Файл: Формирование дидактических материалов для лингвистического анализа поэтического текста на уроках русского языка.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
В шестом классе, если говорить простым языком, изучается активная лексика, к которой относятся неологизмы и слова, которые мы используем ежедневно, а в пассивной лексике – слова, включающие неологизмы, которые в большинстве случаев нам известны, но употребляются редко или вовсе вышли из оборота.
Цель: Разобраться в понятии “неологизм”, научиться выделять неологизмы среди разнообразия лексики
Задачи:
• Познавательная: освоить термин «неологизм», научиться находить в их в лексике самостоятельно, на примере противопоставления с устаревшей лексикой
• Развивающая: обучиться делать выводы на основе прочитанного и услышанного; уметь находить слова, которые являются неологизмами и уметь доказать это
• Воспитательная: улучшение мотива для учебной деятельности, способность работать как индивидуально, так и внутри коллектива, развитие заинтересованности и уважения к русскому языку
Планируемые результаты:
1. Личностные:
• умение анализировать свою деятельность на уроках русского языка;
• повышение учебной мотивации за счёт элемента «конкуренции» между одноклассниками
• стимул к детальному изучению слов и их способов словообразования
2. Предметные:
• развитие навыка анализа произведения и его систематизация
• умение обобщать полученную от учителя информацию
3. Метапредметные:
• самостоятельное определение целей и задач своего обучения
• умение грамотно и доступно донести свою мысль до одноклассников
• развитие навыка работы с информацией и её интерпретацией
Ход урока
Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся |
1.Организационный | Приветствие класса: Добрый день, ребята! Усаживайтесь, пожалуйста, на свои места. Давайте все вспомним, когда состоялся первый полёт в космос? Всё верно, за первый Ваш вклад в урок - каждый получает по карточке, но слова, написанные на них, отличаются. Положите их перед собой и давайте продолжим обсуждение. | Усаживаются на свои места, проверяют свою подготовку к уроку. Отвечают на вопрос. |
2. Актуализация ранее усвоенных знаний | 1.Фронтальный опрос обучающихся (что такое лексика, почему это важный раздел, для чего нужно изучать лексигологию. 2. Как вы думаете, каков словарный запас у одного человека? Вы были близки, он составляет около десяти-тридцати тысяч слов. Словарный же запас Маяковского явно перевалил за эти цифры. Известны ли Вам такие слова, как голоштанный, дрыгоножество, верблюдокорабледраконьи? А Владимир Владимирович не просто знал их, но ещё и дополнял ими свои стихотворения! | 1.Поднимают руки и дают ответы на вопросы 2.Внимательно слушают, вспоминают ранее усвоенное, смотрят на записи в тетради,отвечают на вопросы. |
3. Закрепление ранее изученного материала | Чтобы проверить нашу готовность к изучению следующей темы, давайте сделаем предложенные вам задания. Перед Вами карточка со словом и его иллюстрация, у каждого своё (кафтан, атомоход, хакер, космос, спутник, кольчуга, деверь, симкарта,зеница, колчан, лысты, обабок, персты, черница,социальная сеть, пиар, риэлтор, краш, треш) На доске вы видите табличку: слева активная лексика , которую мы с Вами используем по сей день, а справа пассивная, которая вышла из обихода. Посмотрите каждый в свою карточку и подумайте, к какому столбцу можно отнести Ваше слово и почему? отвечать будем по списку, остальной класс внимательно слушает, если Вы не согласны с мнением - поднимите руку и выскажите свою точку зрения | Слушают, предполагают, к какой лексике относятся те или иные слова, дополняют ответы друг друга и заполняют таблицу у себя в тетради |
4. Открытие нового знания | Мы с Вами отлично справились с задачей!Пора начать осваивать новые знания! Мы увидели, что многие слова из левого столбца уже не используются в нашей ежедневной лексике, каким одним словом их можно назвать? Даю подсказку: Если Ваш браузер “это сделал”, то его нужно обновить. Совершенно верно, эти слова называются устаревшими. Давайте запишем правило из учебника. Теперь нам нужно понять, какие слова будут являться полной противоположностью устаревшим. Верно, новые, но называются они неологизмами. Неологизмы могут прийти в нашу речь вместе с новыми изобретениями и открытиями, а могут иметь и другой характер. к примеру, в создании многих неологизмов принимают участие абсолютно разные люди. Многие поэты внесли свой активный вклад в развитие этой лексики. Неологизмы, созданные поэтами, называются авторскими. Они не часто уходят за пределы пределы произведений, тем не менее их трудно не заметить. Давайте запишем термин из учебника себе в тетради | Дают ответы на поставленные вопросы. Большинство догадываются, как будет звучать тема урока. Дают ответы на вопросы. Записывают правила и термины. |
5. Применение полученных знаний | Как я уже говорила, неологизмы приходят к нам от разных поколений, событий и людей. Всё это связано с постоянным развитием. Развивается наша жизнь, технологии, а вследствие и наш лексикон. Создателем и любителем неологизмов являлся В.В. Маяковский. Он не только использовал неологизмы в своих произведениях, но и активно вводил свои в лексикон читателей. Перед вами 2 отрывка произведений Маяковского. В одном из них стандартный неологизм, который пришёл к нам вместе с развитием космоса, а в другом - авторский. Вам нужно записать себе в тетради два слова, которые по вашему мнению, подходят под это описание В (“Должен каждый пролетарий посмотреть на планетарий”; «Прозаседавшиеся» полностью.) Какой неологизм было проще определить, почему? Давайте сделаем морфемный разбор авторского неологизма. | Слушают задание, записывают в тетрадь слова "планетарий" и "прозаседавшиеся", объясняют свой ответ. |
6. Рефлексия | Что Вам понравилось в занятии? Помог ли поэтический текст более детально разобраться в теме урока? Что показалось вам наиболее трудным? На что вы бы посоветовали обратить внимание детям, которые ещё не знакомы с этой темой? | Слушают учителя, отвечают на вопросы. |
7. Домашнее задание | Мы с Вами на уроках литературы не так давно читали произведение “Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче”. Ваша задача: Выписать из него неологизмы, которые были созданы самим автором. Спасибо за работу, до свидания! | Заполняют лист самооценки. Записывают домашнее задание, уточняют его, прощаются с учителем. |
Обучающимся предлагалось ознакомиться с фрагментом стихотворения Маяковского «Прозаседавшиеся» и найти в нём авторский неологизм, который нам известен, но сейчас употребляется не столь активно, как раньше. На удивление, учащиеся шестого класса справились с поставленной перед ними задачей и определили, что «прозаседавшиеся» - это и есть неологизм, созданный Маяковским. Затем детям предлагалось дать определение этому слову и попытаться сделать морфемный разбор. Проще всего ученикам было найти привычные им приставки «за» и «про». Также, дети быстро справились с нахождением постфикса «ся». Окончание «ие» поддалось не сразу, но, просклоняв слово, ребята смогли справиться с этой задачей. Больше всего было ошибок, связанных с оставшимися буквами.
-
В шестом классе на уроках русского языка детям нужно обобщить знания, полученные на занятиях, касающихся лексики. В КТП такой урок имеет тему: “В начале было слово”
1 2 3 4 5 6
Цель: обобщение и систематизация знаний по теме «Лексика»
Задачи:
-
Познавательные: понять, что лексика - важнейший строительный материал поэтического текста. Слова - первооснова речи и языка, поэтому бережное отношение к нему - главное -
Развивающие: узнать, что все уровни лексики важны в тексте и выполняют каждый свою функцию -
Воспитательные: продемонстрировать обучающимся непосредственное влияние лексики на богатство и разнообразие речи. Показать равнозначность пассивного и активного состава речи.
Предполагаемые результаты:
1. Личностные: Самостоятельность в постановке целей и задач деятельности на уроке; помочь активизировать бережное отношение, как к языку в целом, так и к отдельным словам в частности; правильное коммуницирование с одноклассниками и учителями
2. Предметные: представление о языке, как о системе; обогащение словарного запаса; обобщение знаний о лексическом уровне языковой системы и осознание её значимости
3. Метапредметные: грамотная и чёткая формулировка мыслей как в устной, так и в письменной речи; умение сформулировать свою точку зрения и доказать её, основываясь на примерах; умение анализировать информацию и приходить к выводу
Ход урока:
Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся |
1.Организационный | Приветствие! Всем добрый день! Прошу проверить Вашу готовность к уроку и занять свои места! | Здороваются с учителем, проверяют наличие учебника, тетради, дневника и пенала на парте. Садятся по своим местам |
2. Актуализация ранее усвоенных знаний | На сегодняшнем уроке подходит к концу раздел “Лексика”. Давайте вспомним, какие слова называются архаизмами, историзмами и неологизмами? Сколько уровней лексики вы знаете? | Слушают учителя, ищут в тетради ответы на вопросы, отвечают на них устно по поднятой руке |
3. Обобщение и закрепление полученных знаний | 1.Чтобы продемонстрировать полученные навыки, давайте обратимся к отрывку поэмы Маяковского “Облако в штанах”. Начертите себе в тетради таблицу, состоящую из двух колонок: 1. Высокая лексика; 2.Низкая лексика 2.Сейчас мы с Вами будем по абзацу читать текст и искать в нём слова, которые относятся к той или иной колонке. Наша задача не только отнести слова к двум типам лексики, но и постараться написать значение для каждого из них. После записи мы попробуем разобраться, почему Маяковский выбрал данные средства языка и какую именно функцию выполняют | 1.Берут распечатки, которые лежат у каждого на парте, чертят табличку в тетради, готовятся к работе. 2. Читают текст, ведут диалог с учителем и друг с другом, чтобы найти просторечия и разговорную лексику. 3. Высокая лексика - предтеча, уста, златоустный, стенать, петь (вместо «писать стихи»), грядет (дважды: грядет шестнадцатый год, грядет генерал Галифе) Низкая лексика - легко разжал уста; необычная форма: златоустейший; рядом с «петь» стоит «выпеть»; всесильный божище; всемогущий, ты выдумал…; вездесущий, ты будешь в каждом шкапу; («издерется» рот, двери «заляскали», «изрыгает», «глаза выкачу»). |
4. Рефлексия | Как Вы думаете, где уместнее использовать профессионализмы, диалектные слова, просторечную лексику? Имеют ли такие слова место в нашей повседневной жизни? Кто чаще использует ту или иную лексику в своей речи? | Ответы учеников на поставленные вопросы. Рассуждения между одноклассниками, формулировка общего вывода по вопросам. |
5. Домашнее задание | Напишите эссе на тему «В чём заключается богатство русской речи?». Спасибо за работу на уроке, до скорой встречи! | Слушают и записывают домашнее задание в дневники. Прощаются с учителем! |
-
В пятом классе дети впервые после начальной школы начинают углубляться в понятие “имя существительное”. Многие понятия для них новы, т.к. в начальной школе уклон идёт на конкретные предметы, в свою очередь неконкретные должным образом не затрагиваются. Для формирования лингвистического понятия у школьников на разных этапах, можно использовать тексты Маяковского.
-
Эмпирический этап. Школьники должны выявить связи между общим значением существительного, его выражением через морфологические признаки и синтаксические функции. В него можно добавить анализ текста Маяковского для наблюдения за языковым материалом. Текст даётся для выделения имён существительных и их группировки по значению предмета (конкретный, неконкретный (вещественный, собирательный, отвлечённый)). Для этого можно взять стихотворение “А вы могли бы?” В нём содержится 15 существительных для анализа -
Теоретический этап. На этом этапе учителю нужно ввести термин и определение понятия “имя существительное”, установить внутри понятийные связи. Задания на этом этапе должны позволить ученикам обобщить дифференциальные признаки части речи и установить связи. Для задания на этом этапе можно взять несколько существительных из разных произведений Маяковского и попросить детей обозначить их признаки. (“Студенту-пролетарию”; “Не увлекайтесь нами”; “Наш марш”)
Признаки части речи | Студент | Студенчество | Молоко | Бег |
Грамматический предмет | | | | |
Постоянные морфологические признаки | | | | |
Непостоянные морфологические признаки | | | | |
Основные синтаксические функции | | | | |
Неосновные синтаксические функции | | | | |