Файл: М инистерство спорта российской федерации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 2. Методы и организация исследования

2.1. Методы исследований

Для достижения поставленных задач использовали следующие методы исследования:

  1. Анализ и обобщение данных научно-методической литературы. Проведенный теоретический анализ, обобщение опыта практики в области адаптивного физического воспитания позволили определить актуальность исследования, уточнить и конкретизировать цель, задачи и направленность педагогического эксперимента. Объем изученной литературы в целом составляет 39 источников.

  2. Педагогическое тестирование. В начале и после педагогического эксперимента нами была проведена оценка нарушений осанки у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. С этой целью использовали методику определения наличия или отсутствия нарушений осанки с помощью тестовой карты (Приложение А)[24, с.151]. Анализ тестовых карт проводят по следующей схеме тестирования: ребенок стоял на расстоянии 1,0-1,5 метра от обследователя. Осмотр начинали после того, как ребенок несколько успокоится, у него исчезнет напряженность, и он примет обычную позу. Для того, чтобы яснее видеть расположение остистых отростков позвонков (которые хорошо прощупываются пальцем), на вершине каждого из них, ватным тампоном, смоченным йодной настойкой, ставили точку, и чертой отмечали последние позвонки каждого отдела позвоночника. Оценка полученных результатов тестирования: 1) если все отрицательные ответы – нормальная осанка; 2) если 0 положительных ответов на один или несколько вопросов в номерах 3, 5, 6, 7 - незначительные нарушения осанки; если положительные ответы на вопросы 1, 2, 4, 8, 9, 10 (один или несколько) - выраженное нарушение осанки.

Для определения функционального состояния опорно-двигательного аппарата детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью использовали следующие тестовые задания:

Тестовое задание 1 - Гибкость позвоночного столба. При определении активности гибкости позвоночного столба проводили измерение амплитуды вращения позвоночного столба в горизонтальной, фронтальной и сагиттальной плоскостях: наклон туловища вперед и назад прогнувшись, вправо и влево. Наклон туловища вперед выполнялся из исходного положения сидя на полу с прямыми ногами, упираясь стопами в тумбочку. Перед выполнением тестового упражнения на тумбочку клали линейку так, чтобы отметка 10 см находилась на ближнем верхнем крае тумбочки к обследуемому, а отметка 30 см - ближе к стене. Обследуемый максимально тянулся вперед, касаясь пальцами линейки, лежащей на тумбочке, и удерживал это положение в течение 3 секунд. Определялось расстояние (в см) от края тумбочки до среднего пальца руки. Результат фиксировался. Наклон туловища «назад прогнувшись» выполнялся из исходного положения «лежа» на животе, руки за головой. Обследуемый максимально прогибался назад, не отрывая ног от пола, и удерживал это положение 3-5 секунд, в течение которых, с помощью сантиметровой ленты измерялось расстояние от 7 шейного до 5 поясничного позвонков (в см). Наклон туловища вправо и влево выполнялся из исходного положения «стоя», ноги врозь, руки на пояс у гимнастической стенки, касаясь опоры затылком, лопатками, тазом, икроножными мышцами и пятками [14].


Тестовое задание 2 - Становая сила мышц спины. Становую силу или силу мышц спины (разгибателей) измеряли с помощью станового динамометра. При измерении становой силы исследуемый становится ногами на площадку динамометра и, держась за рукоятку, установленную на уровне колен, тянет ее вверх (ноги должны быть прямыми). Определяется средняя величина из трех последовательных измерений [6, c.25].

Тестовое задание 3 Становая сила мышц нижних конечностей. Сила мышц нижних конечностейпри помощи станового динамометра. Обследуемому предлагалось выполнить тест из исходного положения «сидя» с опорой о спинку прибора, соединенного с динамометром. При этом у обследуемого ноги должны максимально упираться в подставку для ног [6, c.25].

Тестовое задание 4 – Сила мышц кисти. Сила мышц кисти измерялась с помощью детского кистевого динамометра по общепринятой методике [6, c.25]. Обследуемый максимально сжимал его поочередно каждой рукой, отведя ее в сторону, по три раза. В протоколе фиксировался лучший результат левой и правой рук.

Также нами проводилось оценивание уровня физической подготовленности детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью по следующим тестовым заданиям:

Тестовое задание 5 – Бег 30 м. Данный тест использовался для оценки скоростных качеств.По команде «На старт!» участники тестирования становятся у стартовой линии в положении высокого старта. По сигналу они должны как можно быстрее преодолеть заданную дистанцию, не снижая темпа бега перед финишем. Результатом тестирования является время преодоления дистанции с точностью до десятой доли секунды [14].

Тестовое задание 6 – Прыжок в длину с места. Данный тест использовался для оценки скоростно-силовых способностей. Участник тестирования становится в исходное положение: стойка ноги врозь, пальцы ног позади стартовой линии, полуприсед, руки внизу-сзади. Толчком ног и взмахом рук вперед-вверх прыгает как можно дальше. Результатом тестирования является дальность прыжка в сантиметрах, которая измерялась от стартовой линии до точки касания ковра (мата) пяткой ноги, которая находилась ближе к линии. Упражнение выполнялось два раза, фиксировался лучший результат [14].

Тестовое задание 7 – Статическая поза на одной ноге. Данный тест использовался для оценки статического равновесия. По команде участнику тестирования предлагают принять устойчивое положение на одной ноге. Вторая нога согнута, а ее пятка касается коленного сустава опорной ноги, руки на поясе, голова прямо. Регистрируется время удержания данного положения. Регистрация начинается после принятия устойчивого положения, а заканчивается в момент потери равновесия [14].



  1. Педагогический эксперимент. В педагогическом эксперименте приняли участие 16 детей с легкой степенью умственной отсталости в возрасте от 8 до 9 лет. Дети были разделены на 2 группы: контрольную и экспериментальную по 8 человек в каждой. Уроки физической культуры у детей, участвующих в эксперименте, проводились по программе учебной дисциплины «Физическая культура», разработанная на основе стандартной программы «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0-4 классы», реализуемой в ГБОУ «Центр специального образования №3» [13, с.1-15; 25, с.1-80]. Педагогический эксперимент проводился в течение трех месяцев и состоял во внедрении в содержание уроков физической культуры экспериментальной группы специальных подвижных игр и игровых упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений осанки младших школьников с легкой степенью умственной отсталости. Занятия по физической культуре проводились 3 раза в неделю по 40 минут. Методика занятий рассчитана на 36 часов. Занятия по физической культуре у детей экспериментальной группы проводились малогрупповым методом. Из средств физической культуры применялись: дыхательные упражнения, общеразвивающие упражнения, специальные корригирующие упражнения, подвижные игры специальной и общеразвивающей направленности. На занятиях для коррекции осанки мы также включили подвижные игры разной направленности. В процессе подвижных игр мы одновременно преследовали задачи развития двигательных качеств, сохранения равновесия и формирования навыка правильной осанки. Занятия состояли из 3-х частей: подготовительной, основной и заключительной. На подготовительную часть занятия отводилось 15-20% от общего времени, на основную часть – 65-75% и на заключительную – 10-15%. В подготовительной части занятия включали общеразвивающие физические упражнения, не требующие большого физического напряжения, подготавливающие ребенка к возрастающей физической нагрузке. Также включали подвижные игры на внимание, которые проводились на месте, продолжительностью до 2 минут (Приложение Б). В основной части занятия использовали общеразвивающие и специальные упражнения, которые положительно влияют на опорно-двигательный аппарат, дыхательную и сердечно-сосудистую системы и весь организм детей. Общеразвивающие физические упражнения применяли для стимуляции и нормализации мышц пояса верхних конечностей, мышц тазового пояса, мышц брюшного пресса. Общеразвивающие упражнения выполнялись с предметами (палки, обручи, мячи) и на гимнастических снарядах – стенки, скамейки. В данной части занятий применялись специальные физические упражнения для укрепления мышечного корсета (мышц спины, брюшного пресса и боковых мышц туловища). В конце основной части также использовались 1-2 игры, направленные на формирование правильной осанки, развития двигательных качеств, сохранения равновесия. Продолжительность игр - 5-10 минут (Приложение Б). Заключительная часть включала следующие упражнения: дыхательные, общеразвивающие упражнения для увеличения подвижности позвоночника, игровые упражнения на расслабление, или подвижная игра с элементами расслабления, которая способствует произвольному расслаблению мышц, а также релаксации мышц плечевого пояса и верхних конечностей (Приложение Б). На занятиях выполняли специальные физические, игровые упражнения и подвижные игры для формирования правильной осанки, которые подбирали согласно возрастным, индивидуальным и интеллектуальным особенностям детей по рекомендациям Д.А. Чечѐтина с соавт. [32, с.46-63], О.Н. Асиновсковой [1], Л.В. Шапковой [33]. На занятиях применялись следующие методы: формирования знаний, обучения двигательным действиям, развития физических способностей личности, организации взаимодействия педагога и учащихся, регулирования психического состояния детей, игровой метод [34, с.163-174].

  2. Методы математико-статистического анализа. Статистическая обработка данных проводилась в программе «Statictica 10.0». Достоверность различий в показателях определяли с помощью U-критерий Манна-Уитни и критерия Вилкоксона. Результаты представлены как средняя арифметическая (Х) ± ошибка (m) средней арифметической.




2.2. Организация исследований

Исследование проводилось на базе ГБОУ «Центр специального образования №3» города Великие Луки Псковской области, в котором приняли участие 16 детей 8-9 лет с легкой степенью умственной отсталости.

Первый этап исследования (2019-2020 гг.) был направлен на определение проблемы исследования, выбора темы. Проводился анализ научной и специальной литературы по изучаемой проблематике, поставлены цель и задачи исследования, сформулирована гипотеза, изучены методы исследования.

На втором этапе (2020-2021 гг.) проводился педагогический эксперимент. Были сформированы контрольная и экспериментальная группы по 8 человек в каждой. Контрольное тестирование проводили с целью оценки функционального состояния опорно-двигательного аппарата и физической подготовленности школьников, а также для выявления эффективности использования подвижных игр. Результаты полученные, на этом этапе исследования, были обработаны методами математической статистики.

На третьем этапе (2021 г.) исследования проводилось оформление выпускной квалификационной работы, описаны результаты исследований, сформулированы выводы и практические рекомендации, составлены приложения.

Глава 3. Результаты исследований и их обсуждение
Для проведения экспериментального исследования предварительно изучался контингент школьников 8-9 лет с легкой степенью умственной отсталости для отбора их в экспериментальную и контрольную группы, исходя из состояния осанки (Таблица 2). Как видно из таблицы 2, наибольший удельный вес среди всех состояний осанки составили случаи выявления незначительных нарушений у 8 человек (50,00%), наименьший - выраженные нарушения у 2 человек (12,50%). Из 16 обследуемых детей случаи выявления нормальной осанки наблюдались у 6 человек (37,50%).

Таблица 2 – Состояние осанки у школьников 8-9 лет с легкой степенью умственной отсталости до педагогического эксперимента, человек (n=16)

Состояние осанки

Количество человек

%

Нормальная осанка

6

37,50

Незначительные нарушения

8

50,00

Выраженные нарушения

2

12,5

Всего испытуемых

16

100



По результатам оценки состояния осанки мы дифференцировали детей на экспериментальную и контрольную группы, в которые были включены по 3 человека с нормальной осанкой, по 4 - с незначительными нарушениями и по - 1 с выраженными нарушениями осанки (см. Таблицу 6).

Результаты исследования показателей гибкости позвоночного столба у школьников 8-9 лет с легкой степенью умственной отсталости в сравнении со здоровыми сверстниками показали, что на начало педагогического эксперимента показатели обеих групп не имели достоверных различий (Р>0,05; Таблица 3). Сравнение показателей гибкости позвоночного столба умственно отсталых детей экспериментальной и контрольной групп со здоровыми школьниками по данным литературных источников [36, с.67] показало, что они отстают по всем показателям, характеризующим гибкость позвоночника от своих здоровых сверстников (Таблица 3).

Таблица 3 – Сравнительная характеристика показателей гибкости позвоночного столба у школьников 8-9 лет с легкой степенью умственной отсталости в сравнении со здоровыми сверстниками до педагогического эксперимента, (X±m)

Показатели

Здоровые дети (норма)

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Р

Наклон туловища вперед, см

6,0-8,0

5,29±0,22

5,71±0,16

>0,05

Наклон туловища назад, см

26,5-30,0

25,17±0,36

25,81±0,45

>0,05

Наклон туловища вправо, см

36,1-38,4

35,34±0,32

35,92±0,29

>0,05

Наклон туловища влево, см

35,3-38,5

34,69±0,17

34,74±0,19

>0,05


Анализ данных, представленных в таблице 4 показал, что исходные показатели силы мышц спины, нижних и верхних конечностей у школьников 8-9 лет с легкой степенью умственной отсталости экспериментальной и контрольной групп до начала эксперимента не имели различий между собой (Р>0,05).

Сравнительный анализ показателей силы мышц спины, нижних и верхних конечностей школьников экспериментальной и контрольной групп со здоровыми сверстниками из литературных данных [36, с.67], представленный в таблице 4, свидетельствует, что на начало педагогического эксперимента школьники 8-9 лет с легкой степенью умственной отсталости отстают по всем показателям от своих здоровых детей.