ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.2. Особенности формирования осанки и виды ее нарушений
Одним из важных показателей здоровья и развития ребенка является осанка. Осанкой называют привычную непринужденную позу, которую человек принимает без чрезмерного мышечного напряжения. В случаях перегрузки одних и тех же мышечных групп, и их утомления нарушается равномерная тяга мышц, которая может привести к изменению величины лордоза или кифоза, бокового искривления позвоночника. При частом повторении этих состояний они фиксируются, вызывая нарушение осанки, которая влечет за собой перераспределение мышечного тонуса, ослабление мышц, снижение рессорной функции позвоночника, изменения в деятельности главных систем организма. У детей с нарушениями осанки снижена жизненная емкость легких, уменьшена экскурсия грудной клетки и диафрагмы, что неблагоприятно отражается на деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Нарушению нормальной деятельности органов брюшной полости способствует слабость мышц живота. Снижение рессорной функции позвоночника у детей с плоской спиной вызывает постоянные микротравмы головного мозга во время ходьбы, бега и других движений, что негативно сказывается на высшей нервной деятельности, сопровождается быстрым наступлением усталости, а нередко и головными болями [26, с.48-49].
Отклонения от нормальной осанки принято называть нарушениями, или дефектами осанки. Нарушение осанки проявляется уже у детей раннего возраста: в ясельном возрасте у 2,1%, в 4 года у 15-17% детей, в 7 лет у каждого третьего ребенка, в школьном возрасте процент детей с нарушением осанки продолжает расти и достигает 80-90% в возрасте 11-16 лет, то есть в период усиленного роста костей и полового созревания [19, с.26].
Осанка имеет неустойчивый характер в период усиленного роста тела ребенка, приходящегося на младший школьный возраст. Это связано с неодновременным развитием костного, суставно-связочного аппаратов и мышечной системы ребенка. Кости и мышцы увеличиваются в длине, а рефлексы статики еще не приспособились к этим изменениям [9, с.27].
По данным исследователей ежегодный прирост тела в длину у здоровых младших школьников составляет 4-5 см, массы тела – 2-3 кг, а обхват грудной клетки – 1,5-2 см. Однако отмечается увеличение роста на 3-4 см в год. К 10 годам у мальчиков и у девочек темпы роста примерно одинаковы. Процесс окостенения позвоночного столба происходит поэтапно. В возрасте 7-9 лет наблюдается значительный рост позвоночного столба. В 10 лет усиленно растут поясничные и нижние грудные позвонки. Кости детей, по сравнению с костями взрослых, содержат меньше минеральных веществ и легко поддаются деформации. самостоятельные центры окостенения для верхней и нижней поверхности тел позвонков, концов остистых и поперечных отростков. Шейный лордоз и грудной кифоз формируются к 7-ми годам, а поясничный – к 12-ти годам, поэтому у младших школьников наблюдаются случаи разнообразных нарушений осанки. Позвоночник отличается большой гибкостью и подвижностью. Кости таза к 7-8 годам только начинают срастаться и при сотрясении могут помещаться [9, с.28-29].
Дефекты осанки могут быть в сагиттальной и фронтальной плоскостях. В сагиттальной плоскости различают нарушения с увеличением и уменьшением физиологических искривлений позвоночника [2, с.362].
Нарушение осанки у сагиттальной плоскости по увеличению физиологических искривлений позвоночника [2, с.363]:
-
кифотическая осанка (сутулость) – увеличение грудного кифоза с уменьшением поясничного лордоза; -
кругловогнутая спина (кифолордотическая осанка) – увеличение искривлений позвоночника как кифоза, так и лордоза, и угла наклона таза.
Нарушение осанки в сагиттальной плоскости с уменьшением физиологических искривлений позвоночника:
-
плоская спина – грудной кифоз сглажен, а поясничный лордоз уплощен; -
плосковогнутая спина – уменьшение грудного кифоза при нормальном или несколько увеличенном поясничном лордозе.
Нарушение осанки во фронтальной плоскости [2, с.363]:
-
асимметричная осанка (сколиотическая осанка) – характеризуется изменениями симметрии между правой и левой половиной туловища. Позвоночник представляет собой дугу, повернутую вершиной вправо или влево, плечо и лопатка, с одной стороны, опущены, неравные треугольники талии.
Различают три степени нарушения осанки [23, с.363]:
I. Характеризуется небольшим изменением осанки, которые устраняются целенаправленной концентрацией внимания ребенка.
II. Характеризуется увеличением количества симптомов нарушения осанки, которые устраняются при разгрузке позвоночного столба или при подвешивании за подмышки.
III. Нарушения осанки, которые не устраняются при разгрузке позвоночного столба.
Таким образом, дефекты осанки негативно сказываются на физическом развитии организма ребенка. Из-за неправильной осанки, наличия деформации позвоночника снижается вентиляция легких, нарушается деятельность сердечно-сосудистой системы, что приводит к недостаточному обеспечению кислородом развивающегося организма.
1.3. Современные взгляды на использование подвижных игр в коррекционно-педагогической работе со школьниками, имеющими нарушения интеллекта
Одним из ведущих средств адаптивного физического воспитания детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта являются подвижные игры [21, с.5]. Подвижная игра - это сложная двигательная, эмоционально окрашенная деятельность,
обусловленная определенными правилами, соблюдение которых влияет на ее результат. Особая ценность подвижных игр заключается в возможности одновременного воздействия на моторную и психическую сферу ребенка с особенностями психофизического развития. Положительные эмоциональные нагрузки во время активной игровой деятельности осуществляют стимулирующее воздействие на детский организм и улучшают психоэмоциональное состояние. Быстрая смена игровых ситуаций предъявляет повышенные требования к подвижности нервных процессов, скорости реакции, кинестетического контроля, пространственного ориентирования и других способностей [21, с.6].
Игровая деятельность является не только элементом культуры, но и полезным средством воспитания подрастающего поколения, которая всегда целенаправленна и характеризуется многообразием целевых установок и мотивированных действий. Игра - очень эмоциональная деятельность, поэтому имеет большую ценность в воспитательной работе с детьми и подростками. Среди большого разнообразия игр широко распространены подвижные игры, характерной особенностью которых является ярко выраженная роль движения в содержании игры (бега, прыжков, метаний, бросков, передач и ловли мяча, противодействий и др.). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры (темой, идеей) и направляются на преодоление различных трудностей, препятствий на пути достижения цели игры [21, с.7].
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для совершенствования моторной сферы детей с нарушением интеллекта, у которых отмечается отставание в физическом развитии и физической подготовленности по сравнению со здоровыми школьниками. Игровая ситуация увлекает ребенка, а встречающиеся диалоги – способствуют развитию речи, требуют активизации умственной деятельности, играющей важную роль для детей с нарушением интеллекта. Игры, не имеющие сюжета, построенные на определенных игровых задачах, способствуют расширению сенсорной и двигательной сферы младшего школьника с нарушением интеллекта [7, с.188].
Подвижные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, добровольно установленной самими играющими. Достижение цели требует от играющих активных двигательных действий, выполнение которых зависит от творчества и инициативности самих играющих (быстро добежать до цели, быстрее и точнее бросить в цель, быстро и ловко догнать «противника» или убежать от него и т.п.) [7, с.188].
Подвижные игры не требуют от участников специальной подготовленности. Правила в них варьируются самими участниками и руководителями в зависимости от условий, в которых проводятся игры. В них нет точно установленного числа играющих, точного размера площадки, также варьируется и инвентарь (булавы или кегли, баскетбольный, волейбольный или простой мяч, маленькие мячи или мешочки с горохом (песком), гимнастическая или простая палка и т.п.) [7, с.189].
По содержанию все подвижные игры и эстафеты должны быть лаконичны, выразительны, эмоциональны и доступны для ребенка с нарушением интеллекта. Большое разнообразие двигательных действий, составляющих содержание игры, способствует развитию всех физических качеств и особенно – развитию и коррекции координационных способностей у детей с нарушением интеллекта [4, с.263]. В играх дети с нарушением интеллекта обучаются основным движениям: ходьбе, бегу, прыжкам, метанию и незаметно для самих себя овладевают умениями и навыками основных движений. Улучшается общая координация движений, развивается способность целенаправленно владеть своим телом в соответствии с задачами и правилами игры, воспитывается умение общаться со сверстниками [4, с.264].
Значительное влияние подвижные игры оказывают на центральную нервную систему. Скорость выполнения движений, частая их смена и постоянное варьирование интенсивности мышечной деятельности способствуют увеличению силы, подвижности и лабильности нервной системы [4, с.264].
Важно отметить, что правильное и точное выполнение даже простых движений не может быть сделано без достаточно высокого уровня развития органов, которые обеспечивают поддержку тела человека в равновесии. В реакциях, направленных на поддержание равновесия, участвуют анализаторы: зрительный, двигательный, кожный и вестибулярный. У детей с умственной отсталостью существуют проблемы формирования двигательных функций. Двигательные нарушения у них лежат в основном именно в сфере координационных проявлений [4, с.264].
Физкультурно-оздоровительные занятия и занятия лечебной физической культурой, включающие подвижные игры и эстафеты, влияют на развитие зрительного, вестибулярного и слухового анализаторов, а также на коррекцию и профилактику опорно-двигательного аппарата, которые особенно важны для детей с интеллектуальными нарушениями. Благодаря подвижным играм достигается не только коррекция и развитие физических качеств ребенка с умственной отсталостью, его психомоторной функции, но и наиболее гармоничная координация деятельности всех органов и систем [22, с.213].
Л.В. Шапкова подчеркивает важность применения подвижных игр в коррекции и профилактики осанки у детей с нарушением интеллекта [33]. Автором предложен целый ряд специальных игр и игровых упражнений, позволяющих откорректировать нарушения осанки. Однако необходимо очень тщательно подбирать средства адаптивного физического воспитания, направленные на коррекцию вторичных отклонений у детей с нарушением интеллекта, и которые обеспечат психомоторное развитие, а, следовательно, и социальное развитие ребенка данной патологии. Тем не менее, ученые меньше уделяют внимания на использование подвижных игр и игровых упражнений, направленных на коррекцию и профилактику дефектов осанки у младших школьников с умственной отсталостью. Это и обусловило выбор данной темы исследования.