Файл: Формирование дидактических материалов для лингвистического анализа поэтического текста на уроках русского языка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  • Этап углубления понятия. Благодаря этому этапу дети обогащают понятие новыми признаками. Для этого этапа я также предлагаю взять отрывки из стихотворений Маяковского, чтобы показать детям различия синтаксических функций имени существительного. На примерах можно показать основные и второстепенные синтаксические функции. Можно взять короткое произведение “Лунная ночь” В нём мы можем увидеть основные синтаксические функции (Луна - подлежащее; ложкой - дополнение) и второстепенные (в воздухе - обстоятельство; звёзд - определение)

Поэт использует лексику разговорного стиля, просторечные слова («издерется» рот, двери «заляскали», «изрыгает», «глаза выкачу»). В передаче любовного чувства тоже используется часто разговорная лексика, но низкие слова становятся поэтическими («Мама! Ваш сын прекрасно болен...»).

2.2. Изучение словообразования Маяковского на уроках русского языка

Словообразование – привычная тема на уроках русского языка, которая сопровождает школьников среднего звена из года в год. Раздел «Словообразование» даёт детям возможность понять, от каких основ и с помощью чего в нашем языке появляются новые слова. Отследить этот процесс бывает достаточно трудно, но, благодаря глубокому и детальному анализу всё встаёт на свои места. Многие ученики начинают замечать способы словообразования буквально во всех текстах, размещенных в учебниках русского языка и литературы. Под каждый способ словообразования можно найти пример в текстах Маяковского. Именно его словотворчество пестрит примерами добавления префиксов и суффиксов. На его примерах можно отследить значения приставок и суффиксов. Отлично подойдут стихотворения Маяковского и для разработок уроков русского языка.


  • К примеру, в 5 классе идёт повторение темы: Уменьшительно - ласкательные суффиксы и их значения. К ней можно приурочить анализ поэтического текста. Предлагаю ко вниманию разработку урока русского языка в 5 классе с применением текста Маяковского.

Цель
: Обозначить понятие суффикса, научиться самостоятельно находить его в словах.

Задачи:

Познавательная: освоить термин «суффикс», научиться находить в словах суффиксы самостоятельно, на примере сравнения с другими словами научиться определять их смысл для словопостроения

Развивающая: обучиться делать выводы на основе прочитанного и услышанного; уметь находить слова, которые употребляются с суффиксами в конкретном контексте.

Воспитательная: улучшение мотива для учебной деятельности, способность работать как индивидуально, так и внутри коллектива.

Планируемые результаты:

1. Личностные:

умение анализировать свою деятельность на уроках русского языка;

повышение учебной мотивации за счёт элемента «конкуренции» между одноклассниками

стимул к детальному изучению слов и их способов словообразования

2. Предметные:

развитие навыка анализа произведения и его систематизация

умение обобщать полученную от учителя информацию

самостоятельное проведение параллелей между суффиксами и их значением

3. Метапредметные:

самостоятельное определение целей и задач своего обучения

умение грамотно и доступно донести свою мысль до одноклассников

развитие навыка работы с информацией и её интерпретации

Ход урока

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

1.Организационный

Приветствие класса: Добрый день, ребятёнки! Присаживайтесь, пожалуйста, на свои места.

Усаживаются на свои места, проверяют свою подготовку к уроку. Многие начинают интересоваться: "А почему же ребятёнки?".

2. Актуализация ранее усвоенных знаний

1.На прошлом уроке мы познакомились с очень важным разделом языка. С каким же?

2. Теперь давайте подумаем и вспомним, с какими понятиями мы "подружились" на предыдущих уроках русского языка?

3.Наше путешествие продолжится и сегодня. Для начала давайте кратко перечислим все самые важные для нас понятия

1.Поднимают руки и дают ответ: «Морфемика"

2.Раздаются ответы, которые включают в себя все части слова. 3.Внимательно слушают, вспоминают ранее усвоенное, смотрят на записи в тетради, отвечают на вопросы.

3. Закрепление ранее изученного материала

Чтобы проверить нашу готовность к изучению следующей темы, давайте сделаем предложенные вам задания. На столы заранее разложены карточки с предложением. Ваша задача: выделить подлежащее и сказуемое, а также разобрать по составу существительное: котенок. Попробуйте определить от какого слова оно образовано.

Котёнок радуется солнечному дню.

Обменяйтесь, пожалуйста, листочками с соседом по парте. А теперь маленький сюрприз : переверните листок с предложением и Вам откроются правильные ответы! Если все задания выполнены верно - поставьте себе "+", если же допущены ошибки - "-"

Открывают тетради и записывают дату. Переписав предложение, приступают к выполнению заданий. Проверяют друг друга в паре. Ставят значок об успешности /неуспешности выполнения.

4. Открытие нового знания

Давайте подумаем, почему же я попросила определить, от какого слова образовано существительное "котенок"? Как вы думаете, это связано с названием новой темы?

Конечно же, мы с Вами будем рассматривать суффиксы и их значения.

Давайте попробуем определить цель урока и понять, чему мы должны научиться на уроке

Открываем учебник на странице 50 и читаем правило о суффиксе. Для чего нам в словах нужны суффиксы? Мы их к слову добавляем просто так или всё же они что-то значат?

Сегодня нам с Вами важно понять значение уменьшительно - ласкательных суффиксов. Ведь недаром я начала урок со слова: "ребятёнки". Это было введение в нашу сегодняшнюю тему. Запись уменьшительно-ласкательных суффиксов и их значений. Теперь давайте проведём параллель между моим приветствием и предложением, которое было дано Вам для работы в парах. Какое слово в нём имеет похожий суффикс?

Верно, котёнок! В единственном числе какой суффикс мы видим? А во множественном? На что указывают суффиксы - онок, - енок?

Правильно ли я употребила суффикс в отношении Вас?


Дают ответы на поставленные вопросы. Задумываются над названием и дают ответы. Большинство догадываются, как будет звучать тема урока и её цели.

Дают ответы на вопросы. Записывают суффиксы и их значения.

5. Применение полученных знаний

У каждого на столе лежит карточка с фрагментом произведения Маяковского: "Что такое хорошо и что такое плохо". Ваша задача: прочитать данный Вам текст и найти слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом, который укажет нам на детёныша животного.


Слушают задание, записывают в тетрадь слово "свинёнок", задают вопросы.

6. Рефлексия

Из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что каждая часть слова по-своему важна. Один только суффикс способен внести коррективы в значение слова. Сегодня мы с Вами прошли суффиксы с уменьшительно - ласкательным значением.

Слушают учителя, соглашаются с предложением.

7. Домашнее задание

Прочитать стихотворение Маяковского "Шумики, шумы и шумищи". Найти в нём слово с уменьшительно - ласкательным суффиксом и попытаться определить его значение.

Спасибо за работу, до свидания!

Заполняют лист самооценки. Записывают домашнее задание, уточняют его, прощаются с учителем.



Для проверки знаний детям пятых классов предлагалось найти в стихотворении Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» существительное, в котором присутствует уменьшительно-ласкательный суффикс.

Все дети справились с заданием и нашли слово «свинёнок». Поначалу дети даже и не заметили подвоха в слове, но в течение урока многие начали задумываться. Словообразовательный суффикс «ёнок» уже автоматически воспринимается учащимися, как указатель на детёныша. В данной же ситуации было задание с подвохом. Все поняли, что речь идёт о детёныше свина, но забыли, что название у него звучит иначе. Обучающиеся отметили, что, если бы не вчитались в текст более детально, то даже и не увидели бы подмены слов.


  • В седьмом классе дети приступают к изучению новой для себя части речи - причастию. Чтобы детально разобраться в ней, нужно комплексно подходить к изучению. В этот комплекс обязательно должны входить морфемный и словообразовательный разборы. Они помогут ученикам понять, как и с помощью каких словообразовательных единиц появилось причастие. Найти примеры не совсем стандартных причастий можно в поэтическом тексте В.В. Маяковского. Это поможет детям в уклоне поиска причастий именно по суффиксам, а не просто по смыслу.


1   2   3   4   5   6

Цель: улучшить навыки словообразовательного и морфемного разборов, углубить знания о причастии, повторить суффиксы причастий

Задачи:

  • Познавательная: закрепить понятие "причастие", научиться находить причастие по суффиксу в совокупности с вопросом и смыслом, улучшить навыки разборов,понять, как строится словообразовательная цепочка

  • Развивающая: обучиться делать выводы на основе прочитанного и услышанного; справляться с поставленными задачами

  • Воспитательная: способность работать как индивидуально, так и внутри коллектива

Планируемые результаты:

1. Личностные:

  • умение анализировать свою деятельность на уроках русского языка;

  • стимул к детальному изучению слов

2. Предметные:

  • развитие навыка анализа произведения

  • умение обобщать полученную от учителя информацию

  • умение образовать причастие от глагола

  • с помощью словообразовательной цепочки доходить до слова, от которого образовано причастие

3. Метапредметные:

самостоятельное определение целей и задач своего обучения

умение грамотно и доступно донести свою мысль до одноклассников

развитие навыка работы с информацией и её интерпретацией.

Ход урока

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

1.Организационный

Приветствие класса: Добрый день! Мы с Вами уже успели познакомиться с темой “причастие”. Сегодня нам нужно будет эти знания укрепить и обобщить все суффиксы, которые участвуют в образовании причастий

Усаживаются на свои места, проверяют свою подготовку к уроку.

Слушают учителя

2. Актуализация ранее усвоенных знаний

1.Фронтальный опрос обучающихся (отличия страдательных причастий от действительных, перечисление суффиксов)

2. Разминка

1.Поднимают руки и дают ответы на вопросы

2.Внимательно слушают, вспоминают ранее усвоенное, смотрят на записи в тетради, отвечают на вопросы.

3. Закрепление ранее изученного материала

Чтобы проверить нашу готовность к обобщению и закреплению темы, давайте сделаем предложенные вам задания. Перед Вами две колонки словосочетаний, взятых из произведений Маяковского, нужно найти причастие и определить, в каком из них причастие совершает действие не само, а под чужим влиянием? Кто или что заставляет причастие «страдать»? Во всех ли словосочетаниях колонки действие, которое испытывает предмет со стороны, имеет отрицательное значение? Выпишите себе в тетради суффиксы страдательных и действительных причастий.(1 колонка - отяжелевшему глазу; обгорающим ртом; из горящего здания; трясущимся людям; умерших слов. 2 колонка - женщины, истрёпанные, как пословица; глаза наслезнённые; сжигаемая трава; гонимые окружающими)

Затем сверьте свои записи с записями соседа по парте, проверьте друг друга!

Записывают ответы в тетрадях. Проверяют друг друга в паре.

4. Открытие нового знания

Все ли причастия из задания Вам были понятны? Есть ли нестандартные среди них? Удалось ли с помощью суффиксов их быстро определить? Да, некоторые причастия действительно образованы от “окказионализмов”. Давайте запишем себе определение этого термина. Как мы с вами убедились, действительные и страдательные причастия имеют разные суффиксы. Они указывают не только на вид причастия, но ещё и на его время. Давайте разберёмся, какие суффиксы относятся к прошедшему времени, а какие к настоящему. Подумайте, почему же у причастия не может быть будущего времени?

Запись правила из учебника


Дают ответы на поставленные вопросы. Дают ответы на вопросы. Записывают правило.

5. Применение полученных знаний

Мы с Вами уже затронули тему “окказионализмы” . Давайте применим наши знания в причастиях и их словообразовательных цепочках. Мы уже закрепили суффиксы, значит сможем более детально рассмотреть слово “опожаренный” из стихотворения Маяковского “Лиличка”. (“царственный ляжет в опожаренном песке”)

Мы знаем, что причастия образовываются от глаголов с помощью суффиксов, давайте запишем первое слово в цепочке. К доске по желанию выходят ученики и записывают по одному слову, пока не дойдут до существительного “пожар”

Слушают учителя, записывают в тетрадь словообразовательную цепочку, высказывают своё мнение насчёт слов, по желанию выходят к доске.

6. Рефлексия

Из всего вышесказанного к какому выводу мы приходим? Что нового вы узнали? Было ли вам интересно работать с поэтическим текстом?

Важны ли суффиксы в определении причастий? Все ли причастия легко определить? Можно ли не зная смысла слова, понять, что оно является именно причастием?.

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

7. Домашнее задание

На литературе вы сейчас проходите произведение “Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче”. Ваша задача: найти в этом тексте причастия, записать их к себе в тетради, над причастиями указать залог и время.

Спасибо за работу, до свидания!

Записывают домашнее задание, уточняют его, прощаются с учителем.


  • В шестом классе обучающиеся проходят тему “Дефисное и слитное написание сложных прилагательных”. Детям нужно научиться применять правило, связанное со слитным и дефисным написанием сложных прилагательных

  • Цель: Сформировать у обучающихся новый способ действий, который включит в себя понятия и алгоритмы словообразования сложных прилагательных

Задачи:

  • Познавательная: научиться выделять главное в тексте, использовать алгоритм в своей работе на уроке; уметь искать слова, подходящие к правилу,

  • Развивающая: обучиться делать выводы на основе прочитанного и услышанного; справляться с поставленными задачами; уметь самостоятельно формулировать тему урока,

  • Воспитательная: способность работать как индивидуально, так и внутри коллектива; развитие интереса как к русскому языку в целом, так и к предмету в частности

Планируемые результаты:

1. Личностные:

  • умение анализировать свою деятельность на уроках русского языка;

  • стимул к детальному изучению слов

2. Предметные:

  • развитие навыка анализа произведения

  • умение обобщать полученную от учителя информацию

  • умение образовать из двух простых слов одно сложное

  • запоминание правила и умение его применять в правописании сложных слов

3. Метапредметные:

самостоятельное определение целей и задач своего обучения

умение грамотно и доступно донести свою мысль до одноклассников

развитие навыка работы с информацией и её интерпретацией