ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практические рекомендации
-
На основании полученных экспериментальных данных выявлена эффективность методики коррекции и профилактики нарушений осанки у школьников 8-9 лет с легкой степенью умственной отсталости на основе применения игрового метода. -
Рекомендуем использовать методику в течение учебного года 3 раза в неделю по 40 минут и внедрять в содержание уроков физической культуры специальные подвижные игры и игровые упражнения, направленные на коррекцию и профилактику нарушений осанки младших школьников с легкой степенью умственной отсталости. -
Структура содержания занятий должна состоять из подготовительной (15-20% от общего времени), основной (65-75%), заключительной частей (10-15%). В подготовительной части занятия использовать общеразвивающие физические упражнения, подвижные игры на внимание; основной - общеразвивающие (для стимуляции и нормализации мышц пояса верхних конечностей, мышц тазового пояса, мышц брюшного пресса), специальные (для укрепления мышечного корсета - мышц спины, брюшного пресса и боковых мышц туловища) упражнения и 1-2 игры, направленные на формирование правильной осанки, развития двигательных качеств, сохранения равновесия; заключительной - дыхательные, общеразвивающие упражнения для увеличения подвижности позвоночника, игровые упражнения на расслабление, или подвижная игра с элементами расслабления. -
Дозировка общеразвивающих упражнений должна быть от 4-5 раз, специальных (корригирующих) упражнения от 3-4 раз до 4-6 раз, подвижные игры на внимание до 2 минут, подвижные игры на формирование правильной осанки, улучшение физической подготовленности и с элементами расслабления до 5 минут. Подвижные игры по мере их освоения менять или усложнять. Использовать игры умеренной и тонизирующей интенсивности.
Список литературы
1. Асиновскова, О.Н. Сборник подвижных игр для детей 6-13 лет, обучающихся по программе школы VIII вида / О.Н. Асиновскова [Электронный ресурс]. – URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/fizkultura/2014/03/31/sbornik-podvizhnykh-igr-dlya-detey-6-13-let (дата обращения: 20.10.2018)
2. Бабаш, В.Ф. Коррекция дефектов осанки / В.Ф. Бабаш, Е.А. Балакирева // Донецкие чтения 2019: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности: материалы IV Международной науч. конф. – Донецк, 2019. - С. 362-363.
3. Брызгалов, М.Б. Особенности физического развития детей с ограниченными возможностями в развитии (детей с умственной отсталостью) / М.Б. Брызгалов // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза: материалы всероссийской науч.-практ. конф. студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей. – Москва, 2014. - С. 161-164.
4. Валеева, И.И. Особенности совершенствования психического развития детей с интеллектуальными нарушениями посредством подвижных игр / И.И. Валеева // Актуальные проблемы физического воспитания студентов: материалы Международной науч.-практ. конф. – Москва, 2019. - С. 262-265.
5. Вассерман, Е.Л. Нарушения интеллектуального развития в современных медицинских классификациях / Е.Л. Вассерман // Дефектология. - 2020. - № 3. - С. 31-40.
6. Горащук, В.П. Дозирование физических нагрузок при развитии основных двигательных качеств у школьников (7-8): автореферат диссертации на соискание кандидата педагогических наук / Горащук Валерий Павлович. - Москва, 1985. - 25 с.
7. Гуролева, Е.П. Спортивные и подвижные игры для лиц с нарушением интеллекта / Е.П. Гуролева // Результаты современных научных исследований и разработок: сборник статей VI Международной науч.-практ. конф. – Москва, 2019. - С. 188-190.
8. Еремеева, А.Г. Средства и методы коррекции осанки и плоскостопия у детей с нарушением интеллекта / А.Г. Еремеева // Актуальные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма: материалы V Всероссийской науч.-практ. конф. молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов. – Москва, 2017. - С. 41-43.
9. Забалуева, Т.В. Педагогические аспекты формирования возрастной осанки человека / Т.В. Забалуева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 5 (51). - С. 27-31.
10. Ибрагимова, А.Р. Особенности игровой деятельности умственно отсталых детей / А.Р. Ибрагимова, Э.Р. Асанова // Российская наука в современном мире: сборник статей X международной науч.-практ. конф. - 2017. - С. 148-149.
11. Кашуба, В. Инновационные подходы к коррекции нарушений осанки слабослышащих школьников в процессе физического воспитания / В. Кашуба, З.Х.А. Насраллах, С. Демчук // Физическое воспитание, спорт и культура здоровья в современном обществе. - 2014. - № 3(27). - С. 54-58.
12. Колошкина, В.А. Влияние физических упражнений на коррекцию осанки / В.А. Колошкина, И.М. Дударева // Наука - образованию, производству, экономике: материалы ХХI Региональной науч.-практ. конф. преподавателей, научных сотрудников и аспирантов. – Санкт-Петербург, 2016. - С. 351-352.
13. Кравченко, И.А. Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» 1-4 класс / И.А. Кравченко. – Великие луки, 2019. – 15 с.
14. Круцевич, Т.Ю. Контроль в физическом воспитании детей, подростков и юношей / Т.Ю. Круцевич, М.И. Воробьев. – Киев: 2005. – 197 с. – URL: http://padaread.com/?book=86819 (дата обращения: 17.02.2020)
15. Макаров, И.В. Умственная отсталость (олигофрении) / И.В. Макаров, Р.Ф. Гасанов, А.Е. Алексеева [и др.] // В книге: Клиническая психиатрия детского и подросткового возраста. - Санкт-Петербург, 2013. - С. 217-261.
16. Мамаева, А.В. Анализ существующих подходов к пониманию основных сущностных характеристик умственной отсталости / А.В. Мамаева, Л.О. Шаповаленко // Аутизм и другие нарушения в развитии: современные исследования и разработки. – 2018. - № 1(1). – С. 38-52.
17. Международная классификация болезней: МКБ-10 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.ros med.info/mkb/about.php?klass=2366&action=mkb1. (дата обращения: 01.11.2018)
18. Мелентьева, Н.Н. Формирование осанки у школьников с нарушением интеллекта / Н.Н. Мелентьева, Е.В. Принцева // Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма: материалы VI Всероссийской науч.-практ. конф. с международным участием. – Нижневартовск, 2016. – С. 292-299.
19. Музурова, Л.В. Нарушения осанки в сагиттальной плоскости / Л.В. Музурова, О.О. Злобин // Международный журнал экспериментального образования. - 2010. - № 1. - С. 26-27.
20. Насонова, М.В. Физиологические особенности формирования осанки у детей старшего дошкольного возраста / М.В. Насонова // Аксиома: актуальные аспекты гуманитарных наук. - 2016. - № 2 (2). - С. 29-36.
21. Новицкий, П.И. Подвижные игры адаптивной физической культуры: Пособие для учителей адаптивной физической культуры / П.И. Новицкий. - Издательство: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова (Витебск), 2011. – 147 с.
22. Петров, М.М. Средства адаптивной физической культуры в условиях коррекционной школы / М.М. Петров // Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы. материалы II всероссийской (заочной) науч.-практ. конф. - 2017. - С. 212-214.
23. Покатилов, А.Б. Профилактика нарушения осанки у детей / А.Б. Покатилов, А.П. Новак, А.В. Хворостова // Главный врач Юга России. - 2017. - № 3 (56). - С. 13-19.
24. Попов, С.Н. Физическая реабилитация: учебник для академий и институтов физической культуры / С.Н. Попов. - М.: Феникс, 2005. - 608 с.
25. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0-4 классы. / Под ред. А.А. Дмитриева, научный руководитель Бгажнокова И.М. – 3-е изд. – М: «Просвещение», 2011. – 238 с.
26. Саломова, Ф.И. Особенности физического развития школьников с нарушениями осанки / Ф.И. Саломова // Вестник Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И.И. Мечникова. - 2008. - № 4(29). - С. 48-50.
27. Семянникова, В.В. Коррекция осанки детей с нарушением интеллекта средствами фитбол-гимнастики на уроках физической культуры / В.В. Семянникова // Современные технологии физического воспитания и спорта в практике деятельности физкультурно-спортивных организаций: сборник научных трудов Всероссийской науч.-практ. конф. и Всероссийского конкурса научных работ в области физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности. - 2019. - С. 379-384.
28. Халимова, А.М. Технология физкультурно-оздоровительных занятий с направленностью на профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников / А.М. Халимова // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: материалы XXII Студенческой науч.-практ. конф. - Чита, 2020. - С. 114-127.
29. Харченко, Л.В. Совершенствование базовых координационных способностей у школьников 8-12 лет с нарушением зрения: диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук / Харченко Любовь Валерьевна. – Омск, 1999. – 177 с.
30. Хышиктуева, Т.П. Умственная отсталость у детей (обзор литературы) / Т.П. Хышиктуева, Е.Л. Усачёва, Ю.В. Лебедева [и др.] // Доктор.Ру. - 2014. - № 6-2 (94). - С. 22-26.
31. Черник, Е.С. Физическая культура во вспомогательной школе: учебное пособие / Е.С. Черник. – М.: Учебная литература, 1997. – 320 с.
32. Чечѐтин, Д.А. Лечебная физическая культура при нарушении осанки у детей: практическое пособие для врачей / Д.А. Чечѐтин, А.Н. Цуканов, Д.В. Чарнаштан [и др.]. – Гомель: ГУ «РНПЦ РМиЭЧ», 2015. – 86 с.
33. Шапкова, Л.В. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / Под общей ред. проф. Шапковой Л.В. - М.: Советский спорт, 2002. - 212 с. – URL: http://pedlib.ru/Books/6/0301/6_0301-60.shtml#book_page_top (дата обращения: 01.11.2018)
34. Шапкова, Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры: учебник / Л. В. Шапкова - М.: Советский спорт, 2007. - 608 с.
35. Эйдельман, Л.Н. Инновационная технология формирования правильной осанки на занятиях танцевальным искусством / Л.Н. Эйдельман // Вестник Академии русского балета им. А.Я. Вагановой. - 2014. - № 1-2(31). - С. 121-126.
36. Эммануилиди, И.П. Методика занятий адаптивной физической культурой с детьми 7-8-ми лет, имеющими нарушения осанки: диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук / Эммануилиди Игорь Петрович. - Волгоград, 2008. - 163 с.
37. Hrickova, K. Physical Activity And Compensation Of Body Posture Disorders In Children Aged Seven / K. Hrickova, J. Junger // Polish Journal of Sport and Tourism. - 2016. - № 23. - P. 153-160.
38. Łubkowska, W. The significance of swimming and corrective exercises in water in treatment of postural deficits and scoliosis / W. Łubkowska, M. Paczyńska-Jędrycka, J. Eider // European Journal of Sport Sciences and Medicine. - 2014. - Vol. - 6. - № 2. - P. 93-101.
39. Quka, N. Risk Factors of Poor Posture in Children and Its Prevalence / N. Quka, Dh. Stratoberdha, R. Selenica // Academic Journal of Interdisciplinary Studies. - 2015. - Vol 4. - № 3. - P. 97-102.
Приложение А
Тестовая карта для выявления нарушений осанки по С.Н. Попову[24, с.151]
Приложение Б
Схема урока физической культуры для детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости с применением игрового метода
Содержание упражнений и подвижных игр | Дозировка | Направленность воздействия |
Подготовительная часть | ||
1. Ходьба с высоким подниманием бедра, с хлопками над головой. | 1 мин | Упражнения в ходьбе с сохранением правильной осанки |
2.И. п. - О. С. 1-2 - поднять руки вверх, посмотреть на руки, отставить правую ногу на носок, живот подтянуть - вдох; 3-4 - и. п. - выдох. То же с левой ноги. | 4-5 раз | ОРУ - способствующие расширению грудной клетки |
3. Подвижная игра: «Горячий камень» В игре принимают участие не менее трех игроков. Инвентарь: судейский свисток, мячи разного диаметра. Инструкция. Все игроки образуют круг на расстоянии вытянутой руки друг от друга, стоя лицом внутрь круга. Каждому игроку выдается мяч. По сигналу ведущего играющие точным пасом двумя руками начинают передавать мячи в руки стоящего справа соседа и ловить мячи, которые им передают игроки, стоящие слева, вплоть до остановки игры ведущим. Игра останавливается, если: 1. игрок роняет мяч; 2. у кого-то из игроков оказывается в руках более одного мяча; 3. игрок неточно передает мяч соседу, и тот не может его поймать. Участник, допустивший ошибку, забирает с собой один мяч и покидает игровой круг. Из игры выбывает тот, кто допускает ошибку первым. В случае если ошибку одновременно допускают несколько играющих, все они покидают игру. Игра останавливается по свистку ведущего, и он принимает решение о том, кто выбывает из игры. Два последних участника выходят в финал. Они встают лицом друг к другу на расстоянии 3-4 метров. По сигналу ведущего игрок передает мяч партнеру пасом двумя руками от груди по дугообразной траектории, другой - пасом двумя руками снизу. Проигрывает тот, кто первым совершит ошибку. Если игра возобновляется, то победивший в предыдущей игре имеет право один раз ошибиться и остаться в игре. | 2 мин | Развитие внимания, способности ориентироваться в пространстве, дифференциации мышечных усилий, взаимодействия двигательного и зрительного анализаторов, формирование навыков коллективного взаимодействия. |