Файл: М инистерство спорта российской федерации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таблица 4 – Сравнительная характеристика показателей силы мышц спины, нижних и верхних конечностей у школьников 8-9 лет с легкой степенью умственной отсталости в сравнении со здоровыми сверстниками до педагогического эксперимента, (X±m)

Показатели

Здоровые дети (норма)

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Р

Становая сила, кг

50,2-57,0

42,09±0,14

42,18±0,25

>0,05

Сила мышц нижних конечностей, кг

50,1-60,0

44,03±1,03

43,95±1,11

>0,05

Сила мышц правой кисти, кг

15,0-15,2

9,76±0,18

9,80±0,08

>0,05

Сила мышц левой кисти, кг

12,0-14,1

8,31±0,07

8,69±0,20

>0,05


В результате тестирования школьников экспериментальной и контрольной групп установлено, что обследуемые школьники обеих групп до проведения педагогического эксперимента достоверно не отличались в показателях физической подготовленности, что указывает на однородность подобранных групп (Р>0,05; Таблица 5).

Сравнение показателей физической подготовленности школьников 8-9 лет с легкой степенью умственной отсталости экспериментальной и контрольной групп со здоровыми сверстниками по данным литературных источников [14; 29, с.58-78], показали, что у детей данной нозологической группы показатели в тестовых заданиях «Бег 30 м», «Прыжок в длину с места», «Удержание равновесия в стойке на одной ноге» значительно ниже, чем у их здоровых сверстников (Таблица 3). Таким образом, результаты предварительных экспериментов свидетельствуют, что исходный уровень функционального состояния позвоночного столба (гибкость, сила мышц-разгибателей спины, сила мышц верхних и нижних конечностей) и физической подготовленности у школьников 8-9 лет с легкой степенью умственной отсталости хуже по сравнению со здоровыми сверстниками. Выявленные показатели отражают характерологическую особенность детей с легкой степенью умственной отсталости в исследуемых группах, что указывает о необходимости разработки современных средств коррекционно-педагогического воздействия для коррекции и профилактики нарушений осанки, а также целенаправленного развития у детей данной нозологии физических качеств.



Таблица 5 – Сравнительная характеристика показателей физической подготовленности у школьников 8-9 лет с легкой степенью умственной отсталости в сравнении со здоровыми сверстниками до педагогического эксперимента, (X±m)

Показатели

Здоровые дети (норма)

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Р

Бег 30 м, с

5,4-7,3

8,74±0,23

8,49±0,26

>0,05

Прыжок в длину с места, см

100-165

85,73±0,10

85,85±0,15

>0,05

Удержание равновесия в стойке на одной ноге, с

8-12

6,04±0,22

5,93±0,19

>0,05


Из данных, представленных в таблице 6 и рисунков 1-2 видно, что в результате педагогического эксперимента показатели состояния осанки у школьников экспериментальной и контрольной групп различались. Так, нормальная осанка в экспериментальной группе зафиксирована у 5 (62,50%) человек, а в контрольной группе только у 3 (37,5%). К концу педагогического эксперимента в экспериментальной группе количество школьников с незначительными нарушениями осанки снизилось до 2 (25,00%) человек, а с выраженными нарушениями осталось как до педагогического эксперимента – 1 (12,50%) человек. В контрольной группе количество школьников с незначительными и выраженными нарушениями осанки осталось на том же уровне, как до педагогического эксперимента (Таблица 6, Рисунки 1-2). Таким образом, к концу педагогического эксперимента в экспериментальной группе улучшение в состоянии осанки отмечалось у 25,00% человек, а в контрольной группе – улучшений не наблюдалось, что свидетельствует об эффективности использования подвижных игр и игровых упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений осанки на занятиях физической культурой.

Таблица 6 – Состояние осанки у школьников 8-9 лет с легкой степенью умственной отсталости до и после педагогического
эксперимента, человек

Состояние осанки

Экспериментальная группа

Контрольная группа

До

После

До

После

Нормальная осанка

3

5

3

3

Незначительные нарушения

4

2

4

4

Выраженные нарушения

1

1

1

1

Всего испытуемых

8

8

8

8



До педагогического эксперимента

После педагогического эксперимента





Рисунок 1 – Состояние осанки у школьников 8-9 лет с легкой степенью умственной отсталости в экспериментальной группе до и после педагогического эксперимента, %



До педагогического эксперимента

После педагогического эксперимента





Рисунок 2 – Состояние осанки у школьников 8-9 лет с легкой степенью умственной отсталости в контрольной группе до и после педагогического эксперимента, %
Из данной приведенных в таблице 7 видно, что после педагогического эксперимента гибкость позвоночного столба у школьников 8-9 лет экспериментальной и контрольной групп улучшилась. В экспериментальной группе наклон туловища вперед достоверно вырос на 5,77 см (Р<0,01), наклон туловища назад – на 7,33 см (Р<0,01), наклон туловища вправо – на 5,01 см (Р<0,05), наклон туловища влево – на 4,69 см (Р<0,05). В контрольной группе достоверные различия были обнаружены только в одном показателе: наклон туловища вперед увеличился на 3,35 см (Р<0,01). В экспериментальной группе после педагогического эксперимента все показатели, характеризующие гибкость позвоночного столба, были достоверно лучше, чем в контрольной группе (Р
ЭГпосле×КГпосле <0,01; <0,001; Таблица 7).

По данным рисунка 3 видно, что в результате применения подвижных игр и игровых упражнений прирост показателя наклона туловища вперед у школьников 8-9 лет экспериментальной группы составил 52,11±2,13% и на 15,15% (Р<0,01) был больше, чем в контрольной группе. Прирост наклона туловища назад у школьников экспериментальной группы был достоверно больше на 15,74% (Р<0,001) по сравнению с школьниками контрольной группы. У школьников экспериментальной группы темпы прироста наклона туловища вправо составили 12,37±1,12%, а в контрольной – 3,31±1,14%. Разница в приросте в этом случае являлась достоверной и составила 9,06% (Р<0,001). Также, в экспериментальной группе прирост показателя наклона туловища влево был значительно больше на 7,09% в сравнении с контрольной (Р<0,001).

Таблица 7 – Уровень показателей гибкости позвоночного столба школьников 8-9 лет с легкой степенью умственной отсталости экспериментальной и контрольной групп после педагогического эксперимента, (X±m)

Показатели

Экспериментальная группа

Контрольная группа

РЭГпосле×КГпосле

до

после

до

после

Наклон туловища вперед, см

5,29±0,22

11,06±0,13

5,71±0,16

9,06±0,15

Р<0,01

Рпосле×до

Р<0,01

Р<0,05

Наклон туловища назад, см

25,17±0,36

32,50±0,39

25,81±0,45

27,74±0,73

Р<0,001

Рпосле×до

Р<0,01

Р>0,05

Наклон туловища вправо, см

35,34±0,32

40,35±0,31

35,92±0,29

37,04±0,50

Р<0,01

Рпосле×до

Р<0,05

Р>0,05

Наклон туловища влево, см

34,69±0,17

39,38±0,35

34,74±0,19

36,42±0,34

Р<0,01

Рпосле×до

Р<0,05

Р>0,05




Примечание: здесь и в таблицах 8, 9 Рпосле×до – достоверность различий до и после педагогического эксперимента при уровне значимости Р<0,001; Р<0,01, Р<0,05 (критерий Уилкоксона); РЭГпосле×КГпосле - достоверность различий экспериментальной группы по отношению к контрольной группе при уровне значимости Р<0,001, Р<0,01 (U-критерий Манна-Уитни).