Файл: Программа элективного курса для обучающихся 11 класса Решение нестандартных задач по физике.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 24
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рабочая программа элективного курса
для обучающихся 11 класса
«Решение нестандартных задач по физике»
Учитель физики Кожемяко А.В.
Пояснительная записка.
Элективный курс предназначен для учащихся 11 класса и предполагает совершенствование подготовки школьников по освоению основных разделов физики. Курс рассчитан на 17 часов.
Основные цели курса:
- создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности;
- углубление полученных в основном курсе знаний и умений;
- формирование представлений о постановке, классификации, приёмах и методах решения школьных физических задач;
- развитие физических, интеллектуальных способностей учащихся, обобщённых умственных умений.
Задачи курса:
- развить физическую интуицию, выработать определенную технику, чтобы быстро улавливать физическое содержание задачи и справиться с предложенными экзаменационными заданиями;
- обучить учащихся обобщённым методам решения вычислительных, графических, качественных и экспериментальных задач как действенному средству формирования физических знаний и учебных умений;
- способствовать развитию мышления учащихся, их познавательной активности и самостоятельности, формированию современного понимания науки;
- способствовать интеллектуальному развитию учащихся, которое обеспечит переход от обучения к самообразованию.
Программа элективного курса составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования, концентрической программы для общеобразовательных школ и согласована с требованиями государственного стандарта.
При изучении возможны различные формы занятий: рассказ учителя, беседа, выступление учеников, подробное объяснение приёмов решения задач, индивидуальная и коллективная работа по составлению задач. В результате школьники должны уметь классифицировать предложенную задачу, составлять простейшие задачи, последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задач средней сложности. Элективный курс создает условия для различных способностей и позволяет воспитывать дух сотрудничества в процессе совместного решения задач, уважительного отношения к мнению оппонента, обоснованности высказанной позиции, а также позволяет использовать приобретённые знания и умения для решения практических жизненных задач, рационального природопользования и защиты окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.
Отличительная особенность программы в максимальной ориентации на междисциплинарный подход в обучении на развитие самостоятельности детей, их самопознания, самооценки, теоретическая и исследовательская основа, гибкость и вариативность учебного процесса.
Программа составлена с учётом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся и ориентирована на развитие логического мышления, умений и творческих способностей учащихся.
В результате изучения курса учащиеся должны:
• понимать сущность метода научного познания окружающего мира:
- приводить примеры опытов, обосновывающих научные представления и законы: относительность механического движения; существование двух видов (знаков) электрического заряда; закон Кулона;
- приводить примеры опытов, позволяющих проверить законы и их следствия, подтвердить теоретические представления о природе физических явлений; закон сохранения импульса;
- используя теоретические модели, объяснять физические явления: независимость ускорения от массы тел при их свободном падении;
- указывать границы применимости научных моделей, закона сохранения импульса; закона сохранения механической энергии; механики Ньютона.
• владеть понятиями и законами:
- раскрывать смысл физических законов: закона Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и энергии, сохранения электрического заряда, Кулона;
- вычислять: ускорение тела по заданным силам, действующим на тело, и его массе; скорости тел после неупругого столкновения по заданным скоростям и массам сталкивающихся тел; скорость тела, используя закон сохранения механической энергии; силу взаимодействия между двумя точечными неподвижными зарядами в вакууме; силу, действующую на электрический заряд в электрическом поле
- определять вид движения электрического заряда в однородном электрическом поле;
- описывать преобразования энергии при свободном падении тел; движении тел с учётом трения.
Технологии, используемые в организации занятий:
• проблемное обучение,
• проектная технология, которая помогает готовить учащихся к жизни в условиях динамично меняющегося общества.
При проведении занятий предусмотрена реализация дифференцированного и личностно-ориентированного подходов, которые позволят ученикам двигаться внутри курса по своей траектории и быть успешными.
Для организации занятий используются следующие формы:
• лекционное изложение материала;
• эвристические беседы;
• практикумы по решению задач;
• работа в малых группах; заданий;
Практическая часть по обучению учащихся умению решать задачи выключает следующие элементы:
1) вооружение учащихся знанием структуры задач и их классификацией;
2) обучение, учащихся общей структуре решения физических задач;
3) обучение учащихся особенностям решения задач различных видов (вычислительных, качественных, экспериментальных, графических, задач-оценок);
4) проведение специальной работы по усвоению учащимися структуры алгоритма, раскрытие перед ними содержания отдельных действий;
5) «выработка» алгоритмов решения задач по конкретным темам и на их основе формулирование общего алгоритма решения физических задач;
6) осуществление перехода от решения алгоритмических задач к эвристическим и творческим задачам.
Данный курс позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся. Вариант учета индивидуальных особенностей учеников заключается в подборе задач (уровни А, В и С) для отдельных учащихся в соответствии с их подготовленностью. Ребенок сам выбирает сложность работы. После прохождения части А он может перейти по желанию к части В
или С. Данный подход способствует более быстрому развитию навыков самостоятельного решения физических задач у всех участников группы.
Формы контроля знаний.
Образовательные результаты изучения данного спецкурса могут быть выявлены в рамках следующих форм контроля:
• текущий контроль (беседы с учащимися по изучаемым темам, рецензирование сообщений учащихся и др.);
• тематический контроль (тестовые задания и тематические зачеты);
• зачетный практикум (описание и практическое выполнение обязательных практических заданий, связанных с изучением темы курса);
• обобщающий контроль в форме презентации личных достижений, полученных в результате образовательной деятельности (самостоятельно подготовленных устных и письменных докладов и сообщений, рефератов, описаний выполненных практических работ).
Основная форма организации работы: классно-урочная.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:
-
использовать алгоритмический способ решения физических задач; -
определять рациональность использования алгоритма в каждом конкретном случае; -
выполнять основные операции, из которых складывается алгоритм решения задач; -
переносить усвоенный метод решения задач по одному разделу на решение задач по другим разделам; -
выполнять преобразования с единицами измерения величин; -
находить функциональные зависимости между физическими величинами; -
использовать данные технических паспортов бытовой техники для составления физических задач; -
находить физические величины, характеризующие определенные объект, для составления физических задач; -
оценивать реальность полученного результата.
Продуктом деятельности является итоговое тестирование.
Ожидаемые образовательные результаты.
1.Знания основных законов и понятий.
2.Успешная самореализация учащихся.
3.Опыт работы в коллективе.
4.Умение искать, отбирать, оценивать информацию.
5.Систематизация знаний.
6.Возникновение потребности читать дополнительную литературу.
7.Опыт составления индивидуальной программы обучения.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№ | Тема занятий | Количество часов | Форма проведения | Образовательный продукт | ||
всего | теория | практика | ||||
1 | Что такое физическая задача? Состав физической задачи. Классификация физических задач. Общие требования. Этапы решения задач. Различные приемы и способы решения: геометрические приемы, алгоритмы, аналогии. | 1 | 1 | | Лекция с элементами беседы | Конспект |
2 | Прямолинейное равномерное движение. Графическое представление движения и решение задач на РД различными способами (координатный и графический). | 1 | | 1 | Практикум | Конспект |
3 | Ускорение. Равнопеременное движение: движение при разгоне и торможении. Перемещение при равноускоренном движении. | 1 | | 1 | Лекция с элементами беседы, практикум | Конспект |
4 | Графическое представление РУД. Графический и координатный методы решения задач на РУД. Графический способ решения задач на среднюю скорость при РУД. | 1 | | 1 | Лекция с элементами беседы, практикум | Конспект |
5 | Координатный метод решения задач: движение тел по наклонной плоскости. | 1 | | 1 | Лекция, практикум | Конспект |
6 | Координатный метод решения задач: движение связанных тел и с блоками. | 1 | | 1 | Лекция, практикум | Конспект |
7 | Движение тела, брошенного под углом к горизонту, и движение тела, брошенного горизонтально: определение дальности, времени полета, максимальной высота подъема. | 1 | | 1 | Практикум | Самостоятельная работа |
8. | Импульс силы. Решение задач на второй закон Ньютона в импульсной форме. Решение задач на закон сохранения импульса и реактивное движение Алгоритм решения задач на абсолютно упругий и абсолютно неупругий. | 1 | | 1 | Практикум | Конспект |
9. | Решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов сохранения. | 1 | | 1 | Практикум | |
10. | Давление в жидкости. Закон Паскаля. Сила Архимеда. Вес тела в жидкости. Условия плавания тел. Воздухоплавание. Решение задач на гидростатику с элементами статики динамическим способом. | 1 | | 1 | Практикум | |
11. | Решение задач на основные характеристики частиц (масса, размер, скорость). Решение задач на основное уравнение МКТ и его следствия. | 1 | | 1 | Практикум | |
12. | Решение задач на характеристики состояния газа в изопроцессах. Графические задачи на изопроцессы. | 1 | | 1 | Практикум | |
13. | Алгоритм решения задач на уравнение теплового баланса. | 1 | | 1 | Лекция, практикум | Конспект |
14. | Первый закон термодинамики. Адиабатный процесс. Решение количественных графических задач на вычисление работы, количества теплоты, изменение внутренней энергии. | 1 | | 1 | Практикум | |
15. | Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Решение задач по алгоритму на сложение электрических сил с учетом закона Кулона в вакууме и в среде. | 1 | | 1 | Лекция, практикум | Конспект |
16. | Решение задач на принцип суперпозиции полей (напряженность, потенциал). Решение задач по алгоритму на сложение полей. | 1 | | 1 | Практикум | |
17. | Итоговое занятие. | 1 | | | Тестирование | Результаты тестирования |
| Итого | 17 | 1 | 16 | | |
Содержание программы
1. Правила и примы решения физических задач (1 час)
Что такое физическая задача? Состав физической задачи. Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания и решения. Примеры задач всех видов.
Общие требования при решении физических задач. Этапы решения задачи. Анализ решения и оформление решения. Различные приемы и способы решения: геометрические приемы, алгоритмы, аналогии.
2. Кинематика (3 часа)
Равномерное движение. Прямолинейное равномерное движение и его характеристики: перемещение, путь. Графическое представление движения РД. Графический и координатный способы решения задач на РД.
Одномерное равнопеременное движение. Ускорение. Равнопеременное движение: движение при разгоне и торможении. Перемещение при равноускоренном движении. Графическое представление РУД. Графический и координатный способы решения задач на РУД.
3. Динамика (3 часа)
Решение задач на основы динамики .Решение задач по алгоритму на законы Ньютона с различными силами (силы упругости, трения, сопротивления). Координатный метод решения задач по динамике по алгоритму: наклонная плоскость, вес тела, задачи с блоками и на связанные тела.
Движение под действием силы всемирного тяготения. Решение задач на движение под действие сил тяготения: свободное падение, движение тела брошенного вертикально вверх, движение тела брошенного под углом к горизонту. Алгоритм решения задач на определение дальности полета, времени полета, максимальной высоты подъема тела.
4. Законы сохранения (3 часа)
Импульс. Закон сохранения импульса.Импульс тела и импульс силы. Решение задач на второй закон Ньютона в импульсной форме. Замкнутые системы. Абсолютно упругое и неупругое столкновения. Алгоритм решение задач на сохранение импульса и реактивное движение.
Закон изменения и сохранения механической энергии