкой своего отношения к прочитанному. Характерной чертой программы является сочетание работы над собственно чтением, техническими навыками и читательскими умениями, а также связь восприятия произведения, работы с ним и книгой в целом. Для учащихся всех классов есть хрестоматии, в которые включены дополнительные тексты произведений, позволяющие расширить круг чтения детей и организовать дифференцированное обучение. Исходя из этого, уроки литературного чтения решают не только дидактические задачи, связанные с анализом текста, но и развивают оценочные суждения учащихся и умение анализировать эмоциональные состояния, вызванные слушанием или чтением конкретного произведения.

Основная цель уроков литературного чтения - помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.


Задачи уроков литературного чтения: развивать умения "видеть" слово в тексте, наблюдать за его значением, понимать, почему данное слово отобрал писатель (поэт), как оно характеризует героя, различать переносное, образное значение, учить использовать в собственной речи меткие слова и выражения, обучать пониманию текста, развивать навыки выразительного чтения, культуры речи, творчества.

Методы и приёмы, используемые на уроках литературного чтения: комментирование, интерпретация, анализ содержания и формы, выразительное чтение и драматизация произведения.

Работа над словарем - это основа всей работы по развитию речи. Не обладая достаточным запасом слов, ученик не может построить предложение, выразить свою мысль. Работа эта состоит в его уточнении, обогащении и активации. Словарная работа спланирована так, чтобы в ней сочетались все эти виды работы на словами. Включила толкование слов, используя словари, составление словосочетаний, предложений, подбор однокоренных слов, синонимов, амонимов, работу с пословицами, поговорками. По мере изучения слов составляю блоки по темам.

На уроках закрепления предлагаю такие задания:

  • объяснить значение слов -

  • по описанию определить, что это за слово -

  • объединить по несколько слов и составить предложения -

  • составить рассказ на тему.

Широко привлекаются практические действия учащихся (подчёркивание, пометы, перегруппировка текста), изобразительная деятельность (рисование, аппликация, раскрашивание), игровые приёмы (работа с кроссвордами, дидактические литературные игры), а также письмо (дописывание, списывание, сочинения) и различные формы устной речи (составление высказываний, описаний, сравнительных характеристик, пересказов, отзывов на книгу, аннотации).

Речь - форма общения (коммуникации) людей посредством языка.

Речевое общение организует совместную деятельность людей, способствует познанию друг друга, является существенным фактором в формировании и развитии межличностных отношений. Речь оформляется в соответствии с нормами языка.

Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится пользоваться им в речи. Речь, являясь средством выражения мыслей, становится основным механизмом мышления человека, средством осуществления мыслительных операций.



Тесно речь связана с другими психическими процессами: восприятием, запоминанием, воспроизведением. Существенна роль речи в воображении, при осознании своих эмоций, регуляции своего поведения. В зависимости от вида речевой деятельности выделяют речь внешнюю и внутреннюю, устную и письменную. Внешняя, или устная речь служит главным образом целям общения, внутренняя речь - непроизносимая, она играет важную роль в процессах сознания, самосознания, мышления.

Внешняя, или устная речь может быть диалогической и монологической. Диалогическая, или разговорная речь обычно бывает не полностью развёрнутой, т.к. она ситуативна, многое в ней не высказывается, а подразумевается благодаря контексту, понятному разговаривающим. Обычно непроизвольная, она становится произвольной, если беседа, обмен мнениями планируется заранее. Монологическая речь - высказывание одного человека, длительное время, не прерываемое репликами (например, речь лектора, оратора). Обычно требует предварительной подготовки; она рассчитана на определённую аудиторию. По своей структуре монологическая речь приближается к письменной. Имеются специальные конструкции, характерные только для устной речи (повторы, перефразовки отдельных высказываний, вопросы, обращённые к аудитории). Одно из свойств обоих видов устной речи - её плавность.

Обучение различным видам и жанрам монологических высказываний на литературные темы

Совершенствование речевой деятельности учащихся требует от учителя опоры на самые разнообразные виды и жанры высказывания на литературные темы, которые при обучении создают условия для разностороннего речевого и эстетического развития личности ученика. Он имеет возможность выбора этих жанров на основе следующей классификации монологических высказываний на литературные темы.

I. Репродуктивные высказывания (пересказы)

II. Продуктивные высказывания (развернутый устный ответ, сообщение, "слово о писателе", рассказ или сообщение о произведении искусства (картине, скульптуре, архитектурной постройке), речь экскурсовода, режиссерский комментарий, речь о герое произведения, репортаж, стихи, рассказы, сказки и т.д., самостоятельно сочиняемые школьниками).


Основные направления работы по развитию речи учащихся

Методика преподавания литературного чтения выдвигает в качестве основных направлений работы по развитию устной речи школьников:

1). Работа над пониманием текста.

2). Пересказы художественного текста.

3). Сообщения.

По развитию письменной речи школьников:

1). Дневник читателя.

2). Отзыв о книге и работа над ним.

3). Аннотация на книгу.


84. Направления воспитания в современной начальной школе.

Младший школьник как формирующаяся личность открыт процессу познания, общения, всему новому, интересному и необычному с его точки зрения. В процессе ведущей в этом возрасте деятельности – учебы, в разнообразной внеучебной деятельности и в общении с другими людьми, среди которых самым главным и авторитарным человеком становятся первый учитель, младший школьник учится на своём опыте и опыте окружающих его людей.

Направлений в воспитательной работе младших школьников .: гуманизация воспитания младшего школьника; единство обучения и воспитания на I ступени школьного образования; единство нравственных знаний и поведения младших школьников во внеучебной деятельности; взаимосвязь семьи и школы в воспитании, развитии и формировании личности младшего школьника.

Гуманизация воспитания младшего школьника. На рубеже тысячелетий в отечественном образовательном пространстве наметились тенденции развития образования, обращённого к человеку, ориентированного на индивидуальность, неповторимость каждой личности, её способность к саморазвитию и самоизменению, реализацию её потребностей и интересов.

Для реализации данного направления на практике необходима организация систематического, базирующегося на знании и учёте объективных закономерностей развития личности в процессе воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития. Целевая установка воспитательного процесса состоит в том, чтобы каждого растущего человека сделать борцом за человечность, что требует не только умственного развития детей, не только развития их творческих потенций, умений самостоятельно мыслить, обновлять и расширить свои знания, но и развития образа мышления, развития отношений, взглядов, чувств, готовности к участию в экономической, социальной, культурной и политической жизни, развития многообразных способностей, центральное место в которых занимает способность быть субъектом общественных отношений, способность и готовность участвовать в общественной социально необходимой деятельности.


Единство обучения и воспитания на и I ступени школьного образования. В младшем школьном возрасте особую роль выполняется учебная деятельность, поскольку именно в ней происходит переход от «ситуативного» познания мира к его научному изучению, начинается процесс не только расширения, но и систематизации и углубления знаний. Именно учебная деятельность в этом возрасте создаёт возможность для овладения учащимися приёмами, способами решения различных умственных и нравственных задач, формирует на этой основе систему отношений детей к окружающему миру.

Учитель в своей педагогической практике при работе с младшими школьниками должен решать следующие задачи: во-первых, придя в школу, ребёнок переходит от житейского усвоения окружающей действительности, в том числе и морально- нравственных норм, существующих в обществе, к его научному и целенаправленному изучению. Это происходит на уроках чтения, русского языка, природоведения и др. Значение такого же целенаправленного обучения имеет и оценочная деятельность учителя в процессе уроков, его беседы, внеклассная работа. Во-вторых, в ходе учебной работы школьники включены в реальную коллективную деятельность, где также идёт усвоение нравственных норм, регулирующих взаимоотношения учащихся между собой, учениками и учителем. В-третьих, обучение в школе – это, прежде всего, формирование нравственной личности, и способствует этому гуманитарные науки, удельный вес которых в общем, объёме школьной программы за последние годы увеличился. К тому же учебная деятельность имеет все возможности, позволяющие развивать у учащихся нравственные качества личности в процессе изучения любого предмета. Конечно, и игровая, и трудовая также обладают такими возможностями, но учебная деятельность в этом плане имеет одно существенное преимущество: возможность целенаправленного формирования и естественно-научных и нравственных убеждений.