Файл: М инистерство спорта российской федерации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В конце педагогического эксперимента отмечались существенные изменения в показателях силы мышц спины, нижних и верхних конечностей у школьников 8-9 лет с легкой степенью умственной отсталости (Таблица 8). Так, у школьников экспериментальной группы сила мышц спины повысилась на 7,94 кг (Р<0,01), а в КГ – на 3,13 кг (Р<0,01).



Рисунок 3 – Прирост гибкости позвоночного столба у школьников 8-9 лет с легкой степенью умственной отсталости экспериментальной и контрольной групп после педагогического эксперимента, %: Р<0,001, Р<0,01 – уровень достоверных различий по отношению к контрольной группе (U-критерий Манна-Уитни), %
Установлено, что за период эксперимента в экспериментальной и контрольной группах достоверно изменилась сила мышц нижних конечностей (Талица 8). У школьников экспериментальной группы к концу педагогического эксперимента данный показатель увеличился на 6,31 кг (Р<0,01), а в контрольной только на 1,62 кг (Р<0,05). Сила мышц левой кисти у школьников экспериментальной и контрольной групп возросла после педагогического эксперимента на 5,38 кг (Р<0,01) и 4,77 кг (Р<0,05), соответственно, сила мышц правой кисти – на 5,52 кг (Р<0,01) и 1,35 кг (Р<0,05). После проведения педагогического эксперимента у школьников экспериментальной группы все показатели мышечной силы были больше по сравнению с контрольной (РЭГпосле×КГпосле <0,001; <0,01; Таблица 8).

Таблица 8 – Уровень показателей силы мышц спины, нижних и верхних конечностей школьников 8-9 лет с легкой степенью умственной отсталости экспериментальной и контрольной групп после педагогического эксперимента, (X±m)

Показатели

Экспериментальная группа

Контрольная группа

РЭГпосле×КГпосле

до

после

до

после

Становая сила, кг

42,09±0,14

50,03±0,29

42,18±0,25

43,80±0,42

Р<0,001

Рпосле×до

Р<0,01

Р<0,05

Сила мышц нижних конечностей, кг

44,03±1,03

50,34±0,19

43,95±1,11

48,72±0,76

Р<0,01

Рпосле×до

Р<0,01

Р<0,05

Сила мышц правой кисти, кг

9,76±0,18

15,28±0,32

9,80±0,08

11,15±0,28

Р<0,01

Рпосле×до

Р<0,01

Р<0,05

Сила мышц левой кисти, кг

8,31±0,07

13,69±0,21

8,69±0,20

9,91±0,12

Р<0,001

Рпосле×до

Р<0,01

Р<0,05



Из рисунка 3 видно, что прирост показателей силы мышц спины, нижних и верхних конечностей у школьников 8-9 лет с легкой степенью умственной отсталости экспериментальной группы больше по сравнению с контрольной группой. Так, у школьников экспериментальной группы прирост становой силы был достоверно больше на 12,09% (Р<0,001), чем в контрольной группе. Прирост силы мышц нижних конечностей достоверно изменился у школьников экспериментальной группы на 1,59% (Р<0,01) по сравнению с контрольной. У школьников в экспериментальной группе прирост силы мышц правой и левой кисти значительно увеличился по сравнению с их сверстниками контрольной группы (Р<0,001). Так, прирост силы мышц правой кисти в экспериментальной группе составил 37,28±1,08%, а в контрольной – 10,48±1,89%, левой кисти – 39,22±1,02% и 9,94±1,43%, соответственно.



Рисунок 3 – Прирост показателей силы мышц спины, нижних и верхних конечностей у школьников 8-9 лет с легкой степенью умственной отсталости экспериментальной и контрольной групп после педагогического эксперимента, %: 1 - Становая сила, 2 - Сила мышц нижних конечностей, 3 - Сила мышц правой кисти, 4 - Сила мышц левой кисти; Р<0,001, Р<0,01 – уровень достоверных различий по отношению к контрольной группе (U-критерий Манна-Уитни)
Результаты анализа показателей физической подготовленности школьников 8-9 лет с легкой степенью умственной отсталости экспериментальной и контрольной групп, представленные в таблице 9 показали, что после применения подвижных игр и игровых упражнений показатели физических качеств улучшились во всех группах, тем не менее степень достоверности была различной. В экспериментальной группе после педагогического эксперимента улучшились все показатели физической подготовленности. У школьников экспериментальной группы достоверно уменьшилось время преодоления бега на 30 метров на 2,68 с (Р<0,001), увеличилась дальность прыжка в длину с места на 16,39 см (Р<0,001), повысилась вертикальная устойчивость тела на 5,41 с (Р<0,001).

Таблица 9 – Уровень показателей физической подготовленности школьников 8-9 лет с легкой степенью умственной отсталости экспериментальной и контрольной групп после педагогического эксперимента, (

X±m)

Показатели

Экспериментальная группа

Контрольная группа

РЭГпосле×КГпосле

до

после

до

после

Бег 30 м, с

8,74±0,23

6,06±0,24

8,49±0,26

7,06±0,24

Р<0,01

Рпосле×до

Р<0,001

Р<0,05

Прыжок в длину с места, см

85,73±0,10

102,12±1,74

85,85±0,15

87,12±0,21

Р<0,001

Рпосле×до

Р<0,001

Р<0,05

Удержание равновесия в стойке на одной ноге, с

6,04±0,22

11,45±0,19

5,93±0,19

7,09±0,26

Р<0,001

Рпосле×до

Р<0,001

Р<0,05


Анализ результатов в контрольной группе показал достоверное уменьшение преодоления дистанции бега на 30 метров с места на 1,43 с (Р<0,05) к концу педагогического эксперимента (Таблица 9). При проведении тестирования физической подготовленности в контрольной группе произошло увеличение показателей прыжка в длину с места на 1,27 см (Р<0,05) и удержания равновесия - на 1,16 секунд (Р<0,05). После проведения педагогического эксперимента у школьников экспериментальной группы все показатели физической подготовленности были достоверно больше по сравнению с контрольной группой (РЭГпосле×КГпосле <0,001; <0,01; Таблица 9).

Оценка эффективности использования подвижных игр и игровых упражнений для коррекции и профилактики нарушений осанки показала, что в конце исследования у школьников экспериментальной группы на фоне положительных показателей функционального состояния позвоночного столба, силовых возможностей мышц спины, нижних и верхних конечностей достоверно улучшились показатели физической подготовленности (Рисунок 4). Достоверные изменения у школьников экспериментальной группы наблюдались в показателях скорости (бег 30 м), скоростно-силовых (прыжок в длину с места) и статического равновесия, где приросты составили 24,19% (Р<0,001), 14,44% (Р<0,001) и 30,95% (Р<0,001) по сравнению с контрольной группой.





Рисунок 4 – Прирост показателей физической подготовленности у школьников 8-9 лет с легкой степенью умственной отсталости экспериментальной и контрольной групп после педагогического эксперимента, %: 1 - Бег 30 м; 2 - Прыжок в длину с места; 3 - Удержание равновесия в стойке на одной ноге; Р<0,001 – уровень достоверных различий по отношению к контрольной группе (U-критерий Манна-Уитни)
Следовательно, в результате проведенного исследования показано, что использование подвижных игр и игровых упражнений на уроках физической культуры с детьми 8-9 лет, имеющих легкую степень умственной отсталости, положительно влияет на их показатели функционального состояния опорно-двигательного аппарата и физической подготовленности.

Выводы


  1. Анализ современной научно-методической литературы позволил установить, что на протяжении обучения в младшей школе у детей с нарушениями интеллектуальной сферы показатели дефектов осанки возрастают. Выявлено, что на занятиях по физической культуре для формирования правильной осанки у младших школьников с умственной отсталостью применяют преимущественно специальные (корригирующие) упражнения. Тем не менее, меньше уделяют внимания на использование подвижных игр и игровых упражнений, направленных на коррекцию и профилактику дефектов осанки у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости.

  2. Результаты анализа исходного уровня функционального состояния опорно-двигательного аппарата и физической подготовленности у школьников 8-9 лет с легкой степенью умственной отсталости показали, что они отстают во всех показателях, характеризующих гибкость позвоночного столба, силу мышц спины, нижних и верхних конечностей, а также в тестовых заданиях «Бег 30 м», «Прыжок в длину с места», «Удержание равновесия в стойке на одной ноге» от своих здоровых сверстников.

  3. В процессе исследования разработана и апробирована коррекционно-оздоровительная методика коррекции и профилактики нарушений осанки у школьников 8-9 лет с легкой степенью умственной отсталости на основе применения игрового метода. Занятия по физической культуре состояли из 3-х частей: подготовительной - общеразвивающие физические упражнения, подвижные игры на внимание; основной - общеразвивающие (для стимуляции и нормализации мышц пояса верхних конечностей, мышц тазового пояса, мышц брюшного пресса), специальные (для укрепления мышечного корсета - мышц спины, брюшного пресса и боковых мышц туловища) упражнения и 1-2 игры, направленные на формирование правильной осанки, развития двигательных качеств, сохранения равновесия; заключительной - дыхательные, общеразвивающие упражнения для увеличения подвижности позвоночника, игровые упражнения на расслабление, или подвижная игра с элементами расслабления. Занятия проводились 3 раза в неделю длительностью 40 минут в течение 3 месяцев (36 часов).

  4. Применение коррекционно-оздоровительной методики, базирующейся на игровом методе, положительно влияет на функциональное состояние опорно-двигательного аппарата и улучшение физической подготовленности младших школьников 8-9 лет с легкой степенью умственной отсталости. В экспериментальной группе прирост показателей наклона туловища вперед составил 52,11% (Р<0,01), наклона туловища назад – 22,45% (Р<0,001), наклона туловища вправо – 12,37% (Р<0,001), наклона туловища влево – 11,85% (Р<0,001), становой силы – 15,85% (Р<0,001), силы мышц нижних конечностей – 12,52% (Р<0,01), силы мышц правой кисти - 37,28% (Р<0,001), левой - 39,22% (Р<0,001). Приросты показателей физической подготовленности в тестовых заданиях «Бег 30 м», «Прыжок в длину с места», «Удержание равновесия в стойке на одной ноге» в экспериментальной группе повысились до 45,80% (Р<0,001), 15,89% (Р<0,001), 47,13% (Р<0,001) в сравнении с контрольной группой, соответственно. Эффективность коррекционно-оздоровительной методики, основанной на игровом методе, доказана положительной динамикой изменений в экспериментальной группе при повторной диагностике осанки: нормальная осанка - у 62,5% детей, незначительные нарушения – у 25%, и выраженные нарушения - у 12,5% детей.