Файл: Министерство спорта российской федераци и.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Все факторы, влияющие на конкурентоспособность, можно разделить на две большие группы: внешние и внутренние.

Наглядно представим данные факторы конкурентоспособности в схеме на рисунке 2


Факторы конкурентоспособности





Внешние факторы

Внутренние факторы


– деятельность руководства и аппарата управления предприятия;

– система технологического оснащения;

– сырье, материалы и полуфабрикаты;

– сбыт продукции: его объем и затраты реализации;

– эффективность производственно-хозяйственной деятельности;

– интенсивность маркетинговых усилий.

– деятельность государственных властных структур;

– хозяйственная конъюнктура;

– развитие основных поддерживающих отраслей;

– параметры спроса.


Рисунок 2- Внешние и внутренние факторы конкурентоспособности

Описанные данные в схеме на рисунке 1.2 факторы конкурентоспособности свидетельствуют о том, что их можно разделить на внешние и внутренние.

В свою очередь в группу внешних факторов входят: деятельность государственных властных структур; хозяйственная конъюнктура; развитие основных поддерживающих отраслей; параметры спроса.

Внутренние факторы в себе содержат такие составляющие: деятельность руководства и аппарата управления предприятия; система технологического оснащения; сырье, материалы и полуфабрикаты; сбыт продукции: его объем и затраты реализации; эффективность производственно-хозяйственной деятельности; интенсивность маркетинговых усилий.

Ю.В. Антипов предлагает классифицировать факторы конкурентоспособности по мере возможного контроля со стороны государства и предприятия. Д

Классификация факторов конкурентоспособности по мере возможного контроля со стороны государства и предприятия представим на рисунке 3


Классификация факторов конкурентоспособности по мере возможного контроля со стороны государства и предприятия






Факторы, контролируемые государством

Факторы неконтролируемые государством (мегауровень)






Факторы контролируемые предприятием (микроуровень)

Факторы неконтролируемы предприятием (макроуровень)

Рисунок 3- Классификация факторов конкурентоспособности по мере возможного контроля со стороны государства и предприятия

Так Ю.В. Антипов предлагает делить факторы конкурентоспособности следующие группы: неконтролируемые государством (мегауровень); контролируемые государством, неконтролируемые предприятием (макроуровень); контролируемые предприятием (микроуровень) [4].

Проанализировав составляющие классификации факторов на внешние и внутренние различных авторов, следует отметить, что демонстрируются различные подходы, которые отличаются лишь уровнем детализации.

Факторы конкурентоспособности влияют как на внешнюю, так и на внутреннюю среду предприятия, и могут быть как интегральными, так и специфическими. К интегральным факторам относятся инновационные, инвестиционные, финансовые, социальные и экономические. В то же время к группе специфических факторов, характерных для внешней среды предприятия, относятся законодательные, правовые, транспортные, а для внутренней среды – нормативные, научно-технические и производственные [5].

Н.С. Абрютина классифицирует факторы конкурентоспособности предприятия на: технико-экономические, коммерческие и нормативно-правовые, которые тоже могут быть как внутренние, так и внешние [1].



К технико-экономическим факторам относятся: качество, продажную цену и затраты на эксплуатацию (использование) или потребление продукции / услуги, инновационный, производственный потенциал. Эти компоненты зависят от производительности и интенсивности труда, издержек производства.

Далее на рисунке 4 представим составляющие коммерческих факторов конкурентоспособности.


Коммерческие факторы конкурентоспособности





Сервис

Конъюнктура рынка



Имидж фирмы

Реклама


Рисунок 4- Коммерческие факторы конкурентоспособности

Коммерческие факторы определяют условия реализации товаров на конкретном рынке и включают: конъюнктуру рынка; сервис; рекламу; имидж фирмы [11].

Под нормативно-правовыми факторами понимают требования технической, экологической и другой (возможно, морально-этической) безопасности использования товара на конкретном рынке, а также патентно-правовые требования (патентной чистоты и патентной защиты).

При случае, когда на конкретном рынке в рассматриваемый период, товар не соответствует действующим нормам и требованиям, стандартам и законодательству, то он не может быть продан на этом рынке.

Из выше перечисленных факторов к внутренним относят: инновационный, производственный и финансовый потенциал; качество и цена товара; сервис, рекламу и имидж фирмы; конкурентоспособность продукции/услуг; расходы на эксплуатацию или потребление продукции/услуг [15].

К внешним факторам относятся: конъюнктура рынка; конкурентная среда; нормативно-правовые и патентные требования и стандарты [19].

По мнению О.С. Крайновой рассматриваемые факторы составляют собой систему, обеспечивающую конкурентоспособность продукции и, соответственно, предприятия в целом. Значение каждого отдельного фактора разное в зависимости от рынка, характера конкуренции, стадии жизненного цикла продукции и тому подобное. Влияние на конкурентоспособность продукции, приводит к изменению одного фактора на другой, что демонстрирует наличие определенного синергетического эффекта при их взаимовлиянии [20].

Таким образом, анализ рассмотренных выше исследований и приведенных классификаций современных экономистов доказал, что под факторами конкурентоспособности предприятия следует понимать явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятий и социально-экономической жизни общества, которые вызывают изменение величины расходов на производство и реализацию продукции, а в результате изменение уровня конкурентоспособности самих предприятий. Решающим фактором стабильности конкурентоспособности предприятия является не только способность производить высококачественные товары, но и возможность обеспечить коммерческий успех на рынке.

1.2. Влияние внешней маркетинговой среды на управление предприятия отрасли физической культуры

Индустрия физической культуры и спорта в России – развивающаяся отрасль. В настоящее время наблюдается пропаганда здорового образа жизни, здорового тела. Общественные деятели ведут борьбу за улучшение качества продуктов питания, организуют марафоны, открытые тренировки на свежем воздухе. Ведущие предприятия отрасли физической культуры конкурентную борьбу за потребителя, поскольку средняя ценовая ниша дает наибольшие возможности для расширения бизнеса.

Для оценки конкурентных преимуществ предприятия отрасли физической культуры прежде всего необходимо осуществлять систематический анализ внешней среды. Далее охарактеризуем основные методы, используемые в данном процессе.

Конкурентная среда – это институциональные условия координации деятельности субъектов рынков. Из этого определения следует, что понятие «конкурентная среда» связано с государственным или региональным образованием, имеющим развитую инфраструктуру, более или менее унифицированные инструменты бюджетно-налоговой, кредитно-денежной политики и соответствующие институты [26].

Для оценки выявленных исследователями факторов конкурентоспособности, а также определения ряда других показателей используются приблизительные оценки, «экспертные методы», страдающие существенной субъективностью и условностью. Конечно, в ряде случаев избежать такого подхода невозможно, однако использование подобных оценок в качестве базового метода приводит к весьма слабой математической связи исходных факторов с оцениваемым показателем конкурентоспособности.

Ряд методик при оценке конкурентоспособности предприятий основывается на весьма сложных идеализированных построениях: вводятся новые для экономической науки определения и показатели, строятся различные матрицы, вводятся новые системы координат и так далее. И хотя логическая обоснованность используемых теоретических моделей не вызывает сомнения, в конкретных экономических условиях конкретного хозяйствующего субъекта эти модели предстают как весьма абстрактные.

В результате этого в ряде случаев не только невозможно осуществить сколько-нибудь точную количественную оценку того или иного предлагаемого параметра