ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таблица 4 – Сравнительная характеристика показателей силы мышц спины, нижних и верхних конечностей у школьников 8-9 лет с легкой степенью умственной отсталости в сравнении со здоровыми сверстниками до педагогического эксперимента, (X±m)
Показатели | Здоровые дети (норма) | Экспериментальная группа | Контрольная группа | Р |
Становая сила, кг | 50,2-57,0 | 42,09±0,14 | 42,18±0,25 | >0,05 |
Сила мышц нижних конечностей, кг | 50,1-60,0 | 44,03±1,03 | 43,95±1,11 | >0,05 |
Сила мышц правой кисти, кг | 15,0-15,2 | 9,76±0,18 | 9,80±0,08 | >0,05 |
Сила мышц левой кисти, кг | 12,0-14,1 | 8,31±0,07 | 8,69±0,20 | >0,05 |
В результате тестирования школьников экспериментальной и контрольной групп установлено, что обследуемые школьники обеих групп до проведения педагогического эксперимента достоверно не отличались в показателях физической подготовленности, что указывает на однородность подобранных групп (Р>0,05; Таблица 5).
Сравнение показателей физической подготовленности школьников 8-9 лет с легкой степенью умственной отсталости экспериментальной и контрольной групп со здоровыми сверстниками по данным литературных источников [14; 29, с.58-78], показали, что у детей данной нозологической группы показатели в тестовых заданиях «Бег 30 м», «Прыжок в длину с места», «Удержание равновесия в стойке на одной ноге» значительно ниже, чем у их здоровых сверстников (Таблица 3). Таким образом, результаты предварительных экспериментов свидетельствуют, что исходный уровень функционального состояния позвоночного столба (гибкость, сила мышц-разгибателей спины, сила мышц верхних и нижних конечностей) и физической подготовленности у школьников 8-9 лет с легкой степенью умственной отсталости хуже по сравнению со здоровыми сверстниками. Выявленные показатели отражают характерологическую особенность детей с легкой степенью умственной отсталости в исследуемых группах, что указывает о необходимости разработки современных средств коррекционно-педагогического воздействия для коррекции и профилактики нарушений осанки, а также целенаправленного развития у детей данной нозологии физических качеств.
Таблица 5 – Сравнительная характеристика показателей физической подготовленности у школьников 8-9 лет с легкой степенью умственной отсталости в сравнении со здоровыми сверстниками до педагогического эксперимента, (X±m)
Показатели | Здоровые дети (норма) | Экспериментальная группа | Контрольная группа | Р |
Бег 30 м, с | 5,4-7,3 | 8,74±0,23 | 8,49±0,26 | >0,05 |
Прыжок в длину с места, см | 100-165 | 85,73±0,10 | 85,85±0,15 | >0,05 |
Удержание равновесия в стойке на одной ноге, с | 8-12 | 6,04±0,22 | 5,93±0,19 | >0,05 |
Из данных, представленных в таблице 6 и рисунков 1-2 видно, что в результате педагогического эксперимента показатели состояния осанки у школьников экспериментальной и контрольной групп различались. Так, нормальная осанка в экспериментальной группе зафиксирована у 5 (62,50%) человек, а в контрольной группе только у 3 (37,5%). К концу педагогического эксперимента в экспериментальной группе количество школьников с незначительными нарушениями осанки снизилось до 2 (25,00%) человек, а с выраженными нарушениями осталось как до педагогического эксперимента – 1 (12,50%) человек. В контрольной группе количество школьников с незначительными и выраженными нарушениями осанки осталось на том же уровне, как до педагогического эксперимента (Таблица 6, Рисунки 1-2). Таким образом, к концу педагогического эксперимента в экспериментальной группе улучшение в состоянии осанки отмечалось у 25,00% человек, а в контрольной группе – улучшений не наблюдалось, что свидетельствует об эффективности использования подвижных игр и игровых упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений осанки на занятиях физической культурой.
Таблица 6 – Состояние осанки у школьников 8-9 лет с легкой степенью умственной отсталости до и после педагогического
эксперимента, человек
Состояние осанки | Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||
До | После | До | После | |
Нормальная осанка | 3 | 5 | 3 | 3 |
Незначительные нарушения | 4 | 2 | 4 | 4 |
Выраженные нарушения | 1 | 1 | 1 | 1 |
Всего испытуемых | 8 | 8 | 8 | 8 |
До педагогического эксперимента | После педагогического эксперимента |
| |
Рисунок 1 – Состояние осанки у школьников 8-9 лет с легкой степенью умственной отсталости в экспериментальной группе до и после педагогического эксперимента, %
До педагогического эксперимента | После педагогического эксперимента |
| |
Рисунок 2 – Состояние осанки у школьников 8-9 лет с легкой степенью умственной отсталости в контрольной группе до и после педагогического эксперимента, %
Из данной приведенных в таблице 7 видно, что после педагогического эксперимента гибкость позвоночного столба у школьников 8-9 лет экспериментальной и контрольной групп улучшилась. В экспериментальной группе наклон туловища вперед достоверно вырос на 5,77 см (Р<0,01), наклон туловища назад – на 7,33 см (Р<0,01), наклон туловища вправо – на 5,01 см (Р<0,05), наклон туловища влево – на 4,69 см (Р<0,05). В контрольной группе достоверные различия были обнаружены только в одном показателе: наклон туловища вперед увеличился на 3,35 см (Р<0,01). В экспериментальной группе после педагогического эксперимента все показатели, характеризующие гибкость позвоночного столба, были достоверно лучше, чем в контрольной группе (Р
ЭГпосле×КГпосле <0,01; <0,001; Таблица 7).
По данным рисунка 3 видно, что в результате применения подвижных игр и игровых упражнений прирост показателя наклона туловища вперед у школьников 8-9 лет экспериментальной группы составил 52,11±2,13% и на 15,15% (Р<0,01) был больше, чем в контрольной группе. Прирост наклона туловища назад у школьников экспериментальной группы был достоверно больше на 15,74% (Р<0,001) по сравнению с школьниками контрольной группы. У школьников экспериментальной группы темпы прироста наклона туловища вправо составили 12,37±1,12%, а в контрольной – 3,31±1,14%. Разница в приросте в этом случае являлась достоверной и составила 9,06% (Р<0,001). Также, в экспериментальной группе прирост показателя наклона туловища влево был значительно больше на 7,09% в сравнении с контрольной (Р<0,001).
Таблица 7 – Уровень показателей гибкости позвоночного столба школьников 8-9 лет с легкой степенью умственной отсталости экспериментальной и контрольной групп после педагогического эксперимента, (X±m)
Показатели | Экспериментальная группа | Контрольная группа | РЭГпосле×КГпосле | ||
до | после | до | после | ||
Наклон туловища вперед, см | 5,29±0,22 | 11,06±0,13 | 5,71±0,16 | 9,06±0,15 | Р<0,01 |
Рпосле×до | Р<0,01 | Р<0,05 | |||
Наклон туловища назад, см | 25,17±0,36 | 32,50±0,39 | 25,81±0,45 | 27,74±0,73 | Р<0,001 |
Рпосле×до | Р<0,01 | Р>0,05 | |||
Наклон туловища вправо, см | 35,34±0,32 | 40,35±0,31 | 35,92±0,29 | 37,04±0,50 | Р<0,01 |
Рпосле×до | Р<0,05 | Р>0,05 | |||
Наклон туловища влево, см | 34,69±0,17 | 39,38±0,35 | 34,74±0,19 | 36,42±0,34 | Р<0,01 |
Рпосле×до | Р<0,05 | Р>0,05 | | ||
Примечание: здесь и в таблицах 8, 9 Рпосле×до – достоверность различий до и после педагогического эксперимента при уровне значимости Р<0,001; Р<0,01, Р<0,05 (критерий Уилкоксона); РЭГпосле×КГпосле - достоверность различий экспериментальной группы по отношению к контрольной группе при уровне значимости Р<0,001, Р<0,01 (U-критерий Манна-Уитни). |