Файл: Формирование дидактических материалов для лингвистического анализа поэтического текста на уроках русского языка.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Этап углубления понятия. Благодаря этому этапу дети обогащают понятие новыми признаками. Для этого этапа я также предлагаю взять отрывки из стихотворений Маяковского, чтобы показать детям различия синтаксических функций имени существительного. На примерах можно показать основные и второстепенные синтаксические функции. Можно взять короткое произведение “Лунная ночь” В нём мы можем увидеть основные синтаксические функции (Луна - подлежащее; ложкой - дополнение) и второстепенные (в воздухе - обстоятельство; звёзд - определение)
Поэт использует лексику разговорного стиля, просторечные слова («издерется» рот, двери «заляскали», «изрыгает», «глаза выкачу»). В передаче любовного чувства тоже используется часто разговорная лексика, но низкие слова становятся поэтическими («Мама! Ваш сын прекрасно болен...»).
2.2. Изучение словообразования Маяковского на уроках русского языка
Словообразование – привычная тема на уроках русского языка, которая сопровождает школьников среднего звена из года в год. Раздел «Словообразование» даёт детям возможность понять, от каких основ и с помощью чего в нашем языке появляются новые слова. Отследить этот процесс бывает достаточно трудно, но, благодаря глубокому и детальному анализу всё встаёт на свои места. Многие ученики начинают замечать способы словообразования буквально во всех текстах, размещенных в учебниках русского языка и литературы. Под каждый способ словообразования можно найти пример в текстах Маяковского. Именно его словотворчество пестрит примерами добавления префиксов и суффиксов. На его примерах можно отследить значения приставок и суффиксов. Отлично подойдут стихотворения Маяковского и для разработок уроков русского языка.
-
К примеру, в 5 классе идёт повторение темы: Уменьшительно - ласкательные суффиксы и их значения. К ней можно приурочить анализ поэтического текста. Предлагаю ко вниманию разработку урока русского языка в 5 классе с применением текста Маяковского.
Цель
: Обозначить понятие суффикса, научиться самостоятельно находить его в словах.
Задачи:
• Познавательная: освоить термин «суффикс», научиться находить в словах суффиксы самостоятельно, на примере сравнения с другими словами научиться определять их смысл для словопостроения
• Развивающая: обучиться делать выводы на основе прочитанного и услышанного; уметь находить слова, которые употребляются с суффиксами в конкретном контексте.
• Воспитательная: улучшение мотива для учебной деятельности, способность работать как индивидуально, так и внутри коллектива.
Планируемые результаты:
1. Личностные:
• умение анализировать свою деятельность на уроках русского языка;
• повышение учебной мотивации за счёт элемента «конкуренции» между одноклассниками
• стимул к детальному изучению слов и их способов словообразования
2. Предметные:
• развитие навыка анализа произведения и его систематизация
• умение обобщать полученную от учителя информацию
• самостоятельное проведение параллелей между суффиксами и их значением
3. Метапредметные:
• самостоятельное определение целей и задач своего обучения
• умение грамотно и доступно донести свою мысль до одноклассников
• развитие навыка работы с информацией и её интерпретации
Ход урока
Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся |
1.Организационный | Приветствие класса: Добрый день, ребятёнки! Присаживайтесь, пожалуйста, на свои места. | Усаживаются на свои места, проверяют свою подготовку к уроку. Многие начинают интересоваться: "А почему же ребятёнки?". |
2. Актуализация ранее усвоенных знаний | 1.На прошлом уроке мы познакомились с очень важным разделом языка. С каким же? 2. Теперь давайте подумаем и вспомним, с какими понятиями мы "подружились" на предыдущих уроках русского языка? 3.Наше путешествие продолжится и сегодня. Для начала давайте кратко перечислим все самые важные для нас понятия | 1.Поднимают руки и дают ответ: «Морфемика" 2.Раздаются ответы, которые включают в себя все части слова. 3.Внимательно слушают, вспоминают ранее усвоенное, смотрят на записи в тетради, отвечают на вопросы. |
3. Закрепление ранее изученного материала | Чтобы проверить нашу готовность к изучению следующей темы, давайте сделаем предложенные вам задания. На столы заранее разложены карточки с предложением. Ваша задача: выделить подлежащее и сказуемое, а также разобрать по составу существительное: котенок. Попробуйте определить от какого слова оно образовано. Котёнок радуется солнечному дню. Обменяйтесь, пожалуйста, листочками с соседом по парте. А теперь маленький сюрприз : переверните листок с предложением и Вам откроются правильные ответы! Если все задания выполнены верно - поставьте себе "+", если же допущены ошибки - "-" | Открывают тетради и записывают дату. Переписав предложение, приступают к выполнению заданий. Проверяют друг друга в паре. Ставят значок об успешности /неуспешности выполнения. |
4. Открытие нового знания | Давайте подумаем, почему же я попросила определить, от какого слова образовано существительное "котенок"? Как вы думаете, это связано с названием новой темы? Конечно же, мы с Вами будем рассматривать суффиксы и их значения. Давайте попробуем определить цель урока и понять, чему мы должны научиться на уроке Открываем учебник на странице 50 и читаем правило о суффиксе. Для чего нам в словах нужны суффиксы? Мы их к слову добавляем просто так или всё же они что-то значат? Сегодня нам с Вами важно понять значение уменьшительно - ласкательных суффиксов. Ведь недаром я начала урок со слова: "ребятёнки". Это было введение в нашу сегодняшнюю тему. Запись уменьшительно-ласкательных суффиксов и их значений. Теперь давайте проведём параллель между моим приветствием и предложением, которое было дано Вам для работы в парах. Какое слово в нём имеет похожий суффикс? Верно, котёнок! В единственном числе какой суффикс мы видим? А во множественном? На что указывают суффиксы - онок, - енок? Правильно ли я употребила суффикс в отношении Вас? | Дают ответы на поставленные вопросы. Задумываются над названием и дают ответы. Большинство догадываются, как будет звучать тема урока и её цели. Дают ответы на вопросы. Записывают суффиксы и их значения. |
5. Применение полученных знаний | У каждого на столе лежит карточка с фрагментом произведения Маяковского: "Что такое хорошо и что такое плохо". Ваша задача: прочитать данный Вам текст и найти слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом, который укажет нам на детёныша животного. | Слушают задание, записывают в тетрадь слово "свинёнок", задают вопросы. |
6. Рефлексия | Из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что каждая часть слова по-своему важна. Один только суффикс способен внести коррективы в значение слова. Сегодня мы с Вами прошли суффиксы с уменьшительно - ласкательным значением. | Слушают учителя, соглашаются с предложением. |
7. Домашнее задание | Прочитать стихотворение Маяковского "Шумики, шумы и шумищи". Найти в нём слово с уменьшительно - ласкательным суффиксом и попытаться определить его значение. Спасибо за работу, до свидания! | Заполняют лист самооценки. Записывают домашнее задание, уточняют его, прощаются с учителем. |
Для проверки знаний детям пятых классов предлагалось найти в стихотворении Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» существительное, в котором присутствует уменьшительно-ласкательный суффикс.
Все дети справились с заданием и нашли слово «свинёнок». Поначалу дети даже и не заметили подвоха в слове, но в течение урока многие начали задумываться. Словообразовательный суффикс «ёнок» уже автоматически воспринимается учащимися, как указатель на детёныша. В данной же ситуации было задание с подвохом. Все поняли, что речь идёт о детёныше свина, но забыли, что название у него звучит иначе. Обучающиеся отметили, что, если бы не вчитались в текст более детально, то даже и не увидели бы подмены слов.
-
В седьмом классе дети приступают к изучению новой для себя части речи - причастию. Чтобы детально разобраться в ней, нужно комплексно подходить к изучению. В этот комплекс обязательно должны входить морфемный и словообразовательный разборы. Они помогут ученикам понять, как и с помощью каких словообразовательных единиц появилось причастие. Найти примеры не совсем стандартных причастий можно в поэтическом тексте В.В. Маяковского. Это поможет детям в уклоне поиска причастий именно по суффиксам, а не просто по смыслу.
1 2 3 4 5 6
Цель: улучшить навыки словообразовательного и морфемного разборов, углубить знания о причастии, повторить суффиксы причастий
Задачи:
-
Познавательная: закрепить понятие "причастие", научиться находить причастие по суффиксу в совокупности с вопросом и смыслом, улучшить навыки разборов,понять, как строится словообразовательная цепочка -
Развивающая: обучиться делать выводы на основе прочитанного и услышанного; справляться с поставленными задачами -
Воспитательная: способность работать как индивидуально, так и внутри коллектива
Планируемые результаты:
1. Личностные:
-
умение анализировать свою деятельность на уроках русского языка; -
стимул к детальному изучению слов
2. Предметные:
-
развитие навыка анализа произведения -
умение обобщать полученную от учителя информацию -
умение образовать причастие от глагола -
с помощью словообразовательной цепочки доходить до слова, от которого образовано причастие
3. Метапредметные:
• самостоятельное определение целей и задач своего обучения
• умение грамотно и доступно донести свою мысль до одноклассников
• развитие навыка работы с информацией и её интерпретацией.
Ход урока
Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся |
1.Организационный | Приветствие класса: Добрый день! Мы с Вами уже успели познакомиться с темой “причастие”. Сегодня нам нужно будет эти знания укрепить и обобщить все суффиксы, которые участвуют в образовании причастий | Усаживаются на свои места, проверяют свою подготовку к уроку. Слушают учителя |
2. Актуализация ранее усвоенных знаний | 1.Фронтальный опрос обучающихся (отличия страдательных причастий от действительных, перечисление суффиксов) 2. Разминка | 1.Поднимают руки и дают ответы на вопросы 2.Внимательно слушают, вспоминают ранее усвоенное, смотрят на записи в тетради, отвечают на вопросы. |
3. Закрепление ранее изученного материала | Чтобы проверить нашу готовность к обобщению и закреплению темы, давайте сделаем предложенные вам задания. Перед Вами две колонки словосочетаний, взятых из произведений Маяковского, нужно найти причастие и определить, в каком из них причастие совершает действие не само, а под чужим влиянием? Кто или что заставляет причастие «страдать»? Во всех ли словосочетаниях колонки действие, которое испытывает предмет со стороны, имеет отрицательное значение? Выпишите себе в тетради суффиксы страдательных и действительных причастий.(1 колонка - отяжелевшему глазу; обгорающим ртом; из горящего здания; трясущимся людям; умерших слов. 2 колонка - женщины, истрёпанные, как пословица; глаза наслезнённые; сжигаемая трава; гонимые окружающими) Затем сверьте свои записи с записями соседа по парте, проверьте друг друга! | Записывают ответы в тетрадях. Проверяют друг друга в паре. |
4. Открытие нового знания | Все ли причастия из задания Вам были понятны? Есть ли нестандартные среди них? Удалось ли с помощью суффиксов их быстро определить? Да, некоторые причастия действительно образованы от “окказионализмов”. Давайте запишем себе определение этого термина. Как мы с вами убедились, действительные и страдательные причастия имеют разные суффиксы. Они указывают не только на вид причастия, но ещё и на его время. Давайте разберёмся, какие суффиксы относятся к прошедшему времени, а какие к настоящему. Подумайте, почему же у причастия не может быть будущего времени? Запись правила из учебника | Дают ответы на поставленные вопросы. Дают ответы на вопросы. Записывают правило. |
5. Применение полученных знаний | Мы с Вами уже затронули тему “окказионализмы” . Давайте применим наши знания в причастиях и их словообразовательных цепочках. Мы уже закрепили суффиксы, значит сможем более детально рассмотреть слово “опожаренный” из стихотворения Маяковского “Лиличка”. (“царственный ляжет в опожаренном песке”) Мы знаем, что причастия образовываются от глаголов с помощью суффиксов, давайте запишем первое слово в цепочке. К доске по желанию выходят ученики и записывают по одному слову, пока не дойдут до существительного “пожар” | Слушают учителя, записывают в тетрадь словообразовательную цепочку, высказывают своё мнение насчёт слов, по желанию выходят к доске. |
6. Рефлексия | Из всего вышесказанного к какому выводу мы приходим? Что нового вы узнали? Было ли вам интересно работать с поэтическим текстом? Важны ли суффиксы в определении причастий? Все ли причастия легко определить? Можно ли не зная смысла слова, понять, что оно является именно причастием?. | Слушают учителя, отвечают на вопросы. |
7. Домашнее задание | На литературе вы сейчас проходите произведение “Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче”. Ваша задача: найти в этом тексте причастия, записать их к себе в тетради, над причастиями указать залог и время. Спасибо за работу, до свидания! | Записывают домашнее задание, уточняют его, прощаются с учителем. |
-
В шестом классе обучающиеся проходят тему “Дефисное и слитное написание сложных прилагательных”. Детям нужно научиться применять правило, связанное со слитным и дефисным написанием сложных прилагательных -
Цель: Сформировать у обучающихся новый способ действий, который включит в себя понятия и алгоритмы словообразования сложных прилагательных
Задачи:
-
Познавательная: научиться выделять главное в тексте, использовать алгоритм в своей работе на уроке; уметь искать слова, подходящие к правилу, -
Развивающая: обучиться делать выводы на основе прочитанного и услышанного; справляться с поставленными задачами; уметь самостоятельно формулировать тему урока, -
Воспитательная: способность работать как индивидуально, так и внутри коллектива; развитие интереса как к русскому языку в целом, так и к предмету в частности
Планируемые результаты:
1. Личностные:
-
умение анализировать свою деятельность на уроках русского языка; -
стимул к детальному изучению слов
2. Предметные:
-
развитие навыка анализа произведения -
умение обобщать полученную от учителя информацию -
умение образовать из двух простых слов одно сложное -
запоминание правила и умение его применять в правописании сложных слов
3. Метапредметные:
• самостоятельное определение целей и задач своего обучения
• умение грамотно и доступно донести свою мысль до одноклассников
• развитие навыка работы с информацией и её интерпретацией