Файл: Формирование дидактических материалов для лингвистического анализа поэтического текста на уроках русского языка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Ход урока

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

1.Организационный

Приветствие класса: Добрый день, ребята! Поднимите руки, кто из вас хотел бы в будущем стать рыболовом? А кто лежебокой? Чем занимается рыболов, а чем лежебока? Вспомнили, с какой темой связаны эти два слова? Верно, сложные существительные, но сложными могут быть также и прилагательные. Образуйте устно из существительного рыболов прилагательное. Верно, рыболовный. Сегодня на уроке разберёмся и в написании таких слов

Усаживаются на свои места, проверяют свою подготовку к уроку. Отвечают на вопросы

2. Актуализация ранее усвоенных знаний

Мы проходим с Вами раздел прилагательное. Для начала давайте кратко перечислим все самые важные понятия, которые мы уже изучили. Существительное было уже пройдено, но давайте всё же вспомним написание сложных имён существительных. В первом полугодии мы уже сталкивались со слитным и дефисным написанием имён существительных. Некоторые правила нам пригодятся и для прилагательного.

Внимательно слушают, вспоминают ранее усвоенное, смотрят на записи в тетради, отвечают на вопросы.

3. Закрепление ранее изученного материала

Открываем тетради, записываем дату и тему урока. Все догадались как она будет звучать? Чтобы проверить нашу готовность к изучению следующей темы, давайте сделаем предложенные вам задания. На столы заранее разложены карточки с существительными, Вам нужно понять и объяснить написание сложных имён существительных (юго-запад; северо-запад; контр-адмирал; Санкт-Петербург;) Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверьте правильность выполнения задания и карандашом оцените работу. Попробуйте устно образовать прилагательные от этих существительных. Как вы думаете изменится ли написание слов при смене части речи?

Открывают тетради и записывают дату. Переписав предложение, приступают к выполнению заданий. Проверяют друг друга в паре. Ставят значок об успешности /неуспешности выполнения.

4. Открытие нового знания

Давайте прочитаем правила из учебника. Всё ли Вам понятно? Мы с Вами уже узнали базу, по которой будем работать на этом уроке. Теперь нам нужно записать правила в тетради для лучшего запоминания. Открываем учебники на странице 35 и выписываем себе правило, пытаясь параллельно его запомнить.


Читают, задают вопросы, если что-то вызывает сомнения. Записывают теоретическую базу себе в тетради

5. Применение полученных знаний

На каждой парте лежит распечатка с отрывками из произведений Маяковского, давайте сначала прочитаем их вслух, кто желает? Теперь наша задача выписать себе прилагательные из отрывков стихотворений Маяковского и постараться применить подходящее правило к их написанию (“Идем дальше.

Мое пребывание небом не считано,

и я от зорь его,

от ветра, от зноя окрасился весь небесно-защитное –

тело лазоревосинесквозное ”; “Эскадры

верблюдокорабледраконьи.

Плывут.

Иззолочены солнечным Крезом”; Непроезженные выли степи,и Урал орал непроходимолесый”)

Получилось ли найти все прилагательные? Теперь давайте сопоставим каждое с правилом написания. Есть ли сложные слова, состоящие из более двух простых слов?


Слушают задание, записывают в тетради слова. Отвечают на вопросы. Думают, какие правила подходят под каждое конкретное слово.

6. Рефлексия

Давайте подытожим. Что понравилось Вам сегодня на уроке? Что вы узнали? Понравилось ли Вам искать нужные Вам примеры в поэтическом тексте? Хотели ли бы вы чаще брать для анализа на русском языке поэтические тексты?

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

7. Домашнее задание

Мы с Вами в полной мере освоили раздел “Имя прилагательное” Ваша задача: подготовиться к контрольной работе!

Спасибо за работу, до свидания!

Записывают домашнее задание, уточняют его, прощаются с учителем.



1   2   3   4   5   6

Выводы:

  1. Разработанные уроки можно применять в школьной практике.

Так же они помогут профессионально-педагогическому совершенствованию учителя и качеству подготовки по филологическим дисциплинам. Материал доступен для понимания и соответствует возрасту школьников.

Применяются разнообразные методы усвоения материала

  1. На уроках выполняются учащимися творческие работы,

например, создание собственного словаря устаревших слов, составление

кроссвордов, визуализация и другие. Они заполняют лакуны и обогащают

словарный запас, способствуют развитию языковых

способностей, пробуждают творческий интерес.

  1. Для углублённого понимания школьниками некоторых тем из курса русского языка подходят слова, смысловой нагрузки которой дети не понимают, упор будет сделан именно на морфемы, которые вносят различный смысл в то или иное слово.

  2. С помощью лингвистического анализа в школе на уроках русского языка выявляются языковые средства, благодаря которым возможна передача идейного и эстетического содержания произведения, как фрагментарно, так и в целом.

  3. Скучное и однообразное прохождение тем на уроках русского языка влечёт за собой посредственное отношение к предмету. В наших силах разнообразить ход урока и включить в него тексты, с которыми ученики ещё не сталкивались для того, чтобы разнообразить уроки и внести в них долю новизны

  4. Осознанное чтение фрагментов стихотворений помогает им более детально прочувствовать русский язык и его особенности в каждом конкретном отрывке. Лингвистический анализ способствует делать акценты на конкретные слова с учётом речевой задачи.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Языковая система подвижна и статична одновременно. Подвижность языковой системы 
видна в первую очередь на лексическом уровне, который находится под большим воздействием экстралингвистических факторов. Встречающиеся коммуникативные помехи связаны с меняющейся действительностью, что неизбежно влечет за собой изменения в языковой системе на лексическом уровне, так как это наиболее подвижный и подверженный внеязыковым факторам уровень языка.

В данном исследовании мы отобрали и прокомментировали лексические единицы в произведениях В.В. Маяковского, которые помогут нам в изучении конкретных тем на уроках русского языка. Стихотворения Маяковского подойдут для изучения приставок, которые вносят дополнительный смысл в слова, окказионализмы, которые можно представить детям для более детального изучения как конкретного отдельного слова, так и части речи в целом.

В школе изучение текстов Маяковского редко относят к урокам русского языка, делая больший уклон именно на литературу. Исследование показывает, что изучать стихотворения не только можно, но и нужно на уроках русского языка. Дети познакомятся со словами, которые им раньше не встречались, обогатят свой словарный запас, смогут искать нужные им слова в текстах различных по значению.

Лингвистический анализ является частью филологического анализа,

его начальным этапом и подготовкой к литературоведческому анализу, он

призван исключить коммуникативные помехи, дать начальное

представление об авторском замысле, подготавливает учащихся к более

глубокому этапу анализа произведения – литературоведческому.

Включение лингвистического анализа необходимо в школьной практике и для обогащения словарного запаса школьников, позволяет

научить детей понимать произведение, более глубоко проникать в


языковую систему и развивать языковое чутье, прививать любовь к языку.

Развитие речи способствует развитию мыслительных процессов: логика,

концептуальное мышление, память.

Хотелось бы еще раз упомянуть, что использование элементов

лингвистического анализа на уроках русского языка и литературы позволяет нам определять характерные особенности языка писателя и то, как, для чего употребляются языковые единицы. Метод синтезирует уже имеющиеся знания по филологическим дисциплинам. Анализ элементов языковой системы способствует развитию связной речи школьников. Учащиеся не всегда видят разнообразие способов выражения, часто испытывают затруднения в определении их функций, поэтому задача учителя состоит в том, чтобы направить ученика, подсказать ему и объяснить при

необходимости возникшие затруднения. Учитель должен стремиться к тому, чтобы для школьника каждый урок был «открытием», тогда сформируется положительная мотивация к изучению русского языка как учебного предмета.
Список использованной литературы


  1. Адаскина А.А. Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности // Вопросы психологии. 1999, № 6. - С. 101-109.




  1. Алферов А.Д. Родной язык в средней школе. М., 1911.




  1. Амонашвили Ш.А. Единство цели: Пособие для учителя. М.:1. Просвещение, 1967.-208.




  1. Ананьев Б.Г. Сенсорно-перцептивная организация человека. // Познавательные процессы: ощущения, восприятие. / Под ред. А.В. Запорожца




  1. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. 2-е изд., испр. - М.: Языки русской культуры, 1999. 1 - ХУ, 896 с.




  1. Ахтырская Е.Н. Роль тропов в развитии речи учащихся начальных классов. / Автореферат дис. на соискание учен. степ. канд. пед. наук. -М., 1998г.




  1. Ачкасов В.А. От образа языкового к художественному. М.: Русский язык в школе, №3, 2005г.